Заочное решение от 13 января 2011 года



ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

город Черкесск 13 января 2011 года

Именем Российской Федерации

Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики

в составе председательствующего судьи Коцубина Ю.М.,

при секретаре судебного заседания Крымшамхаловой Л.М.,

с участием представителя истицы (Джутовой Ф.Б.) - Тахтамышевой Д.Х.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело

по иску Джутовой ФИО5 к Мэрии муниципального

образования <адрес> о сохранении квартиры в переустроенном

(перепланированном) состоянии, о переводе квартиры из жилого в нежилое

помещение и о внесении изменений в технический паспорт квартиры,

установил:

Джутова Ф.Б. обратилась в суд с иском к Мэрии <адрес> о сохранении в переустроенном (перепланированном) состоянии квартиры в <адрес>, о переводе этой квартиры из жилого в нежилое помещение и о внесении изменений в технический паспорт квартиры. В своём исковом заявлении в редакции от 2 ноября 2010 года истица в лице своего представителя указала, что созданная ею в результате переустройства квартиры пристройка формально подходит под понятие самовольной постройки (в части, превышающей общие границы квартиры и жилого дома), так как оно произведено без разрешения органа местного самоуправления г.Черкесска. Однако, несмотря на то, что у неё не было разрешения на переустройство и возведение пристройки, осуществлялось всё это на основании эскизного и рабочего проектов реконструкции квартиры под парикмахерскую с пристройкой тамбура, то есть, строительство велось в соответствии со строительными нормами и правилами, каких-либо существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил ею допущено не было. Строительство велось на основании проектов ООО «Техпроект». Она предпринимала все меры к легализации пристройки: обращалась в агентство недвижимости, в Мэрию г.Черкесска за разрешением работ по переустройству, перевода жилого помещения в нежилое и вводом в эксплуатацию завершённого строительством объекта. В апреле 2010 года она заключила договор с агентством недвижимости «Консул» о регистрации переустройства квартиры. Она выдала доверенность на представление её интересов по вопросам, связанным с перепланировкой, переустройством, реконструкцией (пристройкой) квартиры, то есть, поручила выполнение всех формальностей специально созданному для оказания таких услуг юридическому лицу и рассчитывала, что как строительство, так и регистрация пристройки будет осуществлена в установленном законом порядке. Согласно разъяснениям Пленумов ВС РФ и ВАС РФ пристройка не может быть признана самовольной постройкой в смысле ст.12 ГК РФ суд вправе восстановить её нарушенное право, в том числе путём обязания ответчика выполнить определённые действия. Истица просила суд: 1) сохранить ей квартиру в переустроенном (перепланированном) состоянии; 2) обязать ответчика внести изменения в технический паспорт квартиры; 3) обязать ответчика согласовать перевод квартиры из жилого в нежилое помещение.

В судебное заседание истица не явилась, письменным заявлением просила рассмотреть дело в её отсутствие, с участием её представителя - Тахтамышевой Д.Х.

Представитель истицы - Тахтамышева Д.Х. в судебном заседании поддержала доводы и требования, изложенные в исковом заявлении, просила иск удовлетворить по основаниям, указанным в исковом заявлении. Объяснила, что перепланировка квартиры со строительством к ней пристройки хотя и была выполнена без предварительного получения разрешения, однако ни чьих прав она не нарушила. Решение суда необходимо истице для технической и правовой регистрации произведённых в квартире изменений. Ранее Мэрия г.Черкесска предписанием от 15 апреля 2010 года предлагала истице либо демонтировать пристройку к квартире, либо оформить разрешительные документы в установленном порядке, однако произведённые изменения Мэрия г.Черкесска согласовать отказалась, а другого способа их узаконить, кроме как путём обращения в суд, у истицы не имеется.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил, доказательств уважительности причин неявки суду не представил, об отложении судебного разбирательства не просил. С согласия представителя истицы по определению суда дело рассмотрено заочно, в отсутствие представителя ответчика.

Выслушав объяснения представителя истицы, исследовав имеющиеся в деле документы, суд пришёл к выводу о необходимости частичного удовлетворения иска.

В судебном заседании установлено, что на основании договора купли-продажи от 15 апреля 2008 года Джутовой Ф.Б. на праве собственности принадлежит однокомнатная <адрес> общей площадью 32,1 кв.м, расположенная на первом этаже многоэтажного жилого дома. Право собственности истицы на квартиру зарегистрировано в Управлении Федеральной регистрационной службы по Карачаево-Черкесской Республике 15 мая 2008 года. Указанную квартиру Джутова Ф.Б. реконструировала, осуществив строительство пристройки в виде тамбура с внешней стороны жилого дома. Тем самым истица изменила характеристики своей квартиры, увеличив её общую площадь до 51,6 кв.м. При этом на реконструкцию квартиры у истицы разрешения не имелось.

