2-375-11 Проокурор а Администрациям об аттестации рабочих мест



                                                      Р Е Ш Е Н И Е

                                   Именем Российской Федерации

  Р п. Черлак дело № 2-375-11 24 июня 2011г.         

Черлакский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Жданова В.Н.

С участием помощника прокурора Черлакского района Омской области Волковой А.Ю.

 При секретаре Жуковой В.В, рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора в интересах неопределённого круга лиц к администрации Черлакского муниципального района, администрации Николаевского сельского поселения Черлакского района Омской области, администрации Медетского сельского поселения Черлакского района Омской области, администрации Ю-Подольского сельского поселения Черлакского района Омской области, администрации Татарского сельского поселения Черлакского района Омской области, администрации Елизаветинского сельского поселения Черлакского района Омской области, администрации Черлакского городского поселения Черлакского района Омской области, администрации Курумбельского сельского поселения Черлакского района Омской области  « О признании бездействия незаконным по не проведению аттестации рабочих мест по условиям труда и возложении обязанности провести аттестацию рабочих мест по условиям труда»..

                                                       УСТАНОВИЛ:

Прокурор, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с требованием признать незаконным бездействие администрации Черлакского муниципального района, администрации Черлакского городского поселения, администрациям Медетского, Курумбельского. Елизаветинского, Ю-Подольского, Николаевского, Татарского сельских поселений, по не проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, и возложении обязанности на администрацию указанных учреждений провести аттестацию рабочих мест по условиям труда, взыскать с них государственную пошлину.

В обоснование заявления сослался на то, что в ходе проверки прокуратурой района исполнения трудового законодательства в Черлакском муниципальном районе, в администрациях Черлакского городского поселения, в администрациях Елизаветинского, Татарского, Николаевского, Медетского, Курумбельского, Ю-Подольского сельских поселений выявлены нарушения трудового законодательства, выразившиеся в не проведении аттестации рабочих мест по условиям труда.

 Ст. 37 Конституции РФ гарантировано право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. В силу ст. 22 Трудового Кодекса РФ работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

Ст 212 Трудового Кодекса РФ закреплена обязанность работодателя по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

В соответствии с ч.12 ст. 209 Трудового Кодекса РФ аттестация рабочих мест по условиям труда -оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и опасных производственных факторов и осуществление мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Согласно п.5 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного приказом Минздрава и социального развития РФ от 31 августа 2007года № 569, сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет.

Пункт 7 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда устанавливает, что организованные рабочие места аттестуются после ввода их в эксплуатацию.

 Согласно п. 2 « Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», аттестация рабочих мест предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях явления вредных и опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности, обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.

Аттестация рабочих мест в указанных организациях до настоящего времени не проведена, сроки проведения аттестации истекли, тем самым в нарушение ст. 22 ст.212 ч 9 ТК РФ не обеспечены права работников на безопасность условий труда, соответствие условий труда государственным нормативным требованиям, что создает угрозу причинения вреда работникам, осуществляющим работы на не аттестованных рабочих местах без сертификации работ по охране труда в указанных организациях

Просит признать незаконным бездействие и обязать провести аттестацию рабочих мест по условиям труда.

В судебном заседании прокурор исковые требования уточнил, отказался от требований о признании незаконным бездействия администрации Черлакского муниципального района, городского поселения. Администрации Николаевского, Татарского, Курумбельского сельских поселений в части не проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, заявив, что в администрациях Черлакского муниципального района, администрации городского поселения, администрации Татарского, Курумбельского, Николаевского сельских поселениях работа по аттестации рабочих мест по условиям труда частично проведена, поэтому прокурор отказывается от требований в адрес этих администрации о признании бездействия незаконным, просит лишь возложить на них обязанность по проведению аттестации, в остальном заявленные требования в отношении Елизаветинского, Медетского, Ю-Подольского сельских поседений поддержал, дополнив, что согласно ст. 353 ТК РФ государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют органы прокуратуры, в соответствии с Федеральным законом. Прокурором района направлены запросы в вышеперечисленные организации с требованием предоставить информацию об аттестации рабочих мест, Все руководители организаций –ответчиков направили ответ, что рабочие места из-за отсутствия финансирования не аттестовывались. Сроки аттестации  -5 лет со дня организации рабочего места истекли, В Черлакском муниципальном районе аттестации подлежат 37 рабочих мест, аттестовано 17, в администрации Николаевского поселения  -8 мест подлежат аттестации, аттестовано- 4, в Медетском поселении аттестация не проводилась, в Ю-Подольской администрации аттестация рабочих мест по условиям труда не проводилась, в администрации Татарского поселения из 4  аттестованы 2 рабочих места, в администрации Елизаветинского сельского поселения аттестация не проводилась, в городском поселении аттестация проведена в отношении 5 рабочих мест. 2 не аттестованы, в администрации Курумбельского поселения аттестации подлежат 8 рабочих мест, аттестация проведена 3-х рабочих мест. Просит возложить на всех ответчиков обязанность провести аттестацию рабочих мест по условиям труда.

