Решение от 27 сентября 2010г.



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 сентября 2010 года г. Черкесск

Черкесский городской суд в составе:

председательствующей судьи - Езаовой М.Б.,

при секретаре - Снегиревой Е.Е.,

с участием представителей истца Хапчаевой Т.Х. - Узденова Р.К. (действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №); адвоката Кубановой З.Б., представившей удостоверение № и ордер №,

ответчика Управление ГУ отделение пенсионного фонда России по КЧР в г. Черкесске - Тлисовой Р.Р. ( действующей по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ года),

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Хапчаевой Тамары Хаджибековны к Управлению ГУ отделение пенсионного фонда России по КЧР в г. Черкесске, о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,

установил:

Хапчаева Т.Х. обратилась в суд с заявлением к Управлению ГУ отделение пенсионного фонда России по КЧР в г. Черкесске, о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. В обоснование в заявлении указано, что при подсчете продолжительности специального стажа не был принят к зачету период ее работы в органах ВЛКСМ, в результате чего специальный стаж, принятый к зачету составил 21 год 6 месяцев 7 дней. При подсчете продолжительности специального стажа не был принят к зачету период работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в выборной должности секретаря комитета ВЛКСМ Карачаево-Черкесского государственного педагогического института; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности 2-го секретаря Карачаевского горкома ВЛКСМ. Считает отказ о включении в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, работу в комсомоле неправомерным по следующим основаниям : в период ее работы в комсомольских органах действовало постановление Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ № «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства». Данным постановлением утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения, в п. 1 п.п.«а» которого говорится о том, что учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности засчитывается выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских организациях, при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет работникам просвещения. На момент подачи заявления ее стаж такой работы составил 21 год 6 месяцев 7 дней, т.е. больше, чем требовал закон. В соответствии с правовой позицией Конституционного суда РФ, изложенной в постановлении Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-п, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права. Исходя из содержащегося в ч.2 ст. 55 Конституции РФ запрещено издавать законы, отменяющие или умаляющие права и свободы граждан, в том числе право на социальное обеспечение по старости (ст.39 Конституции РФ) новый закон, ухудшающий по сравнению с прежним законом положение лиц, обращающихся за пенсией, обратной силы иметь не может. Иначе разрушается равенство прав граждан, предусмотренное ст. 19 ч.2 Конституции РФ. Не включение указанного выше периода работы в ВЛКСМ в льготный стаж нарушает ее права на получение досрочной пенсии и на заслуженный отдых. Просит признать отказ Управления ГУ отделения пенсионного фонда России по КЧР в г. Черкесске в назначении досрочной трудовой пенсии необоснованным. Обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии периоды работы в органах ВЛКСМ: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию с момента первоначального обращения в пенсионный фонд, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании истец уточнила исковые требования и просила признать отказ Управления ГУ отделения пенсионного фонда России по КЧР в г. Черкесске в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным. Обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии периоды работы в органах ВЛКСМ: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию с момента обращения в пенсионный фонд.

В судебном заседании представители истца, уточненные требования поддержали по доводам, изложенным в заявлении, и просили их удовлетворить.

Представитель ответчика с исковыми требованиями истца не согласилась и пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ истец устно обратилась в пенсионный фонд по вопросу досрочного назначения ей трудовой пенсии по старости. Истцу было отказано в назначении пенсии по тем основаниям, что на момент внесения изменений в закон, т.е. на ДД.ММ.ГГГГ года стаж истца, дающий ей право на досрочную пенсию, должен был составлять не менее 2/3, но на этот период ее стаж составил менее 2/3 требуемого стажа. Из разъяснений Министерства труда и социального развития № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что изложенный истцом порядок подсчета стажа применяется в том случае, если до дня отмены соответствующего закона, гражданин полностью выработал необходимый общий стаж или специальный стаж, дававшие право на пенсию по старости или за выслугу лет. Кроме того, списки ранее действовавших правовых актов, регулировавшие пенсионные правоотношения, не предусматривали должности секретаря комитета ВЛКСМ, в числе должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей. Так же закон не содержал условий, при которых спорные периоды работы подлежали бы включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам:

В судебном заседании установлено, что Хапчаева Т.Х. обратилась в Управление ГУ Отделение пенсионного фонда России по КЧР в г. Черкесске в июне ДД.ММ.ГГГГ года с вопросом назначения ей досрочной пенсии по старости связанной с педагогической деятельностью. Однако ответчиком в назначении указанной пенсии ей было отказано по мотиву отсутствия специального стажа в 25 лет, что подтверждается письмом начальника Управления за № от ДД.ММ.ГГГГ. <данные изъяты>

Согласно подпункта 19 пункта 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Из копии трудовой книжки Хапчаевой Т.Х. № № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что истец на протяжении трудовой деятельности осуществляла педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Согласно справки Управления ГУ -ОПФР по КЧР, специальный стаж Хапчаевой Т.Х. составляет 21 год 6 месяцев 7 дней. <данные изъяты>

Кроме того с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работала в выборной должности секретаря комитета ВЛКСМ Карачаево-Черкесского государственного педагогического института; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности 2-го секретаря Карачаевского горкома ВЛКСМ. <данные изъяты>

В указанный период работы истца действовало Постановление Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ № «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства».

Согласно п.1 под. «а» Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ №, учителям врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитываются выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах.

Указанное постановление утратило силу ДД.ММ.ГГГГ.

Однако, во время работы Хапчаевой Т.Х. в указанных должностях, действующее законодательство гарантировало ей назначение пенсии за выслугу лет. В связи с чем, к ней невозможно применение законодательства, отменяющего таковое право.

В силу ст. 55 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умоляющие права и свободы человека и гражданина, в том числе право на социальное обеспечение по старости, новый закон, ухудшающий по сравнению с прежним законом положение лиц, обращающихся за пенсией, обратной силы иметь не может.

Изменение условий установления пенсий в данном случае ограничивает конституционное право истца на социальное обеспечение.

Указанный вывод также подтверждается Определением Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-О, в соответствии с которым приобретенные пенсионные права не могут быть отменены последующим пенсионным и иным законодательством.

В постановлении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-П указано, что при исчислении трудового стажа и размера пенсии возможно применение норм ранее действовавшего пенсионного законодательства.

Кроме того, следует учитывать, что согласно ч. 1 ст.4 ГК РФ закон обратной силы не имеет и применяется к правоотношениям, возникшим после его введения в действие.

С учетом этих обстоятельств, указанные периоды подлежат включению в стаж, дающий истцу право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

При таких обстоятельствах, суд считает несостоятельными доводы представителя ответчика Тлисовой Р.Р. о невозможности применения при расчете стажа Хапчаевой Т.Х. Постановления Совета Министров СССР «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» от ДД.ММ.ГГГГ №, а также об отсутствии у Хапчаевой Т.Х. на момент обращения требуемого специального стажа, в связи с отсутствием указанных в списках профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет.

Пунктом 4 Положения № от ДД.ММ.ГГГГ было так же введено условие для включения в педагогический стаж выборной комсомольской работы, так время работы, указанной в п.1 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

В судебном заседании установлено, что на момент устного обращения Хапчаевой Т.Х. в пенсионный фонд в июле ДД.ММ.ГГГГ года, ее стаж составлял более 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, которая приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет работникам просвещения, что подтверждается справкой Управления ГУ -ОПФР по КЧР, согласно которой ее стаж составляет 21 год 6 месяцев и 7 дней. ( л.д. 11). Данные обстоятельства ответчиком в судебном заседании не оспаривались.

Доводы представителя ответчика и ссылка на разъяснение Минтруда РФ о том, что стаж, требуемый для назначения пенсии должен составлять не менее 2/3 на момент внесения изменений в закон, а не на момент установления пенсии не состоятельны и опровергаются представленным представителем ответчика письменным разъяснением Пенсионного фонда РФ за № ЛЧ - 25-24/9044 от ДД.ММ.ГГГГ, по вопросу о включении периода работы в должности пионервожатой в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, в котором указано, что периоды работы в должности пионервожатой, имевшие место до ДД.ММ.ГГГГ, могут быть включены в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, при условии наличия не менее 2/3 требуемого стажа на соответствующих видах работ в соответствии с законодательством, действующим на день установления указанной пенсии.

При подсчете продолжительности специального стажа Хапчаевой Т.Х., не может быть применен иной порядок, чем изложено в данном разъяснении, иначе нарушается равенство прав граждан, предусмотренное ч.2 ст. 19 Конституции РФ.

Таким образом, истец приобрела право на досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения в пенсионный фонд.

Согласно п. 2 ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Поскольку ответчик не оспаривал факт устного обращения истца в Управление ГУ отделения пенсионного фонда России по КЧР в г. Черкесске за назначением досрочной трудовой пенсии и наличие отказа истцу в назначении досрочной пенсии, то требования о признании отказа Управления ГУ отделения пенсионного фонда России по КЧР в г. Черкесске в назначении досрочной трудовой пенсии необоснованным, заявлены истцом правомерно.

При таких обстоятельствах, уточненные требования истца об обязании ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии периоды работы в органах ВЛКСМ: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и назначить ей досрочную трудовую пенсию с момента обращения в Управление ГУ отделение пенсионного фонда России по КЧР в г. Черкесске, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 254-258 ГПК РФ суд,

решил:

Признать отказ Управления ГУ отделения пенсионного фонда России по КЧР в г. Черкесске в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным.

Обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии периоды работы в органах ВЛКСМ: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию с момента обращения в Управление ГУ отделение пенсионного фонда России по КЧР в г. Черкесске.

Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный суд КЧР через Черкесский городской суд в течение 10 суток со дня его изготовления в окончательной форме, т.е. с 01.10. 2010 года.

Судья : М.Б. Езаова