В соответствии со ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ строительство и реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разреше-ния на строительство, которое представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства. В соответствии с подп.26 п.1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, относятся к вопросам местного значения городского округа.

Согласно п.7 и п.9.1 ч.1 ст.14 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) от 29 декабря 2004 года № 188-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений в числе прочего относятся согласование переустройства и перепланировки жилых помещений, а также определение порядка получения документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с условиями и порядком переустройства и перепланировки жилых помещений.

Как указано в ст.25 ЖК РФ, переустройство жилого помещения представ-ляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Согласно ст.26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения. Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения представляет: 1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по установленной форме; 2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение; 3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; 4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; 5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя, занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма); 6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры. Орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать представление других документов, кроме перечисленных выше. Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных документов органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления указанных документов в данный орган. Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения. Этот документ и является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.

В соответствии с ч.1 ст.29 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведённые при отсутствии соответствующего разрешения или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, являются самовольными. Согласно ч.3 ст.29 ЖК РФ собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.

Вместе с тем, законом предусмотрены и иные последствия самовольных переустройства и (или) перепланировки жилого помещения. Так, в силу ч.4 ст.29 ЖК РФ на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.

В данном случае реконструкция квартиры со строительством к ней пристройки была осуществлена истицей без какого-либо предварительного согласования с соответствующими службами и без соответствующего разрешения Мэрии г.Черкесска. В связи с этим Отделом градостроительства и контроля за использованием земель Мэрии г.Черкесска 15 апреля 2010 года Джутовой Ф.Б. было выдано предписание, в котором ей было предложено либо демонтировать пристройку и благоустроить прилегающую территорию, либо в установленном порядке оформить разрешительные документы.

Представитель истицы - Джутова Ф.Б. обратилась в Мэрию г.Черкесска с заявлением от 7 июня 2010 года о согласовании реконструкции квартиры под парикмахерскую со строительством тамбура. Однако в удовлетворении данного заявления истице было отказано письмом Мэрии г.Черкесска от 17 июня 2010 года № 2224. Как следует из данного письма, основаниями для отказа в выдаче разрешения послужили: 1) решение Совета депутатов г.Черкесска о запрещении выдавать разрешения на строительство пристроек к многоэтажным жилым домам; 2) отсутствие согласия всех собственников жилых помещений дома; 3) начало строительных работ без оформления разрешительной документации. Между тем, ни одно из перечисленных в письме оснований не предусмотрено ни ст.26 ЖК РФ, ни иными нормами федерального законодательства в качестве основания для отказа в выдаче разрешения на переоборудование и (или) перепланировку квартиры со строительством к ней пристройки.

Сохранение принадлежащей истице квартиры в переустроенном и перепланированном состоянии никак не нарушает права и законные интересы других граждан и не создаёт угрозу их жизни или здоровью, поскольку переустройство и перепланировка квартиры были произведены истицей в соответствии с проектом, разработанным специализированной организацией - Обществом с ограниченной ответственностью «Техпроект», имеющей лицензию на осуществление проектной деятельности. Из пояснительной записки к проекту следует, что реконструкция квартиры под парикмахерскую с пристройкой тамбура предусматривает только демонтаж столярного блока, разбор кладки подоконника до пола с установлением кирпичных перегородок и металлопластиковых дверей и окон. Вход в помещение предусмотрен изолированный, с устройством тамбура из металлических конструкций. В результате реконструкции квартиры конструктивная схема здания не нарушается, а изменяются технико-экономические показатели (увеличивается площадь).

Кроме того, в соответствии с имеющимся в деле заключением ООО «Техпроект» от 27 апреля 2010 года № 19/10 объект по проекту «Реконструкция <адрес> пристройкой тамбура по <адрес> в <адрес>» выполнен без отклонений от проектных решений. Объёмно-планировочное решение объекта соответствует действующим нормам и правилам, обеспечивает взрывную, взрывопожарную и пожарную безопасность при соблюдении установленных норм и правил безопасности эксплуатации здания, соответствует требованиям экологических и санитарно-технических норм. Объект рекомендован к вводу в эксплуатацию. Факт соблюдения истицей требований проекта подтверждается сведениями о технических характеристиках объекта, указанными в акте Филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по Карачаево-Черкесской Республике от 21 апреля 2010 года и с выданной этим предприятием справке № 60 для ввода объекта в эксплуатацию.

