2-457-11 По иску Пономаренко О.Г., Аношкиной Е.А. и др. к администрации Черлакского муниципального района о признании права проживания в жилом помещении на условиях договора найма



№ 2-457/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Р.п. Черлак                                                            17.08.2011 г.

Черлакский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Каргаполова И.В. при секретаре Романовой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Пономаренко О.Г., Аношкиной Е.А., Харламовой Г.А., Горшковой Л.П., Коваленко Н.В., Кульченовской Н.Л., Кузнецовой О.В. к Администрации Черлакского муниципального района Омской области о признании права проживания в жилом помещении на условиях договора социального найма, действий незаконными,

УСТАНОВИЛ:

Истцы обратились в суд с указанными требованиями, в обоснование которых указали, что 04.05.2005 г. в соответствии с Постановлением Главы Черлакского муниципального образования данным органом местного самоуправления была принята в муниципальную собственность часть административного здания по адресу: <адрес> для последующей реконструкции под жилье для малоимущих граждан. Данным постановлением имущество было принято на баланс муниципального образования и передано на праве хозяйственного ведения МУП «Коммунальник».

Распоряжением Главы Черлакского муниципального образования от 27.12.2005 г. № 1243-р утверждено решение жилищной комиссии администрации района о выделении истцам жилых помещений в жилом доме по адресу: <адрес>. МУП <данные изъяты> было поручено заключить договоры социального найма.

МУП <данные изъяты> с истцами были заключены договоры социального найма.

16.01.2008 г. распоряжением Главы Черлакского района № 1018-р жилое помещение по адресу: <адрес> отнесено к специализированному жилому фонду для использования в качестве жилого помещения маневренного фонда.

Распоряжением Главы Администрации Черлакского района № 610-р от 09.06.2009 г. жилой фонд, в том числе жилые помещения по адресу: <адрес>, был изъят из хозяйственного ведения МУП <данные изъяты> в муниципальную казну.

Впоследствии жилые помещения по указанному адресу Администрацией <данные изъяты> были переданы в собственность <данные изъяты>.

Администрация <данные изъяты> заключила с истцами договоры найма жилых помещений маневренного фонда, в связи тем, что у них отсутствуют основания для проживания в занимаемых квартирах.

Считают отнесение жилых помещений по адресу: <адрес> жилым помещениям маневренного фонда незаконным, так как данное действие было произведено в нарушение законодательства в то время, когда они были заняты гражданами по договорам социального найма. Данным решением были нарушены их права по пользованию жилым помещением на условиях договора социального найма.

Истцы просили признать за ними право на проживание на условиях договора социального найма в жилых помещениях, признать незаконными распоряжение Главы Черлакского района № 1018-р от 16.10.2008 г. «Об отнесении жилого помещения к специализированному жилищному фонду в <адрес>», записи о государственной регистрации прав собственности <данные изъяты> на жилые помещения по адресу: <адрес>

Истец Пономаренко О.Г. в судебном заседании требования о признании незаконными записей о государственной регистрации прав собственности Черлакского района и Черлакского городского поселения на жилые помещения по адресу: <адрес> не поддержала, остальные требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, и пояснила, что истцы до 2006 года стояли на учете в Администрации Черлакского района Омской области, как нуждающиеся в жилых помещениях.

В 2005 году данным органом местного самоуправления была принята на баланс часть административного здания по адресу: <адрес> для последующей его реконструкции и передачи жилых помещений нуждающимся в них гражданам. Данная реконструкция была произведена. Однако регистрация права собственности на жилые помещения по указанному адресу в качестве муниципального жилищного фонда Администрацией района произведена не была. МУП <данные изъяты>, которому жилые помещения были переданы на праве хозяйственного ведения, заключил с истцами договоры социального найма. Данное действие было им произведено после дачи на это согласия собственником недвижимого имущества - Администрацией Черлакского района. До настоящего времени данные договоры с ними не расторгнуты. В период их действия в 2008 году Администрация района в нарушение действующего законодательства, не смотря на то, что жилые помещения были заняты гражданами на основании договоров социального найма, отнесла их к маневренному фонду.

