Решение от 06.08.2010г. № 2-2548/10



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Черкесский городской суд Карачаево - Черкесской Республики в составе

председательствующей судьи Сыч О.А.,

при секретаре судебного заседания Хачировой Н.Ю.,

с участием истца Жужуевой О.К.,

представителя ответчика ГУ - отделения пенсионного фонда РФ по КЧР - ФИО7, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № по исковому заявлению Жужуевой ФИО1 об оспаривании действий <данные изъяты> <адрес> об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский капитал,

У С Т А Н О В И Л:

Жужуева О. К. обратилась в Черкесский городской суд с исковым заявлением об оспаривании действий ГУ Управления пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский капитал. В исковом заявлении и в судебном заседании ФИО1 указала, что она ДД.ММ.ГГГГ родила сына - ФИО2, согласно справке о рождении № (формы №), выданной ДД.ММ.ГГГГ отделом записи актов гражданского состояния управления записи актов гражданского состояния <адрес> по городу Невинномысску. Ребенок умер ДД.ММ.ГГГГ, т.е. на первой неделе жизни. Управлением ЗАГСа <адрес> по городу Невинномысску ей выдано свидетельство № серия II- ДН о смерти ФИО1 ФИО2, рожденного ДД.ММ.ГГГГ

В ДД.ММ.ГГГГ года она усыновила ребенка ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ года рождения согласно свидетельства об усыновлении № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного отделом ЗАГСа Управления записи актов гражданского состояния КЧР по <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка.

ДД.ММ.ГГГГ ГУ - Управлением Пенсионного фонда РФ в <адрес> принято решение, которым ей отказано в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка по следующим основаниям: ФЗ № предусматривает материальную государственную поддержку не отдельным категориям граждан, родившим (усыновившим) второго, третьего или последующего ребенка, а семьям, имеющим детей. Название и концепция Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № ФЗ также подтверждает факт государственной поддержки семей, имеющих детей (во множественном числе и в настоящем времени, а не имевшим), при этом «иметь» предполагает наличие живых детей. Таким образом, справка о рождении № выдаваемая компетентным органом, в случаях, если ребенок умер на первой неделе жизни, не может быть принята в качестве документа, подтверждающего факт рождения ребенка при установлении права на материнский (семейный) капитал». Она категорически с этим не согласна, так как согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации не зависимо от места их жительства - женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из смысла указанного федерального закона, право на дополнительные меры государственной поддержки возникает у женщины именно в связи с рождением ребенка. Что касается справки о рождении (форма №), согласно ст. 47 ГК РФ такие акты гражданского состояния, как рождение и смерть гражданина, подлежат государственной регистрации органами записи актов гражданского состояния путем внесения соответствующих записей в книги регистрации актов гражданского состояния (актовые книги) и выдачи гражданам свидетельств на основании этих записей. Органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния, порядок регистрации этих актов, порядок изменения, восстановления и аннулирования записей актов гражданского состояния, формы актовых книг и свидетельств, а также порядок и сроки хранения актовых книг определяются законом об актах гражданского состояния.

На основании ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Об актах гражданского состояния» в случае, если ребенок умер на первой неделе жизни, производится государственная регистрация его рождения и смерти. Государственная регистрация рождения и смерти ребенка, умершего на первой неделе жизни, производится на основании документов установленной формы о рождении и о перинатальной смерти, выданных медицинской организацией или частнопрактикующим врачом. На основании составленных записей актов о рождении и смерти выдается только свидетельство о смерти ребенка. По просьбе родителей (одного из родителей) выдается документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения ребенка, умершего на первой неделе жизни». Следовательно, федеральным законом, являющимся в данном случае, специальным, не предусмотрена выдача свидетельства о рождении ребенка, умершего на первой неделе жизни, при данных обстоятельствах, предоставление свидетельства о рождении ребенка, в случае его смерти на первой неделе жизни, объективно невозможно. По законодательству, одними из сведений, которые подлежат внесению в запись акта о рождении, являются сведения о документе, подтверждающим факт рождения ребенка, то есть справка о рождении, выдаваемая медицинским учреждением. Поэтому документом, подтверждающим рождение ребенка, умершего на первой неделе жизни, является справка о рождении, выданная органами записи актов гражданского состояния на основании справки из медицинского учреждения. Ограничение возможности женщины на получение материнского капитала в зависимости от времени жизни ее ребенка и наличия у нее именно свидетельства о рождении ребенка законом не предусмотрено, в связи с чем, считать документом для целей предоставления дополнительных мер государственной поддержки в виде материнского капитала исключительно свидетельство о рождении ребенка несостоятельно. Следовательно, выдача сертификата при предъявлении справки о рождении ребенка допускается по закону, и она, - гражданка РФ, имеет право на выдачу государственного сертификата на материнский капитал.

