взыскание денежных средств при сокращении



Дело № 2-192\11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 марта 2011 года г.Черняховск

Черняховский городской суд Калининградской области в составе:

председательствующего судьи Лялякиной Ж. Ю.,

при секретаре Кравченко О.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Злобина <данные изъяты> к Межрайонной инспекции ФНС России № 2 по Калининградской области о взыскании средств материального стимулирования, премий и недополученных выплат,

УСТАНОВИЛ:

Злобин П.С. обратился в суд с иском и просит обязать ответчика произвести перерасчет сумм средств материального стимулирования за отработанные 3 и 4 кварталы 2010 года, взыскать сумму недоплаты в размере 18975,92 руб., произвести перерасчет сумм отпускных, взыскать суммы отпускных в размере 8826,52 руб. и 7698,70 руб., произвести перерасчет суммы компенсации в связи с увольнением по сокращению должности, взыскав сумму 20069,08 руб., взыскать денежные премии с июня 2009 года по декабрь 2009 года и с апреля 2010 года по декабрь 2010 года в размере 45229,49 руб., взыскать единовременную выплату при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска за период работы с 20.07.2010 года по 14.11.2010 г. в размере 11730 руб., взыскать компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей и судебные расходы в размере 1000 рублей.

В суде Злобин П.С. уточнил сумму судебных расходов, просит взыскать сумму расходов в размере 755 руб.

В обосновании исковых требований Злобин П.С. указал, что с 11.01.2009 года состоял в штате МИФНС России № 2 по Калининградской области на должности специалиста 1 разряда отдела оперативного контроля. В ходе проведенных мероприятий по реорганизации инспекции он 24.12.2010 года был уволен по сокращению должности гражданской службы. При увольнении с ним не произведен полностью расчет. Так, в нарушении Методики «Оценки эффективности деятельности территориальных органов ФНС России и распределения средств федерального бюджета, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих..» без учета оценки качества выполнения должностных обязанностей всем работникам, увольняемым по сокращению штата, в том числе и истцу, была определена сумма материального стимулирования (СМС) в размере 3000 рублей. Исходя из среднего размера выплат за 2009-2010 г.г. и фактически отработанного времени в 3 квартиле 2010 г. ему должны были выплатить 14537,92 руб., в 4 квартале - 7438 руб. В нарушении Приказа ФНС от 19.09.2006 г. в состав месячного денежного содержания при расчете оплаты отпуска и выплаты компенсации при увольнении в связи с сокращением должности не включена материальная помощь и СМС, что повлекло недоплату по отпускам до 13.11.2010 г. в размере 8826,52 руб., по отпускам после 13.11.2010 г. - 7698,70 руб., недоплата по компенсации в связи с сокращением должности - 20069,08 руб. Кроме того, ответчик в нарушении Положения «О порядке премирования и выплаты единовременного поощрения федеральным государственным гражданским служащим …», утвержденным Приказом ФНС России от 23.04.2007 г. № ММ-3-16/24@, не выплатил ему ежемесячные премии с июня 2009 г. по декабрь 2009 г., и с апреля 2010 г. по ноябрь 2010 года, всего 45229,49 руб. Ответчик в нарушении п.11 ст.46 ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» не выплатил единовременную выплату при предоставлении оплачиваемого отпуска за период работы с 20.07.2010 г. по 14.11.2010 г. в размере 11730 руб. В связи с нарушением его трудовых прав ему были причинены нравственные страдания, моральный вред, который он оценивает в 3000 рублей.

