Решение от 23.09.2010г. № 2-3163/10



РЕШЕНИЕ

<адрес> ДД.ММ.ГГГГ

Именем Российской Федерации

Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики

в составе председательствующего судьи Коцубина Ю.М.,

при секретаре судебного заседания Пшиазовой Е.О.,

с участием представителя заявителя (Борокова Р.Х.) - ФИО5,

в отсутствие представителя органа, чьё решение оспорено,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело

№ по заявлению Борокова ФИО1 об оспаривании

отказа Межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела

Государственной инспекции безопасности дорожного движения

Министерства внутренних дел по Карачаево-Черкесской Республике

в регистрации транспортного средства,

установил:

Бороков Р.Х. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения МРЭО ГИБДД МВД по КЧР об отказе в государственной регистрации транспортного средства. В своем заявлении Бороков указал, что в марте ДД.ММ.ГГГГ в Объединённых Арабских Эмиратах в магазине автомобильного рынка «Дубаи» он приобрёл автомобиль № года выпуска. Автомобиль был растаможен в Минераловодской таможне, где ДД.ММ.ГГГГ был выдан ПТС серии <адрес>. При постановке на учёт автомобиль был направлен на экспертизу, по результатам которой был выявлен факт нанесения не заводским способом идентификационного номера. Проведённая ОД МОБ УВД по <адрес> проверка показала, что машина куплена и ввезена на законных основаниях, он к изменению идентификационного номера не причастен, автомобиль и его номерные агрегаты в розыске не значатся, в связи с чем в постановлением от ДД.ММ.ГГГГ в возбуждении уголовного дела было отказано за отсутствием в его действиях состава преступления. На обращение в МРЭО ГИБДД МВД по КЧР он получил письменный отказ в регистрации автомобиля от ДД.ММ.ГГГГ № в связи с тем, что номер кузова подвергался изменению не заводским способом. Однако ФИО2 Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ, на который была сделана ссылка, не обязывает ГИБДД поступать именно так, а содержит формулировку «имеет право». Он не знал и не мог знать об изменении маркировки кузова автомашины и является добросовестным приобретателем. Автомашина в розыске не значится, приобретена возмездно, притязаний третьих лиц на машину не имеется. Изменённую маркировку кузова нельзя признать реальной угрозой безопасности дорожного движения. Данный факт не может ограничивать права собственника по распоряжению и пользованию имуществом. Отказ в регистрации машины, принадлежащей ему на законных основаниях, нарушает его конституционные права. Заявитель просил суд: 1) признать недействительным отказ МРЭО ГИБДД МВД по КЧР в регистрации автомобиля BMW-Х5; 2) обязать МРЭО ГИБДД МВД по КЧР произвести регистрацию автомобиля.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал изложенные в заявлении доводы и требования, просил удовлетворить заявление по указанным в нём основаниям.

Представитель органа, чьё решение оспорено, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил, доказательств уважительности причин неявки не представил, об отложении судебного разбирательства не просил.

Выслушав объяснения представителя заявителя, исследовав имеющиеся в деле документы, суд пришел к следующему выводу.

Как установлено в судебном заседании, в ДД.ММ.ГГГГ года, находясь в Объединённых Арабских Эмиратах, в магазине автомобильного рынка «Дубай» ФИО1 приобрёл автомобиль № года выпуска производства Германии мощностью двигателя 231 л.с. Указанный автомобиль был доставлен паромом в <адрес>, после чего прошёл таможенное оформление (был растаможен) в Минераловодской таможне, где заявителю был выдан паспорт транспортного средства (ПТС) от ДД.ММ.ГГГГ серии <адрес>. После доставки автомобиля в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратился в МРЭО ГИБДД МВД по КЧР с заявлением о постановке автомобиля на регистрационный учёт. ФИО2 в процессе постановки на учёт автомобиль был направлен на экспертизу, по результатам которой был выявлен факт вторичного нанесения не заводским способом идентификационной маркировки кузова автомобиля (изменение маркировки кузова). В результате проведённой Отделом дознания УВД по <адрес> проверки было установлено, что приобретённая заявителем автомашина с ДД.ММ.ГГГГ года находится в розыске за ГИЦ МВД РФ. На запрос о стране - инициаторе розыска из Интерпола ДД.ММ.ГГГГ поступил ответ о том, что правоохранительными органами Германии разыскивается автомобиль № похожим идентификационным номером, с расхождением в одном символе. Кроме того, в ходе проверки было установлено, что приобретённый заявителем автомобиль не прошёл в Объединённых Арабских Эмиратах специальный тест в связи с тем, что сотрудниками Центра тестирования и регистрации транспортного средства ОАЭ был выявлен факт изменения кустарным способом номера шасси. Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ в возбуждении уголовного дела в отношении Борокова Р.Х. было отказано за отсутствием в его действиях состава преступления. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № на основании п.3 Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № начальник МРЭО ГИБДД МВД по КЧР отказал заявителю в регистрации автомобиля в связи с тем, что номер кузова этого автомобиля подвергался изменению не заводским способом. Заявитель оспорил данный отказ в суд.

