Решение от 25 октября 2010 года по делу 2-3163/2010



РЕШЕНИЕ

город Черкесск 25 октября 2010 года

Именем Российской Федерации

Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики

в составе председательствующего судьи Коцубина Ю.М.,

при секретаре судебного заседания Пшиазовой Е.О., с участием:

истца Анзорова А.М., представителя истца - Саитовой А.А.,

представителя ответчика (Министерства образования и науки

Карачаево-Черкесской Республики) - Гербековой Г.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело

№ 2-3163/10 по иску Анзорова ФИО1 к Министерству

образования и науки Карачаево-Черкесской Республики и Министерству

по имущественным и земельным отношениям Карачаево-Черкесской

Республики о предоставлении жилого помещения,

установил:

Анзоров А.М. 13 мая 2010 года обратилась в Черкесский городской суд с иском Министерству образования и науки Карачаево-Черкесской Республики (Минобразования КЧР) и к Министерству по имущественным и земельным отношениям Карачаево-Черкесской Республики (Минимущество КЧР) о приобретении и предоставлении ему жилого помещения. В исковом заявлении истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ трагически погибли его родители, и в возрасте 5 лет он стал круглым сиротой. До достижения совершеннолетия он проживал в <адрес>. Приказом Минобразования КЧР от 3 февраля 2010 года № 46 он принят на учёт для обеспечения жилым помещением по договору социального найма, однако до настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено, в связи с чем он вынужден обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав. Он имеет право на получение жилья вне очереди, и наличие других очередников той же категории не влияет на его право. В настоящее время его семья состоит из трёх человек, так как в 2007 году он вступил в брак, а в 2009 году у него родилась дочь. Вместе со своей семьёй он проживает на съёмной квартире в <адрес>. Ни за ним, ни за его супругой недвижимое имущество не зарегистрировано. Со ссылками на статьи 50,51 и 57 ЖК РФ, статьи 11 и 12 ГК РФ истец просил суд: 1) обязать Минобразования КЧР приобрести для его семьи в составе трёх человек в <адрес> за счёт бюджетных средств КЧР благоустроенное жилое помещение в доме капитального типа, отвечающее санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее 54 кв.м; 2) обязать Миниимущество КЧР заключить на приобретённое для его семьи и зарегистрированное в собственности КЧР жилое помещение договор социального найма без ограничения срока и передать его ему в постоянное пользование.