Представители ответчика МИФНС России № 2 по Калининградской области Решетило И.В. и Ермакова М.Н. с иском не согласны, так как истцу в соответствии с п.3.5.5.1, 5.5. Методики комиссией по оценке эффективности деятельности МИФНС была установлена сумма материального стимулирования в размере 3000 рублей как всем сотрудникам, уволенным в связи с сокращением штатной численности в 2010 году. За 4 квартал 2010 г. выплата СМС МИФНС не производилась. В соответствии с Письмом Минсоцразвития РФ от 04.03.2008 г. № 528-17, материальное стимулирование не учитывается при исчислении денежного содержания на период отпуска и при расчете компенсации за неиспользованный отпуск при расторжении контракта. Злобину при увольнении в связи с сокращением должности в соответствии с п.9 ст.31 ФЗ № 79-ФЗ от 27.07.2004 г. была выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. В отношении выплаты премий за 2009-2010 г.г. просят применить последствия пропуска истцом срока исковой давности. Инспекция в соответствии с Приказом от 30.06.2010 г. № 449 производила выплаты премий в пределах установленного фонда оплаты труда с учетом имеющейся экономии средств. Решение о выплате премий принимал начальник инспекции. Премии за июнь-декабрь 2009 г. и апрель-ноябрь 2010 г. не начислялись. Злобину в 2010 году при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска за период работы с 20.07.2009 г. по 19.07.2010 г. на основании заявления была выплачена материальная помощь в размере одного месячного оклада денежного содержания и произведены единовременные выплаты в размере 2-х окладов денежного содержания. Злобиным получены все выплаты согласно п.11 ст.46 Закона № 79-ФЗ. При таких обстоятельствах у истца отсутствуют основания для возмещения компенсации морального вреда и судебных расходов.

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, пришел к следующему выводу.

Из материалов дела следует, что Злобин П.С. 20.07.2005 г. был назначен в МИФНС России № 4 по Калининградской области на должность специалиста 1 категории отдела оперативного контроля. 30.09.2008 г. МИФНС № 4 по Калининградской области реорганизована путем присоединения к МИФНС № 2 России по Калининградской. 11.01.2009 г. Злобин на основании приказа № 81-л назначен на государственную должность федеральной государственной гражданской службы специалиста 1 разряда отдела оперативного контроля. 24.12.20010 г. Злобин П.С. был освобожден от занимаемой должности и уволен с государственной гражданской службы по сокращению должности гражданской службы, по пункту 6 части 1 статьи 33 Федерального Закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

В соответствии со ст. 50 указанного Федерального Закона, оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.

В соответствии с п.14 ст. 50 Федерального закона по отдельным должностям гражданской службы может устанавливаться особый порядок оплаты труда гражданских служащих, при котором оплата труда производится в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности, определяемых в срочном служебном контракте.

Постановлением Правительства РФ от 06.09. 2007 г. N 562 «Об утверждении правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих» определен порядок исчисления денежного содержания федерального государственного гражданского служащего.

Указанные Правила не распространяются на гражданских служащих, оплата труда которых производится в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности, для которых в соответствии с частью 14 статьи 50 Федерального закона может устанавливаться особый порядок оплаты труда.

Постановлением Правительства РФ от 25 сентября 2007 года N 611 "О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти" предусмотрено осуществление с 1 января 2007 года и в 2008-2010 годах материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы в виде премий за качество исполнения ими обязанностей по контролю за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налоговых платежей за счет средств, предусматриваемых в федеральном бюджете в 2007-2010 годах сверх установленного Правительством РФ фонда оплаты труда работников их территориальных органов.

Во исполнение данного Постановления Приказом Министерства финансов РФ от 17 октября 2007 года N 90н разработан Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов федеральной налоговой службы, которым установлен механизм осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы. Пунктами 2 и 3 Порядка предусмотрено, что материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего и осуществляется сверх установленного Правительством РФ фонда оплаты труда работников территориальных органов Федеральной налоговой службы за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на 2007-2010 годы, при условии достижения соответствующими территориальными органами Федеральной налоговой службы показателей эффективности их деятельности.

В соответствии с п.п. 4, 5 вышеуказанного Порядка решения о конкретных размерах премирования гражданских служащих принимаются: начальниками межрегиональных инспекций, руководителями управлений в отношении начальников инспекций по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекций межрайонного уровня, находящихся в непосредственном подчинении управления (нижестоящие налоговые органы); начальниками нижестоящих налоговых органов в отношении гражданских служащих соответствующих налоговых органов, которые несут персональную ответственность за организацию и проведение оценки эффективности деятельности соответствующих налоговых органов и качества выполнения служебных обязанностей их гражданскими служащими, а также за эффективное расходование средств федерального бюджета на материальное стимулирование гражданских служащих в соответствии с настоящим Порядком. Для проведения оценки эффективности деятельности территориальных органов Федеральной налоговой службы, качества исполнения должностных обязанностей гражданскими служащими, а также подготовки предложений об объемах материального стимулирования гражданских служащих создаются комиссии по оценке эффективности деятельности во всех ее территориальных органах, решения которых утверждаются начальниками налоговых органов.

