Дело № 2-1038/10РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«20» декабря 2010 года г. Черняховск
Черняховский городской суд Калининградской области в составе:
председательствующего Пестовой М.А.
при секретаре Филипеня С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зинченко <данные изъяты> к ОВД по Черняховскому муниципальному району, Министерству Финансов РФ о взыскании компенсации морального вреда
У С Т А Н О В И Л :
Зинченко <данные изъяты> обратился в суд с иском к ОВД по Черняховскому муниципальному району и Министерству Финансов РФ о компенсации морального вреда, указав о том, что 13 января 1995 года был взят под стражу, а 28 апреля 1995 года осужден Черняховским городским судом по ст. 144 ч.2, 41 УК РФ к двум годам лишения свободы. 25 августа 1997 года он также был взят под стражу, а 19 ноября 1997 года осужден Черняховским городским судом по ст. 228 ч.3 п.»в»УК РФ к 3 годам лишения свободы. Находясь в СИЗО №1 г. Калининграда, он неоднократно доставлялся в ИВС при ОВД по Черняховскому муниципальному району, условия содержания в котором не соответствовали требованиям ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Так, в камерах было плохое освещение; не соблюдалась норма санитарной площади на одного задержанного; отсутствовало постельное белье, матрацы и подушки; отсутствовал санпропускник с камерой дезинфекции; при организации питания нарушались санитарные правила- кормили один раз в сутки, не предоставлялось индивидуальное спальное место, в камерах отсутствовали столы и стулья; стены камер покрыты раствором «шуба», в камерах присутствовали клопы и тараканы, не предоставлялась прогулка; отсутствовала вентиляция; камеры не оборудованы розетками; в камерах отсутствовали радиоточка и телевизоры; в штатном расписании отсутствовала должность медицинского работника; нарушались требования правил пожарной безопасности. Таким образом, ему причинялись физические и нравственные страдания, в связи с чем, просит взыскать в его пользу компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей за одни сутки содержания под стражей в ИВС.
Истец Зинченко <данные изъяты>., находящийся в настоящее время в Учреждении ФБУ ЛИУ № 5, просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Ответчик в лице представителя ОВД по Черняховскому муниципальному району Азаряна <данные изъяты>. иск не признал и пояснил, что ОВД по Черняховскому муниципальному району в силу ст. 1069,1071 ГК РФ является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу. Он также пояснил, что в ОВД по Черняховскому муниципальному району отсутствуют документы за период 1995-1997 годов, которые подтверждали бы факт нахождения Зинченко в ИВС при ОВД по Черняховскому муниципальному району. Каких-либо доказательств, свидетельствующих о причинении истцу нравственных страданий, он, по мнению представителя ОВД по Черняховскому муниципальному району, не представил. В то же время представитель ОВД по Черняховскому муниципальному району Азарян <данные изъяты> указал, что как в настоящее время, так и на момент содержания Зинченко <данные изъяты> под стражей, камеры ИВС оборудованы нарами, а не индивидуальным спальным местом; в камерах отсутствовали столы и стулья, нормы питания не соблюдались. В штатном расписании ИВС действительно отсутствовал медицинский работник, поскольку исходя из количества содержащихся под стражей лиц в ИВС, должность медицинского работника не предусмотрена. Дезинфекция камер регулярно производится сотрудниками ИВС. В 2007 году санитарным врачом МСЧ УВД Калининградской области проводилась проверка ИВС, в ходе которой был выявлен ряд нарушений требований ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Выявленные нарушения стали возможны по причине отсутствия должного финансирования.
Представитель ответчика - Министерства Финансов РФ в суд не явился, о слушании дела извещен. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, и дав им оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд находит иск подлежащим удовлетворению.
