Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ год <адрес>
Черкесский городской суд Карачаево - Черкесской Республики в составе
председательствующей судьи Сыч О.А.,
при секретаре судебного заседания Хачировой Н.Ю.,
с участием истца Ивановой В.Ф.,
представителя ответчика председателя ТСЖ «Каскад» - ФИО2,
представителя ответчика Управления социальной защиты населения Мэрии муниципального образования г. ФИО5, действующей на основании доверенности,
представителя ответчика Министерства труда и социального развития КЧР - ФИО6, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Ивановой ФИО1 к ТСЖ «Каскад» об обязании предоставить льготы и компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Иванова В. Ф. обратилась в Черкесский городской суд в интересах своего несовершеннолетнего сына ФИО3 с исковым заявлением к ТСЖ «Каскад» об обязании предоставить льготы и компенсации морального вреда. Истец в исковом заявлении и в судебном заседании указала, что она проживает по адресу: <адрес>, она является опекуном несовершеннолетнего сына, ФИО3 ДД.ММ.ГГГГр., ребенка - инвалида с ДД.ММ.ГГГГ года.
ФИО2 является председателем ТСЖ «Каскад» многоквартирного дома по <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>.
Согласно п. 13 «Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющих детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг», утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, инвалидам и семьям, имеющим детей инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 % оплаты жилья в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, оплаты коммунальных услуг, независимо от принадлежности жилищного фонда.
Согласно решения Совета депутатов муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении льгот инвалидам первой группы, инвалидам детства по оплате жилья и коммунальных услуг» и решения Думы муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в решение Совета депутатов муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «...собственникам жилых помещений предоставить дополнительные льготы по оплате за содержание и ремонт жилого помещения, коммунальные услуги. .. в размере 25 % действующих ставок. .. - семьям, имеющим детей - инвалидов в возрасте до 16 лет».
Согласно п. 4 ст. 138 Жилищного кодекса Российской Федерации ТСЖ обязано обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование. С момента образования ТСЖ «Каскад» ответчик, предоставляла, нарушая законные прав семьи права семьи, имеющей ребенка - инвалида, льготы по оплате за обслуживание мест общего пользования в размере 62,5 % (приложение 4), вместо 75 % (приложение 5), согласно п. 1. и п. 2., вышеизложенного.
С ДД.ММ.ГГГГ, при достижении ребенком - инвалидом возраста 16 лет, ответчик прекратила льготное начисление семье, тем самым нарушила законные права семьи, имеющей ребенка - инвалида.
Семья истца в течение более чем год неоднократно обращалась к ответчику с заявкой на ремонт общего стояка водоснабжения, проходящего через квартиру истца, где появился свищ, а через год и другой. Ответчик, нарушив законодательство, указанное в п. 39 ничего не предприняла для устранения аварийной ситуации. Истец была вынуждена, временно устранить течь в трубе, самостоятельно надев хомуты на свищи в трубе, которые в любой момент могут не выдержать давление воды в трубе и устроить потоп не только в квартире истца, но и в соседних квартирах. Постоянное беспокойство о возможном потопе нервирует семью больше года, что неблагоприятно сказывается на здоровье ребенка-инвалида и его отца - инвалида 2 группы. Помощник ответчика, которая исправно занимается сбором денег и непосредственно контактирует с жильцами подъезда от имени ответчика, заявила, что трубы-стояки, проходящие через квартиры обязаны ремонтировать сами жильцы, что противоречит законодательству. Принимая во внимание то, что запланированные ремонты подъездов и подвала не произведены и отложены на неопределенное время, а уборка придомовой территории производится не ежедневно, а за домом вообще не производится, истец считает, что плата за обслуживание мест общего пользования не обоснованно высока. В связи, с чем ходатайствует об ее уменьшении.