Приказом Федеральной налоговой службы России от 26.06.2010 № ММВ-8-1\17 ДСП@ разработана и утверждена Методика оценки эффективности деятельности территориальных органов ФНС России и распределения средств федерального бюджета, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных служащих территориальных органов ФНС России в 2007 году. При этом согласно п. 5.4 Методики при увольнении сотрудника в связи с выходом на пенсию, по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением и другими уважительными причинами материальное стимулирование за расчетный период с учетом фактически отработанного времени осуществляется в том налоговом органе, с которым он состоял в трудовых отношениях в расчетном периоде, в пределах средств материального стимулирования, доведенных до этого органа.

Принимая во внимание изложенное, суд пришел к выводу, что увольнение истца с должности государственной гражданской службы по п. 6 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (в связи с сокращением должностей гражданской службы) является увольнением по уважительной причине, поскольку служебный контракт расторгнут с истцом не по его инициативе, волеизъявление об увольнении от него не исходило, а отказ Злобина от перевода на другую должность государственной службы в процессе реорганизации Инспекции не может свидетельствовать о неуважительности причины его увольнения.

При определении суммы материального стимулирования за 3 квартал 2010 года, ответчиком не был учтен вклад истица, уволенного по уважительной причине, не имевшего в 2010 году дисциплинарных взысканий, в достижение тех результатов деятельности Инспекции в упомянутый период, за которые сотрудникам налогового органа осуществлялась выплата средств материального стимулирования.

Исходя из смысла приведенных выше нормативных правовых актов, средства материального стимулирования подлежали выплате истцу с учетом его конкретного вклада в достижение Инспекцией показателей эффективности деятельности, с учетом фактически отработанного им времени.

Согласно части 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации.

Принятие решения инспекцией о выплате уволенным работникам СМС за 3 квартал 2010 года в размере 3000 рублей носит дискриминационный характер. Законом запрещено установление каких-либо ограничений или преимуществ, в том числе в оплате труда, в зависимости от обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Суд, исходя из суммы материального стимулирования, приходящейся на специалиста 1 разряда отдела оперативного контроля, с учетом фактически отработанного Злобиным времени (нахождения в отпуске), считает, что в пользу истца должна быть взыскана недополученная сумма в размере 8266 руб.

Расчет: 13100 руб. (ставка СМС специалиста 1 разряда) х 86% (фактически отработанное время в 3 квартиле) - 3000 руб. (начисленная СМС)=8266 руб.

Не может суд согласиться с доводом представителей ответчика о том, что характером материального стимулирования и ее целью, является заинтересованность работников в улучшении тех показателей в работе, которые увеличивают СМС в дальнейшем.

Материальное стимулирование производится работникам за отработанное время с учетом оценки эффективности работы государственного служащего, а не для стимулирования дальнейшего продолжения работы в налоговых органах.

Требования истца о выплате сумм СМС за 4 квартал 2010 года удовлетворению не подлежат, так как средства федерального бюджета на материальное стимулирование федеральных государственных служащих МИФНС № 2 России по Калининградской области по результатам работы за 4 квартал 2010 года не выделялись.

Не подлежат удовлетворению исковые требования Злобина о взыскании выплаты при предоставлении отпуска за период с 20.07.2010 г. по 14.11.2010 г. в сумме 11730 руб.

В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания.

При предоставлении федеральному гражданскому служащему ежегодного оплачиваемого отпуска один раз в год производится единовременная выплата в размере двух месячных окладов денежного содержания (п.11 ст.46 ФЗ № 79-ФЗ).

Как установлено судом Злобину П.С. в 2010 году в связи с предоставлением ежегодного оплачиваемого отпуска в соответствии со ст.46 Федерального закона произведена единовременная выплата в размере 2-х месячных окладов денежного содержания (приказ № 308-Л от 12.05.2010 г. - л.д.32).

Предоставление единовременной выплаты при предоставлении второго отпуска в течение одного календарного года не предусмотрено законом.

Не подлежит удовлетворению исковые требования истца о взыскании сумм отпускных в размере 8826,52 руб. и 7698,70 руб., суммы компенсации в связи с увольнением по сокращению должности в размере 20069,08 руб.