При таких обстоятельствах основанное на положении ч.4 ст.29 ЖК РФ требование истицы о сохранении принадлежащей ей квартиры в переустроенном (перепланированном) состоянии подлежит удовлетворению. Оснований для отказа в удовлетворении данного требования судом не установлено.

Не имеется каких-либо препятствий и для перевода принадлежащей истице квартиры из жилого помещения в нежилое.

В соответствии со ст.35 Конституции Российской Федерации, ст.288 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) и ст.30 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) права пользования, владения и распоряжения жилым помещением принадлежат собственнику этого помещения. Правомочие распоряжения включает в себя право собственника самостоятельно, по своему усмотрению определять юридическую судьбу принадлежащего ему имущества, в том числе осуществлять его реконструкцию и ремонт, изменять вид использования и предназначение. Указанное правомочие может быть реализовано собственником по своему усмотрению во всякое время, независимо от других лиц, если собственник не обременён обязательствами перед этими лицами. При этом главным и единственным условием реализации правомочий собственника по свободному распоряжению принадлежащим ему недвижимым имуществом является исключение нарушения своими действиями прав и охраняемых законом интересов других лиц.

Процедура перевода жилых помещений в нежилые предусмотрена Жилищным кодексом Российской Федерации. В соответствии с п.6 ч.1 ст.14 ЖК РФ принятие решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления. В соответствии со ст.23 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления (органом, осуществляющим перевод помещений) (ч.1). Для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (заявитель) в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения представляет: 1) заявление о переводе помещения; 2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); 3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения); 4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение; 5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения) (ч.2). Орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать представление других документов кроме вышеперечислен-ных (ч.3). Решение о переводе или об отказе в переводе помещения должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных документов органом, осуществляющим перевод помещений, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления указанных документов в данный орган (ч.4). Орган, осуществляющий перевод помещений, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия одного из решений выдаёт или направляет по адресу, указанному в заявлении, заявителю документ, подтверждающий принятие одного из указанных решений по установленной форме (ч.5). Такая форма уведомления о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение в настоящее время утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 августа 2005 года № 502.

Как указано в ст.24 ЖК РФ, отказ органа местного самоуправления в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае: 1) непредставления необходимых документов; 2) представления документов в ненадлежащий орган; 3) несоблюдения предусмотренных ст.22 ЖК РФ условий перевода помещения; 4) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства (ч.1). Решение об отказе в переводе помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения (ч.2). Решение об отказе в переводе помещения выдается или направляется заявителю не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке (ч.3).

В данном случае вопреки вышеназванным положениям ЖК РФ, не смотря на обращения истицы в Мэрию г.Черкесска по вопросу перевода принадлежащего ей на праве собственности жилого помещения (квартиры) в нежилое, ответчик данный вопрос в установленном законом порядке по существу так и не решил, хотя никаких предусмотренных законом препятствий для перевода принадлежащей истице квартиры в нежилое помещение не имелось.

В соответствии с ч.2 ст.22 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение не допускается, если доступ к переводимому помещению невозможен без использования помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям, или отсутствует техническая возможность оборудовать такой доступ к данному помещению, если переводимое помещение является частью жилого помещения либо используется собственником данного помещения или иным гражданином в качестве места постоянного проживания, а также если право собственности на переводимое помещение обременено правами каких-либо лиц. Согласно ч.3 ст.22 ЖК РФ перевод квартиры в многоквартирном доме в нежилое помещение допускается только в случаях, если такая квартира расположена на первом этаже указанного дома или выше первого этажа, но помещения, расположенные непосредственно под квартирой, переводимой в нежилое помещение, не являются жилыми.

В данном случае какие-либо их перечисленных выше условий, препятствующих переводу принадлежащей истице квартиры из жилого помещения в нежилое отсутствуют. Квартира истицы расположена на первом этаже. Вход в эту квартиру истица оборудовала с улицы, а потому доступ к ней возможен без использования помещений, обеспечивающих доступ к другим жилым помещениям. В качестве места постоянного проживания принадлежащая истице квартира не используется ни самой истицей, ни иными гражданами. Право собственности истицы на квартиру не обременено какими-либо правами иных лиц, что подтверждается соответствующей отметкой в свидетельстве от 15 мая 2008 года о праве собственности истицы на квартиру.

