1-21-12 по обвинению Тумар А. А. в убийстве



№ 1-21/2012

ПРИГОВОР

Именем Российской Федерации

Р.п. Черлак 25.05.2012 г.

Черлакский районный суд Омской области в составе председательствующего Каргаполова И.В.

с участием государственного обвинителя заместителя прокурора Черлакского района Омской области Степаниной Е.В.,

подсудимого Тумар А. А.,

защитника Морозова А.В. удостоверение <№>,

потерпевшей ТВА,

при секретарях Романовой Л.А., Воробьевой К.В.,

рассмотрев материалы уголовного дела, по которому

Тумар А. А. , судим ,

обвиняется в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ,

УСТАНОВИЛ:

Тумар А. А. совершил убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку. Преступление совершено при следующих обстоятельствах.

25.11.2011 г. в период времени с 17 ч. 30 мин. до 22 ч. 30 мин. Тумар А. А., находясь в состоянии алкогольного опьянения по адресу: <адрес>, в ходе словесной ссоры со своим отцом ТАВ, возникшей на почве личных неприязненных отношений между ними, действуя умышленно, с целью убийства нанес лежащему на диване ТАВ ножом не менее двух ударов в область шеи потерпевшего.

Преступными действиями Тумар А. А. потерпевшему ТАВ были нанесены телесные повреждения в виде колото-резаных повреждений шеи, подчелюстной области справа с повреждением крупных кровеносных сосудов (яремной вены, общей сонной артерии, наружной сонной артерии), которые квалифицируются, как причинившие тяжкий вред здоровью по признаку опасности вреда для жизни и повлекшие смерть, колото-резаных повреждений в области левого локтевого сустава, тыльной поверхности правой кисти, которые как в совокупности, так и в отдельности, причинили легкий вред здоровью, по признаку кратковременного расстройства здоровья на срок менее 21 дня, в причинной связи со смертью не находятся.

От полученных телесных повреждений ТАВ скончался на месте происшествия, а Тумар А. А. с места совершенного преступления скрылся.

Подсудимый Тумар А. А. вину в совершении убийства ТАВ признал частично, в судебном заседании показал, что в последнее время он проживал с сожительницей . Примерно 15.11.2011 г. приехал домой к своему отцу по адресу: <адрес>.

25.11.2011 г. он с отцом ТАВ находились дома, его отец употреблял спиртное. Он спиртное не употреблял. Около 20 ч. в этот день отец стал его оскорблять, он очень сильно разозлился, после чего не помнит, что происходило.

Затем помнит, что он стоял с ножом в руке возле дивана, на котором лежит его отец. У ТАВ из шеи шла кровь. На полу также были следы крови. Он подумал, что причинил отцу телесные повреждения, выпил из бутылки на столе в доме спиртное и ушел к соседям, где остался ночевать. Говорил ли он им, что убил отца, не помнит. Он полагает, что мог причинить телесные повреждения отцу ножом, так как в доме кроме них никого не было, он никого не видел, но этого он не помнит. Считает, что мог причинить отцу телесные повреждения ножом в состоянии аффекта.

По ходатайству государственного обвинителя, в связи с наличием существенных противоречий между показаниями, данными подсудимым в ходе предварительного расследования и в судебном заседании, были оглашены показания Тумар А. А., данные им при допросе его в качестве подозреваемого , согласно которым он показал, что 15.11.2011 г. стал проживать у своего отца ТАВ по адресу: <адрес>. На протяжении последних 5-6 дней он с отцом злоупотребляли спиртными напитками, пили разбавленный спирт. Спиртное употребляли вдвоем, к ним более никто не приходил. 25.11.2011 г. он с ТАВ употребляли спиртное на кухне вышеуказанного дома. Около 20 ч. между ним и отцом возник словесный конфликт, в ходе которого ТАВ стал выгонять его из своего дома, мотивируя тем, что желает привести в данное жилое помещение жену, а Тумар А. А. будет им мешать. После конфликта он сидел у печки на кухне. ТАВ прошел в комнату лег на кровать и стал выражаться в его адрес грубой нецензурной бранью. Он встал, подошел, к кухонному шкафу, взял из него кухонный нож общей длиной около 30 см, длиной клинка около 15 сантиметров. Затем подошел к лежащему на диване отцу, нанес ему не менее двух ударов указанным ножом в область шеи. От его ударов из шеи ТАВ пошла кровь, попала ему на одежду. Удары он наносил сверху вниз с достаточной силой. Нож на половину лезвия, а может быть и больше вошел в шею его отца. После чего, он бросил нож на пол в комнате и ушел к соседке ШНВ Последней он рассказал, что совершил убийство своего отца. Далее Тумар А. А. лег спать у ШНВ, проснулся он около 3-4 часов ночи, после чего проследовал домой к своему отцу по вышеуказанному адрecy, где уже были сотрудники полиции.