Представитель ответчика -  администрации Черлакского муниципального района действующий на основании доверенности заместитель начальника юридического отдела, Кусиньш А.А. требования прокурора признал частично, показал, что в администрации Черлакского муниципального района аттестации подлежат 37 рабочих мест, в настоящее время аттестовано 17, остальные планируется аттестовать в течении двух лет.

   Представитель городского поселения, действующий на основании доверенности, Скрябиков А.А. признало исковые требования прокурора признал частично, при этом показал, что в ответе на имя прокурора, поступившего из администрации городского поселения, что в администрации аттестация рабочих мест не проводилась, имеется неточность. В 2008г из 7 рабочих мест, аттестовано по условиям труда 5, имеются документы аттестации, Оставшиеся 2 места будут аттестованы до конца года.

   Глава Татарского сельского поселения Горст Л.В. иск признала частично, считает что администрация не бездействует, хотя полностью аттестацию в администрации не закончили. Из 8 рабочих мест подлежащих аттестации 2 аттестацию прошли, оставшиеся рабочие места из расчета по 2 места в квартал, планируется до конца 2011г аттестовать.

       Глава Николаевского сельского поселения  -Яхина Л.Ю. иск признала частично, только в части возложения обязанности провести аттестацию в полном объеме так как в настоящее время из 8 рабочих мест по условиям труда аттестовано 4, по графику до конца года аттестацию пройдут оставшиеся места, деньги для этих целей имеются.

             Глава Курумбельского сельского поселения Асаинов Е.К.исковые требования признал частично, показал, что в администрации поселения аттестации подлежат 8 рабочих мест, 3 уже прошли аттестацию по условиям рабочих мест, оставшиеся 5  до конца ноября 2011г аттестацию пройдут тоже.

              Глава Ю-Подольского сельского поселения -  Пряхин И.А. глава Медетского поселения –Файт В.Э. глава Елизаветинского поселения Лау В.А. иск прокурора признали, при этом показали. что аттестация в администрациях не проводилась. Пряхин И.А.дополнил, что в мае 2011г им заключен договор с организацией имеющей лицензию и аккредитацию на проведение аттестации рабочих мест, Работа по договору уже оплачена. В течении месяца все рабочие места будут аттестованы. Файт В.Э.дополнил, что  «толчок»  получен, будет искать деньги и проводить аттестацию рабочих мест в соответствии с действующим порядком. Лай В.А. также показал, что будет заниматься проведением аттестации рабочих мест по условиям труда в течении 2011года.

    Свидетель МЮФ. показал, что в каждом предприятии имеется несколько рабочих мест с вредными условиями труда, которые подлежат аттестации. Никто не обязывает проводить сразу сто процентную аттестацию рабочих мест, можно проводить частями. Аттестация рабочих мест по условиям труда - это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест необходима и работнику и работодателю. Работник будет иметь льготы и компенсации и т.д., работодатель должен в трудовом договоре указать вредные условия труда, обеспечивать работников специальными средствами защиты, выделять молоко и т.д.. Нарушение требований трудового законодательства в области охраны труда создает угрозу производственного травматизма. Считает, что работодатели не желают заниматься проведением мероприятий по аттестации рабочих мест, не проявляют заинтересованности, ссылаясь на нехватку денежных средств, в то время, как для проведения аттестации можно использовать перечисления предприятия в фонд социального страхования, которые хотя и небольшие, но имеются. Фактически неисполнением обязанности по проведению аттестации рабочего места по условиям труда, работодатели нарушают трудовые права работников. От проведения аттестации рабочих мест работодатель освобожден быть не может, в каком бы учреждении не находилось рабочее место, в том числе и применительно для сельских и городских поселений. Считает, что только главы Медетского и Елизаветинского поселений не приступили к этой работе, остальные администрации частично провели аттестацию рабочих мест, бездействия в их работе нет. Он как специалист оказывал помощь в заключении договоров с лицензированными фирмами, советовал где быстрее и дешевле обойдется аттестация для заказчиков.