В настоящее время Администрация Черлакского городского поселения Омской области предлагает истцам вновь вставать на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и в порядке очередности претендовать на заключение договоров найма жилых помещений маневренного фонда, что ущемляет их права.

В судебном заседании истцы Аношкина Е.А., Горшкова Л.П., Коваленко Н.В., Кульченовская Н.Л. и Кузнецова О.В. в судебном заседании данные пояснения поддержали.

Истец Харламова Г.А. в судебное заседание не явилась по неизвестной причине, о слушании дела извещена надлежащим образом.

В судебном заседании представитель истцов Сосунов В.М. дал аналогичные пояснения.

Представитель ответчика Администрации Черлакского района Омской области Кусиньш А.А. в судебном заседании исковые требования не признал и пояснил, что в 2005 году его доверителем было принято на баланс недвижимое имущество в виде части административного здания по адресу: <адрес> для последующей его реконструкции и передачи жилых помещений нуждающимся в них гражданам. Данная реконструкции была произведена в 2008 году.

Перевод нежилого помещения в жилое Администрацией Черлакского района оформлен не был. Не смотря на это жилые помещения были переданы в хозяйственное ведение МУП Черлакского района <данные изъяты> ему было разрешено заключить договоры социального найма с истцами. 16.10.2008 г. Администрацией Черлакского района было принято решение об отнесении жилых помещений по адресу: <адрес>, к маневренному фонду. Данное действие было произведено в соответствии с законодательством. Считает договоры социального найма незаключенными, та как они были совершены в нарушение законодательства. На момент их заключения Администрацией района не был оформлен перевод нежилого помещения по указанному адресу в жилое. Кроме того, во время заключения договоров социального найма не было оформлено право собственности Администрацией района на здание, в котором проживают истцы, не была произведена его государственная регистрация. Она была осуществлена лишь в 2008 году, после отнесения жилых помещений к маневренному фонду.

В настоящее время истцы на общих основаниях могут встать на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и в порядке очередности претендовать на обеспечение ими.

Представитель ответчика Администрации Черлакского городского поселения Черлакского района Омской области Скрябиков А.А. в судебном заседании исковые требования не признал и дал аналогичные пояснения.

Представитель третьего лица Управления Росреестра по Омской области СОА в судебном заседании пояснила, что находит исковые требования обоснованными, так как нарушений законодательства при заключения договора социального найма истцами допущено не было. В связи с чем, они, по ее мнению, имеют право на проживание в жилых помещениях по адресу: <адрес>. Регистрация права собственности Администрацией Черлакского района была произведена в 2008 году на основании представленных решений о принятии недвижимого имущества на баланс, отнесении его к маневренному фонду, технического паспорта на жилые помещения.

Представитель третьего лица Министерства имущественных отношений Омской области в судебное заседание не явился по неизвестной причине, о слушании дела извещен надлежащим образом.

Выслушав стороны, свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.

Согласно ч. 1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях

В силу ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

В соответствии с ч. 1 ст. 62 ЖК РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).

Согласно ст. 64 ЖК РФ переход права собственности на занимаемое по договору социального найма жилое помещение, права хозяйственного ведения или права оперативного управления таким жилым помещением не влечет за собой расторжение или изменение условий договора социального найма жилого помещения.

В силу ч. 1 и 2 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся в том числе жилые помещения маневренного фонда

В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п. 3 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 г. № 42 отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также если имеют обременения прав на это имущество.

Из Постановления Главы Черлакского муниципального образования 04.05.2005 г. № 71/1 следует, что данным органом местного самоуправления была приобретена в муниципальную собственность часть административного здания по адресу: <адрес> для последующей реконструкции под жилье для малоимущих граждан. Данным постановлением имущество было передано на праве хозяйственного ведения МУП «Коммунальник».