Представитель ответчика (Минобразования КЧР) представил суду письменные возражения на иск, в которых указал, что в соответствии с абз.2 п.1 ст.8 Федерального Закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.Согласно Постановлению Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики от 17 июня 2005 года № 140 «О региональном стандарте нормативной площади жилого помещения на территории Карачаево-Черкесской Республики» норма предоставления жилого помещения на одинокого гражданина установлена 33 кв.м общей площади. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Данная норма предусмотрена Законом Карачаево-Черкесской Республики «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике». В соответствии со ст.1 указанного республиканского закона на территории Карачаево-Черкесской Республики детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), гарантируется право на жилое помещение. Органы исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики принимают необходимые меры по обеспечению реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), на жилое помещение. Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), осуществляется: путём закрепления и сохранения имевшегося у них жилья; путём предоставления освободившихся жилых помещений; путём предоставления жилых помещений по договорам социального найма не ниже норм предоставления, установленных в соответствующем муниципальном образовании. В соответствии со ст.11 указанного республиканского закона на основании банка данных учёта лиц, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями, комиссия по вопросам предоставления жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилых помещений, утверждает список лиц, которым предоставляются жилые помещения. Формирование списка осуществляется по дате рождения лица, имеющего право на обеспечение жилым помещением. Приказом Минобразования КЧР от 3 февраля 2010 года № 46 Анзоров A.M. принят на учёт для обеспечения жилым помещением. По данным банка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике, Анзоров A.M. значится. Согласно ст.10 ГК РФ, определившей пределы осуществления гражданских прав, не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. В случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются. С учётом императивного положения закона о недопустимости злоупотребления правом возможность квалификации судом действия лица как злоупотребления правом не зависит от того, ссылаясь ли другая сторона спора на злоупотребление правом противной стороной. Суд вправе по своей инициативе отказать в защите права злоупотребляющему лицу, что прямо следует и из содержания п.2 ст.10 ГК.В данном случае, удовлетворением исковых требований Анзорова A.M. о предоставлении жилья вне очереди нарушаются права других детей-сирот, которые состоят в списке, сформированном по дате рождения, и также имеют право вне очереди получить жильё. В связи с тем, что именно Анзоров A.M. является лицом из числа детей-сирот, именно он и имеет право в соответствии с действующим законодательством на дополнительные гарантии по социальной поддержке на жилое помещение общей площадью не менее 33 кв.м. Доводы о том, что Анзорову A.M. должно быть предоставлено жилое помещение площадью не менее 54 кв.м, то есть, на семью из трёх человек, основаны на ином толковании норм материального права. Преамбула Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Таким образом, Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Закон Карачаево-Черкесской Республики «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике» направлены на оказание целевой государственной поддержки именно данной категории социально незащищённых граждан, что предопределяет и соответствующие объёмы необходимого финансирования. Наличие семьи не исключает возможности постановки вопроса об улучшении жилищных условий по иным основаниям, предусмотренным жилищным законодательством Российской Федерации и Карачаево-Черкесской Республики. Кроме того требования истца предоставить жильё в г.Черкесске также не обосновано. В соответствии со ст.1 вышеуказанного республиканского закона предоставляемое по договору социального найма жилое помещение должно находиться в черте муниципального образования по месту выявления и первичного устройства, месту регистрации рождения либо месту последнего проживания в случае, если место рождения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) находится за пределами Российской Федерации. В случае согласия лица, имеющего право на обеспечение жилым помещением, или его законного представителя, жилое помещение может быть предоставлено в любом другом муниципальном образовании Карачаево-Черкесской Республики, за исключением муниципального образования город Черкесск. Местом регистрации рождения истца является <адрес>. Просил в удовлетворении требований Анзорова A.M. отказать в полном объёме.

В судебном заседании истец поддержал доводы и требования, изложенные в исковом заявлении, просил иск удовлетворить по основаниям, указанным в исковом заявлении. Объяснил, что он с семьёй, состоящей из жены и ребёнка, постоянно проживает в <адрес>.

Представитель истца - Саитова А.А. в судебном заседании поддержала доводы, изложенные истцом в исковом заявлении, просила иск удовлетворить. Объяснила, что истец не обеспечен жилым помещением. Ни у истца, ни у членов его семьи никакого жилого помещения не имеется.

Представитель ответчика (Минобразования КЧР) - Гербекова Г.М. в судебном заседании иск не признала, просила в иске истице отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск. Объяснила, что истец состоит на учёте для получения жилья, но очередь по году рождения до него не дошла. В соответствии с законодательством предоставление лицам из числа детей-сирот жилого помещения предусмотрено только для самих этих лиц, без учёта членов их семей.

Представитель ответчика (Минимущество КЧР) - Бёден Р.П. в судебном заседании поддержал позицию представителя Минобразования КЧР, и объяснил, что предоставление жилья членам семьи лиц из числа детей-сирот закон не предусматривает. В настоящее время республиканский законопроект о предо-ставлении сиротам жилья с учётом членов их семей только лишь обсуждается.

Выслушав объяснения истца и представителей сторон, исследовав имеющиеся в деле документы, суд пришёл к выводу об обоснованности заявленных требований и необходимости их удовлетворения.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст.2). Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст.7). Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст.18). Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется (ст.45). Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ст.46).

Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст.40).

Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, провозглашённые в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищённости и обеспечении нормальных условий существования (постановление от 16 декабря 1997 года № 20-П, определение от 15 февраля 2005 года № 17-О, определение от 5 марта 2009 года № 376-О-П). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества. Эти конституцион-ные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (ст.25 Всеобщей декларации прав человека, ст.11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, предусматривая при этом, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст.40). Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула; ст.2; ч.1 ст.21 Конституции Российской Федерации) и с учётом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, находящимся с тяжёлой жизненной ситуации, и не имеющим возможности преодолеть эту ситуацию самостоятельно. К числу таких граждан федеральными законами отнесены дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях и при прекращении опеки (попечительства).