Рассмотрев дело, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления, поскольку решение начальника МРЭО ГИБДД МВД по КЧР об отказе в регистрации приобретённого заявителем автомобиля было принято в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с п.9 ст.10 Закона Российской Федерации «О милиции» от ДД.ММ.ГГГГ № к обязанностям милиции в числе прочего отнесено осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения. Согласно ст.15 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается. После внесения изменения в конструкцию зарегистрированных транспортных средств, в том числе в конструкцию их составных частей, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения, необходимо проведение повторной сертификации. В силу ст.18 этого же федерального закона техническое обслуживание и ремонт транспортных средств в целях содержания их в исправном состоянии должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Нормы, правила и процедуры технического обслуживания и ремонта транспортных средств устанавливаются заводами-изготовителями транспортных средств с учетом условий их эксплуатации. Транспортные средства, прошедшие техническое обслуживание и ремонт, должны отвечать требованиям, регламентирующим техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, что подтверждается соответствующим документом, выдаваемым исполнителем названных работ и услуг. В соответствии со ст.18 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» запрещается эксплуатация транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения.

Перечень неисправностей транспортных средств, а также условия, при которых запрещается их эксплуатация, определены Правительством Российской Федерации. Запрещение эксплуатации транспортного средства осуществляется уполномоченными на то должностными лицами. Согласно п.11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, запрещается эксплуатация транспортных средств, имеющих скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или регистрационные знаки.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» Министерству внутренних дел Российской Федерации было поручено разработать и ввести в действие правила регистрации и учета транспортных средств. Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения (далее - «Правила»), установившие единый на всей территории России порядок регистрации автомототранспортных средств, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования. В соответствии с п.3 этих Правил при обнаружении признаков скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесённой на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, регистрационных знаков, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных), транспортные средства не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий. Данное ограничение призвано исключить возможность регистрации угнанных транспортных средств с измененными («перебитыми») номерами узлов и агрегатов и без них.

Согласно п.35.6 Правил при обнаружении признаков скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесённой на транспортных средствах организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, регистрационных знаков, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных) регистрационные действия не производятся. Инспектором по розыску или уполномоченным должностным лицом такие документы, регистрационные знаки задерживаются. С документов снимаются копии, а их оригиналы, а также регистрационные знаки вместе с сообщением об обнаружении признаков преступления незамедлительно передаются в орган внутренних дел по месту их обнаружения для проведения необходимых действий и принятия решения в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством. Регистрационные действия с транспортными средствами, имеющими признаки изменения нанесенной на них маркировки вследствие естественного износа, коррозии, совершаются на основании постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела и справок (заключений) экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел об исследовании маркировочных обозначений, подтверждающих данное изменение.

В соответствии с подпунктом «з» п.12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ, утвержденного ФИО2 Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения», госавтоинспекция для выполнения возложенных на неё обязанностей имеет право не допускать к участию в дорожном движении путём отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов автомототранспортные средства и прицепы к ним, имеющие скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки. Указанное положение оспаривалось в Верховный Суд России, который своим решением от ДД.ММ.ГГГГ по делу № ГКПИ 03-1012 подтвердил его законность. Как указал в своем решении Верховный Суд, Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», определяя правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации, установил регистрацию транспортных средств. В силу п.3 ст.15 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путём регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается. Из содержания данной нормы Федерального закона «О безопасности дорожного движения» следует, что регистрация транспортного средства является не только механизмом допуска транспортного средства к участию в дорожном движении, но и способом контроля за эксплуатацией транспортного средства, являющегося источником повышенной опасности.

ФИО2 Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» издан в целях реализации единой государственной политики в области безопасности дорожного движения и определяет правовое положение Государственной инспекции безопасности дорожного движения как органа, осуществляющего специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения, проведения мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства. Госавтоинспекция входит в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации и в соответствии с Законом Российской Федерации «О милиции» производит регистрацию автомототранспортных средств и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования, осуществляет розыск похищенного имущества, в том числе угнанных и похищенных автомототранспортных средств. Верховный Суд России в решении от ДД.ММ.ГГГГ по делу № ГКПИ 03-1012 счёл несостоятельными доводы о незаконном ограничении гражданских прав положениями ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ № и указал, что допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Издание Президентом ФИО2 предусмотрено ст.90 Конституции Российской Федерации и в силу ст.4 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», ст.4 Закона «О милиции» этот ФИО2 как нормативный правовой акт является составной частью законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения.

