2-618-11 По иску администрации Иртышского СП о признании права муниципальной собственности на земельный участок



Дело №2-618/2011 год

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

р.п. Черлак « 05 октября» 2011 г.

Черлакский районный суд Омской области

в составе председательствующего судьи Исматова Т.Б.

при секретаре Котовой Ю.В.,

с участием представителя истца Павлова В.А., Карташовой Т.М.

представителя Черлакского отдела Управления Росреестра по Омской области Бацунова Ю.П.,

с участием представителя ответчиков Морозова А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Иртышского сельского поселения Черлакского муниципального района Омской области о признании права муниципальной собственности на земельный участок,

УСТАНОВИЛ:

Глава Иртышского сельского поселения Черлакского муниципального района Омской области обратился в суд с иском о признании права муниципальной собственности на земельные участки, находящиеся в пределах границ Иртышского сельского поселения, ссылаясь на то, что на основании Указа Президента Российской Федерации от 27.12. 1991 г. № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в Российской Федерации «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», постановления Правительства Российской Федерации от 04.09. 1992 г. № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса», Постановления главы администрации Черлакского района Омской области от 23.12.1992 № 602-п О перераспределении земель совхоза « <данные изъяты>» за совхозом « <данные изъяты>» по праву собственности было закреплено 27 557 га земель сельскохозяйственного назначения, из них 24215 га - пашни, 2043 га - сенокосов, 1199 га- пастбищ.

На основании Указа Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» и Постановления главы администрации Черлакского района Омской области №107-п от 15.02.1995г. комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Черлакского района Омской области были произведены регистрационные записи о приобретении права частной собственности на землю в ЗАО « <данные изъяты>» общей площадью 24 215 гектаров пахотных земель, земель сельскохозяйственного назначения длясельскохозяйственного производства, в том числе на указанных выше ответчиков, которые в срок более 3-х лет выделенной им земельной долей не распорядились, не оформили на неё в установленном законом порядке право собственности, не передали в аренду, не используют самостоятельно, соответственно не оплачивают и земельный налог.

Распоряжением главы администрации Иртышского сельского поселения Черлакского муниципального района Омской области № 36- р от 05 июня 2007 года было принято решение об образовании земельных участков за счёт невостребованных земельных долей.

Решением общего собрания собственников земельных долей сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Иртышского сельского поселения Черлакского муниципального района Омской области от 18 июня 2007 года, определено местоположение части находящихся в долевой собственности земельных участков, в границах которых находятся невостребованные земельные доли, утвержден список собственников невостребованных земельных долей.

Муниципальное образование Иртышское сельское поселение в соответствии со статьей 13 Федерального закона Российской Федерации «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» № 101-ФЗ от 24.07.2002 года, статьей 18 Закона Омской области «О регулировании земельных отношений в Омской области» №731-03 от 08.02.2006 года опубликовала в районной газете «Черлакские вести» от 22.06.2007 года, 20.06.2008 список собственников невостребованных земельных долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения на территории Иртышского сельского поселения Черлакского муниципального района Омской области.

Названные выше ответчики, являясь обладателями права частной собственности на землю в виде земельной доли в праве общей долевой собственности в течение более трех лет не распорядились ею.

В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного» назначения» и Федеральным законом «О землеустройстве» № 87-ФЗ от 18.07.2005 года, земельные доли, собственники которых не распоряжались ими в течение трех и более лет с момента приобретения права на земельную долю (невостребованные земельные доли), подлежат выделению в земельный участок.

Образование этого земельного участка осуществляется на основании соответствующего решения муниципального образования.

Общее собрание участников долевой собственности вправе принять решение об определении местоположения части находящегося в долевой собственности земельного участка, площадь которой равна сумме площади невостребованных земельных долей. Сообщение о невостребованных земельных долях с указанием их собственников опубликовывается в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации.

Если собственники невостребованных земельных долей в счет выделения которых образован земельный участок, в течение девяноста дней со дня опубликования указанного сообщения не заявят о своем желании воспользоваться правами участников долевой собственности, устанавливаются границы этого земельного участка.

