Решение от 13.09.2010г. № 2-2836/10



РЕШЕНИЕ

<адрес> ДД.ММ.ГГГГ

Именем Российской Федерации

Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики

в составе председательствующего судьи Коцубина Ю.М.,

при секретаре судебного заседания Пшиазовой Е.О.,

с участием представителей заявителя - ФИО8 и ФИО7,

представителя заинтересованного лица (Управления Карачаево-Черкесской

Республики по обеспечению мероприятий гражданской обороны,

предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной

безопасности) - ФИО9,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское

дело № по заявлению Лепшаковой ФИО11

об оспаривании решения Министерства Российской Федерации

по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации

последствий стихийных бедствий об отказе в согласовании включения

несовершеннолетних граждан в число лиц, имеющих право на получение

государственных жилищных сертификатов,

установил:

Лепшакова Н.Т. обратилась в Черкесский городской суд с заявлением об оспаривании отказа Управления Карачаево-Черкесской Республики по обеспечению мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в предоставлении ей и членам её семьи жилой площади по государственному жилищному сертификату исходя из двенадцати человек. В своём заявлении от ДД.ММ.ГГГГ Лепшакова Н.Т. в лице своего уполномоченного представителя указала, что она проживала со своей семьёй, состоящей из двенадцати человек, в жилом доме, расположенном в <адрес>, который актом Управления Карачаево-Черкесской Республики по обеспечению мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности (Управление) признан опасным для проживания, на основании которого ДД.ММ.ГГГГ Правительством Карачаево-Черкесской Республики ей выдан именной государственный жилищный сертификат на предоставление 216 кв.м. В настоящее время она не может получить указанную в сертификате жилую площадь в связи с тем, что Управление создаёт препятствия в получении жилой площади, указанной в жилищном сертификате. В ответ на её обращение Управление выдало письменный отказ с указанием необоснованных, несоответствующих действительности и действующему законодательству причин невозможности совершения данных действий. Управление незаконно требует от неё обращения в суд за включением ФИО4 и ФИО5 в вышеуказанные документы, в то время как они являются совместно проживающими с ней малолетними внучками и как члены семьи были включены в акты обследования и в постановление Правительства КЧР, и с их учётом был выдан именной государственный жилищный сертификат. Отказ Управления является неправомерным, необоснованным, а действия (бездействия) органа государственной власти незаконными, поскольку этими действиями ущемляются её законные права и интересы. Из-за разрушения дома она и её семья лишены основной конституционной гарантии - права на жилище, вынуждены искать кров у посторонних людей, испытывают постоянные неудобства из-за стеснённых жилищных условий, и это обстоятельство негативно отражается на её здоровье и здоровье членов её семьи. Со ссылками на статьи 2, 7, 17, 40, 46 Конституции РФ, статьи 2 и 87 ЖК РФ, статьи 194-198, 254-255 ГПК РФ заявитель просила суд признать незаконным отказ Управления Карачаево-Черкесской Республики по обеспечению мероприятий гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в предоставлении ей и членам её семьи из двенадцати человек жилой площади по именному государственному сертификату серии А № и обязать Управление предоставить 216 кв.м жилой площади в соответствии с именным государственным жилищным сертификатом.

В процессе рассмотрения дела Лепшакова Н.Т. в лице своего уполномоченного представителя письменным заявлением от ДД.ММ.ГГГГ уточнила свои требования и просила суд: 1) признать незаконным

отказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) в согласовании постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № с включением в него совместно проживающих с ней малолетних внучек - ФИО4 и ФИО5; 2) Обязать Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) согласовать постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № с учётом ФИО4 и ФИО5, обеспечив предоставление им 216 кв.м жилой площади в соответствии с именным государственным жилищным сертификатом серии А №. В обоснование указанных требований заявитель указала, что в ходе рассмотрения гражданского дела ей стало известно содержание письма МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №, послужившее для Управления основанием отказа в предоставлении жилплощади ФИО4 и ФИО5 Из этого письма следует, что включение в постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № малолетних внучек заявителя - ФИО4 и ФИО5 не отвечает требованиям законодательства и не может быть согласовано в связи с тем, что в отношении указанных граждан отсутствуют соответствующие судебные решения. По этой причине МЧС России согласовало постановление КЧР от ДД.ММ.ГГГГ № без учёта ФИО4 и ФИО5 Она проживала со своей семьёй, состоящей из двенадцати человек, в жилом доме в <адрес>. Этот дом актом Управления Карачаево-Черкесской Республики по обеспечению мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности признан опасным для проживания. На основании этого ДД.ММ.ГГГГ ей Правительством Карачаево-Черкесской Республики выдан именной государственный жилищный сертификат серии А № на предоставление жилого помещения площадью 216 кв.м. Совместно проживающие с ней малолетние внучки - ФИО4 и ФИО5 как члены семьи были включены в акты обследования и в постановление Правительства КЧР, и с их учётом был выдан именной государственный жилищный сертификат. В ходе проведения обследования условий проживания в опасной зоне были предоставлены документы, имеющие значение для признания их подлежащими переселению из опасной зоны и включению в постановление Правительства КЧР, а именно: паспорта и свидетельства о рождении лиц, проживающих в <адрес> в <адрес>, домовая книга, технический паспорт дома, справки о составе семьи и т.д. При проведении обследования уполномоченными органами не было предъявлено требование о судебном установлении факта совместного проживания малолетних ФИО4 и ФИО5 с родителями, зарегистрированными по обследуемому адресу. Такое требование не было предъявлено, ибо в соответствии с действующим законодательством местом регистрации малолетних детей признаётся место регистрации и проживания их родителей. Отказ МЧС России и Управления является неправомерным, необоснованным, а действия (бездействия) органа государственной власти незаконными, поскольку этими действиями ущемляются её законные права и интересы.

В судебном заседании представитель заявителя - ФИО7 поддержала свои доводы и требования, изложенные в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ, просила эти требования удовлетворить. Объяснила, что на основании полученного жилищного сертификата заявитель и все члены её семьи, всего двенадцать человек, в соответствии с договорами купли-продажи за собственные средства приобрели в общую долевую собственность четыре квартиры. Теперь заявитель имеет право на получение денежной компенсации, однако выплате этой компенсации препятствует отказ МЧС России в согласовании данного вопроса.

Представитель заявителя - ФИО8 в судебном заседании поддержала заявленные требования, просила заявление удовлетворить. Объяснила, что налицо ошибка, а также незаконность отказа МЧС России в согласовании вопроса о реализации по жилищному сертификату прав заявителя и членов её семьи. Под выданный заявителю сертификат на двенадцать человек заявителем и лицами, указанными в сертификате, уже приобретено жильё. Теперь необходимо в порядке реализации жилищного сертификата получить соответствующую денежную компенсацию, но заявитель не может этого сделать из-за несогласованных действий государственных органов. Вопрос о праве заявителя и членов её семьи из двенадцати человек на получение жилого помещения по сертификату ранее уже был разрешён положительно. Однако в настоящее время права заявителя нарушаются.

Представитель заинтересованного лица - Управления Карачаево-Черкесской Республики по обеспечению мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожар-ной безопасности - ФИО9 в судебном заседании оставила разреше-ние вопроса об удовлетворении заявленных требований на усмотрение суда в зависимости от установленных судом фактических обстоятельств.

Представитель МЧС России в судебное заседание не явился, сообщив по телефону об отсутствии возможности обеспечения участия представителей министерства в судах, рассматриваемых в различных регионах России. Об отложении судебного разбирательства представитель МЧС России не просил.

Выслушав объяснения представителей заявителя и заинтересованного лица, исследовав имеющиеся в деле документы, суд пришёл к выводу о необходимости удовлетворения заявления.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст.2). Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч.1 ст.7). В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией (ч.1 ст.17). Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст.18). Каждый гражданин России имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст.40).

