ОПРЕДЕЛЕНИЕ
об оставлении искового заявления без рассмотрения
город Черкесск 24 января 2011 года
Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики
в составе председательствующего судьи Коцубина Ю.М.,
при секретаре судебного заседания Крымшамхаловой Л.М., с участием:
истицы Прудниковой Н.С., представителей ответчика (Мэрии муниципального
образования <адрес>) - Кремень М.И. и Камурзаева В.Р.
при рассмотрении в открытом судебном заседании в здании суда
гражданского дела № 2-87/11 по иску Деликановой ФИО8,
Агирбовой ФИО9 и Прудниковой ФИО10
к Мэрии муниципального образования города Черкесска и к Министерству
строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства
Карачаево-Черкесской Республики о признании жилого дома аварийным,
о внесении дома в список аварийного жилья, подлежащего сносу или
реконструкции, о выделении денег на капитальный ремонт дома,
установил:
Дилеканова, Агирбова и Прудникова обратились в суд с иском к Мэрии муниципального образования города Черкесска и к Министерству строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики о признании жилого дома по <адрес> аварийным, о внесении этого дома в список аварийного жилья, подлежащего сносу или реконструкции, и о выделении денег на капитальный ремонт этого дома.
В судебном заседании истица Прудникова поддержала исковые требования, изложенные в уточнённом исковом заявлении, просила иск удовлетворить. Объяснила, что в специальную межведомственную комиссию при Мэрии <адрес> истцы не обращались, поскольку считали, что их дом должны внести в список аварийного жилья автоматически, так как акт об аварийном состоянии дома имеется в Мэрии <адрес> с 2002 года, с тех пор, как этот дом пострадал в результате наводнения.
Истицы Деликанова и Агирбова в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представители ответчика - Мэрии г.Черкесска Кремень и Камурзаев в судебном заседании иск не признали, просили в иске отказать, объяснив, что для признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 истцы должны были обратиться в специальную межведомственную постоянно действующую комиссию с соответствующими заявлениями, с приложением необходимых документов, предусмотренных этим постановлением. Однако истцы в комиссию с заявлениями не обращались. Если истцы обратятся в комиссию, то комиссия примет решение о признании или непризнании дома аварийным.
Представительвторого ответчика - Министерства строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил, доказательств уважительности причини неявки не представил, об отложении судебного разбирательства не просил.
Выслушав объяснения истицы Прудниковой Н.С. и представителей Мэрии г.Черкесска, исследовав имеющиеся в деле документы, суд пришёл к выводу о необходимости оставления искового заявления без рассмотрения по следующим основаниям.
В соответствии со статьями 2, 3 и 4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) суды общей юрисдикции разрешают возникшие между лицами, являющимися участниками гражданских и иных правоотношений, споры по заявлению лиц, считающих, что другая сторона нарушила их права или охраняемые законом интересы. Суды призваны разрешать такие правовые конфликты, которые сторонам не удалось разрешить во внесудебном порядке. При этом, рассматривая гражданские дела, суд вправе давать юридическую оценку действиям и решениям спорящих сторон, признавая их законными или незаконными (неправомерными), но не вправе подменять собой органы, специально уполномоченные действующим законодательством на разрешение тех или иных вопросов.
В данном случае адресованные суду требования, касающиеся признания жилого дома аварийным, уполномочен разрешать специально созданный для этих целей коллегиальный орган местного самоуправления.
Как указано в ч.4 ст.15 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ), жилое помещение может быть признано аварийным и непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. О необходимости соблюдения установленного порядка признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции говорится также в ч.1 ст.32 ЖК РФ.
Во исполнение ст.15 и ст.32 ЖК РФ Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 было утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее по тексту определения - «Положение»). Данное Положение в числе прочего установило порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Согласно п.7 Положения признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется создаваемой в этих целях межведомственной комиссией на основании оценки соответствия дома установленным в Положении требованиям. Орган местного самоуправления создаёт в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций. К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса. Как указано в п.8 Положения, орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными или непригодными для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.
В соответствии со ст.42 Положения на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, комиссия проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признаёт жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Согласно п.44 Положения процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям включает: приём и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения соответствующих органов государственного контроля и надзора, заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, акт государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации о результатах проведенных в отношении жилого помещения мероприятий по контролю), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в Положении требованиям; определение состава привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения; работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания (далее - заключение) и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование; принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии; передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).
Как указано в п.45 Положения, для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию вместе с заявлением следующие документы: нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на жилое помещение; план жилого помещения с его техническим паспортом, а для нежилого помещения - проект реконструкции нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением. Для признания многоквартирного дома аварийным также представляется заключение специализированной организации, проводящей обследование этого дома.
Согласно п.46 Положения комиссия рассматривает поступившее заявление в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в п.47 Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения. В силу п.47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции. Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения. Если число голосов «за» и «против» при принятии решения равно, решающим является голос председателя комиссии. В случае несогласия с принятым решением члены комиссии вправе выразить своё особое мнение в письменной форме и приложить его к заключению. По окончании работы комиссия составляет в 3-х экземплярах заключение о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания по форме согласно приложению № 1 к Положению.
В соответствии с п.52 Положения решение комиссии может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке.
Как видно из вышеприведённых норм Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, для признания жилого дома истцов аварийным и подлежащим сносу или реконструкции и, как следствие, для решения вытекающих из этого требований внести дом в список аварийного жилья и выделить деньги на его капитальный ремонт, истцам необходимо было сперва обратиться в постоянно действующую при Мэрии г.Черкесска межведомственную комиссию, которая специально создана для разрешения поставленных истцами вопросов и в состав которой входят специалисты в области строительства, архитектуры, пожарного, санитарно-эпидемиологического надзора и т.д. Именно эта комиссия коллегиально должна рассмотреть поступившее заявление с приложенными к нему документами, после чего вынести своё решение. При несогласии с решением комиссии истцы получат право оспорить это решение в судебном порядке.
В данном случае истцы установленный Положением порядок разрешения возникшей проблемы нарушили, обратившись напрямую в суд, который не уполномочен решать заявленные истцами требования и не является органом, компетентным решать вопросы, связанные с признанием жилых домов аварийными, подлежащими сносу или реконструкции. Тем самым истцы нарушили установленный Жилищным кодексом Российской Федерации и Положением досудебный порядок урегулирования спора, что является основанием для оставления искового заявления без рассмотрения.
Руководствуясь статьями 1-4, 222-225 ГПК РФ, суд
определил:
Исковое заявление Деликановой ФИО8, Агирбовой ФИО9 и Прудниковой ФИО10 к Мэрии муниципального образования города Черкесска и к Министерству строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики о признании жилого дома по <адрес> аварийным, о внесении этого дома в список аварийного жилья, подлежащего сносу или реконструкции, и о выделении денег на капитальный ремонт дома оставить без рассмотрения.
Разъяснить Деликановой ФИО8, Агирбовой ФИО9 и Прудниковой ФИО10, что они вправе обратиться в суд с требованиями о защите своих прав после соответствующего обращения в межведомственную комиссию, уполномоченную разрешать вопросы, связанные с признанием многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, в случае, если эта комиссия вынесет решение, с которым истцы будут не согласны, или если комиссия не рассмотрит заявление истцов по существу в установленный срок.
Определение может быть обжаловано в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики с подачей частной жалобы или представления через Черкесский городской суд в течение десяти дней со дня его вынесения.
Судья Черкесского городского суда Ю.М.Коцубин