компенсация морального вреда



Дело № 2-567/11Р Е Ш Е Н И Е

                               именем Российской Федерации

       

г. Черняховск                                                                        4 июля 2011 года

Черняховский городской суд Калининградской области в составе:

председательствующего Кузнецова В.М.,

при секретаре Сергеевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мичурина <данные изъяты> к Министерству Финансов РФ и ОВД по Черняховскому муниципальному району о признании незаконными действий ответчиков и компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л :

Мичурин И.И. обратился в суд с иском к Министерству Финансов РФ и ОВД по Черняховскому муниципальному району о признании незаконными действий ответчиков и компенсации морального вреда, указав о том, что ДД.ММ.ГГГГ он был этапирован из <данные изъяты> <адрес> в ИВС при ОВД по Черняховскому муниципальному району, где сотрудники ИВС в этот день не предоставили ему прогулку продолжительностью не менее одного часа. Своими действиями сотрудники милиции ущемили его в правах и подвергли опасности заболеванию и ухудшению его здоровья, так как условия содержания в ИВС при ОВД по Черняховскому муниципальному району не соответствуют требованиями ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». В камерах ИВС душно, сыро и практически нет источника свежего воздуха, который бы попадал в камеру. Он нуждался в прогулке, так как переживал за свое здоровье, которое можно ухудшить при нахождении в ИВС. Просит признать действия ответчиков незаконными и в качестве компенсации морального вреда взыскать в его пользу <данные изъяты> рублей.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчиков привлечен ИВС при ОВД по Черняховскому муниципальному району.

В своем отзыве представитель ОВД по Черняховскому муниципальному району ФИО3 указал о том, что Мичурин содержался в ИВС по ОВД Черняховскому муниципальному району с <данные изъяты> минут ДД.ММ.ГГГГ до <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ Прогулки Мичурину предоставлялись ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ За медицинской помощью истец не обращался (<данные изъяты>

Мичурин, содержащийся под стражей в <данные изъяты> УФСИН России по Калининградской области, в судебное заседание не вызывался в соответствии со ст. 77.1 УИК РФ, о дне слушания дела своевременно извещен надлежащим образом, способ реализации права на судебную защиту разъяснен.

Представитель ОВД по Черняховскому муниципальному району по доверенности ФИО3, представляющий также и интересы ИВС, являющегося структурным подразделением ОВД, в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, пояснив, что ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> минут ФИО1 был этапирован в <данные изъяты> по Черняховскому муниципальному району. В этот день прогулка Мичурину действительно не предоставлялась поскольку личный состав конвойной службы был задействован в судебных заседаниях. Кроме того, не было сведений о том, предоставлялась ли Мичурину прогулка ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>, откуда он был этапирован.

Представитель Министерства финансов РФ извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, причин неявки не сообщил, отзыв на иск не представил.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть иск в отсутствие представителя Министерства финансов РФ.

Исследовав материалы дела и дав им оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что в производстве СО при ОВД по Черняховскому району находилось уголовное дело в отношении Мичурина, обвиняемого по ст.ст. <данные изъяты> УК РФ. ДД.ММ.ГГГГ Мичурин задержан в порядке ст.ст. 91, 92 УПК РФ и в отношении него избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

В период предварительного следствия Мичурин находился под стражей и содержался в <данные изъяты> <данные изъяты> России по Калининградской области, переводясь в <данные изъяты> по Черняховскому муниципальному району для выполнения следственных действий.

Согласно сведений <данные изъяты> а также Книги учета лиц, содержащихся в ИВС, Мичурин ДД.ММ.ГГГГ был этапирован из <данные изъяты> минут доставлен в <данные изъяты> <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ возвращен в <данные изъяты>

<данные изъяты>

Согласно ст. 9 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее по тексту- Закон) изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и пограничных органов федеральной службы безопасности предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений. В изоляторах временного содержания в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, могут временно содержаться подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу.

В соответствии со ст. 13 Закона подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в следственных изоляторах, могут переводиться в изоляторы временного содержания в случаях, когда это необходимо для выполнения следственных действий, судебного рассмотрения дел за пределами населенных пунктов, где находятся следственные изоляторы, из которых ежедневная доставка их невозможна, на время выполнения указанных действий и судебного процесса, но не более чем на десять суток в течение месяца.