В соответствии с Федеральным законом ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, а также на получение на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причинённый в условиях чрезвычайных ситуаций (п.1 ст.18). Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской, устанавливаются законодатель-ством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п.2 ст.18). При этом названный федеральный закон уполномочил Правительство Российской Федерации на издание постановлений и распоряжений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обязал обеспечить создание федеральных резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального характера, а также определить порядок использования указанных резервов.

В целях оказания помощи в приобретении жилого помещения гражданами Российском Федерации, пострадавшими в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, Правительство Российской Федерации приняло постановление от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий». Согласно п.1 и п.2 этого постановления государственные жилищные сертификаты для граждан Российской Федерации, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий выдаются из расчёта предоставления гражданам общей площади по социальной норме в размере 33 кв.м для одиноких граждан, 42 кв.м на семью из двух человек и по 18 кв.м на каждого члена семьи при составе семьи три и более человек. Как указано в абз.2 п.2 названного постановления, государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам, постоянно проживавшим и зарегистрированным в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия.

Как установлено в судебном заседании, в ДД.ММ.ГГГГ года домовладение, расположенное по <адрес> Карачаевского городского округа Карачаево-Черкесской Республики, подверглось стихийному бедствию, в результате которого принадлежавший Лепшаковой Н.Т. (заявителю) жилой дом был признан непригодным для проживания. Заявитель и одиннадцать членов её семьи, включая малолетних внучек - ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ и ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ рождения, были внесены в утверждённые постановлением ФИО2 городского округа списки граждан, лишившихся жилья в результате стихийного бедствия. На основании данных списков, утверждённых Администрацией Карачаевского городского округа, Управлением Карачаево-Черкесской Республики по обеспечению мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности был сформирован, а постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики утверждён сводный список семей граждан, лишившихся жилья на территории Карачаево-Черкесской Республики, пострадавших в результате сильных дождей с градом, селями и сильным ветром, на получение государственных жилищных сертификатов. В этот список вошла и семья Лепшаковой Н.Т., состоящая из двенадцати человек (включая заявителя), в том числе три дочери, семь внуков и внучек, один правнук. Министерством финансов Карачаево-Черкесской Республики ДД.ММ.ГГГГ заявителю на семью из двенадцати человек был выдан именной государственный жилищный сертификат на приобретение жилья площадью 216 кв.м - из расчёта по 18 кв.м на каждого члена семьи (18 х 12 = 216).

На основании указанного государственного жилищного сертификата заявитель и все одиннадцать членов её семьи, признанные в установленном порядке пострадавшими от стихии и лишившимися жилья, в апреле 2010 года приобрели в общую долевую собственность (по 1/12 доле каждый) четыре квартиры на территории Карачаево-Чекркесии: 1) <адрес> общей площадью 50,7 кв.м; 2) <адрес> общей площадью 66,2 кв.м; 3) <адрес> общей площадью 66 кв.м; 4) <адрес> корпуса № в <адрес> общей площадью 63,6 кв.м. Во всех четырёх договорах купли-продажи квартир указано, что оплата стоимости квартир должна производиться за счёт средств федерального бюджета в виде субсидии, предоставляемой владельцу именного государственного жилищного сертификата, выданного ДД.ММ.ГГГГ Министерством финансов Карачаево-Черкесской Республики Лепшаковой Н.Т. путём перечисления соответствующих денежных средств на счёта продавцов квартир в Сбербанке России. Указан-ные договоры, переход прав собственности от продавцов к покупателям и права собственности заявителя и членов её семьи на приобретённые квартиры в установленном законом порядке зарегистрированы в Управ-лении Росреестра по Карачаево-Черкесской Республики, в подтверждение чего им были выданы свидетельства о государственной регистрации прав.

