2-19-11 Росприроднадзор к МУП `Теплокоммунэнерго` по забору воды из поверхностных водоемов



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Р.п. Черлак 19 мая 2011 г.

Дело №2-219/11

Черлакский районный суд Омской области

В составе председательствующего Герстнер Л.Ю.

При секретаре Каретниковой А.М.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Омской области к МУП «Теплокоммунэнерго» Черлакского муниципального района Омской области о признании деятельности ответчика по забору (изъятию) водных ресурсов из поверхностного водного объекта реки Иртыш незаконной, приостановлении деятельности МУП «Теплокоммунэнерго» Черлакского муниципального района Омской области по забору (изъятию) водных ресурсов из поверхностного водного объекта реки Иртыш до получения правоустанавливающих документов на право пользования поверхностным водным объектом - договора водопользования для целей забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностного водного объекта реки Иртыш,

У С Т А Н О В И Л:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Омской области обратилось в суд с иском к МУП «Теплокоммунэнерго», в котором просит признать деятельность ответчика по забору (изъятию) водных ресурсов из поверхностного водного объекта реки Иртыш незаконной, приостановить деятельность МУП «Теплокоммунэнерго» Черлакского муниципального района Омской области по забору (изъятию) водных ресурсов из поверхностного водного объекта реки Иртыш до получения правоустанавливающих документов на право пользования поверхностным водным объектом - договора водопользования для целей забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностного водного объекта реки Иртыш. В обоснование заявленных требований истец сослался на то, что Управлением Росприроднадзора по Омской области в марте 2011г. проведено административное расследование в отношении МУП «Теплокоммунэнерго» Черлакского муниципального района Омской области, в ходе которого было установлено, что МУП «Теплокоммунэнерго» осуществляет забор (изъятие) водных ресурсов из поверхностного водного объекта - р. Иртыш на ... км, ... км, ... км, ... км, ... км от устья реки без договора водопользования. Данный факт подтверждается письмом №390 от 15.03.2011г. заместителя главы Черлакского муниципального района о том, что МУП «Теплокоммунэнерго» осуществляет забор водных ресурсов из реки Иртыш для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; сведениями об использовании воды за 2010г. по форме 2-ТП (водхоз), переданными ответчиком 21.01.2011г. в Отдел водных ресурсов по Омской области; платежными поручениями оплаты за водный налог и объяснением директора предприятия.

Постановлением Правительства РФ от 04.11.2006г. №640 утверждены «Критерии отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов», в соответствии с которыми река Иртыш отнесена к объектам, подлежащим федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов.

В соответствии с ч.1 ст.9 Водного кодекса РФ физические, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами на основании договора водопользования. Согласно п.1 ч.1 ст. 11 Водного кодекса РФ водный объект, находящийся в федеральной собственности, предоставляется в пользование на основании договора водопользования. МУП «Теплокоммунэнерго» в Министерство промышленной политики, транспорта и связи Омской области для заключения договора водопользования не обращалось. Водонасосные станции, башни водонапорные, водопроводные сети, насосы, глубоководные насосы, оборудование для пункта ЛО воды и иное оборудование, посредством которого производится забор (изъятие) воды из водного объекта - реки Иртыш, ее очистка и подача водопотребителям, является муниципальным имуществом, согласно договоров данное имущество находится в пользовании ответчика. Фактически с июня 2010г. МУП «Теплокоммунэнерго», зарегистрированное в ЕГРЮЛ 14.10.2009г. в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населенных пунктов Черлакского муниципального района: ..., осуществляет работы по забору ( изъятию) водных ресурсов из водного объекта - р. Иртыш без договора водопользования. Ответчик за истекший период имел возможность оформить договор водопользования для целей забора (изъятия) водных ресурсов из р. Иртыш, однако не сделал этого. В связи с изложенным постановлением о назначении административного наказания от 25.03.2011г. МУП «Теплокоммунэнерго» было привлечено к административной ответственности в виде штрафа, постановление не обжаловалось, штраф оплачен в полном объеме.

В соответствии со ст.3 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная деятельность должна осуществляться на основании принципов допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя их требований в области охраны окружающей среды; запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия которой не предсказуемы для окружающей среды и могут привести к истощению природных ресурсов и иным изменениям окружающей среды; соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимого условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.

Самовольное пользование ответчиком р. Иртыш влечет загрязнение водного объекта и иные негативные последствия, и в будущем негативно отразится на благополучии и здоровье проживающего на данной территории населения, поскольку р. Иртыш является источником питьевого водоснабжения. Тем самым нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 42 Конституции Российской Федерации.

