по иску о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью



Дело № 2-72/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«18» января 2011 года г.Черняховск

Черняховский городской суд Калининградской области в составе:

Председательствующего судьи Пестовой М.А.,

при секретаре Филипеня С.Н.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мельниковой <данные изъяты> к Управлению Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в Черняховском районе Калининградской области (межрайонное) о назначении пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Мельникова В.П. обратилась в суд с иском и просит обязать УПФР в Черняховском районе Калининградской области (межрайонное) включить в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периоды работы в Горкоме ВЛКСМ в должности секретаря - заведующей отделом учащейся молодежи в период с 25.01.1985 года по 31.03.1989 года, и в период работы в Горкоме КПСС в должности инструктора с 01.04.1989 г. по 24.08.1992 года, в том числе период отпуска по уходу за ребенком до полутора лет с 06.04.1991 года по 17.07.1992 года, и обязать ответчика назначить ей досрочно льготную пенсию в связи с педагогической деятельностью с 2 декабря 2010 года.

В судебном заседании истица иск поддержала и пояснила, что 2 декабря 2010 года обратилась в ГУ ПФ РФ в Черняховском районе с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью. Ответчик в выплате пенсии ей отказал, указав на то, что ее педагогический стаж составляет 21 год 8 месяцев 15 дней, не включив в стаж дня назначения пенсии ее работу в должностях секретаря-заведующей отделом учащейся молодежи в ГК ВЛКСМ в период с 25.01.1985 года по 31.03.1989 года и период работы в ГК КПСС в должности инструктора с 01.04.1989 года по 24.08.1992 года.

Отказ во включении в стаж для назначения пенсии спорных периодов и назначении пенсии в связи с педагогической деятельностью истица считает незаконным ссылаясь на то, что право на включение в педагогический стаж работы в партийных и комсомольских органах было предусмотрено Постановлением Совета Министров от 17.12.1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», которое действовало в период ее работы в спорный период, а также ранее действующим законом от 14.07.1956 года «О государственных пенсиях в РСФСР». Изменение законодательства, по мнению истицы, не должно нарушать ее конституционных прав на социальное обеспечение.

Представитель ответчика Гуков И.А. иск не признал и пояснил, что истице отказано в назначении льготной пенсии, так как она не имеет 25 летнего льготного стажа, необходимого для назначения пенсии. Ее стаж на момент обращения составил 21 год 8 месяцев 15 дней. Спорный период работы истицы в ГК ВЛКСМ и ГК КПСС не может быть засчитан в льготный стаж, так как Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года наименование должностей секретаря-заведующей отделом учащейся молодежи и инструктора не предусмотрено. Постановление Совета Министров от 17.12.1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», на которое ссылается истица, утратило силу с 01 октября 1993 года и не может применяться.

Выслушав пояснения сторон, исследовав доказательства по делу, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии с подпунктом 19 п.1 ст.27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 171-ФЗ от 17.12.2001 г. трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Закона, лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

Согласно пункту 2 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В пределах своей компетенции Правительством Российской Федерации 29 октября 2002 года издано Постановление N 781, которым утверждены Списки работ, профессий, должностей и учреждений, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

Согласно п.3 Правил в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. При этом работа в должностях, указанных в п. 1 раздела «Наименование должностей» Списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1-1.14 раздела «Наименование учреждений» Списка. В данном списке учреждение ГК ВЛКСМ и ГК КПСС в списке учреждений в разделе «Наименование учреждений» и должности секретаря заведующей отделом учащейся молодежи ГК ВЛКСМ и инструктора ГК КПСС отсутствуют.

Вместе с тем в период работы Мельниковой В.П. с 25.01.1985 по 31.03.1989 г.г., с 01.04.1989 по 24.08. 1992 г.г., подтверждающей записями в ее трудовой книжке, действовали Перечень и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, а также Списки, утвержденные Постановлением Совета Министров РСФСР № 463 от 6.09.1991 года и Постановлением Правительства РФ № 1067 от 22.09.1999 года.

Положения статей 6( части2), статьи 15 ( части4), статьи 17 ( части1), статей 18,19 и 55 ч.1 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимого для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уведенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П была высказана позиция, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

Согласно ч.3 Постановления правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей» в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списками профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О Государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463.

Согласно п.3 названного Постановления за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».

В период работы Мельниковой В.П. в партийных и комсомольских органах в спорные периоды действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, в соответствии с п.п «а» п.1 которого учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах. Пунктом 4 указанного Положения также предусмотрено, что время работы, указанной в пунктах 1,2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Из представленного суду письма на имя истицы за подписью начальника отдела ПФР в Черняховском районе установлено, что ее стаж работы в связи с педагогической деятельностью составляет 21 год 8 месяцев 15 дней, что ответчиком не оспаривается, то есть более 2/3 специального стажа, необходимого для назначения льготной пенсии истица отработала в учреждениях и на должностях, которые дают ей право на льготную пенсию. Таким образом, истица имеет право на зачет периода ее работы в партийных и комсомольских органах в педагогический стаж. То обстоятельство, что на момент рассмотрения вопроса о его праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило ее в неравное положение с работниками, вышедшими на пенсию раньше, которым был засчитан период работы в партийных и комсомольских органах в специальный стаж для назначения льготной пенсии по выслуге лет, не должно нарушать его право. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение.

В соответствии со ст.19 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня возникновения права и обращения с заявлением о назначении пенсии.

С учетом изложенных обстоятельств периоды работы Мельниковой В.П. с 25.01.1985 г по 31.03.1989 года в должности секретаря-заведующей отделом учащейся молодежи в ГК ВЛКСМ и в период с 01.04.1989 по 24.08.1992 г.г. в должности инструктора ГК КПСС необходимо включить в специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, и с учетом имеющегося у нее стажа на дату обращения в УПФР в Черняховском районе назначить Мельниковой В.П. досрочно трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с п.п. 19 п.1 ст.27 Закона РФ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Суд считает, что период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет с 06.04.1991 года по 17.07.1992 года также подлежит включению в льготный стаж для назначения пенсии, поскольку действующим ранее законодательством ( ст. 167 КЗОТ РСФСР с учетом изменений внесенных Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 ноября 1982 года), период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения возраста полутора лет, подлежал включению в общий, непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности. Представитель ответчика в судебном заседании также не оспаривал данного обстоятельства и указал на обоснованность требований истицы в этой части.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Мельниковой <данные изъяты> к ГУ Управление ПФ РФ в Черняховском районе Калининградской области о признании права на назначение досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельности удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в Черняховском районе Калининградской области (межрайонное) включить Мельниковой <данные изъяты> в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью периоды работы в должности секретаря-заведующей отделом учащейся молодежи в ГК ВЛКСМ в период с 25.01.1985 года по 31.03.1989 года и в должности инструктора ГК КПСС с 01.04.1989 года по 24.08.1992 года, в том числе период отпуска по уходу за ребенком до полутора лет с 06.04.1991 года по 17.07.1992 года.

Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ в Черняховском районе назначить Мельниковой <данные изъяты> досрочно трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью, в соответствии с подпунктом 10 п.1 ст. 28 Закона РФ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 2 декабря 2010 года.

Взыскать с Управления ПФ РФ в Черняховском районе в пользу Мельниковой <данные изъяты> расходы по оплате госпошлины в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Черняховский городской суд в течение 10 дней.

Полный мотивированный текст решения изготовлен 19 января 2011 года.

Судья М. А. Пестова.