Истец ДД.ММ.ГГГГ обратилась в прокуратуру <адрес> с жалобой на неправомерные действия ответчика и, в установленном законом сроки, получила скользкий ответ, конкретно не рассматривающий ни одну из жалоб истца; с неприемлемой для данного случая формулировкой: «...основания для принятия мер прокурорского реагирования не выявлено». Некомпетентность сотрудника прокуратуры не может лишить семьи ребенка - инвалида льгот. К жалобе был приложен пакет документов, среди которых пример обращения в Высший Арбитражный Суд РФ ТСЖ «Оптимист», где в установленном порядке говорится: «...независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, в том числе ТСЖ, должны предоставлять инвалидам льготы по оплате, как коммунальных услуг, так и содержанию жилья...». Просит обязать ответчика предоставить ей льготы согласно федерального и местного законов по оплате за обслуживание мест общего пользования жилья с момента образования ТСЖ; Взыскать с ответчика в пользу истца сумму морального ущерба в размере 5 000 рублей; Обязать ответчика устранить аварийную ситуацию в квартире истца в кратчайшие сроки; Обязать ответчика произвести перерасчет за обслуживание мест общего пользования жилья в сторону уменьшения, в связи с неудовлетворительным обслуживанием.
В судебном заседании Иванова В.Ф. полностью поддержала заявленные исковые требования и просила их удовлетворить. Так, истцом заявлено требование о компенсации морального вреда. Данное требование истец мотивировала тем, что в течение 2 лет ТСЖ «Каскад» нарушало права ее ребенка - инвалида, в результате чего в ее семье, где и муж является инвалидом 2 группы, была создана нервозная обстановка. Состояние здоровья мужа из-за аварийной ситуации в квартире, а также из -за неоднократно поступающих на имя ее мужа предупреждений о погашении задолженности по оплате за коммунальные услуги значительно ухудшилось. Муж стал раздражительным, срывался, в связи, с чем ребенок - инвалид нервничал. У сына кардиологом установлен диагноз нейроциркуляторная дистония по кардинальному типу. Даже возбуждение во время отдыха для клапанов его сердца противопоказано, а в доме постоянно происходили скандалы, устраиваемые больным отцом. ТСЖ «каскад» не всех уведомляла письменными уведомлениями о задолженности, а в данном случае уведомления направляла ее мужу, который не является даже совладельцем квартиры, и муж устраивал по этому поводу скандалы. Просила взыскать компенсацию морального вреда в сумме 5 000 рублей, при этом представила медицинские документы об ухудшении состояния здоровья мужа и сына, а также квитанции на приобретение лекарств. Сумму в 5 000 рублей она определила из расходов на приобретение лекарств, которые была вынуждена приобретать из-за нервозности в семье по поводу сложившейся ситуации с ответчиком ТСЖ «Каскад».
Представитель ответчика председатель ТСЖ «Каскад» - ФИО2 в судебном заседании с исковыми требованиями Ивановой В.Ф. не согласилась и просила отказать в их удовлетворении в полном объеме. ФИО2 пояснила, что ФИО1 (далее истец) ссылается на п. 13 «Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг», которые предусматривают предоставление льгот не ниже 50 % на оплату жилья в домах, находящихся в государственной или муниципальной собственности и оплату коммунальных услуг. ТСЖ «Каскад» был сделан письменный запрос в Министерство труда и социального развития КЧР от ДД.ММ.ГГГГ, на который был получен письменный ответ о том, что собственники ТСЖ не подпадают под категорию, имеющих право на получение льгот согласно ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» и «Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг».
Одновременно истец ссылается на Решение Думы муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в Решение совета депутатов муниципального образования <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №., заявляя о непредставлении льгот в установленном законом размере, что является голословным, поскольку ТСЖ имеет все документационные подтверждения о предоставлении истцу льгот, причем в большем размере, чем это предусматривает законодательство.
Ссылка на ст. 36 Жилищного кодекса РФ является неуместной, поскольку данная статья не содержит положений, касающихся ТСЖ.
