Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Рп. Черлак дело № 2-155-11 28 апреля 2011г.
Черлакский районный суд Омской области в составе: председательствующий судья Жданов В.Н.
Секретарь Жукова В.В. рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Омского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, прав и свобод, законных интересов неопределенного круга лиц к ответчику ООО « Черлакавтотранс», третье лицо- Министрество сельского хозяйства и продовольствия Омской области « О приостановке выбросов вредных веществ в атмосферный воздух до получения разрешения на выброс»,
У С Т А Н О В И Л :
В суд обратился с исковым заявлением Омский межрайонный природоохранный прокурор в интересах РФ и неопределенного круга лиц, в котором просит возложить обязанность на ответчика- ООО « Черлакавтотранс» прекратить выброс вредных веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов – помещения гаража, 6 котлов, работающих на газе, до получения разрешения на выброс.
В обоснование заявленного требования сослался на то, что в феврале 2011г. в ООО «Черлакавтотранс» межрайонным прокурором была проведена проверка на наличие разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух.
Проверкой установлено, что ООО «Черлакавтотранс» оказывает услуги по перевозке пассажиров 19 автобусами, работающими на газе и бeнзине.
Производственная деятельность ООО «Черлакавтотранс» осуществляется в следующих зданиях, расположенных в ...: пристройка к бытовому корпусу, этажностью 2, общей площадью 204,7 кв.м., инвентарный номер 3612, литер А1; типовая мастерская, этажностью 1, общей площадью 1282,8 кв.м., инвентарный номер 4992, литера В; теплая стоянка для КамАЗов этажность 1, общей площадью 1248,8 кв.м., инвентарный номер 4999, литера Д.
Указанные объекты недвижимости арендованы ООО «Черлакавтотранс» у ИП БОВ, согласно договору аренды нежилых помещений от 1 июня 2010г № 1, и оборудованы для использования в качестве гаража, ремонтной мастерской.
Отопление указанных помещений в отопительный сезон 2010-2011 годов осуществляется 6 котлами, работающими на газе, при этом в атмосферный воздух выбрасываются диоксид азота, оксид азота, оксид углерода, бензапирен.
28.08.2008 заместителем руководителя УЭН Ростехнадзора по Омской области для ООО «Черлакавтотранс» утверждены нормативы предельно допустимых выбросов вредных веществ от стационарных источников выбросов. Установлено, что от закрытого помещения гаража для хранения техники предприятия (из расчета эксплуатации 18 автобусов) в атмосферный воздух выбрасываются диоксид азота, оксид азота, бензин, серы диоксид, углерод оксид.
На основании утвержденных нормативов. Министерством промышленной политики, транспорта и связи Омской области ООО «Черлакавтотранс» выдано разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух № 377 сроком действия с 02.10.2008 по 15.10.2010.
Проверкой установлено, что с 16.10.2010 эксплуатация стационарных источников выбросов вредных веществ в атмосферный воздух ООО «Черлакавтотранс» не приостановлена и осуществляется в настоящее время без разрешения на выброс.
Таким образом, для данных источников выбросов в установленном законом порядке не определено: какие конкретно загрязняющие вещества и в каком количестве могут быть выброшены в атмосферный воздух, и это не повлечет за собой ухудшения экологической обстановки и не окажет вредного влияния на окружающую природную среду и здоровье людей.
Поскольку не определены количественные и качественные характеристики выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, выброс вредных веществ без разрешения создает угрозу причинения вреда окружающей природной среде, а также здоровью человека, неопределенного круга лиц. Неполучение ответчиком разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух ведет к невыполнению мероприятий по охране атмосферного воздуха и предотвращению вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, возможным превышением источником загрязнения атмосферного воздуха гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов.
Тем самым нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные статьей 42 Конституции РФ и гарантированные государством.
На основании пункта 2 статьи 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов.
В судебном заседании прокурор Антонов А.А. поддержал заявленные требования Омского межрайонного прокурора, просил удовлетворить их, поскольку до настоящего времени ООО «Черлакавтотранс»не имеет разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух, хотя продолжало в течении отопительного сезона использовать 6 газовых котлов, уплата денежных средств за выброс загрязняющих веществ без разрешения, не освобождает ООО «Черлакавтотранс» от обязанности получить разрешение на выброс вредных веществ в атмосферу.
Представитель третьего лица, действующий на основании доверенности, государственный инспектор в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Омской области Тимохин А.С. иск прокурора признал обоснованным, считает его подлежащим удовлетворению при этом дополнил, что на момент проверки ООО «Черлакавтотранс» не имея разрешения на выброс вредных веществ в атмосферу, использовало отопительные газовые котлы и другие источники выбросов, Срок действия ранее выданному разрешению на выброс истек 15 октября 2010года. В настоящее время БОВ провел организационные мероприятия, связанные с направлением документации на получение разрешения, но разрешение пока не получил.
