Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 июля 2010 года г. Черкесск
Черкесский городской суд Карачаево - Черкесской Республики в составе
председательствующей судьи Сыч О.А.,
при секретаре судебного заседания Хачировой Н.Ю.,
с участием представителя истца прокурора Дзыба Р.Э.,
представителя ответчика Думы МО г. Черкесска - Эркеновой М.Л., действующей на основании доверенности,
представителя ответчика Управления по имущественным и земельным отношениям Мэрии муниципального образования г. Черкесска - Мукаева М.Д., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело № 2 - 1771/10 по исковому заявлению прокурора г. Черкесска к Думе МО г. Черкесска и Мэрии муниципального образования г. Черкесска о признании незаконным бездействия, выраженном в непринятии мер по оснащению библиотек г. Черкеска необходимыми средствами пожарной безопасности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Черкесска обратился в суд с заявлением порядке ст. 45 ГПК РФ к Думе МО г. Черкесска и Мэрии муниципального образования г. Черкесска о признании незаконным бездействия, выраженном в непринятии мер по оснащению библиотек г. Черкеска необходимыми средствами пожарной безопасности. В заявлении прокурор указал, что прокуратурой г. Черкесска проведена проверка соблюдения законодательства Российской Федерации о несовершеннолетних в библиотеках муниципального образования г. Черкесска. В ходе проверки установлено, что здание Центральной городской библиотеки, филиала № 3 Центральной библиотечной системы, филиала № 6 Центральной библиотечной системы, филиала № 4 Центральной библиотечной системы, филиала № 2 Центральной библиотечной системы, филиала № 5 Центральной библиотечной системы и Центральная городская библиотека эксплуатируются с нарушениями норм и правил пожарной безопасности. В библиотеках отсутствует автоматическая пожарная сигнализация, отсутствует система оповещения людей при пожаре.
В соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава муниципального образования г. Черкесска, Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69 - ФЗ «О пожарной безопасности» и Закона Карачаево - Черкесской Республики от 29 декабря 1998 года № 537 - ХХ11 «О пожарной безопасности в КЧР» оснащение библиотек города Черкесска автоматической пожарной сигнализацией и системами оповещения о пожаре входит в состав первичных мер безопасности. Следовательно, обязанность по оснащению библиотек г. Черкесска этими системами, законом возложена на органы местного самоуправления.
В соответствии с действующим Уставом муниципального образования города Черкесска выборным (представительным) органом местного самоуправления Черкесского городского округа является Дума муниципального образования города Черкесска, обладающая правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования города Черкесска (п. 2 ст. 25). Для осуществления исполнительно-распорядительных полномочий создана мэрия муниципального образования города Черкесска (п. 4 ст. 25). Представительным органом местного самоуправления Черкесского городского округа является Дума муниципального образования города Черкесска - городская Дума, представляющая всё население муниципального образования и осуществляющая народовластие от его имени в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Конституцией и законами Карачаево-Черкесской Республики, Уставом г. Черкесска (п. 1 ст. 32).
В исключительном ведении Думы муниципального образования города Черкесска находятся: утверждение местного бюджета и отчёта о его принятие планов и программ развития муниципального образования города Черкесска, утверждение отчётов об их исполнении; определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; определение порядка материально- технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления муниципального образования города Черкесска; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения (ст. 33).
Мэрия муниципального образования города Черкесска является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделённым настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального образования города Черкесска федеральными и республиканскими законами (ст. 48). К правам и обязанностям мэрии муниципального образования города Черкесска относятся: Разработка и исполнение бюджета города, нормативных правил, программ развития и других документов, утверждаемых Думой муниципального образования города Черкесска (ст. 51).
Эксплуатация зданий библиотек с нарушениями норм и правил пожарной безопасности ставит под угрозу жизнь и здоровье несовершеннолетних пользователей библиотечным фондом. Просит признать незаконными бездействие Мэрии муниципального образования г. Черкесска и Думы МО г. Черкесска выраженном в непринятии мер по оснащению библиотек необходимыми средствами пожарной безопасности. Обязать мэрию муниципального образования г. Черкесска принять меры направленные на оборудование помещения филиала № 3 Центральной городской библиотеки, расположенной по адресу: <адрес>, филиала № 6 Центральной библиотечной системы, расположенного по адресу: <адрес>, филиала № 4 Центральной библиотечной системы, расположенного по адресу: <адрес>, филиала № 2 Центральной библиотечной системы, расположенной по адресу: <адрес> филиала № 5 Центральной библиотечной системы, расположенная по адресу: <адрес> Центральная городская библиотека, расположенная по адресу: <адрес> автоматической пожарной системой сигнализации и системой оповещения людей при пожаре.
