2-383-11 Прокурор к Администрации Краснооктябрьского СП о местах захоронения



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Р.п. Черлак 23 июня 2011 г.

Дело №2-383/11

Черлакский районный суд Омской области

В составе председательствующего Герстнер Л.Ю.

при секретаре Каретниковой А.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Черлакского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Краснооктябрьского сельского поселения Черлакского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия в части организации на территории поселения места захоронения, соответствующего требованиям земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства, возложении обязанности в срок до 01.01.2012г. сформировать земельный участок, занятый под сельское кладбище, расположенное на территории с. Красный Октябрь Краснооктябрьского сельского поселения: определить границы земельного участка, земельный участок поставить на государственный кадастровый учет,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Черлакского района Омской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Администрации Краснооктябрьского сельского поселения Черлакского муниципального района Омской области, в котором просит признать незаконным бездействие Администрации Краснооктябрьского сельского поселения Черлакского муниципального района Омской области в части организации на территории поселения места захоронения, соответствующего требованиям земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства, обязать Администрацию Краснооктябрьского сельского поселения в срок до 01.01.2012г. сформировать земельный участок, занятый под сельское кладбище, расположенное на территории с. Красный Октябрь Краснооктябрьского сельского поселения: определить границы земельного участка, земельный участок поставить на государственный кадастровый учет. В обоснование иска указано, что в ходе проверки соблюдения требований земельного законодательства, законодательства о местном самоуправлении прокуратурой района установлено, что на территории Краснооктябрьского сельского поселения в с. Красный Октябрь расположено сельское кладбище, которое эксплуатируется с 1956г. Правоустанавливающих документов на общественное сельское кладбище не имеется, земельный участок под размещение места погребения в соответствии с требованиями законодательства не отведен, границы кладбища не определены, что является нарушением требований федерального законодательства, в соответствии с которым к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Ввиду того, что земельный участок под кладбищем в установленном законом порядке не сформирован, границы его не определены, создается возможность самовольного расширения границ кладбища. Кроме того, отсутствие на территории поселения места захоронения, соответствующего требованиям земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства, а также осуществление самовольных захоронений нарушает права граждан, в том числе на благоприятную окружающую среду, создает предпосылки возникновения чрезвычайных ситуаций.

В дальнейшем заявленные исковые требования были уточнены в части срока исполнения обязанности, прокурор просит обязать Администрацию Краснооктябрьского сельского поселения в срок до 01.07.2012г. сформировать земельный участок, занятый под сельское кладбище, расположенное на территории с. Красный Октябрь Краснооктябрьского сельского поселения: определить границы земельного участка, земельный участок поставить на государственный кадастровый учет.

В судебном заседании представитель прокуратуры Черлакского района Омской области Волкова А.Ю. заявленные требования поддержала, пояснила, что в соответствии с земельным законодательством распоряжение государственными землями, собственность на которые не разграничена, возложено на органы местного самоуправления муниципальных районов. В целях реализации данного положения решением Черлакского районного Совета утверждено Положение о предоставлении гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю или муниципальной собственности на территории Черлакского муниципального образования Омской области для целей, не связанных со строительством, которым предусмотрена процедура предоставления таких земельных участков. Таким образом, у ответчика имеется реальная возможность выполнить предусмотренную законом обязанность по организации места захоронения в установленном порядке.

Глава Краснооктябрьского сельского поселения Черлакского муниципального района Чегрецкий В.Е. с заявленными исковыми требованиями согласился, пояснил, что действительно земельный участок под кладбищем не оформлен. Земельный участок необходимо формировать и ставить на кадастровый учет. Ранее этим никто не занимался, по какой причине, пояснить не может, он является главой сельского поселения с октября 2010г. Срок до 01.07.2012г. является реальным, земельный участок будет оформлен.

Представитель третьего лица Администрации Черлакского муниципального района Кусиньш А.А., действующий на основании доверенности, возражений не представил, пояснил, что для формирования земельного участка под кладбище администрация сельского поселения должна обратиться с соответствующим заявлением в администрацию Черлакского муниципального района. Администрация района готовит акт выбора земельного участка и его схему, затем администрация сельского поселения должна заказать изготовление межевого дела и в последующем поставить земельный участок на кадастровый учет. После постановки на кадастровый учет земельный участок будет предоставлен администрации сельского поселения в постоянное бессрочное пользование. Также в дальнейшем будет необходим перевод земельного участка в другую категорию, поскольку в настоящее время данная земля имеет сельскохозяйственное назначение.