Исследовав доводы сторон, допросив свидетеля, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему:

В ходе проверки проведенной прокуратурой района соблюдения трудового законодательства в организациях – ответчиках, выявлены нарушения трудового законодательства, выразившиеся в не проведении аттестации рабочих мест по условиям труда.

По состоянию на день рассмотрения дела в суде в администрации Черлакского муниципального района из 37 рабочих мест аттестацию прошли лишь 17, в Черлакском городском поселении пять, в администрации Николаевского сельского поселения аттестовано 4 рабочих места, оставшиеся 4 не аттестованы, в администрации Медетского сельского поселения рабочие места аттестацию не проходили, в администрации Ю-Подольского сельского поселения аттестации подлежат 7 рабочих мест, ни одно из которых аттестацию не проходило, в администрации Татарского сельского поселения аттестовано по условиям труда только два рабочих места, оставшиеся два аттестацию не проходили, в администрации Елизаветинского сельского поселения аттестацию рабочих мест по условиям труда не проводили. В Курумбельском сельском поселении аттестацию прошли 3 и 8 рабочих места,

          Ст. 37 Конституции РФ гарантировано право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. В силу ст. 22 Трудового Кодекса РФ работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

Ст 212 ч 9 Трудового Кодекса РФ закреплена обязанность работодателя по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

В соответствии с ч. 12 ст. 209 Трудового Кодекса РФ аттестация рабочих мест по условиям труда -оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и опасных производственных факторов и осуществление мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Согласно п. 2 «Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», аттестации по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. Мероприятия по аттестации рабочих мест проводятся с целью обеспечения охраны труда, особенно в условиях вредного и опасного производства.

В нарушение требований ст. 22, ч.9 ст.212 Трудового Кодекса РФ работодателями не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, либо начатая работа по аттестации не закончена.

Указанное нарушение требований трудового законодательства в области охраны труда создаёт угрозу производственного травматизма, в силу чего суд находит исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии с ч.4 ст. 353 Трудового кодекса РФ государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляет Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом.

Согласно ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992года №  2202-1   «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора является надзор за исполнением законов, соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и     иными представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Настоящее заявление подано прокурором в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту неопределенного круга лиц, граждан, которые работают в указанных организациях в настоящее время и поступят на работу в будущем.

Отсутствие финансирования, по мнению суда, не может служить основанием для освобождения от проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.

 На основании изложенного, руководствуясь ст., ст. 194, 197 ГПК РФ, суд

                                              Р Е Ш И Л :

 Признать незаконным бездействие администрации Елизаветинского сельского поселения Черлакского района Омской области, Южно -Подольского сельского поселения Черлакского района Омской области, администрации Медетского сельского поселения Черлакского района Омской области по не проведению аттестации рабочих мест по условиям труда.

Обязать администрацию Черлакского муниципального района Омской области, администрацию Черлакского городского поселения. Администрацию Елизаветинского сельского поселения, администрацию Татарского сельского поселения. Администрацию Николаевского сельского поселения, администрацию Южно -Подольского сельского поселения, администрацию Курумбельского сельского поселения, администрацию Медетского сельского поселения Черлакского района Омской области, провести аттестацию рабочих мест по условиям труда.

Взыскать с ответчиков : администрации Черлакского муниципального района Омской области. администрации Черлакского городского поселения, администрации Елизаветинского сельского поселения, администрации Татарского сельского поселения, администрации Николаевского сельского поселения, администрации Ю-Подольского сельского поселения, администрации Курумбельского сельского поселения, администрации Медетского сельского поселения Черлакского района Омской области

госпошлину в сумме по 250 рублей с каждого.

КБК-18210803010011000110, счет -40101810100000010000.Банк получателя –ГРКЦ ГУ Банка России по Омской области. БИК- 045209001. Наименование получателя- УФК по Омской области (Межрайонная ИФНС России № 8 Омской области) ИНН получателя-5517008260, КПП получателя- 553901001, ОКАТО- 52258551000.

  

Решение может быть обжаловано в Омском областном суде в течение 10 дней через Черлакский суд.

                          Председательствующий Жданов В.Н.