Правительством РФ утверждено Постановление от 6 сентября 2007 г. N 562 «Об утверждении правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих».

Настоящие Правила не распространяются на гражданских служащих, оплата труда которых производится в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности, для которых в соответствии с частью 14 статьи 50 Федерального закона может устанавливаться особый порядок оплаты труда.

Злобину предоставлялись 2009-2010 г.г. суммы СМС и материальная помощь в размере 6000 рублей и 12000 рублей.

Суммы СМС и материальная помощь выплачены не по основаниям, предусмотренным ст. 50 Федерального закона и при расчете среднего заработка не учитываются.

Не подлежат удовлетворению исковые требования Злобина П.С. о взыскании премий за 2009-2010 г.г.

Спорные правоотношения возникли при прохождении ответчиком государственной гражданской службы, поэтому срок обращения гражданского служащего в суд за разрешением индивидуального трудового спора с учетом положений ст. 73 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" регулируется ст. 392 ТК РФ.

Статьей 392 ТК РФ установлен трехмесячный срок для обращения работников в суд за разрешением индивидуального трудового спора.

Из смысла приведенной нормы следует, что закон связывает применение последствий пропуска срока для обращения в суд с моментом, когда истцу стало известно о нарушении своего права.

Истцу денежное содержание за оспариваемый период начислялась своевременно. В судебном заседании Злобин П.С. подтвердил, что знал начисленных ежемесячных выплатах при получении расчетных листков. В суд о взыскании премий за период с июня 2009 года по декабрь 2009 года и с апреля 2010 года по октябрь 2010 года обратился 10.02.2011 г.

Суд установил, что исковые требования о выплате недополученных премий за период с июня 2009 года по декабрь 2009 года и с апреля 2010 года по октябрь 2010 года, подан за пределами срока исковой давности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является самостоятельным основанием для отказа в иске.

Истцом не были представлены доказательства того, что срок пропущен по уважительной причине, оснований для восстановления срока исковой давности по заявленным требованиям не имеется.

При таких обстоятельствах, исковые требования истца о взыскании премий за период с июня 2009 года по декабрь 2009 года и с апреля 2010 года по октябрь 2010 года удовлетворению не подлежит.

Не подлежат удовлетворению требования истца о взыскании премий за ноябрь-декабрь 2010 года.

Приказом МИФНС № 2 России по Калининградской области от 30.06.2010 г. № 449-Л утверждено Положение о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за сложность, напряженность и высокие достижения в труде, премий, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи (л.д.24-31).

В соответствии с п.2.1. указанного Положения, премирование осуществляется за выполнение особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением задач и обеспечением функций, возложенных на Инспекцию.

Выплата премий производится в пределах установленного фонда оплаты труда с учетом имеющейся экономии средств Инспекции. Решение о выплате принимается начальником Инспекции и оформляется приказом.

Суд установил, что решений о выплате государственным гражданским служащим Инспекции премий за выполнение особо важных и сложных заданий, в ноябре-декабре 2010 года, не принималось.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требований истца о взыскании премий за ноябрь-декабрь 2010 г. не имеется.

В связи с нарушением трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Трудового Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя.

Суд считает, что с нарушением прав истца на выплату средств материального стимулирования в 3 квартале 2010 года, истцу причиняются нравственные страдания, поскольку нарушается его конституционное право на труд и получение гарантированной законом денежного содержания и дополнительных выплат.

Суд, исходя из конкретных обстоятельств дела, с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных страданий, степени вины работодателя, а также требований разумности и справедливости, считает возможным взыскать в ответчика компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей.

В силу ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить понесенные по делу судебные расходы.

В материалах настоящего гражданского дела имеются билеты, квитанция, подтверждающие судебные расходы истца на сумму 755 руб.

В пользу истца в счет возмещения судебных расходов подлежит взысканию сумма 755 руб.

Руководствуясь ст.194-197 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с Межрайонной инспекции ФНС России № 2 по Калининградской области в пользу Злобина <данные изъяты> сумму материального стимулирования за 3 квартал 2010 года в размере 8266 руб., компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей, судебные расходы в размере 755 рублей.

В удовлетворении остальной части иска Злобину П.С. отказать.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Черняховский городской суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения, то есть с 22.03.2011 года.

Судья Лялякина Ж.Ю.