Р Е Ш Е Н И Е Дело № 2-160-2011 р.п. Черлак 25 апреля 2011 г. Черлакский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Жданова В.Н. При секретаре Жуковой В.В, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Черлакского района Омской области в интересах Красовской Н.Г. к Администрации Черлакского муниципального района Омской области, третьему лицу- Комитету финансов и контроля Черлакского муниципального района «О признании незаконным бездействие, по не предоставлению мер социальной поддержки в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади и расходов по оплате электроэнергии для освещения жилой площади и возложении обязанности по предоставлению указанных мер социальной поддержки медицинскому работнику, проживающему в сельской местности», УСТАНОВИЛ: Прокурор Черлакского района Омской области обратился в суд с данным требованием, в обоснование которого указал, что Красовская Н.Г. с 5 марта 1987 г.и по настоящее время работает медицинской сестрой поликлиники МУЗ «Черлакская ЦРБ». До 2009 года медицинским работникам, проживающих в сельской местности предоставлялись льготы на оплату коммунальных услуг. С 2009 года предоставление льгот прекратилось. Нормами федерального законодательства с 1 января 2005 года решение вопросов социальной поддержки передано в ведение тем органам власти, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения. До настоящего времени льготы и компенсации работникам здравоохранения ответчиком не установлены. Данные льготы и компенсации не могут быть ниже размеров льгот и компенсаций, предоставлявшихся данной категории граждан по состоянию на 31.12.2004 года. Не предоставление Администрацией района мер социальной поддержки медицинским работникам нарушает их законные интересы и охраняемые Конституцией РФ права. Истец просит признать незаконным бездействие Администрации Черлакского муниципального района Омской области по не предоставлению Красовский Н.Г. мер социальной поддержки в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения; и обязать Администрацию Черлакского муниципального района Омской области предоставить указанные меры социальной поддержки медицинскому работнику, проживающему в сельской местности, в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади, на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения. Представитель истца помощник прокурора Черлакского района Омской области Антонов А.А. и истец Красовской Н.Г. в судебном заседании требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнив, что ранее ей выплачивали полностью расходы по отоплению и частично по освещению в бухгалтерии МУЗ ЦРБ. После предоставления квитанций об оплате, ей компенсировали эти расходы, однако с 2009г. компенсацию выплачивать прекратили, хотя она, как и прежде, продолжает работать медицинским работником и проживать в сельской местности по настоящее время. В судебное заседание представитель ответчика Кусиньш А.А, действующий на основании доверенности, не прибыл, обратился с возражениями на исковые требования прокурора и просил рассмотреть в отсутствие представителя Черлакского муниципального района. Иск не признал. В возражениях указал, что в Черлакском районе нормативный акт, регулирующий меры социальной поддержки медицинским работникам не принят, поскольку Федеральным законодательством такой обязанности на органы местного самоуправления не возложено. Ст 63 ч 5 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, в связи с введением в действие нового Федерального закона № 131 « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», не применяется. Социальная защита, по мнению представителя ответчика, медицинских работников проживающих в сельской местности, являются предметом совместного ведения Российской Федерации и субъекта РФ. Просит заявление прокурора в интересах истца оставить без удовлетворения. Представитель третьего лица –Заместитель главы администрации района, председатель комитета финансов и контроля администрации Черлакского муниципального района Омской области Шевченко Г.В. в судебное заседание не прибыл, обратился в суд с заявлением в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица, Выслушав заявителей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему: Из материалов дела установлено, что Красовская Н.Г. с 1 июня 1995г. и по настоящее время работает медицинской сестрой поликлиники МУЗ Черлакская ЦРБ, проживает в с.Иртыш Черлакского района, относящемуся к сельской местности. Из Устава МУЗ «Черлакская ЦРБ», утвержденного Постановлением Главы Черлакского муниципального района от 20.08.2008 г. № 176-П, усматривается, что учредителем данной организации является Черлакский муниципальный район Омской области в лице Администрации указанного образования. В судебном заседании установлено, что Красовской Н.Г., как медицинскому работнику, выплачивались денежные средства на предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату отопления, электроэнергии для освещения жилого помещения за счёт средств областного бюджета по 31.12.2008 г. В соответствии с ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан», от 22.07.1993 г. № 5487-1, действовавшей до 01.01.2005 г, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и посёлках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей, имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением. Федеральным законом от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ,«О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ, в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления», решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения. Пунктом 2 ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ установлено, что при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсаций отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31.12.2004 г. Согласно ч. 4-6 ст. 63 Основ в новой редакции меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов РФ, - органами государственной власти субъектов РФ. Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления. В силу ч. 1-2 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается. В целях недопущения ущемления социальных прав медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, расположенных в сельской местности, соответствующие органы местного самоуправления обязаны осуществить надлежащее правовое регулирование, обеспечив предоставление указанной категории граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения), с учетом требований Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации. Согласно определению Конституционного Суда РФ от 03.02.2010 г. № 136-0-П, установленное пунктом 50 статьи 35 Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовое регулирование не предполагает лишение медицинских работников федеральных специализированных медицинских учреждений, работающих и проживающих в сельской местности, жилищно-коммунальных льгот, которыми они пользовались до 1 января 2005 года, на основании части второй статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлениях от 17.06.2004 № 12-П и от 15.05.2006 № 5-П, недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета, бюджета субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств. Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки указанной категории граждан, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня. Из приведенных норм законодательства следует, что частью 6 статьи 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан в редакции Федерального закона № 122-ФЗ на органы местного самоуправления возложена обязанность, установить меры социальной поддержки проживающим в сельской местности работникам медицинских организаций, находящихся в ведении данных органов власти. Довод ответчика о том, что положения Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», не наделяют органы местного самоуправления полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, а Основы законодательства об охране здоровья населения противоречат данному закону и в связи с этим применению не подлежат, необоснован, противоречит вышеуказанным нормам. Довод ответчика об отсутствии у Администрации района необходимых финансовых средств на обеспечение льгот медицинским работникам, работающим в МУЗ «Черлакская ЦРБ», основанием для отказа в иске быть не может. Исковые требования прокурора законны, обоснованны и подлежат удовлетворению. На основании изложенного, и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать незаконным бездействие Администрации Черлакского муниципального района Омской области по не предоставлению мер социальной поддержки медицинскому работнику, проживающему в сельской местности- Красовской Н.Г. в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения. Обязать Администрацию Черлакского муниципального района Омской области предоставить меры социальной поддержки медицинскому работнику МУЗ «Черлакская ЦРБ» Красовской Н.Г.. в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади, на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения. Решение может быть обжаловано в Омском областном суде в течении 10 дней через Черлакский районный суд. Председательствующий: Жданов В.Н.
Именем Российской Федерации