При обозрении уголовного дела № установлено, что ДД.ММ.ГГГГ следователем ОВД было возбуждено уголовное дело по факту хищения из комнаты контролеров АОЗТ «<данные изъяты>» телевизора «Шилялис» и куртки, принадлежащей ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ Следователем ОВД Черняховского района было возбуждено уголовное дело по факту хищения запасных частей автомобиля из гаража, принадлежащего гр. ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ по данным фактам был задержан Зинченко <данные изъяты>., а ДД.ММ.ГГГГ он был заключен под стражу. ДД.ММ.ГГГГ Зинченко <данные изъяты>. был осужден по ст. 144 ч.2 УК РФ к двум годам 6 месяцам лишения свободы с содержанием ВТК общего режима.
При обозрении судом уголовного дела № судом установлено, что Зинченко <данные изъяты> был задержан ДД.ММ.ГГГГ, а ДД.ММ.ГГГГ взят под стражу по обвинению в совершении преступления, предусмотренного ст. 228 ч. 3, п. «в» УК РФ. Приговором Черняховского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ Зинченко <данные изъяты>. был осужден по ст. 228 ч.3 п.»в» УК РФ к 3 годам лишения свободы. Уголовное дело было возбуждено следователем ЛОВД на ст. Черняховск.
В период расследования данных уголовных дел Зинченко <данные изъяты>. неоднократно доставлялся в ИВС при ОВД г. Черняховска для проведения следственных действий. При обозрении уголовных дел установлено, что все следственные действия с Зинченко <данные изъяты>. проводились в кабинетах следователей ОВД г. и ЛОВД на ст. Черняховск. Проводились также протоколы проверки показаний на месте с участием Зинченко <данные изъяты> на месте совершения преступлений, для проведения которых он также доставлялся в ИВС при ОВД г. Черняховска.
В период содержания Зинченко <данные изъяты>. под стражей, применялось Положение о порядке кратковременного задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений, утв. Указом Президиума ВС СССР от 13.07.1976г. № 4203-IХ (далее- Положение), а затем ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15.07.1995г. № 103-ФЗ (далее- Закон).
В соответствии со ст. 11 Положения лица, задержанные по подозрению в совершении преступления, содержатся в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим правилам, определяемым Министерством внутренних дел СССР и Министерством здравоохранения СССР. Задержанным предоставляются бесплатно по установленным нормам питание, спальное место и другие виды материально-бытового обеспечения, а в необходимых случаях - одежда и обувь по сезону.
Согласно ст. 9 Закона изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и Пограничных войск Российской Федерации предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений. В изоляторах временного содержания в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом РСФСР, могут временно содержаться подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу. Изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями милиции общественной безопасности (местной милиции) и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии со ст. 13 Закона подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в следственных изоляторах, могут переводиться в изоляторы временного содержания в случаях, когда это необходимо для выполнения следственных действий, судебного рассмотрения дел за пределами населенных пунктов, где находятся следственные изоляторы, из которых ежедневная доставка их невозможна, на время выполнения указанных действий и судебного процесса, но не более чем на десять суток в течение месяца.
В соответствии со ст. 16 Закона в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации, Федеральной пограничной службой Российской Федерации по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Приказом МВД России от 26 января 1996 года за N 41 утверждены Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, действующие на момент содержания Зинченко <данные изъяты> под стражей (далее по тексту Правила).
В соответствии с п. 1.1 Правил в ИВС устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых.
Согласно п. 3.1. Правил подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования:
- спальным местом (при наличии соответствующих условий);
- постельными принадлежностями, постельным бельем.
Пунктом 3.2. Правил определено, что камеры ИВС оборудуются:
- столом;
- санитарным узлом;
- краном с водопроводной водой;
- радиодинамиком;
Не реже одного раза в неделю подозреваемому и обвиняемому предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут.
На основании п. 3.3. Правил, норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.
Статьей 17 Закона и пунктом 6.1 Правил предусмотрено право подозреваемых и обвиняемых пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа, получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение.
В соответствии со ст. 22 Закона подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются бесплатным питанием, достаточным для поддержания здоровья и сил по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации.