Статья 138 ЖК РФ, на которую ссылается истец, обязывает собственников ТСЖ обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества. Для надлежащего санитарного и технического состояния общего имущества собственники ТСЖ в соответствии со ст. 11 Устава обязаны ежемесячно до 10 числа вносить паевые взносы, однако, истцом уже на протяжении 1 года не выполняются положения Устава, касающиеся оплаты. Вместе с тем, обратила внимание на то, что письменного заявления о производстве ремонта общего стояка в адрес Правления ТСЖ «Каскад» не поступало, и ссылка на неоднократные обращения по данному поводу не имеет под собой подтверждения. Одновременно сообщила, что замена общих стояков производится по мере поступления паевых взносов от собственников ТСЖ, что касается ремонта подъезда, то согласно Постановления Госстроя от ДД.ММ.ГГГГ № "Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда", цитируем: "ремонт подъездов производится 1 раз в 5 лет по истечении срока". Первостепенной задачей, которую ставит перед собой ТСЖ «Каскад» это ремонт крыши, стояков и панельных швов. Что касается размера паевых взносов, то согласно п. 4 ст. 145 ЖК РФ и ст. 11 Устава ТСЖ «Каскад» размер оплаты за жилое помещение устанавливается общим собранием собственников ТСЖ или же Правлением исходя из калькуляции на содержание жилого фонда.
По поводу компенсации морального вреда пояснила, что согласно ст. 151 ГК РФ моральный вред - это несение человеком морального или физического страдания, испытываемого вследствие противоправных действий других лиц. В чем заключается противоправность действий ТСЖ «Каскад» по отношению к истцу и членом ее семьи? ТСЖ не совершило противоправного деяния в отношении истицы и членов ее семьи, в связи с чем, требование о возмещении морального вреда считает необоснованными. Просит отказать истцу в предоставлении льгот на основании федерального и местного законов по оплате за обслуживание мест общего пользования. Отказать в выплате морального вреда и в устранении аварийной ситуации в квартире до полного погашения имеющейся задолженности по оплате паевых взносов, в произведении перерасчета за обслуживание мест общего пользования в сторону уменьшения, произвести перерасчет за обслуживание мест общего пользования в связи с предоставлением льгот в большем размере, чем предусмотрено законодательством и взыскать в пользу ТСЖ «Каскад» разницу между начисленной и возмещенной суммой льготы согласно справки - расчета.
Представитель ответчика Управления социальной защиты населения Мэрии муниципального образования г. ФИО5 с исковыми требованиями Ивановой В.Ф. не согласилась и просила отказать в их удовлетворении.
Представитель Министерства труда и социального развития КЧР - ФИО6 в судебном заседании не согласилась с исковыми требованиями Ивановой В. Ф. и пояснила, что ТСЖ «Каскад» обратилось в Министерство труда и социального развития КЧР для заключения договора в соответствии, с постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка финансирования и расходования средств из республиканского бюджета на предоставление мер социальной поддержки отдельных категорий граждан» в ДД.ММ.ГГГГ года. Договор о предоставлении мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение и возмещению расходов на реализацию мер социальной поддержки заключен 28 августа № во исполнение Федеральных законов: от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие аварии на Чернобыльской АЭС», от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах», По Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» договор с ТСЖ не заключен. Так как согласно ч. 13 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ "Осоциальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 % на оплату жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда. Данной нормой установлена скидка на оплату жилого помещения только в домах государственного и муниципального жилищного фонда. Понятие жилищного фонда и ее видов содержится в Жилищном кодексе Российской Федерации.Как предусмотрено п. 2 ст. 19 названного Кодекса, жилищный фонд, в зависимости от формы собственности, подразделяется на: 1) частный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц; 2) государственный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации); 3) муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Таким образом, названная норма относит жилые помещения, находящиеся в собственности Российской Федерации и ее субъектов, к государственному жилищному фонду, а жилые помещения, находящиеся в собственности муниципальных образований, - к муниципальному жилищному фонду» Жилые помещения, находящиеся в собственности граждан, независимо от основания их приобретения (договор купли-продажи, мены, бесплатной передачи государственного имущества и так далее) отнесены к частному жилищному фонду. При этом Жилищный кодекс Российской Федерации, определяя понятие жилищного фонда, исходит из множественности жилых помещений, находящихся в собственности различных субъектов, которые могут являться составной частью многоквартирного дома, и не исключает возможности нахождения всех жилых помещений многоквартирного дома в государственной или муниципальной собственности (ст. 163 ЖК РФ). В связи с этим право на скидку по оплате жилого помещения имеют граждане, ставшие инвалидами и проживающие в домах, состоящих не только из жилых помещений (в том числе квартир), принадлежащих государственным и муниципальным образованиям, но и в домах, жилые помещения в которых относятся к разным формам собственности, при условии, что конкретные жилые помещения, занимаемые инвалидами, принадлежат на праве собственности Российской Федерации (субъекту Российской Федерации) или муниципальному образованию. Граждане из числа инвалидов, проживающие в квартирах, находящихся в многоквартирных домах и принадлежащих им на праве собственности, права на предоставление 50 % скидки на оплату жилого помещения не имеют.