Из Распоряжения Главы Черлакского муниципального образования от 27.12.2005 г. № 1243-р усматривается, что утверждены решения жилищной комиссии администрации района о выделении истцам Пономаренко О.Г., Аношкиной Е.А., Харламовой Г.А., Коваленко Н.В., Кульченовской Н.Л. и Кузнецовой О.В. жилых помещений по адресу: <адрес>. МУП <данные изъяты> было поручено заключить договоры социального найма.

Из договоров социального найма видно, что с истцами Пономаренко О.Г., Аношкиной Е.А., Коваленко Н.В., Кульченовской Н.Л. 01.01.2006 г. МУП <данные изъяты> были заключены договоры социального найма жилых помещений в <адрес>, такой договор с Горшковой Л.П. был заключен МУП <данные изъяты> 12.03.2007 г.

Из технического паспорта жилого помещения от 18.07.2007 г. следует, что он был изготовлен на жилые помещения маневренного фонда по адресу: <адрес>

Из Распоряжения Главы Черлакского района № 1018-р от 16.10.2008 г. следует, что жилое помещение по адресу: <адрес>, отнесено к специализированному жилому фонду для использования в качестве жилого помещения маневренного фонда.

Из решения Совета Черлакского района Омской области от 28.10.2008 г. № 68 усматривается, что утвержден перечень муниципального имущества переданного в собственность Черлакского района Омской области. В данном перечне числятся жилые помещения маневренного фонда по адресу: <адрес>

Из Распоряжения Главы Администрации Черлакского района от 09.06.2009 г. № 610-р видно, что жилой фонд, в том числе жилые помещения по адресу: <адрес>, был изъят из хозяйственного ведения МУП <данные изъяты> в муниципальную казну.

Из распоряжения Министерства имущественных отношений Омской области от 23.04.2010 г. № 517-р следует, что был утвержден перечень муниципального имущества передаваемого безвозмездно из собственности Черлакского района Омской области в собственность поселений. В данном перечне числятся жилые помещения маневренного фонда по адресу: <адрес>

Из свидетельства о государственной регистрации права серии <№> от <ДД.ММ.ГГГГ>, что было зарегистрировано право собственности Черлакского муниципального района Омской области на жилые помещения маневренного фонда по адресу: <адрес>

Из свидетельства о государственной регистрации права серии <№> от <ДД.ММ.ГГГГ>, что зарегистрировано право собственности Черлакского городского поселения Черлакского муниципального района Омской области на жилые помещения маневренного фонда по адресу: <адрес>. Основанием для регистрации явилось вышеуказанное распоряжение Министерства имущественных отношений Омской области от 23.04.2010 г. № 517-р.

Из указанных доказательств, исследованных в судебном заседании, усматривается, что ответчиком Администрацией Черлакского района 04.05.2005 г. было принято во владение и фактически на праве собственности часть административного здания по адресу: <адрес> О том, что данное недвижимое имущество было принято в собственность, свидетельствуют буквальные формулировки об этом в вышеуказанных документах. Об аналогичном говорят и действия указанного ответчика по распоряжению данным имуществом в виде проведения его реконструкции, передаче в хозяйственное ведение данного здания МУП <данные изъяты>, наделение последнего полномочиями по заключению договоров социального найма жилых помещений в нем и принятие решений о передачи их истцам.

Однако право собственности на данное здание в качестве помещений муниципального жилищного фонда зарегистрировано в установленном законе порядке не было. Такое действие было произведено после заключения с истцами договоров социального найма, а также отнесения по истечении длительного времени после этого жилых помещений по адресу: <адрес>, к маневренному фонду. Такая последовательность действий ответчика Администрации Черлакского района стало возможным, в результате злоупотребления правом и нарушения положений ст. 92 ЖК РФ о том, что в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения муниципального жилищного фонда. В качестве последнего указанное жилое здание зарегистрировано в Государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не было, следовательно оснований для отнесения его к специализированному жилищному фонду, кроме того, занятому в соответствии с договорами социального найма, в силу изложенных положений законодательства не имелось.