В соответствии с Законом Омской области «О внесении изменений в Закон Омской области «О регулировании земельных отношений в Омской области» № 760-03 от 06.06.2006 года, сельское поселение принимает решение об образовании земельного участка за счет выделения земельных долей, собственники которых не распоряжались ими в течение трех и более лет с момента приобретения права на земельную долю (невостребованные земельные доли), если иное не предусмотрено федеральным законом.

Территориальным отделом № 11 Управления Роснедвижимости по Омской области от 10 февраля 2009 года сформирован за счет невостребованных земельных долей земельный участок площадью 88, 7 гектаров.

Сельское поселение вправе направить в суд заявление о признании права собственности сельского поселения на указанный земельный участок.

Просят признать право собственности за Иртышским сельским поселением на земельные участки.

В судебном заседании представитель истца Павлов В.А. и Карташова Т.М. исковые требования поддержал.

Поскольку на территории, указанной в исковом заявлении часть ответчиков, указанных в исковом заявлении ответчики не проживают и местонахождение их неизвестно, что подтверждается справкой с места жительства, им был назначен представитель из числа адвокатов Омской бластной коллегии адвокатов Морозов А.В., который не возражал против заявленных требований.

Представитель третьего лица - заместитель начальника Черлакского отдела Управления Федеральной регистрационной службы по Омской области Бацунов Ю.П. считал необходимым исковые требования удовлетворить полностью.

Выслушав представителей истца, третье лицо, проанализировав собранные по делу доказательства в совокупности, суд считает, что требования истца обоснованно и подлежит удовлетворению полностью по следующим основаниям.

Судом установлено, что на основании Постановления главы администрации Черлакского района Омской области от 23.12.1992 г. № 602-п ответчикам были предоставлены в собственность земельные доли из земель ЗАО « <данные изъяты>», ответчики не распорядились ими в течении более трех лет с момента приобретения прав на земельную долю, в связи с чем истцом 22.06.2007 и 20.06.2008 г., были опубликованы сообщения о невостребованных долях в газете «Черлакские вести» Черлакского района Омской области. В течении установленных девяноста дней со дня опубликования сообщения, ответчики не заявили о своем желании воспользоваться правами участников долевой собственности, о чем свидетельствует справка главы Иртышского сельского поселения. Решением общего собрания собственников земельных долей согласно протоколу от 18.06. 2007 года утвердило местоположение земельных участков, образуемого в счет невостребованных земельных долей. Определено местоположение части находящихся в долевой собственности земельных участков, в границах которых находятся невостребованные земельные доли, в том числе отд. № 6 площадью 321, 4 га кормовых угодий.

Согласно ст. 12.1 ФЗ от 24.07.2002 г. № 101 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» п. 1. невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд.

2. Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.

3. Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в пункте 1 настоящей статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи (далее в целях настоящей статьи - список невостребованных земельных долей).

4. Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.

5. Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности.

6. Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей.

7. С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно.

8. Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными.

В соответствии с ч.2 ст.18 Закона Омской области «О регулировании земельных отношений в Омской области» сельское поселение принимает решение об образовании земельного участка за счет выделения земельных долей, собственники которых не распоряжались ими в течении трех и более лет с момента приобретения прав на земельную долю (невостребованные земельные доли), если иное не предусмотрено федеральным законом; сельское поселение вправе направить в суд заявление о признании права собственности сельского поселения на указанный участок, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Статьей 236 ГК РФ определено право гражданина на отказ от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.

По смыслу приведенных норм в их системном единстве, нераспоряжение собственником земельной долей в установленный федеральным законом срок определенно свидетельствует о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество, то есть таким образом собственник отказывается от права собственности.

Норма ч.2 ст.53 ЗК РФ предусматривает, что при отказе от права собственности на земельный участок, этот земельный участок приобретает правовой режим бесхозяйной недвижимой вещи, порядок прекращения прав на которую устанавливается гражданским законодательством.

В соответствии с ч.1 ст.225 ГК РФ бесхозной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.

Характер заявляемого требования (признание права собственности) и наличие собственника земельных долей свидетельствует о возникновении имущественного спора между муниципальным образованием и собственником долей.

В силу требований ч.3 ст.263 ГПК РФ в случае, если при подаче заявления или рассмотрения дела в порядке особого производства устанавливается наличие спора о праве, подведомственного суду, суд выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства.

Требование истца о признании права муниципальной собственности на указанный земельный участок не может быть рассмотрено в порядке, определенном гл. 33 ГПК РФ, а должно рассматриваться в порядке искового производства поскольку присутствует спор о праве. Нормы о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь применяются только в случае, если недвижимая вещь не имеет собственника, или собственник не известен.

Согласно ч.2 ст.1 Федерального закона от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации.

Согласно ч.3 ст.225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Однако в соответствии с п.7 Постановления Правительства РФ от 17.09.2003 г. № 580 «Об утверждении положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей» единственным документом, подтверждающим отказ собственника от права собственности на объект недвижимого имущества, является заявление собственника об отказе от права собственности на объект недвижимого имущества. Согласно п.17 указанного постановления непредставление письменного заявления собственника об отказе от права собственности является основанием для отказа в принятии на учет объекта недвижимого имущества.

Положения ст. 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 г. № 101 -ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не содержат ограничения в возможности признания права муниципальной собственности на земельный участок, образованный в счет выделения невостребованных земельных долей, в случае отсутствия заявлений собственников этих долей об отказе от права собственности на земельные доли. Поэтому положения ч.3 ст.225 ГК РФ. Иное делает невозможным реализацию права сельского поселения на направление в суд заявления о признании права собственности сельского поселения на указанный участок.

Согласно ч.1 ст.8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают в том числе, из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности; в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.

В соответствии со ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права.

Одним из принципов, на котором основывается оборот земель сельскохозяйственного назначения, является сохранение целевого использования земельных участков (п.1 ч.3 ст.1 Федерального закона от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).

Согласно ч.ч.1 и 2 ст.61 БК РФ в бюджеты поселений зачисляются налоговые доходы от следующих налогов: земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на доходы физических лиц, единый сельскохозяйственный налог и др.

Наличие невостребованных земельных долей нарушает права и интересы сельского поселения: на пополнение доходной части бюджета за счет поступлений от уплаты земельного налога, налога на имущество физических лиц, налога на доходы физических лиц и единого сельскохозяйственного налога; по сохранению целевого использования земель сельскохозяйственного назначения; препятствует обороту земель сельскохозяйственного назначения, а также начислению и уплате соответствующих налогов. Указанные нарушения прав и интересов сельского поселения подлежат устранению путем признания права муниципальной собственности на указанный земельный участок, образованный в счет невостребованных земельных долей.

Таким образом, истец правомерно и обоснованно обратился в суд с исковым заявлением о признании права муниципальной собственности на земельные участки, образованные в счет невостребованных земельных долей,

На основании изложенного, руководствуясь ч.2 ст.18 Закона Омской области от 08.02.2006 г. № 731-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Омской области», ст. 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», ч.1 ст.8 и ст.ст.12, 236 ГК РФ, ст.53 ЗК РФ, ст.ст.194-197 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Иртышского сельского поселения Черлакского муниципального района Омской области удовлетворить полностью.

Признать за Иртышским сельским поселением Черлакского муниципального района Омской области право муниципальной собственности на часть земельного участка, образованного за счет 1 невостребованной земельной доли площадью 31,8 гектаров, с кадастровой стоимостью 1,8876 рублей за 1 квадратный метр, расположенный в пределах границ земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 55:31:031704:715 на территории Иртышского сельского поселения Черлакского района Омской области отделение № 6, поле IV-1к.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Черлакский районный суд Омской области в течении 10 дней со дня его принятия.

Судья: ____________ Исматов Т.Б.