На основании ст. 23 Закона подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место. Подозреваемым и обвиняемым выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы. Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ помощником санитарного врача МСЧ УВД Калининградской области проведена проверка санитарно- гигиенического состояния ИВС Черняховского района, результаты которой отражены в соответствующей справке.
Как видно из данной справки, камеры обеспечены приточно- вытяжной вентиляцией, деревянными нарами; из постельных принадлежностей имеются клеенчатые матрацы; в камерах отсутствуют столы, вешалки, полки для туалетных принадлежностей; освещение электролампочками, установленными в нише над дверью- соответствует установленным требованиям; в каждой камере имеется санузел с подводкой водопроводной воды и канализации; обеды получаются из городского кафе, однако питание одноразовое, утром и вечером задержанным выдается хлеб и кипяток; прогулочный дворик имеется, но не используется; экстренная медицинская помощь оказывается бригадами скорой помощи; аптечка имеется и укомплектована в соответствии с требованиями.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о нарушении прав Зинченко <данные изъяты>., связанных с его нахождением в ИВС при ОВД по Черняховскому муниципальному району, не отвечающего требованиям закона в период времени, относящийся к спорным правоотношениям, в части отсутствия в ИВС индивидуального спального места и всех необходимых постельных принадлежностей; отсутствия стола, стульев; выполнение стен в камерах цементным раствором под «шубу» вместе гладкоокрашенных; нарушение требований при обеспечении питания; не предоставление ежедневных прогулок; отсутствие в камерах средств радиовещания.
В то же время, изложенные в иске доводы Зинченко <данные изъяты>. о не соблюдении норм санитарной площади на одного задержанного, наличия клопов и тараканов в камерах не нашли своего подтверждения в судебном заседании.
Как пояснил в судебном заседании представитель ОВД- Азарян <данные изъяты> в штатном расписании ИВС действительно отсутствует медицинский работник и дезинфектор. Однако, медицинская помощь задержанным оказывалась своевременно бригадами скорой медицинской помощи, а дезинфекция камер производилась сотрудниками ИВС.
Зинченко <данные изъяты> не обосновал свои доводы и не представил доказательств тому, каким именно образом были нарушены его права отсутствием в штатном расписании медицинского работника и дезинфектора.
Принимая решение в этой части, суд учитывает положения части 1 ст. 56 ГПК РФ, согласно которой, каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу ст. ст. 1099, 1101 ГК РФ при определении размера компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Оценка характера физических и нравственных страданий определяется судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Содержание Зинченко <данные изъяты> под стражей в ИВС при ОВД по Черняховскому муниципальному району в условиях не отвечающих требованиям закона, бесспорно свидетельствует о причинении ему нравственных страданий. При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования Зинченко <данные изъяты> о компенсации морального вреда подлежащим частичному удовлетворению.
При определении размера компенсации морального вреда, суд принимает во внимание степень вины ответчика, объективные обстоятельства, влияющие на деятельность ИВС при ОВД по Черняховскому муниципальному району, степень разумности и справедливости.
Принимая во внимание изложенное, а также учитывая степень причиненных нравственных страданий Зинченко <данные изъяты>., требования разумности и справедливости, а также индивидуальные особенности истца, суд считает, что в пользу Зинченко <данные изъяты>. следует взыскать 1000 рублей.
Поскольку согласно ст. 9 Закона изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями милиции общественной безопасности (местной милиции) и финансируются за счет средств федерального бюджета, то на основании ст. 1071 ГК РФ, компенсация за причиненный Зинченко <данные изъяты> моральный вред должна быть взыскана с Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Зинченко <данные изъяты> удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства Финансов РФ за счет казны Российской Федерации в пользу Зинченко <данные изъяты> 1000 (одну тысячу) рублей в счет компенсации морального вреда, в остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Черняховский городской суд в течение 10 дней.
<данные изъяты>
Судья М. А. Пестова.