Свидетель ШНВ в судебном заседании показала, что 25.11.2011 г. она с супругом находилась у себя дома. Около 23 ч. к ним домой пришел сосед Тумар А. А., которого она знает длительное время. Он был в состоянии алкогольного опьянения. Она предложила ему остаться у них ночевать. Тумар А. А. сказал ей, что убил своего отца ТАВ На руках подсудимого она заметила брызги вещества похожего на кровь. Она ему не поверила, сказала о словах Тумар А. А. своему мужу ШАН ШНВ подумала, что кровь на руках Тумар А. А. могла принадлежать ему самому. Подсудимый остался ночевать у них дома на кухне. Каким именно образом Тумар А. А. совершил убийство своего отца подсудимый ей не рассказывал. 26.11.2011 г. он проснулся около 06 ч. 26.11.2011 г., дома у нее Тумар А. А. уже не было.

О том, что в соседнем доме был обнаружен труп ТАВ с признаками насильственной смерти она узнала от сотрудников полиции. Знает, что у подсудимого с отцом неоднократно были конфликты. ТАВ злоупотреблял спиртными напитками, в состоянии алкогольного опьянения становился агрессивным, неоднократно конфликтовал с сыном. Она видела как потерпевший в 2010, 2011 году гонялся по двору за сыном с кирпичом, топором, другими предметами. Причинял ли он Тумар А. А. телесные повреждения, она не видела. ШНВ неоднократно видела у подсудимого серьезные травмы: рассечения на волосистой части головы, травму челюсти, колото-резаное ранение ноги. Она неоднократно оказывала Тумар А. А. медицинскую помощь, перевязывала ногу. По поводу травмы челюсти подсудимый длительное время лечился в больнице, куда она его отвозила. Тумар А. А. ей пояснял, что данные травмы ему причинял ТАВ Подсудимый спиртными напитками не злоупотреблял, по характеру как трезвый, так и в состоянии алкогольного опьянения он спокойный, доброжелательный, отзывчивый.

Свидетель ШАН в судебном заседании показал, что 25.11.2011 г. он с супругой находился у себя дома. Около 23 ч. к ним домой пришел сосед Тумар А. А., которого он знает длительное время. Он был в состоянии алкогольного опьянения. Жена ему рассказала, что Тумар А. А. сказал ей, что убил своего отца ТАВ Они его словам не поверили. Подсудимый остался ночевать у них дома на кухне. Больше Тумар А. А. и жена ему ничего не говорили. 26.11.2011 г. он проснулся около 06 ч., дома у него Тумар А. А. уже не было.

О том, что в соседнем доме был обнаружен труп ТАВ с признаками насильственной смерти он узнал от сотрудников полиции. Об обстоятельствах характеризующих потерпевшего и подсудимого дал пояснения аналогичные показаниям свидетеля ШНВ

Свидетель ПАГ, показания которой оглашены в судебном заседании с согласия сторон, показала, что 25.11.2011 г. около 23 ч. 50 мин. она пришла домой к ТАВ и обнаружила там его мертвым в положении лежа на диване. На полу возле дивана была лужа крови, рядом с которой лежал нож. О случившемся сообщила в полицию.

Свидетель ШАВ, показания которой оглашены в судебном заседании с согласия сторон, показала, что 27.11.2011 г. она участвовала в качестве понятой при проведении проверки показаний на месте подсудимого Тумар А. А. по адресу: <адрес>. При проведении проверки показаний на месте Тумар А. А. ориентировался свободно и показал с помощью манекена и макета ножа, как наносил удары ножом в область шеи своему отцу ТАВ После чего подсудимый указал в какую сторону побежал после нанесения телесных повреждений своему отцу.

Из протокола осмотра места происшествия от 26.11.2011 г. усматривается, что по адресу: <адрес>, был обнаружен труп ТАВ с колото-резанными повреждениями шеи. С места происшествия были изъяты: нож, 3 смыва пятен похожих на кровь, фрагмент известки с веществом похожим на кровь, наволочка с пятнами бурого цвета .

Из протокола выемки от 27.11.2011 г. следует, что у подсудимого Тумар А. А. были изъята одежда: куртка, трико, ботинки, кофта, шапка .

Из заключения эксперта № 133/7 от 30.12.2011 г. видно, что смерть ТАВ наступила в результате колото-резанных повреждений шеи, подчелюстной области справа с повреждением нескольких кровеносных сосудов.

