Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Р.п. Черлак 27 мая 2011 г. Дело №2-329/11 Черлакский районный суд Омской области В составе председательствующего Герстнер Л.Ю. при секретаре Каретниковой А.М. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Черлакского района к Администрации Черлакского муниципального района Омской области в интересах Примак Н.С., Слепченко С.В., Вагнер Е.А., Горчаковой Н.Ю., Такидзе Т.А., Никуловой Ю.М., Фроловой Т.Д., Кабацкой О.Л., Ильиной М.А., Грузляк Е.А., Красниковой Л.Ю., Мисайлиди Л.В., о признании незаконным бездействия по не предоставлению мер социальной поддержки в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения, возложении обязанности предоставить истцам как медицинским работникам указанные меры социальной поддержки, УСТАНОВИЛ: Прокурор Черлакского района Омской области обратился в суд в интересах Примак Н.С., Слепченко С.В., Вагнер Е.А., Горчаковой Н.Ю., Такидзе Т.А., Никуловой Ю.М., Фроловой Т.Д., Кабацкой О.Л., Ильиной М.А., Грузляк Е.А., Красниковой Л.Ю., Мисайлиди Л.В. с иском к Администрации Черлакского муниципального района Омской области, в котором просит признать незаконным бездействие Администрации Черлакского муниципального района Омской области по не предоставлению мер социальной поддержки Примак Н.С., Слепченко С.В., Вагнер Е.А., Горчаковой Н.Ю., Такидзе Т.А., Никуловой Ю.М., Фроловой Т.Д., Кабацкой О.Л., Ильиной М.А., Грузляк Е.А., Красниковой Л.Ю., Мисайлиди Л.В. в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения, обязать Администрацию Черлакского муниципального района предоставить истцам как медицинским работникам меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения. В обоснование иска указано, что данные граждане являются медицинскими работниками МУЗ «Черлакская ЦРБ». До 2009 года указанным гражданам как работникам здравоохранения предоставлялись льготы по оплате коммунальных услуг. С 2009 года предоставление льгот прекратилось. Нормами федерального законодательства с 2005 года решение вопросов социальной поддержки передано в ведение тем органам власти, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения. До настоящего времени льготы и компенсации работникам здравоохранения ответчиком не установлены. Данные льготы и компенсации не могут быть ниже размеров льгот и компенсаций, предоставлявшихся данной категории граждан по состоянию на 31.12.2004 г. Не предоставление Администрацией Черлакского муниципального района мер социальной поддержки медицинским работникам нарушает их законные интересы и права. В дальнейшем заявленные исковые требования были уточнены, прокурор просит признать незаконным бездействие Администрации Черлакского муниципального района Омской области по не предоставлению мер социальной поддержки Примак Н.С., Слепченко С.В., Вагнер Е.А., Горчаковой Н.Ю., Такидзе Т.А., Никуловой Ю.М., Фроловой Т.Д., Кабацкой О.Л., Ильиной М.А., Грузляк Е.А., Красниковой Л.Ю., Мисайлиди Л.В. в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения, обязать Администрацию Черлакского муниципального района предоставить истцам как медицинским работникам меры социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения. В судебном заседании представитель прокуратуры Черлакского района Омской области Антонов А.А. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Истцы Примак Н.С., Слепченко С.В., Вагнер Е.А., Горчакова Н. Ю., Такидзе Т.А., Никулова Ю. М., Фролова Т. Д., Кабацкая О. Л., Ильина М. А., Грузляк Е.А., Красникова Л. Ю., Мисайлиди Л.В. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, обратились в суд с заявлением рассмотреть дело в их отсутствие, исковые требования поддерживают в полном объеме. Представитель ответчика Администрации Черлакского муниципального района в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела ответчик извещен надлежащим образом. От представителя ответчика Кусиньш А.А., действующего на основании доверенности, в адрес суда поступила просьба рассмотреть дело без представителя Администрации Черлакского муниципального района. Согласно представленным в суд письменным возражениям на исковое заявление, ответчик исковые требования не признал, считает их не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Федеральный закон от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», которым определен исчерпывающий перечень вопросов местного значения, решение которых отнесено к компетенции муниципального района, не относит установление мер социальной поддержки к полномочию муниципального района, исполнение которого является обязательным. Указанный закон является основополагающим при рассмотрении вопросов о полномочиях органов местного самоуправления. На территории Черлакского района также не принят нормативно-правовой акт, регулирующий вопросы предоставления мер социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения, отнесение компенсации расходов к мерам социальной поддержки и понуждение к выплате этой компенсации является неправомерным. Кроме того, возложение Российской Федерацией обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций. Наделив органы местного самоуправления полномочиями по социальной поддержке медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, федеральный законодатель не обеспечил передачу им необходимых материальных и финансовых средств. Суд не вправе обязать принять какой-либо нормативно-правовой акт, так как это является исключительной компетенцией органов местного самоуправления. Поскольку действия по обеспечению мер социальной поддержки работников муниципальных медицинских учреждений не могут быть осуществлены вне нормативного регулирования, то суд также не может обязать органы местного самоуправления произвести какие-либо действия по представлению таких мер. Просит исковое заявление прокурора Черлакского района оставить без удовлетворения. Представитель Комитета финансов и контроля Администрации Черлакского муниципального района Омской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, от председателя Комитета финансов и контроля Шевченко Г.В. в адрес суда поступило заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие третьего лица. Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Как следует из материалов дела, граждане, в интересах которых прокурор обратился в суд, работают по настоящее время в МУЗ «...»: Примак Н.С. с 20.03.2007г. - медсестрой ..., Слепченко С.В. с 01.11.1988г. - ..., Вагнер Е.А. с 01.12.2005г. - ..., Горчакова Н.Ю. с 01.01.2007г. - ..., Такидзе Т.А. с 24.08.2009г. - ..., Никулова Ю.М. с 04.04.2005г. - ..., Фролова Т.Д. с 01.08.1971г. - ..., с 01.01.2010г. - ..., Кабацкая О.Л. -с 08.02.1993г. - ..., Ильина М.А. с 01.08.1986г. - ..., с 15.07.1989г. - ..., Грузляк Е.А. с 02.08.2010г. - ..., Красникова Л.Ю. с 09.11.2004г. - ..., Мисайлиди Л.В. С 19.06.2006г. - ... Все истцы проживают на территории Черлакского района Омской области, который относится к сельской местности, до 2009г. им как работникам здравоохранения предоставлялись льготы по оплате коммунальных услуг, с 2009г. предоставление льгот прекратилось. Согласно положениям устава Муниципального учреждения здравоохранения «...», утвержденного постановлением Главы Черлакского муниципального района от 20.08.2008 г. № 176-п, учреждение относится к муниципальной системе здравоохранения и является некоммерческой организацией. Учредителем учреждения является Черлакский муниципальный район Омской области в лице Администрации указанного образования. В соответствии с ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 г. № 5487-1, действовавшей до 01.01.2005 г., врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и посёлках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей, имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением. Аналогичная норма была предусмотрена ст.59 Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 1 марта 2005г. в связи с принятием Федерального закона №189-ФЗ от 29.12.2004г., а именно: специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов ( а в установленных законодательством Союза ССР случаях- в рабочих и иных поселках), пользовались бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением. Федеральным законом от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ, в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления» решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения. Данный вывод следует из буквального толкования статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в новой редакции, установленной пунктом 50 статьи 35 Федерального закона №122-ФЗ. Согласно указанной норме меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов РФ, - органами государственной власти субъектов РФ. Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления. В силу ч. 1-2 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается. Согласно определения Конституционного Суда РФ от 03.02.2010 г. № 136-0-П установленное пунктом 50 статьи 35 Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовое регулирование не предполагает лишение медицинских работников федеральных специализированных медицинских учреждений, работающих и проживающих в сельской местности, жилищно-коммунальных льгот, которыми они пользовались до 1 января 2005 года на основании части второй статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлениях от 17.06.2004 № 12-П и от 15.05.2006 № 5-П, недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств. Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки указанной категории граждан, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня. Из приведенных норм законодательства следует, что частью 6 статьи 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан в редакции Федерального закона № 122-ФЗ на органы местного самоуправления возложена обязанность установить меры социальной поддержки проживающим в сельской местности работникам медицинских организаций, находящихся в ведении данных органов власти. Довод ответчика о том, что положения Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не наделяют органы местного самоуправления полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, а Основы законодательства об охране здоровья населения противоречат данному закону и в связи с этим применению не подлежат, необоснован, противоречит вышеуказанным нормам законодательства. Довод ответчика об отсутствии у Администрации района