В соответствии с ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства) вне очереди предоставляются жилые помещения по договорам социального найма. При этом согласно ч.5 ст.57 ЖК РФ жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населённого пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Содержащееся в ч.5 ст.57 ЖК РФ положение о предоставлении жилых помещений исходя из норм предоставления носит универсальный характер и применяется ко всем случаям предоставления жилых помещений лицам, указанным в ч.2 ст.57 ЖК РФ.

В соответствии с абз.2 п.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В определении от 5 февраля 2009 года № 250-О-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и её субъектов, что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (п.3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (п.4). Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подп.24 п.2 ст.26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счёт средств субъектов Российской Федерации. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст.2). В частности, данный Федеральный закон предусматривает обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, органами исполнительной власти по месту жительства (абз.2 п.1 ст.8), при этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (ст.4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (ст.5).

Названные положения Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» конкретизируются в жилищном законодательстве. Так, согласно ч.3 ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан, определённым федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации. Из абз.2 п.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» во взаимосвязи с другими приведёнными законоположениями следует, таким образом, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, одним из принципов деятельности которых в силу подп.«ж» п.1 ст.1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» является самостоятельное осуществление принадлежащих им полномочий.

Таким образом, Конституционный Суд России в определении от 5 февраля 2009 года № 250-О-П пришёл к однозначному выводу о том, что реализация установленных законом норм о предоставлении жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является обязанностью государственных органов субъектов Российской Федерации и должна ими исполняться за счёт средств соответствующих бюджетов субъектов Российской Федерации. Данная позиция в полной мере согласуется с положением подпункта 24 п.2 ст.26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполни-тельных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», согласно которому решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), относятся к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации.

На территории Карачаево-Черкесской Республики с 1 января 2009 года вступил в силу Закон Карачаево-Черкесской Республики от 16 декабря 2008 года № 83-РЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике». В соответствии со ст.1 указанного республиканского закона (в редакции Закона от 2 ноября 2009 года № 60-РЗ) на территории Карачаево-Черкесской Республики детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), гарантируется право на жилое помещение. Органы исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики принимают необходимые меры по обеспечению реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), на жилое помещение. Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, остав-шихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечи-тельством), осуществляется: 1) путём закрепления и сохранения имевшегося у них жилья; 2) путём предоставления освободившихся жилых помещений; 3) путём предоставления жилых помещений по договорам социального найма не ниже норм предоставления, установленных в соответствующем муниципальном образовании. Предоставляемое жилое помещение должно находиться в доме капитального типа, быть благоустроенным применительно к условиям данного муниципального образования и отвечать установленным санитарным и техническим требованиям.

Согласно ст.2 Закона Карачаево-Черкесской Республики «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике» право на обеспечение жилыми помещениями предоставляется по окончании пребывания детей-сирот в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах, при прекращении опеки и попечительства, а также по окончании пребывания в учреждениях профессионального образования всех типов, при условии, что за ними не были закреплены в установленном порядке жилые помещения и они являются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст.51 ЖК РФ, и если имеется хоть одно из следующих условий: местом выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или местом регистрации рождения является Карачаево-Черкесская Республика, либо местом его последнего проживания является Карачаево-Черкесская Республика, в случае если место его рождения находится за пределами Российской Федерации; учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых указанные лица находились на воспитании и полном государственном обеспечении, расположены на территории Карачаево-Черкесской Республики; Карачаево-Черкесская Республика является местом жительства лиц, у которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находились на воспитании под опекой или попечительством на основании решения органов опеки и попечительства Карачаево-Черкесской Республики.