Более того, в отказе ГУ УПФ № от ДД.ММ.ГГГГ ничего не сказано об изменениях от ДД.ММ.ГГГГ, внесенных в Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал» (далее Правила).

Согласно п. 5 Правил, одним из документов, предъявляемых гражданами одновременно с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский капитал, являются документы, подтверждающие рождение (усыновление) детей. То есть, уполномоченным органом (согласно ч. 2 ст. 5 Федерального закона № - ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ) не предусмотрена необходимость предоставления исключительно свидетельства о рождении ребенка, в качестве документа, подтверждающего его рождение. Считает отказ в выдаче государственного сертификата на получение материнского (семейного) капитала незаконным и нарушающим ее права, как гражданки Российской Федерации, на получение дополнительных мер государственной поддержки. Материнский капитал она планирует использовать на обучение сына Родиона. Просит признать решение № от ДД.ММ.ГГГГ ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ - отделения по КЧР управления в <адрес> об отказе в выдаче государственного сертификата на получение материнского (семейного) капитала незаконным. 2. Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ - отделение по КЧР управление в <адрес> выдать ей сертификат на получение материнского капитала по факту рождения (усыновления) второго ребенка.

Представитель ответчика ГУ - отделения пенсионного фонда РФ по КЧР - ФИО7 исковые требования Жужевой О.К. не признала, пояснив, что как следует из преамбулы Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» дополнительные меры государственной поддержки устанавливаются семьям, имеющим детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь. Кроме того, ст. 4 указанного Закона № 256-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что в федеральный регистр лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, подлежат занесению реквизиты свидетельства о рождении ребенка. Справка о рождении по форме №, представленная истцом, не может рассматриваться в качестве документа подтверждающего рождение ребенка, в рамках применения Закона № 256-ФЗ. На момент обращения за выдачей государственного сертификата, Жужуева О.К. не имела двух детей. Следовательно, у истца отсутствуют условия для возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки, обозначенные Законом № - ФЗ: наличие в семье не менее двух детей на дату обращения за выдачей государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.

Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Жужуева О.К. ДД.ММ.ГГГГ родила сына - ФИО2, согласно справке о рождении № (формы №), выданной ДД.ММ.ГГГГ отделом записи актов гражданского состояния управления записи актов гражданского состояния <адрес> по городу Невинномысску. Ребенок умер ДД.ММ.ГГГГ, т.е. на первой неделе жизни. Управлением ЗАГСа <адрес> по городу Невинномысску ей выдано свидетельство № серия II- ДН о смерти ФИО1 Богдана, рожденного ДД.ММ.ГГГГ

Жужуева О.К. является гражданкой Российской Федерации. В ДД.ММ.ГГГГ года она усыновила ребенка ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ года рождения согласно свидетельства об усыновлении № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного отделом ЗАГСа Управления записи актов гражданского состояния КЧР по <адрес>.

В ДД.ММ.ГГГГ года она усыновила ребенка ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ года рождения согласно свидетельства об усыновлении № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного отделом ЗАГСа Управления записи актов гражданского состояния КЧР по <адрес>.

В соответствии со справкой о составе семьи от ДД.ММ.ГГГГ в состав семьи Жужуевой О.К. входят Жужуева О.К., ее мать - ФИО8 и сын ФИО4. Семья проживает на территории Российской Федерации, КЧР, <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ Жужева О.К. обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка.

ДД.ММ.ГГГГ ГУ - Управлением Пенсионного фонда РФ в <адрес> принято решение, которым отказано Жужевой О.К. в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка по следующим основаниям: «ФЗ № предусматривает материальную государственную поддержку не отдельным категориям граждан, родившим (усыновившим) второго, третьего или последующего ребенка, а семьям, имеющим детей. Название и концепция Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ также подтверждает факт государственной поддержки семей, имеющих детей (во множественном числе и в настоящем времени, а не имевшим), при этом «иметь» предполагает наличие живых детей. Таким образом, справка о рождении № выдаваемая компетентным органом, в случаях, если ребенок умер на первой неделе жизни, не может быть принята в качестве документа, подтверждающего факт рождения ребенка при установлении права на материнский (семейный) капитал».