В соответствии с п.3 Порядка и условий выдачи государственных жилищных сертификатов, утверждённых МЧС России, Минстроем России и Минфином России ДД.ММ.ГГГГ (зарегистрированы в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ под № 916), для включения в списки пострадавших граждан Российской Федерации эти граждане должны представить в органы исполнительной власти всего лишь три документа: заявление о выдаче государственного жилищного сертификата; паспорт или иной документ, удостоверяющий личность и имеющий юридическую силу; справку органов местного самоуправления, подтверждающую факт, что граждане лишились жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. Никакие другие документы граждане предъявлять не обязаны. В данном случае указанные документы заявителем и членами её семьи были представлены, и оснований для отказа в выдаче им государственного жилищного сертификата не имелось, в связи с чем им на вполне законных основаниях был выдан такой сертификат на 216 кв.м площади жилого помещения (из расчёта на двенадцать человек).

Право заявителя и всех одиннадцати членов её семьи на включение в сводный список семей граждан, лишившихся жилья, подтверждено как самим фактом проживания и регистрации в 2007 году этих граждан в утраченном жилом помещении, разрушенном стихией, так и правовыми актами органов местного самоуправления и государственных органов - постановлением ФИО2 городского округа и постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики. Указанные постановления никем не оспорены, не отменены. Эти постановления изданы должностными лицами органа местного самоуправления и органа государственной власти субъекта России в пределах предоставленных им полномочий, они имеют юридическую силу и должны создавать для заявителя и членов её семьи вытекающие из них правовые последствия в виде возможности приобрести жилые помещения по именному государственному жилищному сертификату выданному заявителем Министерством финансов Карачаево-Черкесской Республики.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий» сертификат является свидетельством, удостоверяющим право гражданина Российской Федерации на получение жилого помещения или социальной выплаты для приобретения жилого помещения (далее - социальная выплата) за счёт бюджетных ассигнований (пункт 2 Порядка). В случае невозможности предоставления жилого помещения в выбранном владельцем сертификата месте жительства он имеет право приобрести по договору купли-продажи на первичном или вторичном рынке у физических или юридических лиц (одного или нескольких) жилые помещения, в том числе индивидуальный жилой дом (часть дома), отвечающие установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенные применительно к условиям места жительства, выбранного для постоянного проживания, общей площадью не ниже учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии со ст.50 Жилищного кодекса Российской Федерации, и сообщает об этом в уполномоченный орган. Уполномоченный орган осуществляет проверку соответствия размера приобретаемого жилого помещения размеру, указанному в сертификате (пункт 16 Порядка). Приобретаемое жилое помещение оформляется в общую долевую собственность всех членов семьи владельца сертификата, а при отсутствии членов семьи - в собственность владельца сертификата (пункт 20 Порядка). Социальная выплата на приобретение жилого помещения осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, получающих компенсацию за счет ассигнований федерального бюджета (пункт 21 Порядка). Погашение сертификатов осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете на текущий финансовый год в рамках бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (пункт 22 Порядка). Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого владелец сертификата получил или приобрел жилое помещение, в течение 15 рабочих дней с даты получения необходимых документов направляет в Министерство финансов Российской Федерации письмо с указанием количества представляемых к погашению сертификатов и прилагает оригиналы сертификатов и заявку (пункт 23 Порядка). Министерство финансов Российской Федерации в срок, не превышающий одного месяца с даты получения документов перечисляет межбюджетные трансферты на погашение сертификатов в бюджет субъекта Российской Федерации на счет территориального органа Федерального казначейства, открытый для кассового обслуживания исполнения бюджета субъекта Российской Федерации. Расходы бюджета субъекта Российской Федерации на погашение сертификатов осуществляются в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации для исполнения бюджета субъекта Российской Федерации. Средства, поступившие в бюджет субъекта Российской Федерации, в течение 20 дней перечисляются на банковский счет продавца (пункт 24 Порядка).

Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № был утверждён Порядок погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, выбравшим местом жительства Карачаево-Черкесскую Республику. Согласно этому документу органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, на территории которых произошла чрезвычайная ситуация или стихийное бедствие, обеспечивают оформление необходимых документов, подтверждающих факт того, что граждане лишились жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий и утверждают списки граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций или стихийных бедствий (пункт 3). Списки направляются в Управление Карачаево-Черкесской Республики по обеспечению мероприятий гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности (пункт 4). Сводный список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций или стихийных бедствий, произошедших на территории Карачаево-Черкесской Республики, на получение государственных жилищных сертификатов формируется Управлением Карачаево-Черкесской Республики по обеспечению мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности на основании списков и утверждается постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики (пункт 5). Бланки государственных жилищных сертификатов, поступившие в Карачаево-Черкесскую Республику, передаются для заполнения и выдачи гражданам в Министерство финансов Карачаево-Черкесской Республики (пункт 10). Выдачу и заполнение сертификатов осуществляет Министерство финансов Карачаево-Черкесской Республики (пункт 11). Основанием для выдачи сертификата является сводный список, утвержденный постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики (пункт 12). В случае невозможности предоставления жилого помещения из жилищного фонда владелец сертификата приобретает по месту выбора жилья по договору купли-продажи на первичном или вторичном рынке у физических или юридических лиц (одного или нескольких) жилое помещение, в том числе индивидуальный жилой дом (часть дома), отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям места жительства (в том числе в сельской местности), выбранного для постоянного проживания, общей площадью не ниже учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии со ст.50 Жилищного кодекса Российской Федерации, и сообщает об этом в Министерство строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики (пункт 15). Министерство строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики в течение 10 дней осуществляет проверку соответствия размера приобретаемого жилого помещения размеру, указанному в сертификате (пункт 16). Размер социальной выплаты для перечисления на банковский счет продавца жилого помещения определяется исходя из размера общей площади жилого помещения, указанного в сертификате, и средней стоимости 1 кв.м общей площади, сложившейся в Карачаево-Черкесской Республике на дату подачи заявки (пункт 17). Владелец сертификата в течение срока действия сертификата предъявляет в Министерство строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики копию договора купли-продажи жилого помещения, зарегистрированного в органе, уполномоченном осуществлять на территории Карачаево-Черкесской Республики государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, оригинал сертификата и копию документа, подтверждающего перечисление им собственных денежных средств физическому или юридическому лицу за приобретенное у него жилое помещение, если стоимость этого жилого помещения превышает размер социальной выплаты за приобретенное жилое помещение (пункт 18). В случае, если по договору купли-продажи приобретается жилое помещение размер общей площади которого меньше указанного в сертификате, но не ниже учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии со ст.50 Жилищного кодекса Российской Федерации, финансирование осуществляется исходя из размера фактически приобретаемой общей площади и средней стоимости 1 кв.м общей площади, сложившейся в Карачаево-Черкесской Республике на дату подачи заявки (пункт 19). Министерство строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики в течение 10 дней представляет в Министерство финансов Карачаево-Черкесской Республики письменное заключение о соответствии размера приобретаемого жилого помещения размеру, указанному в сертификате, в целях получения гражданином социальной выплаты на приобретение жилого помещения (пункт 20). В случае приобретения жилого помещения размер общей площади которого ниже учетной нормы, установленной в соответствии со ст.50 Жилищного кодекса Российской Федерации, Министерство строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики возвращает владельцу сертификата копию договора купли-продажи на это жилое помещение и оригинал сертификата (пункт 21). В случае предоставления Министерством строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики письменного заключения в Министерство финансов Карачаево-Черкесской Республики о соответствии размера приобретаемого жилого помещения размеру, указанному в сертификате, Министерство финансов Карачаево-Черкесской Республики в течение 10 рабочих дней с даты получения соответствующих документов готовит проект заявки на компенсацию бюджету Карачаево-Черкесской Республики стоимости предоставленного жилого помещения и размера социальной выплаты на приобретение жилого помещения и направляет ее в Министерство финансов Российской Федерации с приложением оригиналов сертификатов (пункт 22). Средства, поступившие из федерального бюджета на компенсацию стоимости жилья или оплату жилья по договору купли-продажи, приобретенного по государственным жилищным сертификатам, на лицевой счет Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики как администратора доходов, открытый в Управлении Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике, перечисляются на банковский счет продавца жилого помещения в течение 20 рабочих дней. При этом перечисление средств осуществляется Министерством финансов Карачаево-Черкесской Республики только при наличии копии договора купли-продажи и реквизитов банковского счета, открытого продавцом жилого помещения в кредитном учреждении (пункт 23). Размер компенсации определяется из размера предоставляемой общей площади в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации и средней сложившейся в Карачаево-Черкесской Республике на момент выпуска сертификатов стоимости одного квадратного метра общей площади. Средняя сложившаяся стоимость одного квадратного метра общей площади в Карачаево-Черкесской Республике определяется на основе нормативных актов Министерства регионального развития Российской Федерации (пункт 24).