В дальнейшем истец изменил исковые требования, просит признать деятельность МУП «Теплокоммунэнерго» Черлакского района Омской области по забору ( изъятию) водных ресурсов из поверхностного водного объекта реки Иртыш незаконной, обязать МУП «Теплокоммунэнерго» Черлакского района Омской области получить правоустанавливающие документы на право пользования поверхностным водным объектом - договор водопользования для целей забора ( изъятия) водных ресурсов из поверхностного водного объекта реки Иртыш до 1 августа 2011г.

Представитель истца в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела истец был извещен надлежащим образом, в адрес суда поступило заявление рассмотреть дело без участия представителя истца. Согласно представленным в суд возражениям истца на отзыв на исковое заявление, из пояснительной записки от 22.03.2011г. за подписью директора МУП «Теплокоммунэнерго» следует, что предприятие готовит необходимые документы. Так как, начиная с марта 2011г. у предприятия есть 150 дней для заключения договора водопользования, то срок, указанный в исковых требованиях до 01.08.2011г. является разумным.

Представитель ответчика МУП «Теплокоммунэнерго» Пичко С.В., действующая на основании доверенности, заявленные исковые требования признала частично, пояснила, что действительно деятельность МУП «Теплокоммунэнерго» по забору (изъятию) водных ресурсов из поверхностного водного объекта реки Иртыш осуществляется без договора водопользования, заключение которого является необходимым в соответствии с действующим законодательством. Такие виды деятельности как водоснабжение населения, предприятий, организаций, учреждений, эксплуатация и ремонт водопроводных сетей, эксплуатация и ремонт насосных станций, отключение и подключение к основным водопроводным сетям были внесены в Устав МУП «Теплокоммунэнерго» в мае 2010г. В июне 2010г. МУП «Теплокоммунэнерго» было передано два водопроводных участка, обслуживающих ..., в августе 2010г. переданы водопроводные участки, обслуживающие с. Татарка, с. Соляное и с. Подлесное. В связи с осуществлением указанного вида деятельности МУП «Теплокоммунэнерго» в соответствии с Правилами подготовки и заключения договора водопользования, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.03.2008г. №165, начало работу по сбору и подготовке необходимой документации. В связи с неодновременной передачей водопроводных участков и объемной работой сбор необходимой документации затянулся на длительный период. В настоящее время 06.04.2011г. ответчиком заключен договор с ООО «Природоохранный центр» на разработку проекта зон санитарной охраны водозаборов из р. Иртыш, срок исполнения которого составляет три месяца в момента полной оплаты. В связи с материальными трудностями оплата по договору была произведена только в начале мая 2011г. После получения проекта зон санитарной охраны необходимо будет обратиться в Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области для получения заключения экспертизы и в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области для получения эпидемиологического заключения. Только после указанных последовательных действий, в результате которых будут собраны необходимые документы, МУП «Теплокоммунэнерго» сможет обратиться в Министерство промышленной политики, транспорта и связи Омской области с заявлением о подготовке и заключении договора на право пользования поверхностным водным объектом. Все указанные действия требуют длительного временного периода и материальных затрат, считает, что получить договор водопользования МУП «Теплокоммунэнерго» сможет не ранее 01.12.2011г. В связи с чем просит отказать истцу в удовлетворении его требования в части возложения обязанности получить правоустанавливающие документы на право пользования поверхностным водным объектом - договор водопользования для целей забора ( изъятия) водных ресурсов из поверхностного водного объекта реки Иртыш до 1 августа 2011г.

Представитель Администрации Черлакского муниципального района Кусиньш А.А., действующий на основании доверенности, заявленные исковые требования признал частично, признает, что деятельность МУП «Теплокоммунэнерго» по забору ( изъятию) водных ресурсов из поверхностного водного объекта реки Иртыш осуществляется незаконно. Работа по получению договора водопользования ответчиком ведется, эта работа требует значительных финансовых затрат и также времени, считает, что разумным сроком для получения договора является 01.12.2011г.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п.4 ст. 1 Водного кодекса РФ водным объектом признается природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.

В соответствии с ч.1 ст.9 Водного кодекса РФ физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса ( договор водопользования, решение о предоставление водного объекта в пользование).

В соответствии с п.1 ч.1 ст. 11 Водного кодекса РФ водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов на основании договоров водопользования.

Согласно ч.3 ст. 12 Водного кодекса РФ договор водопользования признается заключенным с момента его государственной регистрации в государственном водном реестре.