Специалист БЮП пояснил, что работает заместителем начальника Черлакского отдела Управления Росреестра по Омской области. В соответствии со ст.11.1 Земельного кодекса РФ у земельного участка должны быть определены границы. Федеральным законом №221-ФЗ от 24.07.2007г. «О государственном кадастре недвижимости» определен порядок осуществления кадастрового учета земельных участков. При формировании земельного участка на землях, находящихся в государственной (муниципальной) собственности, заинтересованное лицо обращается в орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение и управление землей, который принимает решение о формировании земельного участка, утверждает схему местоположения земельного участка. Затем заинтересованное лицо обращается в специализированную организацию (к кадастровому инженеру) с целью подготовки межевого плана, после подготовки межевого плана обращается в орган кадастрового учета с целью внесения сведений о формируемом земельном участке в государственный кадастр недвижимости. Кладбище в с. Красный Октябрь находится на землях сельскохозяйственного назначения, право собственности на которые не разграничено, в данном случае необходим перевод земель в иную категорию, решение принимается органом исполнительной власти субъекта РФ. После этого уполномоченный на распоряжение землей орган принимает решение о передаче земельного участка. Сельское поселение обязано содержать места захоронения, оно должно заинтересовано в формировании земельного участка и постановке его на кадастровый учет. Считает, что требования прокурора являются законными и реально выполнимыми.

Выслушав прокурора, представителей ответчика и третьего лица, специалиста, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Согласно п.22 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

В соответствии с ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996г. №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.

Согласно ч.1 ст. 4 указанного Федерального закона, местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел ( останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших, крематориями для предания тел умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.

В соответствии со ст. 16 указанного Федерального закона выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.

Предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 11.1 Земельного кодекса РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

Согласно ст.11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.

Согласно ст.1 Федерального закона от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий0 сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.

В соответствии с ч.10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001г. №137-ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса РФ», распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Решением Черлакского районного Совета от 27.12.2005г. №67 утверждено Положение о предоставлении гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю или муниципальной собственности на территории Черлакского муниципального образования Омской области для целей, не связанных со строительством.

Согласно ст.20 Земельного кодекса РФ в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона №122 -ФЗ от 21.07.1997г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» земельные участки являются недвижимым имуществом, права на которое подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Как было установлено в судебном заседании, земельный участок под кладбищем, расположенным в с. Красный Октябрь Краснооктябрьского сельского поселения, в установленном законом порядке не сформирован, границы его не определены, в связи с чем создается возможность самовольного расширения границ кладбища.

Согласно информации Администрации Краснооктябрьского сельского поселения от 15.04.2011г., имеющейся в материалах дела, на территории поселения находится 5 кладбищ, земельные участки под ними не оформлены.

Согласно заключения Черлакского отдела Управления Росрееста по Омской области от 26.05.2011г., при обследовании земельного участка ( кладбище), расположенного за чертой населенного пункта с северо-западной стороны н.п. Красный Октябрь, выявлено следующее: фактическая площадь 2,8 га, местоположение данного земельного участка в натуре соответствует местоположению, отображенному на картоплане, изготовленном ВИСХАГИ МСХ СССР в 1985г., к кладбищу прилегают сельскохозяйственные угодья (пастбища), правообладатель не определен.

Как следует из информации ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Омской области МО №5 (Черлакский район, в базе данных ЕГРОН на 22.06.2011г. земельных участков с разрешенным использованием «для размещения кладбища» ни в одном из сельских поселений Черлакского района не значится.

В соответствии с Уставом Краснооктябрьского сельского поселения Черлакского муниципального района Омской области, к вопросам местного значения сельского поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Таким образом, администрация Краснооктябрьского сельского поселения не выполнила возложенную законодательством обязанность по организации на территории муниципального образования места захоронения, отвечающего требованиям федерального законодательства. Отсутствие на территории поселения места захоронения, соответствующего требованиям земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.

Срок устранения нарушений закона, указанный в заявлении, суд находит разумным и приемлемым для исполнения.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие Администрации Краснооктябрьского сельского поселения Черлакского муниципального района Омской области в части организации на территории поселения места захоронения, соответствующего требованиям земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства.

Обязать Администрацию Краснооктябрьского сельского поселения в срок до 01.07.2012г. сформировать земельный участок, занятый под сельское кладбище, расположенное на территории с. Красный Октябрь Краснооктябрьского сельского поселения: определить границы земельного участка, земельный участок поставить на государственный кадастровый учет.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд с подачей жалобы через Черлакский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Л.Ю. Герстнер