Как указано в ст.3 Закона Карачаево-Черкесской Республики «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике», принятие на учёт детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) (далее - лица, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями), осуществляется органом исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики, осуществляющим полномочия в области образования (далее - уполномоченный орган исполнительной власти в области образования), на основании письменного заявления лица, имеющего право на обеспечение жилым помещением, или его законного представителя и документов, необходимых для постановки на учёт. На основании банка данных учета лиц, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями, комиссия по вопросам предоставления жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилых помещений, утверждает список лиц, которым предоставляются жилые помещения. Формирование списка осуществляется по дате рождения лица, имеющего право на обеспечение жилым помещением.

В соответствии со ст.3.1 Закона Карачаево-Черкесской Республики «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике» жилые помещения для предоставления по договорам социального найма лицам, имеющим право на обеспечение жилыми помещениями, приобретаются уполномоченным органом исполнительной власти в области образования на основании списка, утверждённого решением комиссии по вопросам предоставления жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. Жилые помещения приобретаются уполномоченным органом исполнительной власти в области образования по результатам торгов, проводимых в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Приобретаемое жилое помещение подлежит оформлению в государственную собственность Карачаево-Черкесской Республики. По результатам торгов уполномоченный орган исполнительной власти в области образования заключает государственный контракт о купле-продаже жилого помещения с лицом, признанным победителем торгов. Жилые помещения предоставляются лицам, имеющим право на обеспечение жилыми помещениями, на основании договора социального найма, заключаемого органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера в сфере управления государственной собственностью Карачаево-Черкесской Республики, и лицом, имеющим право на обеспечение жилым помещением, в течение 30 дней с момента регистрации права собственности Карачаево-Черкесской Республики в Управлении Федеральной регистрационной службы по Карачаево-Черкесской Республике.

Согласно ст.4 Закона Карачаево-Черкесской Республики «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике» финансирование расходов, связанных с оформлением приобретаемых жилых помещений в государственную собственность Карачаево-Черкесской Республики и передачей указанных помещений по договорам социального найма, осуществляется за счёт средств республиканского бюджета.

Реализуя предоставленное ст.126 Конституции Российской Федерации и п.5 ст.19 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» право давать разъяснения по вопросам судебной практики, Президиум Верховного Суда Российской Федерации в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2006 года, утверждённом постановлением от 27 сентября 2006 года, указал, что социальная поддержка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения («Бюллетень Верховного Суда РФ», 2007, № 1).

Как установлено в судебном заседании, истец - Анзоров А.М. родился ДД.ММ.ГГГГ. Родители истца - ФИО3 и ФИО2 погибли ДД.ММ.ГГГГ, и с 5-летнего возраста истец является круглым сиротой. Постановлением Главы администрации Хабезского района над истцом была установлена опека, и до достижения 18 лет истец проживал со своим дядей в <адрес>. Приказом Минобразования КЧР от 3 февраля 2010 года № 46 истец был принят на учёт для обеспечения жилым помещением, и в настоящее время он значится в базе данных и в списках на обеспечение жилым помещением. Таким образом, само право истца на предоставление ему жилого помещения, как лицу из числа детей-сирот, никем не оспаривается и ответчиками фактически признаётся. Предметом возникшего между сторонами и рассматриваемого судом спора являются: 1) право истца на немедленное, независящее от какой-либо очереди и иных условий, получение жилья; 2) право истца на получение жилья с учётом членов его семьи (жены и ребёнка); 3) право истца на получение жилья по месту жительства - в городе Черкесске. Суд считает, что все перечисленные выше права истца предусмотрены законом.

Доводы Минобразования КЧР в части злоупотребления истцом своими правами и невозможности предоставления ему жилого помещения в связи с наличием других «внеочередников» являются несостоятельными. Истец является сиротой, не имеет собственного жилья и вследствие этого находится в тяжёлом социальном положении. Заявляя свои исковые требования, истец всего лишь добивается в судебном порядке реализации тех жилищных прав, которые ему предоставлены федеральным и республиканским законодательством. Ссылки ответчиков на наличие иных лиц из числа детей-сирот, которые нуждаются в получении жилья, не могут быть приняты во внимание и не являются основанием для отказа истцу в защите принадлежащих ему прав.

