2-626-11 По иску Смирновой Н.В. к Нефтеюганскому управлению магистральных нефтепроводов о признании права собственности на часть жилого строения



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Дело №2-626/11

Р.п. Черлак        17 ноября 2011 года

Черлакский районный суд Омской области в составе

Председательствующего судьи Герстнер Л.Ю.,

При секретаре Каретниковой А.М.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Смирновой Н.В. к Нефтеюганскому управлению магистральных нефтепроводов о признании права собственности на часть жилого строения,

У С Т А Н О В И Л :

В суд с исковым заявлением к Нефтеюганскому управлению магистральных нефтепроводов обратилась Смирнова Н.В., в котором просит признать за ней право собственности на часть жилого дома, расположенного в <адрес>. В обоснование заявленных требований сослалась на то, что 24.12.2010г. умерла ее мать ЩСН, которая на день своей смерти проживала в своей квартире, расположенной по адресу <адрес>. Данную квартиру мать приобрела 23.05.1995г. у Нефтеюганского управления магистральных нефтепроводов, на то время квартира имела адрес <адрес>, в 1999г. нумерация домов была изменена. После смерти матери другие наследники официально отказались от наследства, она является единственным претендентом на наследство, открывшегося после смерти ЩСН 27.07.2011г. она получила свидетельство о праве на наследство по закону на приусадебный земельный участок и денежные вклады. В выдаче свидетельства о праве на наследство на квартиру ей было отказано, основанием для отказа явилось то, что согласно договора купли-продажи ЩСН приобрела жилой дом, а по техническому паспорту ей принадлежит квартира, в связи с чем неясно, какой объект недвижимости должен переходить по наследству: дом или квартира. Кроме того, непонятно, какая надпись на договоре действительна: или договор удостоверен, но на 1995г. сельские советы не имели право удостоверять договоры, или договор только зарегистрирован в сельском совете, на 1995г. допускалась простая письменная форма договора купли-продажи жилого дома, находящегося в сельском населенном пункте. Считает, что причиной данного несоответствия явилось то, что текст договора был выполнен на типографском бланке, графы которого были заполнены, в связи с тем, что сельские советы не имели права удостоверять договоры, ниже основного текста была сделана соответствующая отметка о том, что договор зарегистрирован.

В судебном заседании истица Смирнова Н.В. заявленные исковые требования уточнила, просит признать за ней право собственности на квартиру, расположенную в <адрес>. Пояснила, что ее родители работали в Нефтеюганском управлении магистральных нефтепроводов. Со слов родителей ей известно, что перед выходом на пенсию ее матери ЩСН как ветерану труда было предоставлено право приобрести за счет предприятия жилье на территории РФ на определенную сумму. Родители выбрали оспариваемую квартиру в двухквартирном доме в <адрес>. По доверенности, выданной на имя Щербакова В.И., в 1993г. квартира была приобретена Нефтеюганским управлением магистральных нефтепроводов. Стоимость квартиры превышала установленную сумму, поэтому родители еще в течение двух лет продолжали работать и выплачивать стоимость данного превышения. В 1995г. по договору купли-продажи квартира была приобретена ее матерью в собственность у Нефтеюганского управления магистральных нефтепроводов. С этого времени родители проживали в данной квартире. Потом ее мать заболела, она переехала жить в дом родителей, чтобы ухаживать за ней, отец уехал жить в <адрес>. После смерти матери при оформлении наследства выяснилось, что в договоре купли-продажи квартиры неправильно указан объект, в договоре указано, что ее матерью приобретен жилой дом, в действительности же была приобретена квартира в двухквартирном доме, кроме того, неправильно сделана надпись о регистрации договора в администрации Солянского сельсовета, в связи с чем в выдаче свидетельства о праве на наследство на квартиру ей было отказано. В настоящее время в их селе проходит газификация жилых домов, для подключения газа необходимо представить документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение, в связи с чем она была вынуждена обратиться в суд.

В ходе судебного разбирательства была произведена замена ненадлежащего ответчика, поскольку было установлено, что Нефтеюганское управление магистральных нефтепроводов является филиалом ОАО «Сибнефтепровод», т.е. не является юридическим лицом. В качестве надлежащего ответчика было привлечено ОАО «Сибнефтепровод».

Представитель ответчика ОАО «Сибнефтепровод» Кавунов С.А., действующий на основании доверенности, иск не признал, пояснил, что по существу заявленных исковых требований возражений не имеет, однако считает, что ОАО «Сибнефтепровод» является ненадлежащим ответчиком. Действительно мать истца ЩСН работала в Нефтеюганском управлении магистральных нефтепроводов, для нее как ветерана труда предприятием был приобретен на льготных основаниях жилой дом в <адрес>. Была выдана доверенность на покупку данного дома, затем был заключен договор найма жилого помещения. После полного расчета ЩСН за жилье администрацией и профкомом предприятия было принято решение переоформить жилой дом на ЩСН, в 1995г. был заключен договор купли-продажи жилого дома, согласно которого ЩСН стала его собственником. Все документы, представленные истцом суду, действительно были оформлены Нефтеюганским управлением магистральных нефтепроводов. В некоторых документах ошибочно указан номер жилого дома - <адрес>, правильный номер дома <адрес>. Считает, что данный жилой дом принадлежал на праве собственности ЩСН       В настоящее время на балансе Нефтеюганского управления магистральных нефтепроводов данный объект недвижимости не состоит, таким образом, ответчик не состоит с истцом в спорных материальных отношениях. Считает, что Смирновой Н.В. было бы более правильно обратиться в суд с заявлением в рамках ст. 264 ГПК РФ с привлечением к участию в деле заинтересованных лиц, чьи права и интересы могут быть затронуты судебным решением.

Третье лицо Щербаков В.И. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, от него в адрес суда поступило нотариально удостоверенное заявление, согласно которого Щербаков В.И. просит удовлетворить заявленные требования Смирновой Н.В. о признании за ней права собственности на жилое помещение по адресу <адрес>. Просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель администрации Солянского сельского поселения Посохина А.И., действующая на основании доверенности, заявленные исковые требования поддержала, пояснила, что спорное жилое помещение является квартирой в двухквартирном жилом доме. Это всегда был двухквартирный дом, он был построен совхозом «<...>». Со слов бывшего главного бухгалтера совхоза «<...>» ННФ ей известно, что квартира <адрес> была продана совхозом ЛГВ, деньги были внесены в кассу совхоза. Согласно записи в похозяйственной книге с 1991г. собственником данной квартиры являлась ЛГВ, сведения были внесены со слов совершеннолетних членов семьи. В 1993г. квартира была продана ЛГВ Нефтеюганскому управлению магистральных нефтепроводов, договор был составлен в простой письменной форме и удостоверен заместителем главы администрации Солянского сельсовета с отметкой в похозяйственной книге. В 1995г. квартира была продана ЩСНС 1995г. ЩСН была зарегистрирована в данной квартире и проживала в ней до дня своей смерти, платила за квартиру налоги и коммунальные платежи. В 1999г. была изменена нумерация домов, дому <№> по <адрес> был присвоен номер <№>. Во второй квартире данного дома всегда проживали другие люди.

Представитель Управления Росреестра по Омской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, от начальника Черлакского отдела Управления Росреестра по Омской области, действующей на основании доверенности, в адрес суда поступило заявление с просьбой рассмотреть дело без участия представителя Управления Росреестра по Омской области.

Нотариус Черлакского нотариального округа в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, направил в суд заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, возражений не имеет.

Свидетель ЛГВ пояснила, что работала в совхозе «<...>», в 1989г. ее семье совхозом была продана квартира по <адрес>. У нее имелся кассовый ордер, в настоящее время он утерян в связи с ненадобностью. До 1993г. она со своей семьей проживала в данной квартире, затем продала, как она считала, ЩСН, поскольку именно она ходила с ней в сельский совет оформлять договор купли-продажи. Деньги за квартиру она получила полностью, никаких претензий по поводу данной квартиры не имеет.

Свидетель УЗМ пояснила, что является родственницей истца. В 1996г. она переехала из <...>, ЩСН уже жила в оспариваемой квартире. ЩСН ей рассказывала, что ранее она и ее муж работали на севере, им как ветеранам труда организация, в которой они работали, выделила денежную сумму на приобретение квартиры, они купили квартиру в <адрес>. ЩСН проживала в этой квартире до дня своей смерти.

Свидетель СВЦ пояснила, что проживает недалеко от дома, право собственности на квартиру в котором просит признать истица. Этот дом был построен в 1982г., сначала <...> жила ННФ, потом она переехала жить в другой дом, а в оспариваемой квартире осталась жить ее дочь ЛГВ Ей известно, что ЛГВ купила квартиру у совхоза. После ЛГВ в данной квартире стала проживать ЩСН, которая жила в ней до своей смерти.

Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии со ст.218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Согласно ст.550 ГК РФ договор продажи недвижимости заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. Несоблюдение формы договора продажи недвижимости влечет его недействительность.

Согласно ст.551 ГК РФ переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.

В судебном заседании было установлено, что двухквартирный жилой дом в <адрес>, ранее <адрес>, был построен совхозом «<...>», находился на балансе данного предприятия. Данный факт подтверждается годом постройки дома - 1981г., указанном в техническом паспорте квартиры, справкой администрации Солянского сельского поселения от 11.10.2011г.

Как следует из архивной справки архивного отдела администрации Черлакского муниципального района от 12.10.2011г., <адрес> данном доме в соответствии с договором №98 от 21.05.1993г. была передана АО «<...>» на основании Закона РСФСР «О приватизации жилищного фонда РСФСР» в собственность КАС.

Согласно книге похозяйственного учета №3 администрации Солянского сельского поселения, лицевой счет №181, на 1991г. квартира <адрес>, принадлежала ЛГВ на праве собственности.

Согласно договора купли-продажи от 21.09.1993г., данная квартира была продана ЛГВ Нефтеюганскому управлению магистральных нефтепроводов, представителем которого по доверенности являлась ЩСН Данный договор был удостоверен администрацией Солянского сельского совета, запись о заключении договора имеется в похозяйственной книге.

Согласно договора найма жилого помещения от 10.12.1993г., жилое помещение по адресу <адрес> было предоставлено Нефтеюганским УМН в пользование семье Щербакова В.И..

Согласно выписки из протокола №9 от 27.04.1995г. совместного решения администрации и профкома Нефтеюганского УМН, постановлено переоформить жилой дом по адресу <адрес> на ЩСН, выделенный как ветерану труда согласно Положения о строительстве т покупке жилья в других регионах РФ и справки бухгалтерии о полном расчете за дом.

Согласно договора купли-продажи от 23.05.1995г., заключенного между Нефтеюганским управлением магистральных нефтепроводов в лице Щербакова В.И., действующего на основании доверенности от 18.04.1995г., и ЩСН, ЩСН купила жилой дом, расположенный по <адрес>. Данный договор был зарегистрирован в администрации Солянского сельсовета, что подтверждается записью на договоре и записью в похозяйственной книге.

Как следует из справки администрации Солянского сельского поселения от 23.03.2011г., ЩСН была зарегистрирована и проживала по адресу <адрес>, с 17.11.1995г. по дня смерти 24.12.2010г.

Согласно справки администрации Солянского сельского поселения от 25.07.2011г., жилое помещение по адресу <адрес> принадлежит на праве собственности ЩСН на основании договора купли-продажи от 23.05.1995г. Ранее указанное жилое помещение имело адрес <адрес>, адрес изменился на основании постановления главы администрации Черлакского района от 13.05.1999г. №286-п «Об упорядочении названий улиц и нумерации домов».

На основе анализа исследованных в судебном заседании доказательств и показаний свидетелей, суд приходит к выводу, что ЩСН по договору купли-продажи от 23.05.1995г. была приобретена квартира в двухквартирном доме, расположенном по адресу <адрес>, в дальнейшем номер дома был изменен на <№>. По мнению суда, в документах Нефтеюганского управления магистральных нефтепроводов - договоре найма жилого помещения, выписке из протокола совместного решения администрации и профкома, была допущена ошибка в номере жилого дома. Данный факт не оспаривается представителем ответчика.

Договор купли-продажи от 23.05.1995г., согласно которого ЩСН купила квартиру, был зарегистрирован в сельском совете, на 1995г. допускалась простая письменная форма договора купли-продажи жилого дома, находящегося в сельском населенном пункте.

С момента заключения договора ЩСН и ее семья постоянно, открыто и непрерывно пользовались указанной квартирой как своим собственным имуществом, платили налоги.

Согласно свидетельства на право собственности на землю от 04.03.1996г., земельный участок по адресу <адрес>, т.е. на котором расположена спорная квартира, принадлежал на праве собственности ЩСН.

На основании изложенного суд считает установленным факт нахождения квартиры в собственности ЩСН

Квартира была приобретена ЩСН в период брака с Щербаковым В.И., что подтверждается свидетельством о заключении брака, однако Щербаков В.И. отказался от права собственности на жилое помещение по указанному адресу, просит признать право собственности на жилое помещение за Смирновой Н.В., что подтверждается нотариально удостоверенным заявлением.

После смерти ЩСН наследниками на принадлежавшую ей квартиру являются супруг Щербаков В.И. и дети: дочери Смирнова Н.В., УОВ, РИВ и сын ЩАВ Супруг Щербаков В.И., а также УОВ, ЩАВ, РИВ отказались от причитающейся им доли в наследственном имуществе в пользу дочери умершей Смирновой Н.В., которая в установленный законом срок приняла наследство после смерти матери, на ее имя выдано свидетельство о праве на наследство по закону на приусадебный земельный участок по <адрес> и денежные вклады. Таким образом, Смирнова Н.В. является наследником квартиры, принадлежавшей умершей ЩСН, расположенной в <адрес>.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований о признании за Смирновой Н.В. права собственности на квартиру.

Доводы представителя ответчика ОАО «Сибнефтепровод» о том, что ОАО «Сибнефтепровод» является ненадлежащим ответчиком, а также, что истцу следовало обратиться в суд с заявлением в рамках ст. 264 ГПК РФ, суд находит несостоятельными, поскольку заявления о признании права собственности на недвижимое имущество подлежат рассмотрению в порядке искового производства.

Руководствуясь ст.194-197 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать за Смирновой Н.В., <...>, право собственности на квартиру общей площадью 63,8 кв.м, жилой площадью 38,5 кв.м, расположенную по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд с подачей жалобы через Черлакский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья        Л.Ю. Герстнер