Не согласившись, Жужуева О.К. обратилась в суд о признании отказа незаконным.

Довод истца Жужевой О.К. о том, что отказ ГУ - Управлением Пенсионного фонда РФ в <адрес> незаконен и не обоснован, суд считает не соответствующим действительности.

Так, согласно преамбуле ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ меры государственной поддержки семей, имеющих детей, устанавливаются в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь. Из преамбулы вышеуказанного Федерального закона следует, что указанный Закон устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей. Закон предусматривает материальную поддержку семей, имеющих детей, а не женщинам, родившего второго ребенка после ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 3 Закона № 256-ФЗ к субъектам, которые вправе получить дополнительные меры государственной поддержки, относятся женщины, родившие (усыновившие) второго ребёнка, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, а в соответствии с п. 7 ст. З Закона № - ФЗ право на дополнительные меры государственной поддержки возникает со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей), и может быть реализовано не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей.

Как мера государственной поддержки материнский (семейный) капитал представляет собой денежные средства, которые выделяются для реализации предоставленным данным Законом прав на улучшение жилищных условий, получения образования, пенсионное обеспечение (ст. 6, ст. 7 ФЗ № 256-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ).

Форма сертификата, правила подачи заявления о выдаче сертификата и правила выдачи сертификата (его дубликата) устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п. 1 ч. 6 ст. 5 Закона № - ФЗ основаниями для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата являются отсутствие права на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Из содержания перечисленных положений Федерального закона № 256 -ФЗ в контексте его преамбулы следует, что дополнительные меры государственной поддержки предоставляются семье, рамки семьи ограничиваются родителями и детьми, когда в семье имеется (воспитывается) не менее двух рожденных (усыновленных) детей, один из которых, родился, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.

Иное толкование противоречит преамбуле названного Федерального закона, целью которого является установление дополнительных мер государственной поддержки семьям, имеющих детей.

На момент обращения ДД.ММ.ГГГГ в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> у Жужуевой О.К. имелся только один малолетний ребёнок ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, поэтому право на материнский (семейный капитал) не возникло.

В соответствии с п. 2 статьи 17 Гражданского кодекса Российской Федерации правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью. Также согласно ФЗ «Об актах гражданского состояния» (ст. 20) установлено, что свидетельство о рождении ребёнка, родившегося мёртвым не выдаётся, не производится и государственная регистрация смерти ребенка.

В целях обеспечения учета лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки и реализация указанного права, согласно требованиям ст. 4 ФЗ №, осуществляется ведение федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки. Государственный регистр должен содержать информацию о лице, имеющем право на дополнительные меры государственной поддержки, а также сведения о детях (фамилия, имя, отчество, пол, дату и место рождения, реквизиты, свидетельство о рождении, очередность рождения, гражданство). Для получения государственного сертификата необходимо предоставить указанные документы.

Кроме того, статьей 47 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 3, 6 и главой второй ФЗ от 15,11.1997 года № ФЗ «об актах гражданского состояния» определено, что документом, подтверждающим факт рождения, является свидетельство о рождении.

Из показаний истца Жужуевой О.К. следует, что ФИО2 родился ДД.ММ.ГГГГ, а умер ДД.ММ.ГГГГ, что и отражено в справке о рождении и свидетельстве о смерти, данное обстоятельство подтверждает факт государственной регистрации рождения мертвого ребенка, а не свидетельство о рождении. Имеющая в материалах дела справка также подтверждает факт рождения ДД.ММ.ГГГГ и факт смерти ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно пп. 1 п. 6 ст. 5 ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ основанием для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата является отсутствие права на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с настоящим Федеральным законом. Отсутствие права на дополнительные меры государственной поддержки подтверждено материалами дела и пояснениями представителя ответчика.

Суд приходит к выводу, что решение ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал Жужевой О.К. является законным и обоснованным. Жужева О.К. не имеет права на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей и на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.

При указанных обстоятельствах, исковые требования Жужевой О.К. об оспаривании действий ГУ Управления пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский капитал не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении искового заявления Жужуевой ФИО1 об оспаривании действий ГУ Управления пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский капитал.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Карачаево - Черкесской Республики в течение 10 дней через Черкесский городской суд с момента изготовления решения в окончательном форме.

Судья Черкесского городского суда О.А. Сыч

В окончательной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.