Действительно, по общему правилу, установленному ч.1 ст.57 ЖК РФ, жильё предоставляется гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очерёдности исходя из времени принятия таких граждан на учёт. Однако из этого общего правила есть исключение, закреплённое в ч.2 ст.57 ЖК РФ, в соответствии с которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании пребывания в образовательных и иных учреждениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Отсутствие в ЖК РФ и в иных законах указания на срок, в течение которого таким лицам должно быть предоставлено жилое помещение, означает, что жильё должно предоставляться этим лицам незамедлительно после соответствующего их обращения в уполномоченный орган, а не в порядке какой-либо очерёди по «списку внеочередников». Принятыми федеральными законами государство обязалось предоставить сиротам жильё вне очереди, не упоминая о сроках исполнения принятой на себя обязанности, поскольку обеспечение жильём этой категории граждан не терпит отлагательства. Часть 2 ст.57 ЖК РФ, равно как и иные нормы федерального законодательства, не ставят реализацию права граждан на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильём других очередников, от времени постановки на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и от времени включения в «список внеочередников». Тот факт, что уполномоченным органом (Минобразования КЧР) в соответствии с законодательством республики формируется и ведётся «список внеочередников», не означает, что жильё гражданам, имеющим право на его получение вне очереди, должно предоставляться в порядке очереди по такому списку.

Как следует из ст.13 и ст.14 ЖК РФ, к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления не относится определение порядка предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают лишь порядок ведения учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях. Согласно п.4 ч.1 ст.12 ЖК РФ определение порядка предоставления гражданам по договорам социального найма жилых помещений относится к полномочиям органов государственной власти РФ.

Порядок предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма закреплён в ст.57 ЖК РФ, которая наряду с общим правилом о предоставлении жилья в порядке очередности (ч.1) содержит специальное правило о предоставлении отдельным категориям граждан жилья вне очереди (ч.2). Внеочередное предоставление жилья подразумевает, что оно должно предоставляться без какой-либо очереди. Любое установление законодательным органом субъекта РФ очереди для лиц, имеющих право на внеочередное получение жилья, нарушает права таких лиц и противоречит требованиям федерального законодательства (аналогичные выводы содержатся в определении Верховного Суда России от 26 декабря 2007 года № 46-Г07-33).

Содержащееся в п.11 ст.3 Закона Карачаево-Черкесской Республики «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике» указание на то, что формирование списка лиц, которым должны быть предоставлены жилые помещения, осуществляется по дате рождения лица, имеющего право на обеспечение жилым помещением, может относиться лишь к порядку (процедуре) формирования самого списка, но не может решать отнесённый к федеральной компетенции вопрос об очерёдности предоставления жилых помещений лицам, находящимся в этом списке.

Как указано в Обзоре практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, или от каких-либо иных условий («Бюллетень Верховного Суда РФ», 2008 год, № 10).

В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за III квартал 2007 года, утверждённом постановлением Президиума Верховного Суда России от 7 ноября 2007 года указано, что предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включение гражданина в какую-либо очередь. Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учёт («Бюллетень Верховного Суда РФ». 2008 год. № 2).

Истец просил предоставить ему жилое помещение в <адрес>. Данное требование является правомерным и подлежит удовлетворению.

По общему правилу, установленному в ч.5 ст.57 ЖК РФ, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства, то есть, в границах соответствующего населённого пункта. Положения ч.5 ст.57 ЖК РФ в полной мере распространяются на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку об этой категории социально незащищённых граждан прямо указано в п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ. Кроме того, в ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» прямо указано, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие жилого помещения, обеспечиваются жилой площадью по месту жительства.

В данном случае истец и члены его семьи (жена и дочь) постоянно проживают и зарегистрированы в <адрес>. Следовательно, местом жительства истца и его семьи является <адрес>.