В соответствии со ст. 16 Закона в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (далее - Правила внутреннего распорядка).

Приказом МВД России от 22.11.2005г. № 950 утверждены Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел (далее- Правила).

В соответствии с п. 2 Правил в ИВС устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, их изоляцию, исполнение ими своих обязанностей, а также решение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

Согласно пункту 45 Правил камеры ИВС, помимо прочего оборудуются приточной и/или вытяжной вентиляцией.

Пунктом 11 ч. 1 ст. 17 Закона и пунктом 130 Правил предусмотрено право подозреваемых и обвиняемых пользоваться ежедневной прогулкой.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ помощником санитарного врача МСЧ УВД <адрес> проведена проверка санитарно- гигиенического состояния ИВС <адрес>, результаты которой отражены в соответствующей справке (<данные изъяты>

Как видно из данной справки, камеры ИВС обеспечены приточно- вытяжной вентиляцией, поэтому доводы Мичурина о том, что в камерах ИВС было душно, сыро и в них не поступал свежий воздух, не нашли своего подтверждения в судебном заседании.

Между тем, как следует из Журнала регистрации выводов подозреваемых и обвиняемых из камер ИВС, ДД.ММ.ГГГГ Мичурин на прогулку не выводился <данные изъяты>

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что действия сотрудников ИВС, не предоставивших Мичурину прогулку ДД.ММ.ГГГГ не соответствовали требованиям пункта 11 ч. 1 ст. 17 Закона и пункта 130 Правил, соответственно имело место нарушение права Мичурина на ежедневную прогулку.

Суд не может согласиться с доводами представителя <данные изъяты> об уважительности причин непредоставления Мичурину прогулки, поскольку задействование личного состава охранно-конвойной службы в судебных заседаниях не являлось основанием для лишения Мичурина ежедневной прогулки. Данных о том, что Мичурину предоставлялась прогулка ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> до его этапирования в <данные изъяты> району, суду не представлено.

В то же время, доводы Мичурина о том, что в результате непредоставления ему прогулки ДД.ММ.ГГГГ его здоровье подверглось опасности, не нашли подтверждения в суде. Так, согласно Журналу медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС, жалобы от Мичурина ни ДД.ММ.ГГГГ, ни в остальные дни до момента его этапирования ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>, не поступали <данные изъяты>

В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В силу ст. ст. 1099, 1101 ГК РФ при определении размера компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Оценка характера физических и нравственных страданий определяется судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Непредоставление содержащемуся под стражей Мичурину прогулки ДД.ММ.ГГГГ свидетельствует о причинении ему нравственных страданий.

При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования Мичурина о компенсации морального вреда подлежащим частичному удовлетворению.

При определении размера компенсации морального вреда, суд принимает во внимание степень вины ответчика, объективные обстоятельства, в силу которых Мичурину не была предоставлена прогулка, а также правомерность помещения истца в ИВС.

Принимая во внимание изложенное, а также учитывая степень причиненных нравственных страданий Мичурину, принимая во внимание также и то обстоятельство, что в последующие дни нахождения истца в ИВС ему предоставлялась ежедневная прогулка, учитывая требования разумности и справедливости, суд считает, что в пользу Мичурина следует взыскать <данные изъяты> рублей.

Поскольку согласно ст. 9 Закона изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями милиции общественной безопасности (местной милиции) и финансируются за счет средств федерального бюджета, то на основании ст. 1071 ГК РФ, компенсация за причиненный Мичурину моральный вред должна быть взыскана с Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Иск Мичурина <данные изъяты> удовлетворить частично.

Признать незаконными действия сотрудников <данные изъяты> району, выразившиеся в непредоставлении находившемуся под стражей в <данные изъяты> району Мичурину И.И. прогулки ДД.ММ.ГГГГ

Взыскать с Министерства Финансов РФ за счет казны Российской Федерации в пользу Мичурина <данные изъяты> <данные изъяты> рублей в счет компенсации морального вреда.

В остальной части иска к Министерству финансов Российской Федерации и в иске к ОВД по Черняховскому муниципальному району - отказать.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Черняховский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения суда.

Мотивированное решение изготовлено 6 июля 2011 года.

Судья                                                                                                В.М. Кузнецов