РЕШЕНИЕ
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Именем Российской Федерации
Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики
в составе председательствующего судьи Коцубина Ю.М.,
при секретаре судебного заседания Пшиазовой Е.О., с участием:
представителя истцов - ФИО38, представителя ответчика
(Мэрии муниципального образования <адрес>) - ФИО39,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело
№ по иску Сидоренко ФИО41, Гостищевой ФИО41
ФИО41, Крафта ФИО43, Кириченко ФИО44,
Батруковой ФИО45, Койчева ФИО46, Фоменко
ФИО47, Туговой ФИО48, Кармокова ФИО49
ФИО49, Антипиной ФИО50, Лагеревой ФИО51-
ны, Долиной ФИО52, Труфановой ФИО45,
Дугужиевой ФИО55, Борисенко ФИО54,
Щегловой ФИО45, Абидоковой ФИО57, Шардан
ФИО58, Обревко ФИО59, Бухбиндер ФИО60
ФИО60, Ковальской ФИО61, Чеснаковой ФИО41,
Мельникова ФИО63, Вотина ФИО64, Чаговой
ФИО65, Джилешховой ФИО66, Захаренковой ФИО45
ФИО45, Вязниковой ФИО68, Томашенко ФИО45
ФИО45, Шаовой ФИО70, Абрамчука ФИО71,
Шевченко ФИО72, Ященко ФИО73, Шаовой ФИО74
ФИО74, Галоевой ФИО75, Атабиевой ФИО76
к Мэрии муниципального образования <адрес> о сохранении дома
в перепланированном и переустроенном состоянии,
установил:
Истцы, являющиеся жильцами <адрес>-а по <адрес> в <адрес>, обратились в суд с иском к Мэрии муниципального образования <адрес> о сохранении указанного дома в перепланированном и переустроенном состоянии. В своём исковом заявлении истцы указали, что все они проживают в указанном доме, который ранее имел статус общежития, а постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № стал жилым домом с местами общего пользования. Этот жилой дом жильцами был реконструирован с частичной перепланировкой и пристройкой с целью благоустройства помещений, с учётом соответствующих строительных норм и правил, без нарушения прав и законных интересов иных лиц, проживающих в доме. На произведённые перепланировки частично имеются разрешительная документация и согласования со службами города. Решения о согласовании перепланировки и переустройства ими получено не было. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № ответчик отказался согласовать реконструкцию жилого дома, рекомендовав обратиться в суд. Отсутствие решения о согласовании перепланировки и переустройства препятствует приватизации жилых помещений, что нарушает их права. Со ссылкой на ч.4 ст.29 ЖК РФ истцы просили вынести решение о сохранении дома в перепланированном и переустроенном состоянии.
В судебном заседании представитель истцов повторила доводы и требования, изложенные в исковом заявлении. Объяснила, что никаких изменений в конструкции дома истцы не вносили, они всего лишь переоборудовали свои помещения, убрав или установив внутренние перегородки, не затрагивая при этом несущие элементы и конструкции. В материалах дела имеется несколько документов, подтверждающих, что произведёнными истцами перепланировками и переустройствами угроза строению, жизни и здоровью жильцов дома не создана. Все изменения носят несущественный характер, но отказ ответчика согласовать эти изменения препятствует приватизации квартир.
Представитель ответчика в судебном заседании заявили о своём согласии с требованиями тех истцов, у которых есть соответствующие разрешения.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав имеющиеся в деле документы, суд пришёл к выводу о возможности удовлетворения иска.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст.2). Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч.1 ст.7). В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией (ч.1 ст.17). Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст.18). Каждый гражданин России имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст.40).
Как указано в Жилищном кодексе Российской Федерации (ЖК РФ), жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления прав, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством (ст.1). Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище и стимулируют жилищное строительство (ст.2).
Конституция Российской Федерации в части 1 ст.46 гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод. В соответствии с п.1 ст.11 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав. Как указано в ст.3 и ст.4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ), граждане вправе обращаться в суд за защитой своих нарушенных или оспоренных прав, свобод и охраняемых законом интересов. Основной задачей гражданского судопроизводства в силу ст.2 ГПК РФ является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, прав и интересов других лиц, являющихся участниками гражданских или иных правоотношений.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.11 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. Аналогичные правила содержатся в Жилищном кодексе РФ.