ТСЖ «Каскад» не представило основание нахождения данного многоквартирного дома в государственной или муниципальной собственности в связи с чем, договор был заключен во исполнение только двух вышеуказанных федеральных законов.
Выслушав истца, представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения на основании справки серии МСЭ-2007 №, выданной ему Федеральным Государственным предприятием «Главное Бюро медико - социальных экспертиз по КЧР» по результатам освидетельствования ДД.ММ.ГГГГ является ребенком инвалидом, ФИО3 проживает в <адрес>.
До ДД.ММ.ГГГГ до достижения ребенком - инвалидом возраста 16 лет, истцу предоставлялась скидка по оплате жилого помещения, по оплате за жилищно-коммунальные услуги, в том числе по статьям «содержание дома», «капитальный ремонт», «вывоз отходов» и «техническое обслуживание лифта» в размере 50 %, в соответствии со ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ».
ДД.ММ.ГГГГ ТСЖ «Каскад» было зарегистрировано в качестве юридического лица в Федеральной налоговой службе. ТСЖ «Каскад» с ДД.ММ.ГГГГ перестало предоставлять истцу скидку 50 % на оплату жилого помещения по статьям «содержание и текущий ремонт», «капитальный ремонт», «вывоз отходов», «техническое обслуживание лифта». Плата за указанные услуги начислялась в размере 100 %. Действия ТСЖ «Каскад» по начислению оплаты за жилое помещение без учета льготы в размере 50 % являются незаконными по следующим основаниям.
Согласно абз. 13 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № ЮО-ФЗ) инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 % по оплате жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для населения. Ранее действовавшая редакция указанной статьи также предусматривала предоставление инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, скидки не ниже 50 % с квартирной платы (в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда) и оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
Порядок предоставления льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяется Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать инвалидам дополнительные льготы.
Статьей 153 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ определено, что при изменении после ДД.ММ.ГГГГ порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Кроме того, законодатель предусмотрел компенсацию расходов при реализации установленной ст. 17 Федерального закона № - ФЗ скидки на оплату жилья и жилищно-коммунальных услуг за счет средств федерального бюджета и предусмотрел право контроля за расходованием средств федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, определяющей структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, равно как и плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме, включает в себя в том числе: плату за содержание и ремонт жилого помещения (в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги). Предусмотрено также в отношении нанимателей жилого помещения, что капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет средств собственника жилищного фонда. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Таким образом, статьи платы за жилищно-коммунальные услуги «содержание и текущий ремонт», «капитальный ремонт», «вывоз отходов», «техническое обслуживание лифта», в силу приведенных выше норм Жилищного кодекса Российской Федерации, отнесены законом к плате за жилое помещение и коммунальные услуги.