Представитель истца прокурор Дзыба Р.Э. в судебном заседании полностью поддержала заявленные требования и просила их удовлетворить.
Представитель ответчика Думы МО г. Черкесска - Эркенова М.Л. в судебном заседании с исковыми требованиям прокурора г. Черкесска не согласилась, и просила в их удовлетворении отказать в полном объеме.
Представитель третьего лица Управления по имущественным и земельным отношениям Мэрии муниципального образования г. Черкесска - Мукаев М.Д. с исковыми требованиям прокурора г. Черкесска не согласился, и просил в их удовлетворении отказать в полном объеме.
Представитель Мэрии муниципального образования г. Черкеска, извещенный о дне и времени рассмотрения настоящего дела в судебное заседание не явился. Представитель Мэрии муниципального образования г. Черкеска представил ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с занятостью в других процессах. Однако документов подтверждающих, то, что в это же время назначены другие судебные разбирательства, суду представлено не было. Кроме этого, указанное ходатайство об отложении судебного заседания было представлено суду представителем Думы МО г. Черкесска.
В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого - либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Представителем Мэрии муниципального образования г. Черкеска не представлено суду сведений об уважительных причинах его неявки в судебное заседание.
Удовлетворение ходатайства об отложении разбирательства дела в случае неявки кого-либо из участников процесса, является правом, а не обязанностью суда (часть 6 статьи 167, часть 1 статьи 169 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Судом также учитывается требования ч. 1 ст. 154 ГПК РФ о сроках рассмотрения и разрешения гражданских дел.
Суд определил рассмотреть данное гражданское дело в отсутствии представителя Мэрии муниципального образования г. Черкесска.
Третьи лица: заведующая филиалом № 3 Центральной городской библиотеки Котлярова И.А., заведующая филиалом № 6 Центральной городской библиотеки Таксирова Л.А., заведующая Центральной городской библиотеки Окунева И.А., заведующая филиалом № 4 Центральной городской библиотеки Загаштокова Н.П., заведующая филиалом № 2 Центральной городской библиотеки Хахандукова А.А., заведующая филиалом № 5 Центральной городской библиотеки Мельникова Э.И. представили в суд заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, представителя третьего лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации высшей ценностью являются человек, его права и свободы. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2).
Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка и защита детства (ст. 7, ст. 38).
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием ст. 18).
Каждый имеет право на жизнь, на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду (ст. 20, ст. 41, ст. 42).
В России гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется (ст. 45).
Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ст. 46).
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации если инoe, не предусмотрено законом или договором бремя содержания имущества, включая бремя его содержания в надлежащем техническом и противопожарном состоянии, несёт собственник этого имущества.
Согласно ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством также несут собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться этим имуществом, в том числе руководители предприятий.
Так, в судебном заседании было установлено, что в ходе проведения прокуратурой г. Черкесска проверки соблюдения законодательства РФ о несовершеннолетних в библиотеках муниципального образования г. Черкесска выявлено, что здание филиала № 3 Центральной библиотечной системы, расположенное по адресу: <адрес>; филиала № 6 Центральной библиотечной системы, расположенного по адресу: <адрес>; филиала № 4 Центральной библиотечной системы, расположенного по адресу: <адрес>; филиала № 2 Центральной библиотечной системы, расположенной по адресу: <адрес> филиала № 5 Центральной библиотечной системы, расположенная по адресу: <адрес> и Центральная городская библиотека, расположенная по адресу: <адрес> эксплуатируется с нарушениями норм и правил пожарной сигнализации, отсутствует система оповещения людей при пожаре.
Из объяснений Урусова Х.Ю. (представителя Управления культуры Мэрии муниципального образования г. Черкесска) от 25 марта 2010 года следует, что в вышеуказанных библиотеках отсутствует пожарная сигнализация и система оповещения людей при пожаре.
Объяснениями заведующей филиалом № 3 Центральной городской библиотеки Котляровой И.А., заведующей филиалом № 6 Центральной городской библиотеки Таксировой Л.А., заведующей Центральной городской библиотеки Окуневой И.А., заведующей филиалом № 4 Центральной городской библиотеки Загаштоковой Н.П., заведующей филиалом № 2 Центральной городской библиотеки Хахандуковой А.А., заведующей филиалом № 5 Центральной городской библиотеки Мельниковой Э.И. подтверждается отсутствие в библиотеках пожарной сигнализации и системы оповещения людей при пожаре.
