Дело № 2-681/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 28 июля 2011 года г.Черняховск Черняховский городской суд Калининградской области в составе: Председательствующего Пестовой М.А., При секретаре Филипеня С.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Савченко <данные изъяты> к Министерству финансов РФ, ИВС при ОВД по Черняховскому муниципальному району о компенсации морального вреда, УСТАНОВИЛ: Савченко А.В. обратился в суд с иском к ОВД по Черняховскому муниципальному району, Минфину РФ, просит взыскать компенсацию морального вреда в размере 100000 рублей. В обосновании иска Савченко А.В. указал, что в период предварительного следствия в связи с привлечением его к уголовной ответственности по ст.158 ч.3, 158 ч.2 УК РФ, он в марте, мае и июле 2011 года содержался в ИВС при ОВД по Черняховскому муниципальному району, где в отношении него были допущены многочисленные нарушения условий содержания, предусмотренные законом. В частности, в камерах ИВС отсутствовали надлежаще оснащённые спальные места, не было стола и стула для приема пищи, бака для питьевой воды, отсутствовал умывальник, радиоточка, средства для личной гигиены. Кроме того, камеры были грязные, стены в камере сырые. В камере отсутствовало надлежащее освещение, вентиляция, было сыро и холодно. В прогулочном дворике отсутствовала скамейка, не предоставлялась возможность ежедневно принимать душ, в камерах не проводилась дезинфекция, отсутствует медицинский работник. Такими условиями содержания в ИВС были существенно нарушены его конституционные права, ему были причинены нравственные страдания и физические неудобства, тем самым ему причинен моральный вред. В судебном заседании истец не присутствовал, так как находится в местах лишения свободы в связи с отбытием наказания, о слушании дела извещен. Представитель ОВД по Черняховскому муниципальному району Азарян А.Г. иск не признал и указал, что ОВД по Черняховскому муниципальному району в силу ст. 1069, 1071 ГК РФ является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу. В ИВС подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются по нормам бесплатным трехразовым горячим питанием, достаточным для поддержания здоровья и сил, прогулки арестованным предоставлялись своевременно, в помещениях проводился косметический ремонт. При этом, камеры ИВС не обеспечены индивидуальными спальными местами, спальные места оборудованы в виде «нар», но лицам, содержащимся в ИВС, выдаются белье, сухие матрацы, одеяла и подушки. В камерах отсутствует умывальник. Камеры отремонтированы, стены камер отштукатурены цементным раствором под шубу, отопление камер центральное. Освещение камер соответствует СНиП. Недостаточные условия содержания имели место, но не по вине работников милиции, а из-за недостаточного финансирования ИВС. Исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим частичному удовлетворению. Согласно Федеральному Закону N 103-ФЗ от 15 июля 1995 года «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей. Закон предусматривает обеспечение подозреваемых и обвиняемых необходимыми бытовыми условиями, коммунально-бытовым обслуживанием, что обусловлено требованием создания нормальных условий существования человека в местах содержания под стражей. В период пребывания в местах содержания под стражей подозреваемые и обвиняемые лишаются или ограничиваются в возможности пользования определенными материальными благами. Однако в то же время условия, в которых они содержатся, не должны причинять им излишних физических страданий или унижать их человеческое достоинство. В соответствии со ст. 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.) и требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания. В соответствии со ст. 13 Федерального закона N 103-ФЗ от 15 июля 1995 года подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в следственных изоляторах, могут переводиться в изоляторы временного содержания в случаях, когда это необходимо для выполнения следственных действий, судебного рассмотрения дел за пределами населенных пунктов, где находятся следственные изоляторы, из которых ежедневная доставка их невозможна, на время выполнения указанных действий и судебного процесса, но не более чем на десять суток в течение месяца. Согласно материалам дела Савченко А.В. содержался в ИВС при ОВД по Черняховскому муниципальному району с 16.03 2011 года по 22.03.2011 года; с 31.05.2011 года по 03.06.2011 года; с 19.07.2011 года по 20.07.2011 года. Согласно представленным суду доказательствам прогулки предоставлялись Савченко А.