Действующим до ДД.ММ.ГГГГ Жилищным кодексом РСФСР и ст. 7 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики» понятие «государственный жилищный фонд» определялось, как совокупность ведомственного фонда, состоящего в государственной собственности и находящегося в полном хозяйственном ведении государственных предприятий или оперативном управлении государственных учреждений. Муниципальный жилищный фонд аналогичным образом определялся как фонд, находящийся в собственности муниципальных образований, а также оперативном управлении муниципальных учреждений. Таким образом, к государственному и муниципальному жилищному фонду были отнесены все многоквартирные дома, управляемые государственными и муниципальными предприятиями. Жилые помещения в таких домах могли быть приватизированы проживающими в них лицами. Таким правом воспользовались, в том числе граждане, которым предоставлялись льготы по оплате жилого помещения на основании ст. 17 Федерального закона № 181-ФЗ.
Статьей 19 Жилищного кодекса Российской Федерации понятиям «государственный жилищный фонд» (совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации и субъектам Российской Федерации) и «муниципальный жилищный фонд» (совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям) дается иное определение.
Судом установлено, что отказ ТСЖ «Каскад» в предоставлении льготы в размере 50 % оплаты за жилое помещение произведен в результате применения ответчиком с декабря 2005 г. вышеуказанного Жилищного кодекса Российской Федерации к жилищным правоотношениям по расчету оплаты за жилое помещение указанным категориям граждан, проживающим в приватизированных квартирах, ранее относившихся к домам государственного и муниципального жилищного фонда. Однако такое применение жилищного законодательства к правоотношениям, возникшим до введения его в действие, не соответствует положениям, предусматривающим вступление его в действие и применение к действующим правоотношениям.
Так, ст. 6 Жилищного кодекса Российской Федерации, вступившего в действие с ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие только в случаях прямо предусмотренных этим актом.
Правоотношения между государством и инвалидами по предоставлению права их на льготы в размере 50 % оплаты жилого помещения, о которых заявлено истцом, возникли в силу действующего Федерального закона, до введения в действие нового ЖК РФ. Изменений или прекращения указанных правоотношений принятый правовой акт не содержит.
Статья 7 Конституции Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Статья 18 Конституции Российской Федерации гласит, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств.
Декларацией о правах инвалидов, утвержденной Резолюцией тринадцатой сессии Генеральной Ассамблеи ООН 3447 (ХХХ) от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что инвалиды должны пользоваться всеми правами, изложенными в настоящей Декларации. Эти права должны быть признаны за всеми инвалидами, без каких бы то ни было исключений и без различия и дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, вероисповедания, политических и иных убеждений, национального и социального происхождения материального положения, рождения или любого другого фактора, независимо от того, относится ли это к самому инвалиду или к его или ее семье.
Статья 8 Декларации о правах инвалидов определяет, что инвалиды имеют право на то, чтобы их особые нужда принимались во внимание на всех стадиях экономического и социального планирования. Статьей 10 указанного выше документа признано, что инвалиды должны быть защищены от какой бы то ни было эксплуатации, от любых видов регламентации и обращения, носящих дискриминационный, оскорбительный или унижающих характер.
Таким образом, учитывая вышеприведенные положения Конституции РФ и приоритет международных норм при применении внутреннего законодательства, реализация инвалидами своего права на приобретение занимаемого жилого помещения в собственность путем приватизации, не может являться основанием для лишения лица, которому государством предоставлена социальная поддержка, такой поддержки.
Согласно договоров № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ между Министерством труда и социального развития Карачаево - Черкесской Республики и ТСЖ «Каскад», Министерством труда и социального развития Карачаево - Черкесской Республики была предоставлена льгота в размере 50 % во исполнение ФЗ «О социальной поддержке граждан, подвергшимся радиационному воздействию вследствие аварии на Чернобльской АЭС» и Закону «О ветеранах».
Представитель Министерства труда и социального развития КЧР в судебном заседании пояснила, что ТСЖ «Каскад» не представило основание нахождения многоквартирного дома по <адрес> в государственной или муниципальной собственности, в связи, с чем вышеуказанные договора были заключены во исполнение только двух вышеуказанных федеральных законов.