При исследовании трупа обнаружены следующие повреждения: колото-резаные повреждения шеи (2), подчелюстной области справа с повреждением крупных кровеносных сосудов (яремной вены, общей сонной артерии, наружной сонной артерии), которые квалифицируются как причинившие тяжкий вред здоровью по признаку опасности вреда для жизни и повлекли смерть потерпевшего.

Колото-резаные повреждения (3) в области левого локтевого сустава, тыльной поверхности правой кисти как в совокупности, так и в отдельности причинили легкий вред здоровью по признаку кратковременного его расстройства на срок менее 21 дня, в причинной связи со смертью не находятся.

Ссадины в области левого лобного бугра квалифицируются как не причинившие вреда здоровью, в причинной связи со смертью не находятся.

Колото-резаные повреждения возникли от воздействия колюще-режущего предмета, каким может быть клинок ножа.

Ссадины возникли от воздействия тупого твердого предмета, в течение 24-48 часов.

Остальные повреждения (раны) возникли незадолго до смерти или в момент ее наступления.

Потерпевший в момент причинения ему повреждений находился в положении полулежа на спине с приподнятой головой, что подтверждается небольшими вертикальными потеками крови вниз.

Из заключения эксперта № 676/7 от 28.11.2011 г. усматривается, что у Тумар А. А. обнаружены повреждения в виде ссадины тельной поверхности 3 пальца левой кисти, которая не причинила вреда здоровью, возникла от воздействия твердых тупых предметов, в течение 2-3 дней на момент освидетельствования .

Из заключения эксперта № 1058 от 20.12.2011 г. следует, что на ноже, смывах с места происшествия, куртке, олимпийке, шапке, трико, смывах с рук Тумар А. А. обнаружены следы крови человека, происхождение которой не исключается от потерпевшего ТАВ

Из заключения судебной комплексной психолого-психиатрической экспертизы № 127/с от 28.04.2012 г. видно, что ТАВ хроническим психическим расстройством, слабоумием или иным болезненным состоянием психики, лишавшими его возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими не страдал в период времени, относящийся к совершению инкриминируемого ему деяния и не страдает таковым в настоящее время. Указанные особенности психики Тумар А. А. не сопровождаются выраженными нарушениями интеллектуально-мнестической сферы, продуктивной психопатологической симптоматикой (бред, галлюцинации), нарушением критических и прогностических способностей и не лишали его в период времени, относящийся к совершению инкриминируемого ему деяния, возможности в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими.

В период времени, относящийся к совершению инкриминируемого ему деяния Тумар А. А. не обнаруживал признаков какого-либо временного психического расстройства, он находился в состоянии простого алкогольного опьянения. Тумар А. А. мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими. По своему психическому состоянию в настоящее время Тумар А. А. также может осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими. В применении принудительных мер медицинского характера он не нуждается.

В поведении Тумар А. А. в момент совершения инкриминируемого ему деяния признаков аффекта не усматривается. Об этом свидетельствует отсутствие характерной для аффекта трехфазной динамики развития эмоциональной реакции и ее феноменологических проявлений. Объективных данных о наличии длительной психотравмирующей ситуации не обнаружено .

Из протокола проверки показаний на месте обвиняемого Тумар А. А. от 27.11.2011 г. усматривается, что он указал, что по адресу: <адрес>, причинил ТАВ телесные повреждения, а именно нанес потерпевшему не менее 2 ударов ножом в область шеи. После чего с места происшествия подсудимый скрылся .

Оценивая собранные доказательства, суд находит показания Тумар А. А. данные им на предварительном следствии при допросе его в качестве подозреваемого о том, что он наносил ножом удары ТАВ в область шеи достоверными, и считает необходимым положить их в основу приговора. Показания Тумар А. А. получены в период предварительного следствия в соответствии с требованиями закона, по прошествии непродолжительного времени после совершения преступления. Они согласуются с показаниями свидетелей ШНВ, ШАН, о том, что подсудимый рассказывал им об убийстве потерпевшего, заключениями судебно-медицинской экспертизы о характере, механизме образования и степени тяжести телесных повреждений у погибшего, и другими собранными по делу доказательствами. Доводы подсудимого, что данные показания на предварительном следствии получены от него с применением психологического и физического насилия необоснованны. Они опровергаются материалами дела, а именно показаниями подсудимого начальнику СО по Черлакскому району СУ СК РФ по Омской области, в которых он указывает, что таковое к нему не применялось, а также заключением судебно-медицинской экспертизы, проведенной после его допросов и проверки показаний на месте. В ходе ее проведения каких-либо телесных повреждений кроме ссадины тыльной поверхности пальца руки у Тумар А. А. не было обнаружено.