В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-Ф, З «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся: утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
При этом согласно п.п.10 п.1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п.п. 10 п. 1 ст. 15 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 25 октября 2004 года N 30-РЗ «О местном самоуправлении в Карачаево-Черкесской Республике» обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа прямо отнесено к вопросам местного значения городского округа.
В пункте 1.11 ст. 8 Устава муниципального образования города Черкесска, являющегося актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, который имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования города Черкесска, также указано, что обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального образования города Черкесска относится к вопросам местного значения муниципального образования города Черкесска.
Как указано в ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и в ст.1 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 29 декабря 1998 года № 537-ХХП «О пожарной безопасности в Карачаево-Черкесской Республике» под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
По смыслу вышеназванных положений федерального и республиканского законодательства оснащение библиотек города Черкесска автоматической пожарной сигнализацией и системами оповещения о пожаре входит в состав первичных мер пожарной безопасности. Следовательно, обязанность по оснащению библиотек г. Черкесска этими системами, законом возложена на органы местного самоуправления.
В соответствии с действующим Уставом муниципального образования города Черкесска выборным (представительным) органом местного самоуправления Черкесского городского округа является Дума муниципального образования города Черкесска, обладающая правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования города Черкесска (п. 2 ст. 25). Для осуществления исполнительно-распорядительных полномочий создана мэрия муниципального образования города Черкесска (п. 4 ст. 25). Представительным органом местного самоуправления Черкесского городского округа является Дума муниципального образования города Черкесска - городская Дума, представляющая всё население муниципального образования и осуществляющая народовластие от его имени в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Конституцией и законами Карачаево-Черкесской Республики, Уставом г. Черкесска (п. 1 ст. 32).
В исключительном ведении Думы муниципального образования города
Черкесска находятся: утверждение местного бюджета и отчёта о его исполнении; принятие планов и программ развития муниципального образования города Черкесска, утверждение отчётов об их исполнении; определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; определение порядка материально- технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления муниципального образования города Черкесска; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения (ст. 33).
Мэрия муниципального образования города Черкесска является исполнительно - распорядительным органом местного самоуправления, наделённым настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального образования города Черкесска федеральными и республиканскими законами (ст. 48). К правам и обязанностям мэрии муниципального образования города Черкесска относятся: разработка и исполнение бюджета города, нормативных правил, программ развития и других документов, утверждаемых Думой муниципального образования города Черкесска (ст. 51).
Согласно требованиям ст. 13 Закона КЧР «О библиотечном деле», органы государственной власти и местного самоуправления республики выступают гарантом прав, предусмотренных Законом, обеспечивают финансирование комплектования и сохранности фондов соответственно республиканских и муниципальных библиотек в пределах ассигнований, предусмотренных в республиканском и местных бюджетах по разделу "Культура и искусство".
При указанных обстоятельствах, суд считает, что Дума МО г. Черкесска, как орган, который должен обеспечивать наличие в городском бюджете денежных средств, необходимых для соблюдения требований пожарной безопасности в библиотеках г. Черкесска, и Мэрия г. Черкесска, наделённая полномочиями по решению вопросов местного значения, включая обеспечение правил пожарной безопасности в муниципальных библиотеках г. Черкесска являются надлежащими ответчиками по данному делу.
Эксплуатация здания библиотеки с нарушениями норм и правил пожарной безопасности ставит под угрозу жизнь и здоровье несовершеннолетних пользователей библиотечным фондом.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 197 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным бездействие мэрии МО г. Черкесска и Думы МО г. Черкесска выраженном в непринятии мер по оснащению библиотек г. Черкеска необходимыми средствами пожарной безопасности.
Обязать мэрию МО г. Черкесска и Думу МО г. Черкесска принять меры направленные на оборудование помещения оборудование помещения филиала № 3 Центральной городской библиотеки, расположенной по адресу: г. Черкесск, ул. Доватора, 78; филиала № 6 Центральной библиотечной системы, расположенного по адресу: г. Черкесск, ул. Кооперативная, 15; филиала № 4 Центральной библиотечной системы, расположенного по адресу: г. Черкесск, ул. Тихая, 4; филиала № 2 Центральной библиотечной системы, расположенной по адресу: г. Черкесск, ул. Парковая, 21 «а»; филиала № 5 Центральной библиотечной системы, расположенная по адресу: г. Черкесск, ул. Партизанская, 113 «а» и Центральной городской библиотеки, расположенной по адресу: г. Черкесск, ул. Ленина, 149 автоматической пожарной системой сигнализации и системой оповещения людей при пожаре.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Карачаево - Черкесской Республики в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательном виде.
Судья Черкесского городского суда О.А. Сыч
Решение в окончательном виде изготовлено 19 июля 2010 года.