Заочное решение от 06.12.2010г. № 2-3609/10



ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес> ДД.ММ.ГГГГ

Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в составе:

председательствующего судьи Байчорова С.И.,

при секретаре Кубановой М.Х.,

с участием представителя истицы Чимовой ФИО6 - Хужевой З.М., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № по исковому заявлению Чимовой ФИО6 к Мэрии муниципального образования <адрес> о признании права собственности на жилое помещение,

установил:

Чимова А.О. обратилась в суд с иском к Мэрии муниципального образования <адрес> о признании права собственности на жилое помещение - комнату 42 <адрес> в <адрес>, обосновав свои требования тем, что в ДД.ММ.ГГГГ году ОАО «Карачаево-Черкесскстрой» ей была предоставлена комната №, на основании решения ОПК № от ДД.ММ.ГГГГ, с этого времени и по настоящее время она проживает в данной комнате. В ДД.ММ.ГГГГ году она решила приватизировать комнату № по <адрес>. В связи с этим обратилась в Мэрию МО <адрес>, где ей отказались передать занимаемую комнату в собственность в порядке приватизации, ссылаясь на то, что <адрес> не является муниципальной собственностью. Между тем данный отказ противоречит действующему законодательству. Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда КЧР от ДД.ММ.ГГГГ было отказано в иске ОАО «Карачаево-Черкесскстрой» о признании права собственности на 3, 4 и 5 этажи общежития, расположенного в <адрес>. Основанием для принятия этого решения, как следует из его мотивировочной части, послужило то обстоятельство, что истец не представил доказательств принадлежности ему спорного здания. В этом же решении арбитражный суд пришел к выводу о том, что здание общежития не подлежало приватизации, должно было быть передано в муниципальную собственность, и жильцы общежития получили бы возможность реализовать свое право на приватизацию. В настоящее время жилые помещения по <адрес> в <адрес> полностью потеряли статус общежития. Фактически здание по <адрес> является общежитием лишь формально, на бумаге, а в действительности оно является многоквартирным жилым домом, т.к. жилые помещения в указанном доме не укомплектованы собственником мебелью и другими предметами культурно-бытового назначения, необходимыми для проживания, занятий и отдыха граждан, проживающих в этих помещениях. В данном помещении она проживает не временно, а постоянно. Оплату за жилье производит по тарифам, установленным для помещений, занимаемых на условиях социального найма. Как указал Верховный суд РФ в обзоре судебной практики (утв. Постановлением Президиума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ), если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему жилого помещения, то вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке. На основании изложенного просит признать за ней, Чимовой ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности на жилое помещение - комнату 42, жилой площадью 18м2, расположенную на четвертом этаже <адрес> в <адрес>.

В судебном заседании представитель истца Хужева З.М., поддержав исковые требования доверительницы, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика - Мэрии муниципального образования <адрес>, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал. Представитель истицы не возражала против рассмотрения дела в порядке заочного производства.

При указанных обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства в отсутствие ответчика.

Выслушав представителя истицы, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований.

В соответствии с ч.2 ст.195 ГПК РФ, суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

В соответствии со ст.2, 7, 17, 18, 40 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Каждый гражданин РФ имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Часть 1 ст.46 Конституции РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод. В соответствии с п.1 ст.12 ГК РФ одним из основных способов защиты гражданских прав является признание права.

Как указано в ст.1, 2 ЖК РФ, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления прав, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством. Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище и стимулируют жилищное строительство.

Основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории РФ определены Законом РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О приватизации жилищного фонда в РФ».

Согласно ст.2 Закона РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность.

В соответствии с ч.1 ст.92 ЖК РФ, служебные жилые помещения и жилые помещения в общежитиях относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда. Согласно ч.3 ст.92 ЖК РФ, специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, в порядке и на условиях, установленных ЖК РФ. Согласно ст.94 ЖК РФ, жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов. Жилые помещения в общежитиях укомплектовываются мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами.

В данном случае помещение, в котором проживает истица, никаких признаков помещения в общежитии не имеет. Фактически здание <адрес> в <адрес> является общежитием лишь формально, на бумаге, а в действительности оно является многоквартирным жилым домом. Этот вывод, в частности, подтверждается тем обстоятельством, что жилые помещения в указанном доме не укомплектованы собственником мебелью и другими предметами культурно-бытового назначения, необходимыми для проживания, занятий и отдыха граждан, проживающих в этих помещениях. Граждане в этих помещениях проживают не временно, а постоянно. Работниками какого-либо предприятия они не являются. Оплата за жилье ими производится по тарифам, установленным для помещений, занимаемых на условиях договоров социального найма.

Как установлено в судебном заседании, на основании решения ОПК № ОАО «Карачаево-Черкесскстрой» от ДД.ММ.ГГГГ комната 42, расположенная в общежитии в <адрес>, была предоставлена Чимовой А.О., истица проживает в этой комнате до настоящего времени. Истица зарегистрирована в указанном жилом помещении, владеет и пользуется этим жилым помещением, используя его по своему назначению. Другого, собственного жилого помещения, принадлежащего истице на праве собственности, она не имеет. Обращения истицы в Мэрию <адрес> с заявлением о приватизации занимаемого жилого помещения, к положительным результатам не привели. Мэрия <адрес> отказывается передать занимаемую истицей комнату ей в собственностьв порядке приватизации, ссылаясь на то, что дом по <адрес> не является муниципальной собственностью. Между тем, данный отказ противоречит действующему федеральному законодательству.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда КЧР от ДД.ММ.ГГГГ было отказано в иске ОАО «Карачаево-Черкесскстрой» о признании права собственности на 3, 4 и 5 этажи общежития, расположенного в <адрес>. Основанием для принятия этого решения, как следует из его мотивировочной части, послужило то обстоятельство, что истец не представил доказательств принадлежности ему спорного здания. В этом же решении арбитражный суд пришел к выводу о том, что здание общежития не подлежало приватизации, должно было быть передано в муниципальную собственность, и жильцы общежития получили бы возможность реализовать свое право на приватизацию жилья. Данные выводы арбитражного суда учитываются судом в силу ч.3 ст.61 ГПК РФ, т.к. основаны на правильном толковании федерального законодательства.

В соответствии с п.4, 8 Постановления Пленума ВС РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья. Исходя из смысла преамбулы и ст.1, 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием. При этом необходимо учитывать, что соблюдение установленного ст.7, 8 названного Закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан (в частности, вопрос о приватизации должен быть решен в двухмесячный срок, заключен договор на передачу жилья в собственность, право собственности подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции, со времени совершения которой и возникает право собственности гражданина на жилое помещение).

В соответствии со ст.7 ФЗ №189-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О введении в действие ЖК РФ», к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.

Конституционный Суд РФ в Определении №-О-О от ДД.ММ.ГГГГ выразил правовую позицию по поводу передачи общежитий, согласно которой, введение в действующее законодательство ст.7 ФЗ №189-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ было обусловлено задачей защиты прав тех граждан, которые после передачи органам местного самоуправления общежитий, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям), выполнявшим в отношении указанных граждан функцию и наймодателя, и работодателя, оказались пользователями жилой площади, принадлежащей другому наймодателю, не являющемуся их работодателем, что исключало возможность использования этих помещений в качестве общежитий и соответственно выселения проживающих в них граждан по основаниям, предусмотренным для выселения из специализированного жилищного фонда. Фактически это привело к изменению их правового статуса и тем самым потребовало изменения правового режима занимаемых жилых помещений. Распространение законодателем, в полномочия которого входит определение действия закона по кругу лиц, на указанные жилые помещения действия норм ЖК РФ о договоре социального найма устранило неопределенность правовых последствий передачи таких общежитий органам местного самоуправления и не может рассматриваться как нарушение конституционных прав и свобод, поскольку, вопреки утверждению заявителей, направлено исключительно на реализацию положений, закрепленных в ст.40 Конституции РФ. При этом следует учитывать, что ст.7 ФЗ №189-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ не регулирует отношения по приватизации жилых помещений, осуществляемой на основании специального закона - Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» и с учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, согласно которой ограничение прав и свобод человека и гражданина путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо только в том случае, если обстоятельства, фактически обусловливающие особенности правового режима жилья, прежде всего его целевое назначение, исключают возможность передачи жилого помещения в частную собственность (Постановление от ДД.ММ.ГГГГ №-П). Разрешая вопрос о правомерности распространения на то или иное жилое помещение особого правового режима, не должны ограничиваться лишь формальным подтверждением целевого назначения данного помещения и обязаны проверять факты, обосновывающие в каждом конкретном случае такое распространение (Определения от ДД.ММ.ГГГГ N220-О, от ДД.ММ.ГГГГ N229-О).

По смыслу ст.7 ФЗ №189-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О введении в действие ЖК РФ», общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.

Применительно к данному делу, после вступления в силу ФЗ №189-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О введении в действие ЖК РФ», статус дома, в котором проживает истица, как общежития - был утрачен в силу закона, и граждане, занимающие в этом доме изолированные жилые помещения, в том числе истица, имеют право приобрести занимаемые жилые помещения в собственность в соответствии со ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ».

Гражданину, фактически пользовавшемуся всем жилым помещением (комнатой) в доме, являвшемся общежитием, и проживавшему в нем на момент вступления в силу ст.7 названного Вводного закона, не может быть отказано в заключении договора социального найма на изолированное жилое помещение. Не может быть отказано таким гражданам и в передаче занимаемого жилого помещения им в собственность в порядке приватизации.

То обстоятельство, что до настоящего времени <адрес> (по документам - общежитие) по <адрес> в <адрес> не принят в собственность муниципального образования <адрес>, не может служить основанием для нарушения установленных законом прав жителей этого дома на приватизацию занимаемых ими жилых помещений.

При таких обстоятельствах суд считает возможным защитить нарушенные имущественные и жилищные права истицы путем признания за ней права собственности на жилое помещение, которым она добросовестно, открыто и непрерывно владеет с 2005 года.

Удовлетворение иска и признание за истицей права собственности на жилое помещение, которым она фактически владеет, в отсутствие какого-либо спора о праве на это помещение, позволит истице обеспечить реализацию ее правомочий по свободному владению, пользованию и распоряжению, фактически, принадлежащим ей недвижимым имуществом, будет способствовать укреплению законности и правопорядка в правоотношениях, складывающихся на рынке недвижимости, а также позволит взимать с истицы установленные законом налоги и сборы.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.2, 194-199, 233-238 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Чимовой ФИО6 к Мэрии муниципального образования <адрес> о признании права собственности на жилое помещение удовлетворить.

Признать за Чимовой ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой а.Псыж <адрес>, право собственности на жилое помещение - комнату 42, жилой площадью 18м2, расположенную на четвертом этаже <адрес> в <адрес>.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Решение суда может быть обжаловано сторонами также в кассационном порядке в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Решение изготовлено в мотивированной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий судья подпись С.И. Байчоров