Дело №Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Черняховск 24 января 2011 года
Черняховский городской суд Калининградской области в составе:
председательствующего Кузнецова В.М.,
при секретаре Сергеевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора г. Черняховска в интересах ФИО3 к администрации муниципального образования «Черняховский муниципальный район» и Правительству Калининградской области о предоставлении ФИО3 жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор <адрес> в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах ФИО3 обратился в суд с заявлением, в котором указал о том, что постановлением главы Черняховского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО3, получившая статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, определена в детское государственное учреждение на полное государственное обеспечение, за ней закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>. Впоследствии, закрепленное за ФИО3 жилое помещение в <адрес>, было приватизировано ФИО11, фактически проживающем в этом жилом помещении. Отец ФИО3 лишен родительских прав, мать умерла. ФИО3 находилась в школе-интернате № <адрес>, затем с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучалась в лицее № <адрес>, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучаясь в училище- интернате <адрес>, проживала в общежитии при училище. ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 подала заявление в администрацию МО «Черняховский городской округ» о предоставлении ей жилья. Ранее закрепленное за ФИО3 жилое помещение относилось к Каменскому АХР, которое предоставило ФИО3 квартиру, расположенную в п. ФИО2 Октябрь, относящегося к Каменскому АХР. Несмотря на это, ФИО3 не обеспечена жилым помещением. Ссылаясь на ч. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, прокурор просит обязать администрацию муниципального образования «Черняховский муниципальный район» предоставить ФИО3 жилое помещение, а Правительство Калининградской области профинансировать обеспечение ФИО3 жилым помещением.
На заявление прокурора от представителей ответчиков поступили возражения.
Глава администрации муниципального образования «Черняховский муниципальный район» Фомин В.А. указал о том, что надлежащим ответчиком по данному делу является управление образования и охраны детства муниципального образования «Черняховский муниципальный район», которое обязано принимать меры по защите жилищных прав истицы.
Представитель Правительства Калининградской области по доверенности ФИО6, в своем отзыве сослалась на Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утв. Постановлением Правительства Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ №, в соответствии с которым, жилое помещение указанной категории лиц может быть предоставлено в том случае, если эти лица состояли на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Как указала представитель ответчика, прокурор не предоставил данных о том, что ФИО3 принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, поэтому отсутствуют правовые основания для предоставления ФИО3 жилого помещения. Ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.
В судебном заседании прокурор ФИО7 настаивал на удовлетворении заявления по изложенным в нем основаниям, пояснив, что ФИО3 должна быть обеспечена жилым помещением в <адрес>, где за ней ранее было закреплено жилье.
Истица ФИО3 в судебном заседании поддержала заявление прокурора и пояснила, что ее мать умерла, а отец лишен родительских прав. Помнит, что раньше она проживала в <адрес> вместе с бабушкой и матерью. В возрасте примерно 6-7 лет она была определена в детский дом, а затем переведена в интернат в <адрес>, в котором она проучилась до 9 класса. После этого она обучалась в <адрес>, сначала в техникуме №, а после того, как получила травмы в ДТП, в училище МСО, которое окончила в 2010 году. Все это время она проживала в общежитиях указанных учебных заведений. Со слов социального педагога ей известно о том, что за ней было закреплено жилье в <адрес>. По ее обращению о предоставлении ей жилья, ей предложили квартиру в п. ФИО2 <адрес>, однако она не согласна с тем, что ей предоставляли жилое помещение в данном населенном пункте, так как, она там никогда не проживала. Своего жилья у нее нет, проживает у случайных знакомых. Просит предоставить ей жилье в <адрес>, где она проживала ранее.
Представитель администрации муниципального образовании «Черняховский муниципальный район» по доверенности ФИО8 суду пояснила, что основания для предоставления ФИО3 жилого помещения имеются, однако, надлежащим ответчиком по данному делу является управление образования и охраны детства муниципального образования «Черняховский муниципальный район», в связи с чем, просила произвести замену ненадлежащего ответчика на надлежащего.
Прокурор ФИО7 и истица ФИО3 в судебном заседании не согласились на замену ответчика, поэтому, суд рассмотрел дело по предъявленному иску.
Представитель третьего лица- отдела опеки и попечительства управления образования и охраны детства администрации муниципального образования «Черняховский муниципальный район» по доверенности ФИО9 в судебном заседании пояснила, что управление образования и охраны детства при осуществлении своих полномочий по защите жилищных прав несовершеннолетних, готовит соответствующие документы о предоставлении жилья, но решение о предоставлении жилого помещения принимает глава администрации муниципального образования «Черняховский муниципальный район». По существу заявления пояснила, что имеются основания для предоставления ФИО3 жилого помещения.
