№ 2-170/2011 Р Е Ш Е Н И Е р.п. Черлак 11.04.2011 г. Черлакский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Каргаполова И.В. при секретаре Романовой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Черлакского района Омской области в интересах Хорошавиной В.А. к Администрации Черлакского муниципального района Омской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по предоставлению мер социальной поддержки, УСТАНОВИЛ: Прокурор Черлакского района Омской области обратился в суд с данным требованием, в обоснование которого указал, что Хорошавина В.А. с 09.09.1983 г. по настоящее время работает в МУЗ «Черлакская ЦРБ». До 2009 года ей предоставлялись льготы на оплату коммунальных услуг. С 2009 года предоставление льгот прекратилось. Нормами федерального законодательства с 2005 года решение вопросов социальной поддержки передано в ведение тем органам власти, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения. До настоящего времени льготы и компенсации работникам здравоохранения ответчиком не установлены. Данные льготы и компенсации не могут быть ниже размеров льгот и компенсаций, предоставлявшихся данной категории граждан по состоянию на 31.12.2004 г. Не предоставление Администрацией района мер социальной поддержки медицинскому работнику Хорошавиной В.А. нарушает ее права. Истец просил признать незаконным бездействие Администрации Черлакского муниципального района Омской области по не предоставлению мер социальной поддержки Хорошавиной В.А. в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения; обязать Администрацию Черлакского муниципального района Омской области предоставить меры социальной поддержки медицинскому работнику МУЗ «Черлакская ЦРБ» Хорошавиной В.А. в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади, на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения. В судебном заседании представитель истца Прокурор Черлакского района Омской области Литвиненко Д.А. требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Истец Хорошавина В.А. в судебном заседании не присутствовала, о слушании дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Представитель ответчика Кусиньш А.А. в судебном заседании исковые требования не признал и пояснил, что Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в перечень полномочий органов местного самоуправления не включено установление мер социальной поддержки. Положения Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, закрепляющие обязанность органов местного самоуправление устанавливать меры социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам муниципальных организаций здравоохранения, противоречат нормам вышеуказанного Федерального закона. Кроме того, возложение Российской Федерации полномочий по установлению льгот определенной категории граждан на органы местного самоуправления должно сопровождаться передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам, что обеспечено не было. Представитель третьего лица Комитета финансов и контроля администрации Черлакского муниципального района Омской области Степанюк М.А. в судебном заседании не присутствовала, о слушании дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Из материалов дела следует, что Хорошавина В.А. работает в должности медицинской сестры палатной Южно-Подольской участковой больницы МУЗ «Черлакская ЦРБ» с 09.08.1983 г. по настоящее время. Из Устава МУЗ «Черлакская ЦРБ», утвержденного Постановлением Главы Черлакского муниципального района от 20.08.2008 г. № 176-п, усматривается, что учредителем данной организации является Черлакский муниципальный район Омской области в лице Администрации указанного образования. В судебном заседании установлено, что Хорошавиной В.А. выплачивались денежные средства на предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату отопления, электроэнергии для освещения жилого помещения за счёт средств областного бюджета по 31.12.2008 г. В соответствии с ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 г. № 5487-1, действовавшей до 01.01.2005 г., врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и посёлках городского тина, а также проживающие с ними члены их семей, имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением. Федеральным законом от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ, в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления» решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения. Пунктом 2 ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ установлено, что при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31.12.2004 г. Согласно ч. 4-6 ст. 63 Основ в новой редакции меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов РФ, - органами государственной власти субъектов РФ. Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления. В силу ч. 1-2 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается. В целях недопущения ущемления социальных прав медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, расположенных в сельской местности, соответствующие органы местного самоуправления обязаны осуществить надлежащее правовое регулирование, обеспечив предоставление указанной категории граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения) с учетом требований Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации. Согласно определения Конституционного Суда РФ от 03.02.2010 г. № 136-0-П установленное пунктом 50 статьи 35 Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовое регулирование не предполагает лишение медицинских работников федеральных специализированных медицинских учреждений, работающих и проживающих в сельской местности, жилищно-коммунальных льгот, которыми они пользовались до 1 января 2005 года на основании части второй статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлениях от 17.06.2004 № 12-П и от 15.05.2006 № 5-П, недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств. Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки указанной категории граждан, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня. Из приведенных норм законодательства следует, что частью 6 статьи 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан в редакции Федерального закона № 122-ФЗ на органы местного самоуправления возложена обязанность установить меры социальной поддержки проживающим в сельской местности работникам медицинских организаций, находящихся в ведении данных органов власти. Довод ответчика о том, что положения Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не наделяют органы местного самоуправления полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, а Основы законодательства об охране здоровья населения противоречат данному закону и в связи с этим применению не подлежат, необоснован, противоречит вышеуказанным нормам законодательства. Довод ответчика об отсутствии у Администрации района необходимых финансовых средств на обеспечение льгот медицинским работникам, работающим в МУЗ «Черлакская ЦРБ», основанием для отказа в иске быть не может. Исковые требования прокурора законны, обоснованны и подлежат удовлетворению. На основании изложенного и, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать незаконным бездействие Администрации Черлакского муниципального района Омской области по не предоставлению мер социальной поддержки медицинскому работнику МУЗ «Черлакская ЦРБ» Хорошавиной В.А. в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения. Обязать Администрацию Черлакского муниципального района Омской области предоставить меры социальной поддержки медицинскому работнику МУЗ «Черлакская ЦРБ» Хорошавиной В.А. в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади, на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения. Решение может быть обжаловано, принесено представление прокурора в 10 дней в Омский областной суд через Черлакский районный суд Омской области. Председательствующий:
Именем Российской Федерации