Представитель ответчика БОВ показал, что он является руководителем ООО Черлакавтотранс, действительно использовал отопительные котлы в количестве 6 штук, другие источники выбросов, не имея разрешения на выброс. Так как по вине работников предприятия, своевременно не направил документы для получения разрешения на выброс вредных веществ в атмосферу, а срок старого разрешения истек еще в октябре 2010года. В настоящее время им получено разрешение на выброс вредных веществ в отношении техники, подготовлены и направлены документы на получении е разрешения по котлам., однако получить разрешение будет возможно в течении месяца не ранее. С иском согласен и его полностью признает. За использование котлов и других источников выбросов вредных веществ без разрешения на выброс, ООО «Черлакавтотранс» выплатило денежную компенсацию, в том числе и за 1 квартал 2011г. полностью.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о наличии законных оснований для удовлетворения заявленного требования о прекращении выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу, до получения ответчиком разрешения на выброс.
В соответствии со ст 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
В судебном заседании установлено, что ООО «Черлакавтотранс», в нарушение ч.4 статьи 23 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п.1 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», с 16.10.2010 по настоящее время выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов - помещения гаража для хранения техники, 6 котлов, работающих на газе, размещенных ..., осуществляется без разрешения на выброс вредных веществ, нормативы предельно допустимых выбросов вредных веществ от стационарного источника выбросов специально уполномоченным органом не утверждены.
Указанные обстоятельства подтверждаются показаниями директора ООО «Черлакавтотранс» БОВ, проектом нормативов предельно допустимых выбросов, разрешением на выброс вредных веществ № 377 от 02.10.2008, решением участника общества № 1 от 01.01.2011, уставом юридического лица, свидетельством о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории РФ с присвоением ИНН 5539012887, КПП 553901001, свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002 с присвоением ОГРН 1025502099941, договором аренды нежилых помещений № 1 от 01.06.2010 сроком действия по 30.04.2011, заключенным между ИП БОВ и ООО «Черлакавтотранс», актами приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы ИП БОВ по ... по проекту № 024.1-77-10-ГСВ от 18.11.2010 и по проекту № 024.2-77-10-ГВС от 18.11.2010, рабочими проектами «Расширение сетей газоснабжения р.п. Черлак Омской области. Внутреннее газоснабжение здания хозяйственно-бытового обслуживания ИП БОВ по ... № 024.1-77-10-ГВС, № 024.2-77-10-ГВС.
В соответствии с частью 4 статьи 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлено, что выбросы химических веществ в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов веществ, лимитов
на выбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством РФ.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Пунктом 3 статьи 12 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» предусмотрено, что предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).
Пунктами 6, 8, 9 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного постановлением Правительства РФ «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него» от 02.03.2000 № 183, установлено, что предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и юридического лица в целом или его отдельных производственных территорий с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух данного юридического лица или его отдельных производственных территорий, фонового загрязнения атмосферного воздуха и технических нормативов выбросов устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии этих предельно допустимых выбросов санитарным правилам (пункт 6).
Разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух - в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности (пункт 8).
Пунктом 9 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него установлено, что выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственном) экологическому контролю, допускаются на основании разрешения, выданного территориальными органами Федеральной службы по экологическом). технологическому и атомному надзору.
Выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, допускаются на основании разрешения, выданного органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Согласно п. 5.3.15. Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 400, названная служба выдает в установленном порядке разрешения на выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (за исключением радиоактивных веществ).
В настоящее время Росприроднадзор, выполняет функцию выдачи разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в порядке, установленном федеральным законодательством.
В нарушение ч.4 статьи 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды», Ч.1 ст. 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» 16.10.2010 года выброс вредных (загрязняющих) веществ от стационарных источников выбросов 000 «Черлакавтотранс» - помещения гаража для хранения техники, 6 котлов, работающих на газе, размещенных в ..., осуществляется без соответствующего разрешения, нормативы предельно допустимых выбросов вредных веществ от стационарных источников выбросов специально уполномоченным органом не утверждены.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», статьями 34, 39, 80 Федерального закона «Об охране окружающей среды», статьей 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», статьей 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 22, 28, 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Омского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Обязать ООО «Черлакавтотранс» прекратить выброс вредных
(загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников
выбросов - помещения гаража для хранения техники, 6 котлов, работающих на
газе, размещенных в ..., до получения
разрешения на выброс.
Взыскать с ответчика – ООО «Черлакавтотранс» государственную пошлину в размере 2000 руб в доход местного бюджета.( КБК-18210803010011000110, счет- 40101810100000010000, Банк получателя- ГРКЦ ГУ Банка России по Омской области, БИК банка- 045209001, наименование получателя- УФК по Омской области –Межрайонная ИФНС России № 5 Омской области, ИНН- 5539013312,КПП-553901001, ОКАТО- 52258551000)
Решение может быть обжаловано в Омском областном суде в течении 10 суток, через Черлакский районный суд.
Председательствующий Жданов В.Н.