по иску Поливановой М.В. о взыскании вреда, причиненного незаконными действиями ответчика, компенсации морального вреда, признании права на получение легкового автомобиля как льготной категории граждан и обязании обеспечения легковым автомобилем



Дело №2-227/2011 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 сентября 2011 года п.Чернянка

Чернянский районный суд Белгородской области в составе председательствующего судьи Тонких Н.С.,

при секретаре Мирошниковой Т.С.,

с участием представителя истца Поливановой М.В. по доверенности Поливанова А.И., представителя ответчика Администрации муниципального района «***» Белгородской области по доверенности Жуковой А.В., в отсутствие истца Поливановой М.В., о времени и месте слушания дела уведомленной своевременно и надлежащим образом, просившей о рассмотрении дела в ее отсутствие,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Поливановой М.В. к Администрации муниципального района «***» Белгородской области о взыскании вреда, причиненного незаконными действиями ответчика, компенсации морального вреда, признании права на получение легкового автомобиля как льготной категории граждан и обязании обеспечения легковым автомобилем,

установил:

Поливанова М.В. является бывшей ***. Решением суда от 16.06.2011 г. за Поливановой было признано право на меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем независимо от материального положения. Поливанова была восстановлена в очереди граждан, нуждающихся в жилых помещениях от 00.00.0000 г.

Поскольку Поливанова была снята с очереди на получение жилья незаконно, она в ноябре 2010 г. не получила денежную субвенцию на приобретение жилья. Стоимость квартиры по сравнению с 2010 г. увеличилась, в связи с чем она считает, что по вине администрации *** ей был причинен вред на сумму 290000 рублей. Кроме того, Поливанова считает, что в связи с незаконными действиями Администрации *** ей были причинены нравственные страдания. Компенсацию морального вреда оценивает в 10000 рублей. В соответствии с Правилами предоставления легковых автомобилей за счет средств федерального бюджета отдельным категориям инвалидов, которые на 1 января 2005 г. состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов РФ для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 г. №670, в 2008 г. предоставлялись легковые автомобили, в том числе инвалидам из числа бывших ***. Поливанова считает, что она имеет право воспользоваться всеми мерами социальной поддержки, в том числе и получить легковой автомобиль.

Дело инициировано иском Поливановой М.В., которая просит взыскать с администрации *** вреда, причиненного незаконными действиями администрации *** в размере 290000 рублей; компенсацию морального вреда, причиненного незаконными действиями ответчика в размере 10000 рублей; признать за ней право на получение легкового автомобиля в соответствии с п.2 Правил предоставления легковых автомобилей за счет средств федерального бюджета отдельным категориям инвалидов, которые на 1 января 2005 г. состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов РФ для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 г. №670; обязать ответчика обеспечить легковым автомобилем в соответствии с указанными Правилами.

В судебном заседании представитель истца Поливанов А.И. исковые требования Поливановой М.В. поддержал в полном объеме по изложенным основаниям.

Представитель ответчика Администрации *** Жукова А.В. исковые требования Поливановой не признала в полном объеме.

Суд, выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, выслушав свидетелей, считает исковые требования истца не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

В судебном заседании достоверно установлено, что решением суда от 16.06.2011 г. за Поливановой М.В., как бывшей ***, признано право на меры социальной поддержки, предусмотренные п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона РФ «О ветеранах» в виде обеспечения жильем независимо от имущественного положения. На администрацию муниципального района «***» Белгородской области возложена обязанность восстановить Поливанову М.В. в очереди граждан, нуждающихся в жилых помещениях от 00.00.0000 г. (ранее под №50) (л.д.9-10).

В соответствии со ст.23.2 ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст.ст.14-15,17-19,21 ФЗ категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов РФ по обеспечению жильем определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту РФ, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ.

Согласно Положения министерства регионального развития РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.01.2005 г., таким органом является Министерство регионального развития РФ, которое согласно пп.5.2.6 самостоятельно принимает акты об определении стоимости 1 кв.м. жилья, используемой при расчете средств федерального бюджета, направляемых на приобретение жилья для удовлетворения государственных нужд.

Размер предоставляемых субсидий постоянно индексируется в соответствии с увеличением среднерыночной стоимостью 1 квадратного метра по субъекту РФ.

Согласно Приказа Министерства регионального развития РФ от 30.09.2010 г. №438 «О средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам РФ на четвертый квартал 2010 г.» - в четвертом квартале 2010 г. размер субсидий составил 925200 рублей (из расчета 25700 р. за 1 кв.м. по Белгородской области, при норме жилья 36 кв.м. (норма площади установлена ст.23.2 ФЗ «О ветеранах»).

Согласно Приказа Министерства регионального развития РФ от 21.01.2011 г. №10 «О нормативе стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на первое полугодие 2011 года и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам РФ на первый квартал 2011 г.» - в первом квартале 2011 г. размер субсидий составил 972000 рублей (из расчета 27000 р. за 1 кв.м. по Белгородской области, при норме жилья 36 кв.м.).

Приказом Министерства регионального развития РФ от 23.06.2011 г. №299 «О нормативе стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на второе полугодие 2011 года и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам РФ на третий квартал 2011 г.» - в третьем квартале 2011 г. размер субсидий составил 990000 рублей (из расчета 27500 р. за 1 кв.м. по Белгородской области, при норме жилья 36 кв.м.).