Уголовным кодексом РФ (ст.326) установлена ответственность за подделку или уничтожение идентификационного номера, номера кузова, шасси, двигателя, а также подделку государственного регистрационного знака транспортного средства в целях эксплуатации или сбыта транспортного средства, а равно сбыт транспортного средства с заведомо поддельным идентификационным номером, номером кузова, шасси, двигателя или с заведомо поддельным государственным регистрационным знаком либо сбыт кузова, шасси, двигателя с заведомо поддельным номером. При регистрации транспортных средств подразделениями Госавтоинспекции производится их осмотр. При обнаружении признаков скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортных средствах организациями-изготовителями, регистрационные действия не производятся, информация об обнаружении признаков преступления передается в орган внутренних дел по месту их обнаружения для проведения необходимых действий и принятия решения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 5.1 и 5.3. Инструкции по розыску автомототранспортных средств, утвержденной приказом МВД Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по усилению борьбы с преступными посягательствами на автомототранспортные средства», при обнаружении признаков подделки представленных документов, государственных регистрационных знаков, изменения, уничтожения маркировки, нанесённой на транспортных средствах организациями-изготовителями, несоответствия номеров агрегатов представленным документам или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных) такие документы, регистрационные знаки задерживаются, в орган внутренних дел направляется соответствующая информация для принятия решения в порядке, установленном законодательством.

Реализуя предоставленное ст.126 Конституции России и п.5 ст.19 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» право давать разъяснения по вопросам судебной практики, Президиум Верховного Суда России в Обзоре законодательства и судебной практики, утверждённом постановлением от ДД.ММ.ГГГГ, отвечая на вопрос 22 о возможности защиты прав добросовестного приобретателя автомобиля путём возложения на Государственную инспекцию безопасности дорожного движения обязанности по выдаче регистрационных документов на транспортное средство, имеющее изменение первоначальных идентификационных обозначений, разъяснил, что приобретение права на транспортное средство не порождает обязанность органов ГИБДД допустить данное средство к участию в дорожном движении и зарегистрировать его. То обстоятельство, что лицо, приобретшее автомобиль с «перебитыми» номерами, при заключении договора купли-продажи автомобиля не знало о «перебитых» номерах, может быть основанием для отказа в возбуждении уголовного дела по ст.302 ГК РФ о добросовестном приобретателе в данном случае неприменимы, поскольку право на автомобиль никем не оспаривается. Названная статья регулирует отношения между собственником имущества и его приобретателем, органы ГИБДД участником данных правоотношений не являются. Следовательно, обстоятельства, свидетельствующие о добросовестности приобретения имущества, в данном случае правового значения не имеют и не влияют на оценку оспариваемых действий (бездействия) должностных лиц органов ГИБДД.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявленных требований. Отказ в удовлетворении этих требований не нарушит прав заявителя, поскольку он не лишен возможности защитить свои имущественные права путем предъявления требования о возме-щении понесённых убытков к продавцу автомобиля. Кроме того, заявитель имеет право при наличии к тому оснований предъявить иск о возмещении убытков и к таможенным органам, которые при перемещении автомобиля через таможенную границу Российской Федерации не проверили должным образом состояние автомобиля в части наличия или отсутствия на его элементах изменений маркировки узлов и агрегатов. Оспорив правомерное решение МРЭО ГИБДД по КЧР, заявитель избрал неверный способ защиты своих прав.

Как следует из вышеприведённых положений федерального законодательства, ведомственных нормативных актов МВД России и позиции Верховного Суда России, закон запрещает производить регистрацию транспортных средств, вносить изменения в их конструкцию и регистрировать изменение номеров агрегатов и узлов в двух целях: 1) в целях обеспечения безопасности дорожного движения; 2) в целях исключения возможности эксплуатации похищенного транспорта. Другими словами, ограничение на проведение регистрационных действий с транспортными средствами, агрегаты которых имеют измененные номера, направлено как на обеспечение безопасности дорожного движения, так и на пресечение оборота и возможности использования похищенных транспортных средств и агрегатов.

В данном случае согласно справке эксперта Экспертно-криминалис-тического отдела МВД по КЧР от ДД.ММ.ГГГГ № и постановлению об отказе в возбуждении уголовного дела от ДД.ММ.ГГГГ в действиях лиц, которые не заводским способом изменили маркировку кузова приобретённого заявителем автомобиля, усматривается «криминальная» составляющая. При таких обстоятельствах отказ в регистрации этого автомобиля соответствует требованиям закона и иных правовых актов.

Согласно ч.4 ст.258 ГПК РФ, если суд установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены, он отказывает в удовлетворении заявления.

Руководствуясь статьями 194-199, 245-250, 254-258 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление Борокова ФИО1 об оспаривании отказа Межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Карачаево-Черкесской Республике в регистрации автомобиля № года выпуска оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики через Черкесский городской суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме. В окончательной форме мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Черкесского городского суда Ю.М.Коцубин