Доводы осужденного и его защитника о невиновности Тумар А. А. опровергаются приведенными доказательствами, которым у суда не имеется оснований не доверять. Изменение показаний подсудимым на предварительном следствии после предъявления ему обвинения и в судебном заседании, суд считает способом защиты. Данные доводы опровергаются показаниями Тумар А. А. данными им на предварительном следствии непосредственно после совершения преступления и другими вышеприведенными доказательствами, исследованными в судебном заседании.

Довод подсудимого и защитника о том, что преступление им совершено в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения, вызванного насилием, издевательством или тяжким оскорблением со стороны потерпевшего либо иными его противоправными или аморальными действиями, несостоятелен. Он опровергается заключением судебной комплексной психолого-психиатрической экспертизы, согласно которой в поведении Тумар А. А. в момент совершения инкриминируемого ему деяния признаков аффекта не усматривается. Кроме того, данный довод опровергается установленными в судебном заседании последовательными и целенаправленными действиями подсудимого непосредственно перед совершением преступления, в момент причинения потерпевшему смерти и после противоправного деяния, сохранении им ориентировки в окружающей обстановке. А именно теми обстоятельствами, что подсудимый, находясь на кухне, взял из шкафа на кухне нож, проследовал из кухни в комнату дома, нанес этим ножом не менее 2 ударов потерпевшему, после чего ушел к соседям, где рассказал об убийстве и остался ночевать. В связи установлением данных обстоятельств не имеется оснований также говорить о наличии длительной психотравмирующей ситуации, возникшей в связи с систематическим противоправным или аморальным поведением потерпевшего. Из показаний подсудимого следует, что до причинения смерти ТАВ он проживал у него около 10 дней. В ходе проведения судебно-медицинской экспертизы у подсудимого не было обнаружено телесных повреждений, позволявших говорить о противоправном поведении в отношении него со стороны потерпевшего. Нецензурная брань, оскорбления со стороны ТАВ в отношении сына не могут быть расценены в качестве обстоятельств создавших длительную психотравмирующую ситуацию для подсудимого.

Суд полагает, что действия подсудимого следует квалифицировать по ч. 1 ст. 105 УК РФ, как убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку, поскольку изложенными доказательствами установлено, что Тумар А. А. в ходе ссоры со своим отцом ТАВ, произошедшей на почве личных неприязненных отношений, умышленно, с целью убийства последнего, взяв нож, нанес им потерпевшему не менее 2 ударов ножом в области шеи, то есть в место расположения жизненно-важных для человека органов. В связи с изложенным, а именно, учитывая количество нанесенных ударов, их локализацию, а также то, что они наносились ножом, Тумар А. А. желал либо допускал наступление смерти ТАВ

Назначая наказание подсудимому, суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления, которое является умышленным, относится к категории особо тяжких, характер действий подсудимого и его поведение после совершения преступления, личность подсудимого, который характеризуется по месту жительства удовлетворительно.

Обстоятельством, смягчающим наказание Тумар А. А., в соответствии с ч. 1 ст. 61 УК РФ является противоправность и аморальность поведения потерпевшего, явившиеся поводом для преступления, в силу ч. 2 ст. 61 УК РФ суд учитывает в качестве обстоятельств, смягчающих наказание, частичное признание подсудимым своей вины, раскаяние в содеянном, его молодой возраст, состояние здоровья.

Обстоятельств, отягчающих наказание Тумар А. А., предусмотренных ст. 63 УК РФ, судом не установлено.

Оснований для изменения категории совершенного подсудимым преступления судом не усматривается.

С учетом вышеизложенного и всех фактических обстоятельств дела, мнения потерпевшей, которая на суровом наказании не настаивала, суд считает невозможным применение к подсудимому условного осуждения, полагает что исправление и перевоспитание Тумар А. А. возможно только в условиях изоляции от общества, и находит необходимым применить к нему наказание в виде лишения свободы.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. 307 – 309 УПК РФ, суд

ПРИГОВОРИЛ:

Признать Тумар А. А. виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ и назначить ему наказание в виде 8 (восьми) лет лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, без ограничения свободы.

Срок наказания Тумар А. А. исчислять с 26.11.2011 г.

Меру пресечения осужденному Тумар А. А. до вступления приговора в законную силу оставить содержание под стражей.

Вещественные доказательства: куртку, олимпийку, трико, пару ботинок, шапку Тумар А. А., возвратить подсудимому, нож уничтожить, свитер, трико ТАВ, наволочку, смывы, соскоб с места происшествия, образцы крови и смывы с рук потерпевшего и подсудимого, вырезы ран уничтожить, как не представляющие материальной ценности.

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Омский областной суд через Черлакский районный суд Омской области в течение 10 суток со дня его провозглашения, а осужденным, содержащимся под стражей, в тот же срок со дня вручения копии приговора.

Председательствующий: