Гражданское дело № 2-322/2012 год
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
р.п. Черлак 28 мая 2012 г.
Черлакский районный суд Омской области
в составе председательствующего Исматова Т.Б.
при секретаре Жуковой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузнецова Г.И. к Казенному учреждению Омской области « Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по Черлакскому району Омской области» о взыскании возмещения вреда здоровью,
УСТАНОВИЛ:
Кузнецов Г.И. обратился в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что он является участником ликвидации катастрофы на ЧАЭС в период с 13.04.1988г. по 17.08.1988г., с 18.09.1991г. его заболевания связаны с ликвидацией аварии на ЧАЭС, с 30.09.1991г. ВТЭК установила ему 3-ю группу инвалидности, с 13.07.1993г. ВТЭК установила 2-ю группу инвалидности и 80% утраты трудоспособности, с 01.09.1998г. МСЭК установила 90% утраты трудоспособности - бессрочно.
Он является получателем возмещения вреда здоровью с 01 сентября 1998г. (далее ВВЗ).
Ответчик назначил ему ВВЗ из заработка перед увечьем, исходя из справок о заработной плате от сентября 1991г. №5-3-223 и справки о заработной плате, выданной в/ч №55237 от 1988г., с учетом 90% утраты трудоспособности и выплачивал ВВЗ в размере 6208,36 рублей, а исходя из его расчетов размер ВВЗ гораздо меньше и составляет на дату 01.07.2000г. 2 410,59 руб., что в два с половиной раза меньше чем по выплатам, исходя из заработка за 3-и полных месяца работ по ликвидации аварии на ЧАЭС 1988г.
Им произведены расчеты, исходя из архивной справки за 12 месяцев перед увечьем. Как показывают расчеты (приложены) ему выгоднее размер ВВЗ, полученного из периода 12 месяцев перед увечьем, где ВВЗ на 01января 2012 года составит 21 579,51 рублей.
С 15.02.2001г. ответчик по непонятной ему причине в одностороннем порядке установил ему ВВЗ в твердых суммах, как инвалиду 2-й группы в размере 2500 рублей. Считает, что индексация возмещения вреда здоровью производится ему не в соответствии с руководящими указаниями Пленумов ВС № 7 от 5.04.2005 г., № 23 от 11.05.2007 г., правовой позицией КС РФ, изложенной в постановлении КС РФ № 11-п от 19.06.2002 г. и действующим законодательством.
Просил взыскать с Бюджетного учреждения Омской области «Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по Черлакскому району Омской области» ежемесячное возмещение вреда здоровью за период с 01 февраля 2001 года по 31 декабря 2011 года в сумме 974 652 рубля 16 копеек, обязать Бюджетное учреждение Омской области «Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по Черлакскому району Омской области» установить ежемесячное возмещение вреда здоровью Кузнецову Г.И. с 01 января 2012 года в размере 21 579 рублей 51 коп. с последующей индексацией согласно законодательства Российской Федерации.
В судебном заседании истец Кузнецов Г.И. исковые требования поддержал полностью по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель казенного учреждения Омской области « Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по Черлакскому району Омской области» действующий на основании доверенности от 28.05.2012 года предъявленные исковые требования не признал, поддержал доводы отзыва на иск, согласно которого с 15 февраля 2001 года правоотношения по возмещению вреда, причиненного здоровью регулировались п. 25 ч. 1 ст. 14 ФЗ РФ от 15 мая 1991 года. Для инвалидов 2 группы размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда установлен в сумме 2500 рублей. С 15 февраля 2001 года Кузнецову Г.И. было назначено
возмещение вреда здоровью в размере 2500 рублей. В последующем возмещение вреда здоровью индексировалось на основании решения суда от 25 февраля 2004 года в соответствии с нормами законодательства. На момент обращения Кузнецова в суд с заявлением законодателем не предусмотрена возможность установления возмещения вреда с учетом какого-либо заработка. В связи с этим иные критерии назначения возмещения вреда, прямо не предусмотренные базовым законом, не применимы.
Представитель УФК по Омской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
Выслушав объяснения сторон, выслушав, исследовав письменные доказательства, изучив имеющиеся материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Из материалов дела видно, что Кузнецов является участником ликвидации катастрофы на ЧАЭС в период с 13.04.1988г. по 17.08.1988г., с 18.09.1991г. его заболевания связаны с ликвидацией аварии на ЧАЭС, с 13.07.1993г. ВТЭК установила 2-ю группу инвалидности и 80% утраты трудоспособности, с 01.09.1998г. МСЭК установила 90% утраты трудоспособности – бессрочно в связи с выполнением работ по ликвидации последствий радиационной аварии на Чернобыльской ЧАЭС.