В. ежедневно в дни его нахождения в ИВС (журнал регистрации выводов подозреваемых и обвиняемых из камер ИВС). В соответствии со ст.17 указанного выше Федерального закона № 103-ФЗ от 15.07.1995 г. подозреваемые и обвиняемые имеют право получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях. Статья 23 Федерального закона закрепляет, что подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений должны содержаться под стражей в условиях, отвечающих санитарным и гигиеническим требованиям. Согласно актам обследования, камеры изолятора временного содержания не оборудованы должным образом, в них отсутствуют индивидуальное спальное место, стол и скамейка по лимиту мест в камере, шкаф для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, бочок для питьевой воды, радио, умывальник, настенное зеркало. Стены камер отштукатурены цементным раствором под шубу. В изоляторе не выдается для общего пользования мыло, стиральный порошок, бумага для гигиенических целей. ОВД по Черняховскому муниципальному району не отрицает, что в период нахождения истца в ИВС материально-бытовые условия не соответствовали в полной мере установленным требованиям. Из представленного суду ответа на жалобу истца за подписью прокурора г. Черняховска указано, что в ходе проверки, проводимой прокуратурой в 2010 году было установлено, что помещения ИВС ОВД по Черняховскому муниципальному району не соответствуют требованиям п.5,9,12 ст. 17, ст. 18,23,24 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», а также п.п. 42,43,44,45,47,139 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД РФ от 22.11.2005 года № 190. Указанные нарушения выразились в том, что камеры в ИВС не оборудованы дезинфекционной камерой, медицинский кабинет не оборудован кабинетом медицинского работника и процедурной, камеры в ИВС не оборудованы столами, в ИВС не оборудовано специальное помещение для свиданий, выдача постельного белья лицам, содержащимся под стражей, не обеспечена. Данные обстоятельства подтверждаются решением Черняховского суда от 7 мая 2010 года, которым удовлетворен иск прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Управлению внутренних дел по Калининградской области, отделу внутренних дел по Черняховскому муниципальному району о признании условий содержания в ИВС при ОВД по Черняховскому муниципальному району не соответствующими закону. Как следует из того же письма на имя истца за подписью прокурора г. Черняховска, в настоящее время требования прокурора в полном объеме не устранены. Данные обстоятельства представитель ответчика в судебном заседании не оспаривал. При таких обстоятельствах суд считает подтверждёнными доводы истца о нарушениях его прав, допущенных при содержании его в ИВС, что причиняло истцу нравственные страдания. Факт причинения морального вреда истцу очевиден. В то же время утверждения истца о том, что в камерах отсутствует надлежащее освещение, камеры сырые и в них отсутствует вентиляция, доказательствами не подтверждены. Согласно сведениям Центра госсанэпиднадзора МСЧ УВД по Калининградской области камеры ИВС при ОВД по Черняховскому муниципальному району оснащены естественной и искусственной освещенностью, вентиляцией. Камеры в соответствии с п.20.2 инструкции по проектированию объектов внутренних дел (милиции) СП 12-95 МВД России, освещаются лампами накаливания. Общая освещенность на уровне стола камер составляет 50 лк, что соответствует требованиям СП 12-95 МВД России. Камеры оборудованы центральным отоплением, водоснабжением, канализацией, санузлами. Температура воздуха в камерах составляет 18-20°С, что соответствует гигиеническим нормативам. В силу ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счёт соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. Согласно ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего, степени вины причинителя вреда, правомерности помещения истца в ИВС, срока нахождения истца в указанных условиях и конкретных обстоятельств, свидетельствующих о перенесенных им страданий. Согласно ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 8 своего Постановления "О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда" также указал, что размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Учитывая фактические обстоятельства дела, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальные особенности потерпевшего, исходя из интересов потерпевшего, принципа разумности и справедливости, суд считает, что в пользу истца следует взыскать с ответчика в качестве компенсации морального вреда 2000 рублей. Поскольку согласно ст.9 Федерального закона РФ от 15.07.1995 года №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» ( в редакции Федерального закона от 07.02.2011 №4-ФЗ) изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета, то на основании ст.1071 ГК РФ компенсация за причиненный Савченко А.В. моральный вред должна быть взыскана с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации. Руководствуясь ст. ст. 194- 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счёт казны Российской Федерации в пользу Савченко <данные изъяты> в качестве компенсации морального вреда 2000 (две тысячи) рублей. В удовлетворении остальной части иска Савченко А.В. отказать. Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Черняховский городской суд в течение десяти дней. Полный мотивированный текст решения суда изготовлен 29 июля 2011 года. Судья Пестова М.А