Как видно из вышеприведённых положений федерального и республиканского нормативных правовых актов, действия Администрации Карачаевского городского округа, Управления Карачаево-Черкесской Республики по обеспечению мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности, Правительства Карачаево-Черкесской Республики, Министерства финансов России и Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики, связанные с оформлением прав заявителя и членов её семьи на получение жилищного сертификата и с выдачей этого сертификата, а также действия заявителя и членов её семьи по приобретению жилых помещений являются абсолютно правомерными и обоснованными. Однако, как следуют из имеющихся в деле документов, МЧС России письмом от ДД.ММ.ГГГГ № отказало в согласовании включения внучек заявителя - ФИО4 и ФИО5 в постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от ДД.ММ.ГГГГ №. Вследствие отказа МЧС России согласовать действующее постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики в части включения в него внучек заявителя последняя фактически лишилась предоставленной ей законом возможности получить компенсацию за приобретённые жилые помещения. С учётом того, что срок действия выданного заявителю сертификата истекает в октябре 2010 года, данное положение является для заявителя крайне неблагоприятным, нарушающим её права и создающим угрозу причинения заявителю и членам её семьи существенных материальных убытков. Эти права подлежат судебной защите путём удовлетворения заявленных Лепшаковой Н.Т. требований. Оснований для отказа в удовлетворении этих требований судом не установлено.

Согласно ст.255 ГПК РФ к действиям или бездействию органов местного самоуправления и должностных лиц, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся такие действия или бездействие, в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В соответствии с ст.245 ГПК РФ в числе прочих относятся и дела об оспаривании действий и решений органов государственной власти.

В соответствии с ч.1 ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

В данном случае Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при рассмотрении настоящего дела требование ч.1 ст.67 ГПК РФ имеющиеся в деле доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на исследовании имеющихся в деле доказательств, пришёл к выводу о правомерности заявленных требований и необходимости его удовлетворения.

В соответствии со ст.258 ГПК РФ признав заявление обоснованным, суд принимает решение об обязанности соответствующего органа государст-венной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объёме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Руководствуясь статьями 2, 194-199, 245-247, 249, 254-258 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление Лепшаковой ФИО11 об оспаривании решения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий об отказе в согласовании включения несовершеннолетних граждан в число лиц, имеющих право на получение государственных жилищных сертификатов удовлетворить.

Признать незаконным отказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) в согласовании постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № с включением в него совместно проживающих с Лепшаковой ФИО11 её малолетних внучек - ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Обязать Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) согласовать постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № с учётом ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обеспечив предоставление им мер социальной защиты в соответствии с именным государственным жилищным сертификатом от ДД.ММ.ГГГГ серии А №, выданным Министерством финансов Карачаево-Черкесской Республики на имя Лепшаковой ФИО11 на приобретение жилого помещения площадью 216 кв.м (из расчёта на 12 человек).

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики в течение десяти дней с подачей кассационной жалобы через Черкесский городской суд со дня его изготовления в окончательной форме. В окончательной форме мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Черкесского городского суда Ю.М.Коцубин