Как установлено в судебном заседании, истцы со своими семьями проживают в многоквартирном жилом доме по <адрес>-а в <адрес>, который до ДД.ММ.ГГГГ являлся общежитием Открытого акционерного общества «Полёт». Квартиры (комнаты) в указанном жилом доме были предоставлены истцам сначала как общежития, а в настоящее время - на условиях социального найма жилых помещений (по ордерам и договорам). Как следует из документов, составленных в январе 2010 года специалистами Карачаево-Черкесского республиканского государственного унитарного предприятия «Техническая инвентаризация», за время проживания в занимаемых жилых помещениях истцами самостоятельно были выполнены различные работы, направленные на благоустройство этих помещений, а именно - были убраны, а в других случаях - установлены, межкомнатные перегородки, то есть, была изменена внутренняя конфигурация жилых помещений дома. Кроме того, были начаты работы по сооружению пристроек к дому и навесов. При этом на большинство этих работ у истцов имеются необходимые разрешения и согласования. На оставшуюся часть таких разрешений нет, а Мэрия <адрес>, в чью компетенцию входит выдача указанных разрешений, в настоящее время отказывает истцам в выдаче разрешений, ссылаясь на то, что эти разрешения необходимо было получить не после, а до выполнения соответствующих работ по перепланировке и переустройству помещений. Между тем, такой отказ нарушает права истцов, поскольку препятствует дальнейшему оформлению прав на занимаемые жилые помещений и не позволяет осуществить их приватизацию.
В соответствии с п.7 ч.1 ст.14 ЖК РФ согласование переустройства и перепланировки жилых помещений относятся к полномочиям органов местного самоуправления. Как указано в ст.25 ЖК РФ, переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Согласно ст.26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения. Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения представляет: 1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по установленной форме; 2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение; 3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; 4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; 5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма); 6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры. Орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать представление других документов кроме перечисленных выше. Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных документов органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления указанных документов в данный орган. Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения. Этот документ является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.
В соответствии с ч.1 ст.29 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведённые при отсутствии соответствующего разрешения или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, являются самовольными. Согласно ч.3 ст.29 ЖК РФ собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.
Вместе с тем, законом предусмотрены и иные последствия самовольных переустройства и (или) перепланировки жилого помещения. Так, в силу ч.4 ст.29 ЖК РФ на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
В рассматриваемом случае произведённые истцами работы по переустройству и перепланировке занимаемых ими жилых помещений не нарушают чьих-либо прав и законных интересов, не создают угрозу жизни и здоровью, поскольку не нарушают конструктивную целостность дома. Данное обстоятельство подтверждается, в частности, письмом министра строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики от ДД.ММ.ГГГГ №. Как указано в этом письме, переустройство и перепланировка жилого дома по <адрес>-а и пристройки к нему произведены с целью благоустройства помещений, с учётом строительных норм и правил, без нарушения прав и законных интересов иных лиц, проживающих в доме. При таких обстоятельствах требования истцов подлежат удовлетворению. Предусмотренных законом оснований для отказа истцам в иске судом не установлено, и ответчиком такие основания в обоснование своих возражений не приведены.
Руководствуясь статьями 2, 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Сидоренко ФИО41, Гостищевой ФИО41, Крафта ФИО79, Кириченко ФИО80, Батруковой ФИО45, Койчева ФИО82, Фоменко ФИО83, Туговой ФИО84, Кармокова ФИО85, Антипиной ФИО86, Лагеревой ФИО61, Долиной ФИО88, ФИО45 ФИО89, Дугужиевой ФИО91, Борисенко ФИО92, Щегловой ФИО45, Абидоковой ФИО94, Шардан ФИО95, Обревко ФИО96, Бухбиндер ФИО97, Ковальской ФИО61, Чеснаковой ФИО99, Мельникова ФИО100, Вотина ФИО101, Чаговой ФИО65, Джилешховой ФИО66, Захаренковой ФИО45, Вязниковой ФИО105, Томашенко ФИО45, Шаовой ФИО107, Абрамчука ФИО108, Шевченко ФИО72, Ященко ФИО110, Шаовой ФИО74, Галоевой ФИО112 и Атабиевой ФИО45 удовлетворить.
Сохранить многоквартирный жилой дом, расположенный в <адрес>-а, в переустроенном и перепланированном состоянии, зафиксированном специалистами Карачаево-Черкесского республиканского государственного унитарного предприятия «Техническая инвентаризация» в технической документации, оформленной в январе 2010 года.
Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики с подачей кассационной жалобы через Черкесский городской суд в течение десяти дней со дня его вынесения.
Судья Черкесского городского суда Ю.М.Коцубин