В судебном заседании представитель истца Поливанов подтвердил, что на дату судебного рассмотрения Поливанова М.В. получила субсидию именно в размере 00 рублей.

Таким образом, полученная истцом субсидия на 00 рублей больше, чем размер субсидии, предоставленный лицам, состоящим на очереди на получение жилья, в четвертом квартале 2010 года.

В соответствии со ст.15 п.2 ГК РФ убытки – это расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Ни истцом, ни его представителем не предоставлено доказательств, подтверждающих, что Поливанова в 2010 г. имела возможность приобрести жилье за меньшую сумму (00 рублей), чем в 2011 году.

Предоставленное представителем истца газетное объявление не свидетельствует о реальном намерении Поливановой приобрести квартиру. Кроме того, исходя из пояснений представителя истца, Поливанова в 2010 г. намеревалась приобрести вторичное жилье.

В 2011 г. Поливанова купила новую квартиру, дом сдан в эксплуатацию 30.06.2011 г. (л.д.63).

Представленный истцом расчет убытком не может быть признан допустимым доказательством, поскольку сделан на основании индекса роста потребительских цен по Белгородской области (л.д.51 оборот).

Исходя из справки Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Белгородской области средние цены на вторичном рынке недвижимости по Белгородской области за 1 квадратный метр общей площади составили: в первом квартале 2010 г. – 35260 рублей; во втором квартале 2011 г. – 31445 рублей (л.д.51).

Следовательно, стоимость 1 квадратного метра общей площади вторичного жилья в 2011 году подешевел на 3815 рублей.

Согласно ст.151 ГК РФ моральный вред – это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права.

Поливанова связывает причинение ей морального вреда в связи с ущемлением ее материальных прав – нарушением права на получение субсидии на улучшение жилищных условий.

Оснований для взыскания компенсации морального вреда не имеется.

Согласно Постановления Правительства РФ от 12.09.2008 N 670 "О порядке предоставления легковых автомобилей и выплаты единовременной денежной компенсации за счет средств федерального бюджета инвалидам, которые на 1 января 2005 г. состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями" (вместе с "Правилами предоставления легковых автомобилей за счет средств федерального бюджета отдельным категориям инвалидов, которые на 1 января 2005 г. состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями", "Правилами выплаты единовременной денежной компенсации за счет средств федерального бюджета отдельным категориям инвалидов, которые на 1 января 2005 г. состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями", легковые автомобили предоставлялись за счет средств федерального бюджета инвалидам - гражданам Российской Федерации, которые проживают на территории Российской Федерации и которые на 1 января 2005 г. состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями, в том числе и инвалидам из числа бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны.

Исходя из положений указанных правовых актов, регулирующих в настоящее время вопросы обеспечения инвалидов, у которых право на получение транспортного средства возникло до 1 января 2005 г., одним из основных условий для предоставления инвалиду транспортного средства бесплатно или на льготных условиях является факт его постановки на соответствующий учет в органах социальной защиты населения субъекта Российской Федерации на 1 января 2005 г.

В судебном заседании установлено, что Поливанова до 1 января 2005 г. на учете для обеспечения легковым автомобилем на состояла, с заявлением на получение автомобиля не обращалась (л.д.48)

На Органы социальной защиты населения Администрации района не возлагалась обязанность извещения инвалидов о необходимости подачи заявления на получение легкового автомобиля. Данные вопросы были возложены на Органы социальной защиты населения субъектов РФ. При этом необходимо было заключение ВТЭК о наличии у инвалида медицинских показаний на получение автотранспорта. Данные обстоятельства подтвердили свидетели ФИО 1 и ФИО 2

Суд считает показания свидетелей достоверными, поскольку они не заинтересованы в исходе дела и сообщенные ими обстоятельства подтверждаются пояснениями представителя истца Поливанова, подтвердившего, что Поливанова М.В. не обращалась с заявлением на получение легкового автомобиля в Органы социальной защиты Белгородской области. Заключения ВТЭК о наличии показаний у Поливановой на получение автотранспорта не имелось на 2008 год, не имеется и в данный момент.

Поскольку Поливанова не состояла в очереди на бесплатное получение транспортного средства в органах социальной защиты населения до 1 января 2005 г., право на бесплатное получение транспортного средства у нее не возникло.

Представленные доказательства являются относимыми, допустимыми, не вызывают у суда сомнения в их достоверности и в совокупности полностью подтверждают обстоятельства истца, на которые он ссылается как на основание своих требований.

Суду не приведено ни одного факта и не представлено ни одного довода, чтобы суд пришел к иному выводу по данному делу.

Руководствуясь ст.192-199 ГПК РФ,

решил:

Исковые требования Поливановой М.В. признать необоснованными.

Поливановой М.В. в удовлетворении требований о взыскании с администрации *** вреда, причиненного незаконными действиями администрации *** в размере 290000 рублей; компенсации морального вреда, причиненного незаконными действиями ответчика в размере 10000 рублей; признании права на получение легкового автомобиля в соответствии с п.2 Правил предоставления легковых автомобилей за счет средств федерального бюджета отдельным категориям инвалидов, которые на 1 января 2005 г. состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов РФ для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 г. №670; обязании ответчика обеспечить легковым автомобилем в соответствии с указанными Правилами – отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме с подачей кассационной жалобы через Чернянский районный суд.

Судья Н.С.Тонких