необходимых финансовых средств на обеспечение льгот медицинским работникам, работающим в МУЗ «Черлакская ЦРБ», основанием для отказа в иске быть не может. Доводы о том, что суд не вправе обязать ответчика принять какой-либо нормативно-правовой акт, поскольку это является исключительной компетенцией органов местного самоуправления, суд не может принять во внимание, поскольку возложение обязанности на ответчика принять какой-либо нормативно-правовой акт не является предметом рассмотрения данного дела, такие исковые требования суду не заявлялись. Статьей 36 Закона Омской области от 04.07.2008г. «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» установлены меры социальной поддержки постоянно проживающих в сельской местности работников, осуществляющих свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности государственных учреждениях Омской области здравоохранения ( с учетом указанных в п.2 настоящей статьи нормативов)- компенсация расходов на оплату жилого помещения и отопления, компенсация расходов на оплату твердого топлива( включая его доставку), используемого для отопления в домах, не имеющих центрального отопления; компенсация расходов на оплату природного газа, используемого для отопления от газовых приборов местного топления; компенсация расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения работника ( п.2 ст. 36 Закона). Меры социальной поддержки предоставляются работникам с учетом проживающих совместно с ними их несовершеннолетних детей в пределах 50 процентов нормативов, указанных в пункте 2 настоящей статьи (п.3 ст.36). Действие статьи 36, за исключением положений по предоставлению мер социальной поддержки работникам государственных учреждений здравоохранения Омской области, приостановлено с 1 января по 31 декабря 2010г. Законом Омской области от 29.12.2009г. №1219-ОЗ( ред. 03.02.2010г.). Статьей 37 указанного Кодекса Омской области регулируются порядок и условия предоставления мер социальной поддержки. Действие статьи 37 приостановлено с 1 января по 31 декабря 2009г. Законом Омской области от 24.11.2008г. №1093-ОЗ. Согласно п.п. 3,4 ст.37 Закона Омской области от 04.07.2008г. №1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» Омская область передает на неограниченный срок органам местного самоуправления муниципальных районов Омской области государственные полномочия в части предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и отопления, твердого топлива, природного газа, электроэнергии работникам, осуществляющим свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности муниципальных учреждениях здравоохранения и культуры Омской области, и неработающим пенсионерам, уволенным в связи с выходом на пенсию из муниципальных учреждений здравоохранения, культуры, имеющим общий трудовой стаж в указанных учреждениях не менее 10 лет и пользовавшимся в соответствии с федеральным и областным законодательством при выходе на пенсию мерами социальной поддержки (в том числе льготами) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Средства на реализацию передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций. Установление законом Омской области мер социальной поддержки работников расположенных в сельской местности муниципальных учреждений здравоохранения и их финансирование за счет средств областного бюджета ввиду приостановления действия Закона Омской области в части, касающейся мер социальной поддержки указанной категории граждан, не освобождает органы местного самоуправления от исполнения установленной федеральным законом обязанности. В соответствии с разъяснениями постановления Пленума Верховного Суда от 10.02.2009г. №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами. Пунктом 2 ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004г. №122-ФЗ установлено, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособий ( в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004г. Учитывая отсутствие правового акта муниципального района, устанавливающего меры социальной поддержки указанной категории граждан, следует исходить из объема таких мер, установленных Законом Омской области. На основании изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора законны, обоснованны и подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать незаконным бездействие Администрации Черлакского муниципального района Омской области по не предоставлению мер социальной поддержки Примак Н.С., Слепченко С.В., Вагнер Е.А., Горчаковой Н.Ю., Такидзе Т.А., Никуловой Ю.М., Фроловой Т.Д., Кабацкой О.Л., Ильиной М.А., Грузляк Е.А., Красниковой Л.Ю., Мисайлиди Л.В. в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения. Обязать Администрацию Черлакского муниципального района Омской области предоставить меры социальной поддержки медицинским работникам МУЗ «...» Примак Н.С., Слепченко С.В., Вагнер Е.А., Горчаковой Н.Ю., Такидзе Т.А., Никуловой Ю.М., Фроловой Т.Д., Кабацкой О.Л., Ильиной М.А., Грузляк Е.А., Красниковой Л.Ю., Мисайлиди Л.В. в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади, на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд с подачей жалобы через Черлакский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья Л.Ю. Герстнер