Ссылки представителя Минобразования КЧР на положения ст.1 Закона Карачаево-Черкесской Республики «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике» о том, что предоставляемое жилое помещение должно находиться либо в черте муниципального образования по месту выявления и первичного устройства либо по месту регистрации рождения ребёнка-сироты, судом отклоняются по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.27 Конституции Российской Федерации, ст.24 Конституции Карачаево-Черкесской Республики и ст.20 ГК РФ местом жительства признаётся место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. В соответствии со ст.2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» местом жительства гражданина является жилой дом, квартира или иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Как указано в ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» законодательством субъектов Российской Федерации могут устанавливаться лишь дополнительные гарантии на имущество и жилые помещения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Законодательство субъектов Российской Федерации о социальной поддержке данной категории лиц не может снижать уровень социальной поддержки, гарантированный федеральным законодательством.

В данном же случае содержащееся в ст.1 Закона Карачаево-Черкесской Республики «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике» указание на предоставление жилого помещения по месту выявления и первичного устройства либо по месту регистрации рождения ребёнка-сироты прямо противоречит ч.5 ст.57 ЖК РФ и ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которым дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие жилого помещения, обеспечиваются жилой площадью по месту жительства.

В соответствии с ч.2 ст.11 ГПК РФ суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.

Кроме того, как уже было сказано выше, из содержания статей 12, 13 и 14 ЖК РФ следует, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации не относится определение порядка предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма, поскольку данный вопрос отнесён к компетенции федеральных органов государственной власти.

При таких обстоятельствах суд напрямую применяет нормы федерального законодательства, а именно ч.5 ст.57 ЖК РФ и ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», определившие, что жилое помещение детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляется по месту их жительства.

Как указано в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со ст.1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», правильной является позиция судов, которые, разрешая дела названной категории, удовлетворяли требования прокуроров о предоставлении вне очереди по договору социального найма жилых помещений детям-сиротам или детям, оставшимся без попечения родителей, по месту их жительства («Бюллетень Верховного Суда РФ», 2008, № 10).

Поскольку в данном случае местом жительства истца и его семьи является <адрес>, жилое помещение истцу должно быть предоставлено в городе Черкесске, как он об этом и просит в своём исковом заявлении.

Всё вышеизложенное, касающееся противоречий между федеральным законодательством и законодательством Карачаево-Черкесской Республики и необходимости руководствоваться законом, имеющим наибольшую юридическую силу, относится и к вопросу о праве истца на получение жилого помещения с учётом членов его семьи - жены и ребёнка.

Требование истца о предоставлении ему жилого помещения площадью с учётом членов его семьи общей площадью не менее 54 кв.м является правомерным, поскольку основано на нормах действующего законодательства.

Как установлено в судебном заседании, семья истца состоит из трёх человек: он, жена и дочь 2009 года рождения.

В соответствии с ч.5 ст.57 ЖК РФ жилое помещение должно предоставляться гражданам общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Данная норма подлежит применению и в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку она имеет общий характер и распространяется на всех без исключения лиц, перечисленных в ч.2 ст.57 ЖК РФ. Содержащееся в ч.5 ст.57 ЖК РФ словосочетание «на одного человека» означает, что при решении вопроса о площади предоставляемого жилого помещения необходимо учитывать число лиц, которым оно предоставляется наряду с нанимателем. К таким лицам относятся члены семьи нанимателя, каковыми в соответствии со ст.2 Семейного кодекса Российской Федерации и ч.1 ст.69 Жилищного кодекса Российской Федерации прежде всего являются проживающие совместно с нанимателем его супруг (супруга), а также дети и родители.

В соответствии с ч.1-ч.3 ст.50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма отдельным категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления. Норма предоставления жилья лицам из числа детей-сирот специальным законодательством не установлена. Следовательно, подлежит применению общая норма, о которой говорится в ч.1 ст.50 ЖК РФ. Исходя из этой нормы и должен определяться размер общей площади предоставляемого истцу жилья.

Постановлением Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики от 17 июня 2005 года № 140 «О региональном стандарте нормативной площади жилого помещения на территории Карачаево-Черкесской Республики» установлены следующие нормативы общей площади жилого помещения: для одиноко проживающего гражданина - 33 кв.м, для семьи из двух человек - 42 кв.м, для семьи из трёх и более человек - 18 кв.м общей площади жилья на каждого члена семьи. Эти же нормы предоставления жилого помещения действуют на территории <адрес>. Поскольку семья истца состоит из трёх человек, он имеет право на получение жилого помещения общей площадью не менее 54 кв.м (18 х 3 = 54).