В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» данный закон направлен на защиту прав и интересов, а также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан РФ, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы. В соответствии с п.25 ст. 14 указанного Закона (в редакции, действовавшей до 15.02.2001 г.) возмещение вреда инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы гарантировалось выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности, определяемом в порядке, предусмотренном законодательством РФ для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.
Положениями п.З ст. 12 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и ст. 14 Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденными Постановлением Верховного Совета РФ от 24.12.1992 г. (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 180-ФЗ), установлен единый принцип определения периода для подсчета среднего месячного заработка потерпевшего, из которого исчисляется размер возмещения. В случае профессионального заболевания средний заработок по желанию гражданина мог быть исчислен за двенадцать месяцев, предшествовавших прекращению работы, повлекшей такое заболевание.
Исходя из п.1 ст.28 ФЗ № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», начиная с 6 января 2000 года, подлежали применению соответствующие положения данного Закона, несмотря на то, что вред здоровью инвалидов был причинен до его введения в действие.При этом возмещение вреда данной категории инвалидов, назначенное при вступлении указанного Закона в силу, не могло быть ниже установленного им ранее в соответствии с законодательством РФ о возмещении вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья. Согласно действовавшего на период 1999 г. - 02.06.2000 г. Постановления Минтруда РФ от 01 июня 1999 г.. № 10 «Об утверждении разъяснения «О порядке выплаты денежных сумм в возмещение вреда в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы», установлено право на возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности) в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» имеют:
граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа:
граждан, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;
военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходивших службу в зоне отчуждения.
Согласно ст. 2 указанного Постановления размер возмещения вреда определяется в процентах к заработку потерпевшего до увечья, профессионального заболевания либо иного повреждения здоровья в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, соответствующих степени утраты им профессиональной трудоспособности, в соответствии с Правилами возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденными постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 декабря 1992 г. N 4214-1 с учетом изменений и дополнений, внесенных Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 180-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации о возмещении работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей.Периоды, за которые принимается среднемесячный заработок для исчисления суммы в возмещение вреда, определяются в соответствии со статьей 14 Правил за последние 12 месяцев работы (службы, кроме срочной военной службы), предшествующих трудовому увечыо или утрате либо снижению трудоспособности в связи с увечьем (по выбору гражданина). В случае профессионального заболевания среднемесячный заработок может определяться также за 12 последних месяцев работы, предшествующих прекращению работы, повлекшей такое заболевание.
В соответствии с п. 3 ст. 12 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев па производстве и профессиональных заболеваний» среднемесячный заработок застрахованного исчисляется путем деления общей суммы его заработка (с учетом премий, начисленных в расчетном периоде) за 12 месяцев повлекшей повреждение здоровья работы, предшествовавших месяцу, в котором с ним произошел несчасый случай на производстве, установлен диагноз профессионального заболевания или (по выбору застрахованного) установлена утрата (снижение) его профессиональной трудоспособности, на 12.
Согласно архивной справки от 24.11.2011 года ОАО « Узбеккомир» за период с сентября 1987 по декабрь 1987 г. Кузнецову начислено 1384 рубля 08 копеек, за период с января 1988 года по август 1988 года ему начислено 7997 рублей 85 копеек.
С принятием Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС'» законодателем осуществлен переход на новый критерий индексации сумм возмещения вреда - пропорционально росту величины (прожиточного минимума в целом по РФ (ч.З ст.2 указанного закона).
Постановлением Конституционного Суда РФ № 11 от 19.06.2002г. положения указанной нормы закона в части определения нового критерия индексации признаны не противоречащими Конституции РФ.
Пунктом 2 Постановления Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 года № 11-п признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 2) и 55 (часть 2), положения части третьей статьи 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции от 32 февраля 2001 года) и части третьей статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в их взаимосвязи, поскольку они, устанавливая ежегодную индексацию сумм возмещения вреда исходя из роста величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации, не предусматривают
при этом такой механизм индексации, которым обеспечивались бы ее своевременность и безусловность, и потому носят неопределенный характер. Одновременно впредь до внесения соответствующих изменений в действующее законодательство судам общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел было предоставлено право принимать решения о выплате гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, соответствующих сумм возмещения вреда, с учетом их ежегодной индексации исходя из роста неличины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации.
Статьей 2 Федерального Закона № 31 -ФЗ от 26.04.2004г. "О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС " определен порядок индексации сумм возмещения вреда с 19.06.2002г. исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете па очередной финансовый год, в порядке определяемом Правительством РФ.
Пленум Верховного суда РФ от 5 апреля 2005 года № 7 в п.6 разъяснил, что до внесения соответствующих изменений в законодательство суды при рассмотрении конкретных дел после 15 февраля 2001 года ориентированы Постановлением Конституционного суда РФ от 19 июня 2002 года № 11-П на принятие решений о выплате сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации в зависимости от роста величины прожиточного минимума в субъекте РФ с учетом потребительской корзины для соответствующих категорий граждан. И первая ежегодная индексация могла бьпъ произведена по истечению года после принятия закона об индексации, то есть с января 2002 года.
В п.3.2 Определения Конституционного суда от 4.10.2005 года указывается, чго, решая вопрос о возможности применения нового порядка индексации компенсационных выплат за период с 19 июня 2002 года по 29 мая 2004 года как к гражданам, уже получающим выплаты в соответствии с решениями судов, так и к гражданам, ранее не обращавшимся в суд, по которым выплаты полагались, должны руководствоваться конституционным принципом равенства всех перед законом, а также исходить из правовых позиций Конституционного суда РФ о недопустимости придания закону, ухудшающему правовое положение граждан, обратной силы.
Также в указанном определении Конституционного суда РФ указано, что если при рассмотрении конкретных дел будет установлено, что применение введенного оспариваемого нормами порядка индексации компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, приводит к уменьшению размера выплат, рассчитанных в соответствии с ранее действующим критерием индексации (на основе величины прожиточного минимума в субъекте РФ), им надлежит исходить из необходимости применения за период с 19 июня 2002 года по 29 мая 2004 года благоприятного для получателей указанных выплат критерия их индексации.
С учетом положений Постановления Верховного Суда РФ от 05.04.2005 г. № 7 (в редакции от 11 мая 2007 г.) сумма возмещения вреда подлежит индексации: с 01.02.1993г. - в2,5 раза,с 01.04.1993г.-в 1,9раза, с 01.07.1993 г.-в 1,81 раза,с 01.12.1993г.-в 1,9 раза,с 01.07.1994г. - в 1.4 раза, в последующем за период с 01.04.1995г. по 31.12.2001г. - пропорционально повышению в централизованном порядке минимального размера оплаты труда, за 2002г.-2004г. с учетом роста прожиточного минимума пенсионеров, с 2005г. по 2010г. с учетом коэффициента инфляции.
Согласно справке военного комиссариата Черлакского района Омской области Кузнецов в период с 13.04.1988 года по 17.08.1988 года в составе в/ч 55237 исполнял обязанности военной службы по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в зоне отселения. Полученная доза внешнего гамма облучения 5 рентген.
Являясь участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, подвергнувшись радиационному воздействию, в связи с чем была установлена инвалидность второй группы, Кузнецов имел право на возмещение вреда здоровью, исходя из утраченного им заработка.
В связи с принятием федерального закона 12.02.2001 г. № 5-ФЗ Кузнецову было назначено возмещение вреда здоровью исходя из твердой суммы. Размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда установлен в размере 2500 рублей последующей индексацией. В судебном заседании установлено, что определив размер возмещения вреда здоровью исходя из твердой суммы как инвалиду 2 группы, орган социальной защиты не разъяснил ему право исчислить возмещение вреда здоровью исходя из среднего заработка за 12 месяцев, предшествующих увечью, т.е по наиболее выгодному варианту
Расчет возмещения вреда здоровью произведен истцом исходя из заработка за 12 месяцев перед увечьем за период с сентября 1987 по август 1988 года.
Проверив расчет истца по взысканию задолженности по ежемесячной компенсации за вред здоровью за период с 1 февраля 2001 года года по 31 декабря 2011 года, суд находит его верным, соответствующим вышеизложенным принципам расчета компенсаций.
Также с учетом вышеизложенных принципов по расчету компенсации за вред здоровью, ежемесячная компенсация в возмещение вреда причиненного здоровью с 01 января 2012 года Кузнецову Г.И. должна составлять 21 579 рублей 51 копейка.
Р У К О В О Д С Т В У Я С Ь
статьей 194-198 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с Бюджетного учреждения Омской области « Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по Черлакскому району Омской области» за счет средств федерального бюджета Российской Федерации в пользу Кузнецова Г.И. задолженность по выплате ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью за период с 01.02.2001 года по 31. 12.2011 года в размере 974 652 рубля 16 копеек.
Обязать Бюджетное учреждение Омской области « Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по Черлакскому району Омской области» за счет средств федерального бюджета Российской Федерации установить Кузнецову Г.И. ежемесячный размер денежной компенсации в возмещение вреда здоровью с 01 января 2012 года в размере 21 579 рублей 51 копейка с последующей индексацией ежемесячных платежей в порядке, установленном законодательством РФ по возмещению вреда гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Черлакский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Т.Б. Исматов