Как пояснила представитель Министерства труда и социального развития КЧР, что Министерство рассматривает все обращения, и принимает по ним решения. Самостоятельно Министерство труда и социального развития КЧР не имеет возможности знать об обстановке в любом ТСЖ <адрес>, для чего требуется обращение.
Истцом представлен ответ ОАО «Управляющая компания жилищного хозяйства <адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ о том, что в домах находящихся на обслуживании ОАО «Управляющая компания жилищного хозяйства <адрес>» всем семьям, имеющим детей - инвалидов до ДД.ММ.ГГГГ предоставлялись льготы за обслуживание мест общего пользования в размере: 75 % - ребенок - инвалид до 16 лет; 50 % - ребенок - инвалид с 16 до 18 лет.
С учетом указанных выше обстоятельств суд считает, что требования Ивановой В.Ф. об обязании ТСЖ «Каскад» предоставить ей с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ льготу по оплате за обслуживание мест общего пользования жилья в соответствии с Федеральным законом о защите инвалидов в Российской Федерации и местными законами с учетом 50 % подлежат удовлетворению.
Истцом было заявлено требование об обязании ТСЖ «Каскад» устранить аварийную ситуацию в ее квартире в кратчайший срок. При выяснении в судебном заседании аварийной ситуации в квартире истца, было установлено, что на стояках горячей и холодной воды имеются свищи. Данное обстоятельство подтверждается фотографиями, представленными истцом.
По поручению суда, председателем ТСЖ «Каскад» ФИО2, бухгалтером ФИО8 и сантехником ФИО9 был установлен факт наличия свищей на общем стояке горячей воды в квартире истца, и один свищ на стояке холодной воды на санузле, данное обстоятельство было зафиксировано актом № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно акта № от ДД.ММ.ГГГГ в квартире истца, по адресу: <адрес> была устранена аварийная ситуация, а именно имеющиеся свищи на стояках горячей и холодной воды, были заварены посредством сварки.
При выяснении у истца на день вынесения решения судом имеется ли в ее квартире аварийная ситуация, истец пояснила, что аварийная ситуация устранена и претензий у нее по данному поводу не имеется. При таких обстоятельствах, суд считает, что исковые требования истца об обязании устранить аварийную ситуацию в квартире, не обоснованы и не подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежном выражении. Размер компенсации морального среда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размере компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
С учетом характера причиненных истцу нравственных страданий, вызванных не предоставлением ответчиком льготы по оплате коммунальных платежей, а также аварийной ситуацией сложившейся в ее квартире, которую невозможно было устранить силами семьи, из-за того, что в семье два инвалида, принципа разумности и справедливости, в силу ст. 1101 ГК РФ, суд считает возможным определить размер компенсации морального вреда в денежном выражении в сумме 5 000 (пять тысяч рублей). По мнению суда, указанная сумма будет соответствовать степени физических и нравственных страданий истца, отвечая принципам разумности и справедливости.
Требование о перерасчете за обслуживание мест общего пользования жилья в сторону уменьшения, в связи с неудовлетворительным обслуживанием ТСЖ «Каскад» многоквартирного дома по <адрес> отказать, в связи с необоснованностью.
На основании изложенного, ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в 181 - ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить исковые требования Ивановой ФИО1 к ТСЖ «Каскад» об обязании предоставить льготы и компенсации морального вреда.
Обязать ТСЖ «Каскад» предоставить Ивановой ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ (с момента образования ТСЖ «Каскад») по ДД.ММ.ГГГГ льготу по оплате за обслуживание мест общего пользования жилья в соответствии с Федеральным законом о защите инвалидов в Российской Федерации и местными законами с учетом 50 % и произвести перерасчет.
Взыскать с ТСЖ «Каскад» в пользу Ивановой ФИО1 компенсацию морального вреда в сумме 5 000 рублей.
В остальной части исковых требований Ивановой ФИО1 к ТСЖ «Каскад» об обязании предоставить льготы и компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Карачаево - Черкесской Республики в течение 10 дней через Черкесский городской суд.
Судья Черкесского городского суда О.А. Сыч
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.