Выслушав объяснения прокурора, истицы, ФИО1 ответчика и третьего лица, изучив материалы дела и дав оценку всем доказательствам в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Как установлено судом из пояснений сторон и материалов дела, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГг.р., относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поэтому, в силу положений ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее- Закон) она имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Постановлением главы Черняховского муниципального образования ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ №, ФИО3 определена в детское государственное учреждение на полное государственное обеспечение и за ней закреплено жилое помещение в <адрес>.
(л.д. 21)
Согласно акту обследования квартиры (л.д. 20) и свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11), в ранее закрепленном за ФИО3 жилом помещении проживает ФИО11, приватизировавший данное жилье в соответствии с договором приватизации № от ДД.ММ.ГГГГ
В настоящее время ФИО3 зарегистрирована по месту своего прежнего временного пребывания в МОУ «Детский дом» по адресу: <адрес> (л.д. 18, 26). По окончании пребывания в образовательном учреждении в 2010 году, не имея постоянного места жительства, проживает у случайных знакомых.
По обращению ФИО3 о предоставлении ей жилого помещения, в соответствии с протоколом заседания жилищно- бытовой комиссии муниципального образования «Черняховский муниципальный район», ФИО3 предоставлена квартира в п. ФИО2 <адрес> (л.д. 12, 13,14).
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
При этом в силу п. 1 ст. 8 Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 1, подп. 11 п. 1 ст. 2 Закона Калининградской области от 28.12.2007 N 214 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области отдельными государственными полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», муниципальное образование «Черняховский муниципальный район» наделено отдельными государственными полномочиями Калининградской области по осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе, данной категории лиц, не имеющих закрепленного (сохраняемого) жилого помещения, после пребывания в образовательных и иных учреждениях, жилыми помещениями вне очереди по договору социального найма.
Статья 5 этого Закона, предусматривает, что финансовое обеспечение передаваемых отдельных государственных полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам городских округов и муниципальных районов субвенций из областного бюджета на соответствующий финансовый год.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что предоставление ФИО3 жилого помещения является обязанностью администрации муниципального образования «Черняховский муниципальный район», что не противоречит положениям ст.ст. 5, 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» об отнесении расходов по предоставлению жилья истице, к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Пункт 2 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривает обязанность предоставления жилой площади вне очереди по месту жительства ребенка.
Местом жительства ФИО3 следует признать место закрепления за ней жилой площадью, то есть, <адрес>, где ФИО3 проживала до того момента, как была устроена в детское государственное учреждение.
Согласно ч. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В силу приведенных требований закона, жилое помещение ФИО3 должно быть предоставлено в <адрес>, а не в п. ФИО2 Октябрь, где истице предлагается квартира.
Давая оценку доводам представителя Правительства Калининградской области ФИО6 о том, что ФИО3 не может быть предоставлено жилье, поскольку она не состояла на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, суд учитывает следующее.
Предоставление жилого помещения лицам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предусмотрено ч. 1 ст. 57 ЖК РФ.
В силу пункта 2 части 2 этой же статьи вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях.
Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия учета в качестве нуждающихся в жилищных условий.
Нет таких требований к предоставлению жилых помещений и в ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Отсутствие в указанных нормах закона на необходимость постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.
Иное толкование приведенных выше положений ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» противоречит прямо установленному данными нормами исключению из общего порядка предоставления жилых помещения по договору социального найма.
Таким образом, обеспечение вне очереди жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, следовательно, лица, имеющие право на получение жилья вне очереди, могут получать жилые помещения в социальный наем и в том случае, если они не состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Пункт 3 Порядка предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утв. Постановлением Правительства Калининградской области от 20.07.2010г. № 555, в соответствии с которым, жилое помещение указанной категории лиц может быть предоставлено в том случае, если эти лица состояли на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не соответствует ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в связи с чем, в соответствии со ст. 11 ГПК РФ суд применяет нормы ЖК РФ и указанного выше ФЗ, имеющих большую юридическую силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Заявление прокурора г. Черняховска удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Черняховский муниципальный район» предоставить ФИО3 по договору социального найма жилое помещение в <адрес> общей площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Обязать Правительство Калининградской области профинансировать обеспечение ФИО3 на условиях договора социального найма жилым помещением в <адрес> общей площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Черняховский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья В.М. Кузнецов