Предоставление истцу жилья без учёта состава его семьи нарушило бы права как самого истца, так и членов его семьи, и вступило бы в противоречие с ч.1 ст.58 ЖК РФ, согласно которой при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, допускается только с их согласия, а приобрести в <адрес> двухкомнатное благоустроенное жилое помещение общей площадью в пределах 33 кв.м практически невозможно. По смыслу ч.2 ст.58 ЖК РФ жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не менее этой нормы в расчёте на одного человека.

В соответствии с ч.1 ст.1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается в числе прочего на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, недопустимости произвольного лишения жилища, необходимости беспрепятственного осуществления жилищные прав, необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты. В соответствии со ст.12 ГК РФ и ст.11 ЖК РФ защита нарушенных гражданских и жилищных прав осуществляется судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством. В числе способов защиты гражданских и жилищных прав ГК РФ и ЖК РФ предусматривают признание жилищного права и присуждение к исполнению обязанности в натуре.

В данном случае восстановить нарушенные жилищные права истца необходимо путём возложения на ответчиков обязанности предоставления ему жилого помещения (то есть, путём присуждения к исполнению обязанности в натуре).

Разрешая вопрос об обязанности каждого из ответчиков по отношению к истцу, суд руководствуется положениями ст.3.1 Закона Карачаево-Черкесской Республики «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике», согласно которой жилые помещения для детей-сирот приобретаются в республиканскую собственность органом исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики, осуществляющим полномочия в области образования (то есть, Минобразования КЧР), оформляются в государственную собственность Карачаево-Черкесской Республики и предоставляются лицам, имеющим право на обеспечение жилыми помеще-ниями, на основании договора социального найма, заключаемого органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера в сфере управления государственной собственностью Карачаево-Черкесской Республики (то есть, Минимуществом КЧР), и лицом, имеющим право на обеспечение жилым помещением.

При таких обстоятельствах суд считает необходимым: 1) обязать Минобразования КЧР в установленном законом порядке приобрести за счёт бюджетных средств Карачаево-Черкесской Республики и совместно с Министерством имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики зарегистрировать в собственность Карачаево-Черкесской Республики отвечающее санитарным и техническим нормам благоустроенное жилое помещение в доме капитального типа в <адрес> общей площадью не менее 54 кв.м для последующего предоставления этого жилого помещения истцу на состав семьи из трёх человек; 2) обязать Минимущество КЧР предоставить истцу по бессрочному договору социального найма приобретённое для него благоустроенное жилое помещение в <адрес> общей площадью не менее 54 кв.м и передать ему это помещение в постоянное пользование.

Руководствуясь статьями 2, 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Анзорова ФИО1 к Министерству образования и науки Карачаево-Черкесской Республики и Министерству по имущественным и земельным отношениям Карачаево-Черкесской Республики о приобретении и предоставлении жилого помещения удовлетворить.

Обязать Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики в установленном законом порядке приобрести за счёт бюджетных средств Карачаево-Черкесской Республики и совместно с Министерством имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики зарегистрировать в собственность Карачаево-Черкесской Республики отвечающее санитарным и техническим нормам благоустроенное жилое помещение в доме капитального типа в городе Черкесске общей площадью не менее 54 кв.м для последующего предоставления этого жилого помещения Анзорову ФИО1 на состав семьи из трёх человек.

Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики предоставить Анзорову ФИО1 по бессрочному договору социального найма приобретённое для него благоустроенное жилое помещение в городе Черкесске общей площадью не менее 54 кв.м и передать ему это помещение в постоянное пользование.

Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики с подачей кассационной жалобы через Черкесский городской суд в течение десяти дней со дня его вынесения в окончательной форме. В окончательной форме мотивированное решение изготовлено 4 ноября 2010 года.

Судья Черкесского городского суда Ю.М.Коцубин