Таким образом, у ответчика не имелось оснований для отказа истице в переводе принадлежащей ей квартиры из жилого помещения в нежилое. Этим отказом были нарушены права истицы на свободное определение судьбы принадлежащего ей объекта недвижимости. Нарушенные права истицы подлежат судебной защите.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст.2). Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч.1 ст.7). В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией (ч.1 ст.17). Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправ-ления и обеспечиваются правосудием (ст.18). Конституция Российской Феде-рации в ч.1 ст.46 гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.

Как указано в ст.3 и ст.4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ), граждане вправе обращаться в суд за защитой своих нарушенных или оспоренных прав, свобод и охраняемых законом интересов. Основной задачей гражданского судопроизводства в силу ст.2 ГПК РФ является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, прав и интересов других лиц, являющихся участниками гражданских или иных правоотношений.

В соответствии с п.1 ст.12 ГК РФ называет: признание права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждение к исполнению обязанности в натуре; прекращение или изменение правоотношения. Согласно ст.11 ЖК РФ защита жилищных прав осуществляется в том числе путём: признания жилищного права; восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения; прекращения или изменения жилищного правоотношения.

В данном случае нарушенные права истицы подлежат судебной защите путём вынесения решения о сохранении принадлежащей ей на праве собственности квартиры в переустроенном (перепланированном) состоянии и о возложении на ответчика обязанности согласовать перевод этой квартиры из жилого помещения в нежилое. Удовлетворение иска и сохранение принадлежащей истице квартиры в перепланированном и переустроенном состоянии, с переводом её из жилого помещения в нежилое не нарушит чьих-либо прав и охраняемых законом интересов и позволит облегчить истице реализацию её правомочий по свободному владению, пользованию и распоряжению принадлежащим ей недвижимым имуществом. Кроме того, это будет соответствовать общегородским интересам, поскольку позволит увеличить число объектов инфраструктуры, оказывающих бытовые услуги населению г.Черкесска.

В части возложения на Мэрию г.Черкесска обязанности внести изменения в технический паспорт квартиры в иске Джутовой Ф.Б. следует отказать, поскольку такие изменения вносятся не органом местного самоуправления, а специальным органом, осуществляющим технический учёт объектов недвижимости, включая жилые помещения. Кроме того, обязанность по обращению в орган, осуществляющий технический учёт, для внесения в технический паспорт квартиры необходимых изменений должна нести не мэрия г.Черкесска, а сама истица, являющаяся единоличным собственником квартиры. В соответствии с Положением об организации в Российской Федерации государственного технического учёта и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2000 года № 921, техническая инвентаризация изменений характеристик объекта капитального строительства проводится в случае изменения технических или качественных характеристик объекта капитального строительства (перепланировка, реконструкция, переоборудование, переустройство, разруше-ние, снос) на основании заявления заинтересованного лица о проведении такой инвентаризации. По результатам технической инвентаризации изменений характеристик объекта капитального строительства организацией (органом) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации осуществляется государственный технический учёт в связи с изменением данных характеристик и выдаётся кадастровый паспорт, содержащий уточнен-ные сведения о таком объекте. Проведение технической инвентаризации, а также выдача гражданам и юридическим лицам по их заявлениям документов об объектах капитального строительства осуществляются за плату, размер и порядок взимания которой устанавливаются законодательством Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 2, 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Джутовой ФИО5 к Мэрии муниципального образования города Черкесска о сохранении квартиры в переустроенном (перепланиро-ванном) состоянии, о переводе квартиры из жилого в нежилое помещение и о внесении изменений в технический паспорт квартиры удовлетворить частично.

Сохранить принадлежащую Джутовой ФИО5 на праве собственности квартиру, расположенную в городе Черкесске по <адрес>, в переустроенном (перепланированном) состоянии, общей площадью 51,6 кв.м.

Обязать Мэрию муниципального образования города Черкесска согласовать перевод квартиры, расположенной в городе Черкесске по <адрес>, из жилого помещения в нежилое помещение.

В части возложения на Мэрию муниципального образования города Черкесска обязанности внести изменения в технический паспорт квартиры в иске Джутовой ФИО5 отказать.

Ответчик вправе подать в Черкесский городской суд заявление об отмене настоящего решения в течение семи дней со дня получения копии этого решения в окончательной форме. Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики с подачей кассационной жалобы через Черкесский городской суд в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене настоящего решения, а в случае, если такое заявление ответчиком будет подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. В окончательной форме мотивированное решение изготовлено 22 января 2011 года.

Судья Черкесского городского суда Ю.М.Коцубин