Ответчиком не представлено доказательств нарушений со стороны истцов при заключении с ними договоров социального найма, требования о признании их недействительными ответчиками не заявлялись, такое право им в судебном заседании разъяснялось.

Договоры социального найма с истцами не расторгались, данное обстоятельство представителями ответчиков не оспаривалось. Заключение с заявителями договоров найма жилых помещений маневренного фонда основанием для расторжения договоров социального найма не является. Переход права собственности на здание, в котором расположены жилые помещения, переданные истцам в соответствии с договорами социального найма, к другому муниципальному образованию основанием для прекращения их действия также не является.

Довод представителей ответчиков о пропуске срока для обжалования Распоряжения Главы Черлакского района № 1018-р от 16.10.2008 г. необоснован, так как истцы узнали о принятии данного решения при заключении 13.01.2011 г. ними договоров найма жилых помещений маневренного фонда. После чего они неоднократно обращались с жалобами на действия ответчика Администрации Черлакского городского поселения в прокуратуру Черлакского района. Ответ на последнюю из них был получен одним из ответчиков 31.03.2011 г. Впоследствии в разумный срок истцами было подготовлено исковое заявление и подано в суд 08.07.2011 г.

Срок на обжалование Распоряжения Главы Черлакского района № 1018-р от 16.10.2008 г. пропущен истцами по уважительным причинам. Истцами в судебном заседании заявлено ходатайство о его восстановлении, которое подлежит удовлетворению.

Довод ответчиков о том, что истцами Харламовой Г.А., Кузнецовой О.В. не представлены доказательства заключения с ними договоров социального найма необоснован. Из представленных доказательств следует, что Администрацией Черлакского района вышеуказанным Распоряжением от 27.12.2005 г. № 1243-р было принято решение об утверждении решений жилищной комиссии данного ответчика о предоставлении указанным истцам жилых помещений. В судебном заседании истцы Харламова Г.А. и Кузнецова О.В. пояснили, что договоры социального найма с ним были заключены 01.01.2006 г., по просьбе сотрудников Администрации района свои экземпляры при заключении с ними договоров найма жилых помещений маневренного фонда они отдали им. Перед подаче иска в суд они обращались к ответчику Администрации Черлакского района с просьбой предоставить экземпляр договора, но им было отказано.

Данным пояснениям у суда не имеется оснований не доверять, так как они подтверждаются пояснениями других истцов по делу, сведениями о принятии в соответствии с Распоряжением от 27.12.2005 г. № 1243-р ответчика Администрации Черлакского района о предоставлении им жилых помещений.

Довод представителей ответчиков о том, что истцы не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях необоснован и опровергается договорами социального найма, заключенными с истцами, Распоряжением Главы Черлакского муниципального образования от 27.12.2005 г. № 1243-р и иными материалами дела.

Оснований не доверять представленным доказательствам у суда не имеется.

Исковые требования законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать за Пономаренко О.Г. право проживания на условиях договора социального найма в жилом помещении по адресу: <адрес>

Признать за Аношкиной Е.А. право проживания на условиях договора социального найма в жилом помещении по адресу: <адрес>

Признать за Харламовой Г.А. право проживания на условиях договора социального найма в жилом помещении по адресу: <адрес>

Признать за Горшковой Л.П. право проживания на условиях договора социального найма в жилом помещении по адресу: <адрес>.

Признать за Коваленко Н.В. право проживания на условиях договора социального найма в жилом помещении по адресу: <адрес>.

Признать за Кульченовской Н.Л. право проживания на условиях договора социального найма в жилом помещении по адресу: <адрес>.

Признать за Кузнецовой О.В. право проживания на условиях договора социального найма в жилом помещении по адресу: <адрес>.

Признать незаконным распоряжение Главы Администрации Черлакского муниципального района Омской области от 16.10.2008 г. № 1018-р в части отнесения жилых помещений по адресам: <адрес> к специализированному жилищному фонду для использования его в качества жилых помещений маневренного фонда.

Решение может быть обжаловано в 10 дней в Омский областной суд через Черлакский районный суд Омской области.

Председательствующий: