Гражданское дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>, КЧР
Черкесский городской суд, в составе:
председательствующего судьи - Шишкина И.В.,
с участием истца Токова Р.Т., его представителя в лице Коврижных Л.В.,
представителя ответчика от Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков России по Карачаево-Черкесской Республике в лице ФИО4,
при секретаре - Снегиревой Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по исковому заявлению Токова ФИО11 к Управлению Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков России по Карачаево-Черкесской Республике о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Токов Р.Т. обратился с иском к Управлению Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков России по Карачаево-Черкесской Республике (далее УФСКН России по КЧР) о предоставлении жилого помещения. Свое обращение мотивировал тем, что согласно трудовой книжке он с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу по контракту в Федеральных органах налоговой полиции России. В связи с проведенной реорганизацией с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он проходил службу в Управлении государственного комитета РФ по контролю за оборотом наркотических средств по КЧР. Работая в Федеральных органах налоговой полиции, он встал на очередь на получение жилья на состав семьи 4 человека. В ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ года по состоянию здоровья он был уволен из Управления на пенсию. В настоящее время является инвалидом второй группы и пенсионером по инвалидности. Не работает. Как пенсионер, уволенный из органов наркоконтроля он состоит в Управлении на очереди на получение жилья под номером №. Своего жилья не имеет, проживает с семьей по договору найма в квартире брата. В 2007 году заместитель председателя жилищной комиссии Управления ФИО4 уведомил его о необходимости постановки на учет на улучшение жилищных условий в Мэрии МО <адрес>. Следуя его рекомендациям он предоставил необходимые документы в Мэрию МО <адрес> и Постановлением Мэрии МО <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ был поставлен в очередь для улучшения жилищных условий под номером 4244. На протяжении более чем 5 лет он просит решить вопрос о предоставлении ему жилья на состав семьи из четырех человек. До настоящего времени проблема остается нерешенной, как полагает по вине ответчика. В 2006 году ему был предложен вариант обмена квартиры по <адрес>, но ни он, ни Управление не смогли найти подходящий вариант обмена и указанная квартира была предоставлена другому лицу. В 2007 году председатель жилищной комиссии его уведомлял о том, что в Управлении имеется две двухкомнатные квартиры и они предлагались ему по отдельности на состав семьи из 4х человек. Он вынужден был отказаться от предложенных в разное время квартир, т.к ни одна из них не соответствовала нормам предоставления жилья из расчета на одного человека, о чем уведомил Управление. Других предложений не было. За период ДД.ММ.ГГГГ.г. получили <адрес> человек, которые состояли в очереди после него. В июне 2010 года он в письменном форме обратился в Управление по вопросу предоставления жилья. ДД.ММ.ГГГГ за исх.№ ЖК-2319 ему был направлен ответ за подписью председателя жилищной комиссии - Заместителя начальника управления, содержащий информацию согласно которой «жилые помещения для очередников не сотрудников (лица, уволенные из органов наркоконтроля с правом оставаться в очереди на улучшение жилищных условий) приобретаются по целевой статье расходов 104 01 02 «Приобретение жилья гражданами, уволенными с военной службы (службы) и приравненными к ним лицами». И далее указано, что в 2010 году ФСКН России по данной целевой статье расходов денежные средства Министерством финансов РФ не назначались. К ответу было приложено письмо Департамента тылового и финансового обеспечения за №. Считает, что при таких обстоятельствах гарантированные государством права на обеспечение его жильем нарушены и подлежат восстановлению в судебном порядке. На основании действующего законодательства просил суд обязать УФСКН России по КЧР предоставить ему жилье на состав семьи 4 человека из расчета 18 кв.м. на одного человека.
В окончательной редакции своих требований от ДД.ММ.ГГГГ истец Токов Р.Т. просил суд обязать УФСКН России по КЧР предоставить ему жилое помещение в виде квартиры на состав семьи 4 человека из расчета не менее 15 кв.м. общей площади на одного члена семьи.
В письменных возражениях исполняющий обязанности начальника УФСКН России по КЧР ФИО6 просил суд в удовлетворении искового заявления Токова Р.Т. отказать за необоснованностью заявленных требований.
В судебном заседании истец Токов Р.Т. и его представитель Коврижных Л.В., третье лицо ФИО9 настаивали на удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Представитель ответчика ФИО4 просил суд в удовлетворении исковых требований Токова Р.Т. отказать, повторив доводы, изложенные в письменных возражениях.
В судебное заседание третьи лица Токов Т.Р. и Токова М.Р. не явились, представили суду заявление, в котором просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав объяснения лиц участвующих в деле, исследовав имеющиеся в деле и дополнительно представленные сторонами документы, суд пришел к следующему выводу.
Проблема обеспечения жильем категорий граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жильем в соответствии с законодательством Российской Федерации, остается одной из наиболее острых социальных проблем.
Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище.
Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).
Основные принципы, формы и порядок реализации права граждан на жилище определены в Жилищном кодексе Российской Федерации, введенном в действие с ДД.ММ.ГГГГ. Жилищный кодекс Российской Федерации предусматривает постановку на учет граждан, нуждающихся в получении жилых помещений, только по месту жительства органами местного самоуправления, если законодательством не предусмотрено иное.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Токов Р.Т. был уволен по состоянию здоровья из УФСКН России по КЧР. В настоящее время истец, будучи пенсионером, уволенный из органов наркоконтроля состоит в УФСКН России по КЧР в очереди на получение жилья под номером №. Своего жилья Токов Р.Т. не имеет, проживает с семьей по договору найма в квартире брата. В 2007 году заместитель председателя жилищной комиссии Управления ФИО4 уведомил Токова Р.Т. о необходимости постановки на учет на улучшение жилищных условий в Мэрии МО <адрес>. Следуя его рекомендациям Токов Р.Т. предоставил необходимые документы в Мэрию МО <адрес> и Постановлением Мэрии МО <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ был поставлен в очередь для улучшения жилищных условий под номером 4244. На протяжении более чем 5 (пяти) лет Токов Р.Т. просит решить вопрос о предоставлении ему жилья на состав семьи из четырех человек. В 2006 году Токову Р.Т. был предложен вариант обмена квартиры по <адрес>, но ни он, ни УФСКН России по КЧР не смогли найти подходящий вариант обмена и указанная квартира была предоставлена другому лицу. В 2007 году председатель жилищной комиссии уведомлял Токова Р.Т. о том, что в УФСКН России по КЧР имеется две двухкомнатные квартиры и они предлагались ему по отдельности на состав семьи из 4 (четырех) человек. Токов Р.Т. вынужден был отказаться от предложенных в разное время квартир, т.к. ни одна из них не соответствовала нормам предоставления жилья из расчета на одного человека, о чем уведомил УФСКН России по КЧР. Каких-либо других предложений по предоставлению жилья ему и членам его семьи от ответчика не поступало. За период 2005-2007г.г. квартиры получили 5 человек, которые состояли в очереди после Токова Р.Т.
Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 613 "О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ" (с изм. и доп. от ДД.ММ.ГГГГ) утвержден внутренний распорядок органов наркоконтроля, учитывающий особые условия службы в органах наркоконтроля. Сотрудникам и лицам, уволенным со службы в органах наркоконтроля в связи с выходом на пенсию, нуждающимся в улучшении жилищных условий, органы наркоконтроля предоставляют жилые помещения в соответствии с требованиями и нормами, установленными жилищным законодательством Российской Федерации и жилищным законодательством субъектов Российской Федерации (в ред. Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1007).
Установление нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации отнесено к полномочиям органов местного самоуправления. Понятия нормы предоставления и учетной нормы определены в пунктах 1 и 4 ст. 50 Жилищного кодекса РФ. Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Учетной нормой площади жилого помещения, согласно п. 4 ст. 50 Жилищного кодекса РФ, является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с пунктом 12 Инструкции о порядке учета нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников, федеральных государственных служащих и работников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденной Приказом ФСКН России от ДД.ММ.ГГГГ N 30 жилые помещения предоставляются сотрудникам, гражданским служащим и работникам, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях по месту их постоянной регистрации в соответствующем субъекте Российской Федерации (за исключением <адрес> и <адрес> и <адрес>), в виде отдельной квартиры на семью по очередности, исходя из времени принятия их на учет и льгот на предоставление жилых помещений, общей площадью не менее нормы предоставления на одного человека, установленной в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Постановлением Мэрии муниципального образования <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ установлен размер учетной и предоставляемой нормы площади жилого помещения по договору социального найма на одного человека в городе Черкесске, равным 15,0 кв.м.
Принимая решение суд, учитывает, что объектом отношений, регулируемых жилищным законодательством, является жилое помещение, существенные признаки которого определены ст. 15 ЖК РФ. Жилым признается изолированное помещение, относящееся к недвижимому имуществу, пригодное для постоянного проживания граждан, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (ч. 2 ст. 15 ЖК РФ).
Судом установлено и не оспаривается стороной ответчика, что своего жилья Токов Р.Т. не имеет, в настоящий момент проживает с семьей по договору найма в квартире брата. Справкой от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что членами семьи Токова Р.Т. являются его супруга ФИО9, сын ФИО9 Т.Р. и дочь ФИО9
С учетом установленных фактических обстоятельств дела, приведенных норм материального закона, суд приходит к выводу, что гарантия пенсионного обеспечения сотрудников наркоконтроля должна сводиться к тому, что сотрудникам и лицам, уволенным со службы в органах наркоконтроля в связи с выходом на пенсию (при условии нуждаемости в улучшении жилищных условий), органы наркоконтроля обязаны предоставлять жилые помещения в соответствии с требованиями и нормами, установленными жилищным законодательством Российской Федерации и жилищным законодательством субъектов Российской Федерации независимо от наличия или отсутствия денежных средств выделяемых Управлению Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков России по Карачаево-Черкесской Республике из федерального бюджета по целевой статье 104 01 02.
Руководствуясь, ст.ст.2, 194-198, ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования Токова ФИО11 к Управлению Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков России по Карачаево-Черкесской Республике о предоставлении жилого помещения - удовлетворить.
Обязать Управлению Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков России по Карачаево-Черкесской Республике предоставить Токову ФИО11 жилое помещение в виде квартиры на состав семьи 4
человека из расчета не менее 15 кв.м. общей площади на одного члена семьи.
Решение может быть обжаловано Верховный суд КЧР в течение десяти дней через Черкесский городской суд с момента вынесения решения в окончательном виде (ДД.ММ.ГГГГ).
Судья Черкесского городского суда Шишкин И.В.