В судебном заседании было установлено, что ответчик МУП «Теплокоммунэнерго» в нарушение указанных требований законодательства осуществляет забор (изъятие) водных ресурсов из поверхностного водного объекта - реки Иртыш на ... км от устья реки без договора водопользования. Данный факт подтверждается документами, имеющимися в материалах дела, не оспаривается представителем ответчика.

Самовольное пользование р. Иртыш нарушает интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также права граждан на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст.401 ГК РФ отсутствие денежных средств не может являться основанием для освобождения ответчика от надлежащего исполнения обязательств.

На основании изложенного суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований о признании деятельности МУП «Теплокоммунэнерго» Черлакского района Омской области по забору ( изъятию) водных ресурсов из поверхностного водного объекта реки Иртыш незаконной, возложении на ответчика обязанности получить правоустанавливающие документы на право пользования поверхностным водным объектом - договор водопользования для целей забора ( изъятия) водных ресурсов из поверхностного водного объекта реки Иртыш.

В соответствии с ч.2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Порядок подготовки и заключения договора водопользования установлен Правилами подготовки и заключения договора водопользования, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.03.2008г. № 165. В соответствии с п. 4 указанных Правил физическое лицо, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заинтересованные в получении водного объекта в пользование, обращаются в уполномоченный орган по месту предполагаемого водопользования с заявлением о предоставлении водного объекта в пользование. К заявлению прилагаются необходимые документы и материалы, предусмотренные Правилами. Согласно п. 22 Правил, уполномоченный орган в срок, не превышающий 60 дней с даты поступления документов, рассматривает представленные заявителем документы на предмет соответствия их требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами, оценивает их полноту и достоверность, а также проверяет расчеты параметров водопользования и размера платы за пользование водным объектом; определяет условия использования водного объекта по согласованию с заинтересованными исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления; оценивает возможность использования водного объекта для заявленной цели; при признании возможным использования водного объекта оформляет в 2 экземплярах договор водопользования и представляет его заявителю на подпись; размещает на своем официальном сайте в сети Интернет или опубликовывает в официальном печатном издании сообщение о приеме документов от других претендентов на предоставление в пользование акватории водного объекта, указанной заявителем в представленных им документах. В соответствии со ст.23 Правил после рассмотрения документов о предоставлении в пользование акватории водного объекта при положительной оценке возможности ее использования для заявленной цели документы от иных претендентов на предоставление этой акватории водного объекта для указанной цели могут быть представлены в 30-дневный срок с даты размещения на официальном сайте в сети Интернет или опубликования в официальном печатном издании уполномоченного органа сообщения о приеме документов от иных претендентов. Поступившие в течение этого срока документы рассматриваются в порядке, установленном настоящими Правилами. Если документы от других претендентов не поступили, уполномоченный орган в течение 5 дней с даты окончания срока подачи документов оформляет договор водопользования с заявителем. Согласно ст. 28 Правил, заявитель в течение 30 дней с даты получения 2 экземпляров подписанного уполномоченным должностным лицом договора водопользования подписывает их и направляет в уполномоченный орган. Согласно ст. 29 Правил после подписания сторонами договор водопользования подлежит государственной регистрации в государственном водном реестре в установленном порядке.

В связи с установленным законом порядком подготовки и заключения договора водопользования суд считает возможным установить срок для исполнения ответчиком обязанности получить правоустанавливающие документы на право пользования поверхностным водным объектом - договор водопользования для целей забора ( изъятия) водных ресурсов из поверхностного водного объекта реки Иртыш до 01 октября 2011г. Обоснование срока исполнения указанной обязанности, начиная с марта 2011г., когда истцом было получено сообщение о подготовке ответчиком необходимых документов, как это предложено истцом, суд считает нецелесообразным, поскольку в судебном заседании было установлено, что на момент рассмотрения дела ответчик с заявлением о предоставлении водного объекта в пользование в уполномоченный орган в соответствии Правилами подготовки и заключения договора водопользования, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.03.2008г. № 165, не обращался.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать деятельность МУП «Теплокоммунэнерго» Черлакского муниципального района Омской области по забору (изъятию) водных ресурсов из поверхностного водного объекта реки Иртыш незаконной. Обязать МУП «Теплокоммунэнерго» Черлакского муниципального района Омской области получить правоустанавливающие документы на право пользования поверхностным водным объектом - договор водопользования для целей забора ( изъятия) водных ресурсов из поверхностного водного объекта реки Иртыш до 1 октября 2011г.

Взыскать с МУП «Теплокоммунэнерго» Черлакского муниципального района Омской области государственную пошлину в доход государства в сумме 4 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд с подачей жалобы через Черлакский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Л.Ю. Герстнер