2-280-11 По заявлению прокурора о непредоставлении мер соцподдержки медработникам



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

                                                                   Дело № 2-280 -11

р.п. Черлак 2 июня 2011 г.

Черлакский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Жданова В.Н

С участием помощника прокурора Черлакского района Омской области юриста 2 класса Антонова А.А..

При секретаре Жуковой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Черлакского района Омской области в интересах: Подобуевой А.Н., Чубриковой Г.Б. к Администрации Черлакского муниципального района Омской области «О признании бездействия незаконным, по непредоставлению мер социальной поддержки в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади и расходов по оплате электроэнергии жилой площади и   возложении обязанности по предоставлению указанных мер социальной поддержки медицинским работникам, проживающим в сельской местности»,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Черлакского района Омской области обратился в суд с данным требованием, в обоснование которого указал, что Подобуева А.Н. с 2008года работает врачом стоматологом в детской поликлинике МУЗ Черлакской ЦРБ, Чубрикова Г.Б. с сентября 2004г работает врачом функциональной диагностики МУЗ Черлакская ЦРБ

Указанные медицинские работники проживают в сельской местности в Черлакском районе Омской области.

До 2009 года указанным медицинским работникам, проживающих в сельской местности предоставлялись льготы на оплату коммунальных услуг. С 2009 года предоставление льгот прекратилось. Нормами федерального законодательства с 2005 года решение вопросов социальной поддержки передано в ведение тем органам власти, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения. До настоящего времени льготы и компенсации работникам здравоохранения ответчиком не установлены. Данные льготы и компенсации не могут быть ниже размеров льгот и компенсаций, предоставлявшихся данной категории граждан по состоянию на 31.12.2004 года. Не предоставление Администрацией района мер социальной поддержки медицинским работникам нарушает их законные интересы и охраняемые Конституцией РФ права.

Истец просит признать незаконным бездействие Администрации Черлакского муниципального района Омской области по не предоставлению Подобуевой А.Н., Чубриковой Г.Б.мер социальной поддержки в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения; и обязать Администрацию Черлакского муниципального района Омской области предоставить указанные меры социальной поддержки медицинским работникам, проживающих в сельской местности, в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади, на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения.

Представитель истца, помощник прокурора Черлакского района Омской области Антонов А.А. в судебном заседании требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнив, что ранее медицинским работникам выплачивали полностью расходы по отоплению и частично по освещению в бухгалтерии МУЗ Черлакская ЦРБ. После предоставления квитанций об оплате, им компенсировали эти расходы, однако с 2009г компенсацию выплачивать прекратили, хотя они, как и прежде, продолжают работать медицинскими работниками и проживать в сельской местности по настоящее время.

В судебное заседание представитель ответчика не прибыл, обратился с возражениями на исковые требования прокурора и просил рассмотреть в отсутствие представителя Черлакского муниципального района. Иск не признал.

Представитель третьего лица Комитета финансов и контроля администрации Черлакского муниципального района Омской области в судебное заседание не прибыл, извещен о дате и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об отложении дела не просил,

Медицинские работники : Подобуева А.Н. и Чубрикова Г.Б. в судебное заседание не прибыли, обратились с заявлениями, в которых иск поддержали, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.

Выслушав заявителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Подобуева А.Н. и Чубрикова Г.Б. с 2008 и с 2004 г соответственно работают в МУЗ Черлакская ЦРБ на различных должностях медицинского персонала, при этом проживают в рп.Черлак, относящемуся к сельской местности.

Из Устава МУЗ «Черлакская ЦРБ», утвержденного Постановлением Главы Черлакского муниципального района от 20.08.2008 г. № 176-П, усматривается, что учредителем данной организации является Черлакский муниципальный район Омской области в лице Администрации указанного образования.

В судебном заседании установлено, что указанным медицинским работникам выплачивались денежные средства на предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату отопления, электроэнергии для освещения жилого помещения за счёт средств областного бюджета по 31.12.2008 г.

В соответствии с ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 г. № 5487-1, действовавшей до 01.01.2005 г., врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и посёлках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей, имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением.

Федеральным законом от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ, в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления» решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.

Пунктом 2 ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ установлено, что при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31.12.2004 г.

Согласно ч. 4-6 ст. 63 Основ в новой редакции меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов РФ, - органами государственной власти субъектов РФ.

Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления.

В силу ч. 1-2 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 07.02.2008 г. № 383-О-П, закрепленное в пункте 50 статьи 35 Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ правовое регулирование - во взаимосвязи с положениями преамбулы и статьи 153 данного Федерального закона - не предполагает отмену права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения), приобретенного работающими и проживающими в сельской местности и поселках городского типа, медицинскими работниками организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 1 января 2005 года, а  напротив, обеспечивает возможность его сохранения после указанной даты. При этом органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при возможном изменении порядка и способа социальной поддержки указанной категории медицинских работников должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение прежнего уровня их социальной защиты в жилищно-коммунальной сфере.

В целях недопущения ущемления социальных прав медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, расположенных в сельской местности, соответствующие органы местного самоуправления обязаны осуществить надлежащее правовое регулирование, обеспечив предоставление указанной категории граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения), с учетом требований Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации.

Согласно определению Конституционного Суда РФ от 03.02.2010 г. № 136-0-П, установленное пунктом 50 статьи 35 Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовое регулирование не предполагает лишение медицинских работников федеральных специализированных медицинских учреждений, работающих и проживающих в сельской местности, жилищно-коммунальных льгот, которыми они пользовались до 1 января 2005 года, на основании части второй статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлениях от 17.06.2004 № 12-П и от 15.05.2006 № 5-П, недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджет, а бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств.

Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки указанной категории граждан, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.

Из приведенных норм законодательства следует, что частью 6 статьи 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан в редакции Федерального закона № 122-ФЗ на органы местного самоуправления возложена обязанность установить меры социальной поддержки проживающим в сельской местности работникам медицинских организаций, находящихся в ведении данных органов власти.

Довод ответчика о том, что положения Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ,  «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», не наделяют органы местного самоуправления полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, а Основы законодательства об охране здоровья населения противоречат данному закону и в связи с этим применению не подлежат, необоснован, противоречит вышеуказанным нормам.

Довод ответчика об отсутствии у Администрации района необходимых финансовых средств на обеспечение льгот медицинским работникам, работающим в МУЗ «Черлакская ЦРБ», основанием для отказа в иске быть не может.

Исковые требования прокурора законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие Администрации Черлакского муниципального района Омской области по не предоставлению мер социальной поддержки медицинским работникам проживающих в сельской местности: Подобуевой А.Н., Чубриковой Г.Б. в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения.

Обязать Администрацию Черлакского муниципального района Омской области предоставить меры социальной поддержки медицинским работникам МУЗ «Черлакская ЦРБ» Подобуевой А.Н. и Чубриковой Г.Б. в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади, на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в Омском областном суде в течении 10 дней через Черлакский районный суд.

                                Председательствующий:                                           Жданов В.Н.