Решение от 9 ноября 2010 года по делу 2-3632/2010



РЕШЕНИЕ

город Черкесск 9 ноября 2010 года

Именем Российской Федерации

Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики

в составе председательствующего судьи Коцубина Ю.М.,

при секретаре судебного заседания Ногайлиевой Ю.К., с участием:

истицы Алиевой Т.А., представителя ответчика - Тлисовой Р.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело

№ 2-3632/10 по иску Алиевой ФИО1 к Государственному

учреждению - Отделению Пенсионного фонда России по Карачаево-

Черкесской Республике о признании права на досрочное назначение

трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической

деятельности,

установил:

Алиева Т.А. обратилась в Черкесский городской суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда России по КЧР о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. В своём заявлении истица указала, что 13 июня 2009 года она обратилась в Пенсионный фонд по г.Черкесску за досрочным назначением трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Протоколом № 23 от 23 мая 2009 года ей отказали в назначении пенсии, указав, что право на пенсию наступит с 24 ноября 2009 года, в связи с чем она может повторно обратиться за назначением пенсии не ранее указанного срока. По мнению комиссии, у неё специального стажа имелось на тот момент 24 года 3 месяца 18 дней - период ухода за ребёнком до достижения 1,5 лет был исключён из специального стажа. Протокол она получила на руки 9 июня 2009 года, когда и узнала о принятом решении. Последний документ для назначения пенсии к данному заявлению был представлен 30 марта 2009 года. В соответствии с п.1 ст.19 Закона от 17 декабря 2001 года трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее дня возникновения право на её назначение. Согласно п.3 ст.19 Закона от 17 декабря 2001 года в случае, если к заявлению приложены не все необходимые документы для назначения трудовой пенсии, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, даёт лицу, обратившемуся за трудовой пенсией, разъяснения, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут предоставлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днём обращения за трудовой пенсией считается день приёма заявления о назначении трудовой пенсии по старости.Согласно п.5 ст.19 Закона от 17 декабря 2001 года заявление о назначении трудовой пенсии по старости рассматривается не позднее чем через десять дней со дня приёма этого заявления либо со дня предоставления дополнительных документов в соответствии с пунктом 3 ст.19 Закона. В случае отказа в удовлетворении указанного заявления орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, не позднее чем через пять дней после вынесения соответствующего решения извещает об этом заявителя с указанием причины отказа и порядка его обжалования и одновременно возвращает все документы. Ответчиком грубо нарушены указанные нормы закона, что влечёт за собой нарушение её конституционного права на пенсионное обеспечение в сроки, установленные законом, а именно - по заявлению, поданному 13 марта 2009 года. Протокол был вынесен лишь спустя 2 месяца - 23 мая 2009 года, а ей вручен - 3 июня 2009 года. Не смотря на все это, она поработала в той же должности до указанного ими срока, и 25 ноября 2009 года обратилась повторно за назначением пенсии в связи с педагогической деятельностью. Однако в назначении пенсии ей опять отказали, указав, что она имеет право на пенсию лишь в 55 лет. Если по состоянию на 13 июня 2009 года ответчик считал, что у неё специального стажа 24 года 3 месяца 18 дней, то на более поздний срок он почему-то считает, что у неё специального стажа 14 лет 11 месяцев 3 дня по тем же документам. С решением комиссии органа пенсионного обеспечения она не согласна. Она была зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 10 марта 2000 года. Как видно из форм СЗИ-5 от 9 апреля 2009 года, период её трудовой деятельности с 1 января 1999 года по 13 марта 2009 года (дата первого обращения за назначением пенсии) в графе выслуга и условия для досрочного назначения трудовой пенсии указаны коды: ЗП80ПД и 28-ПД. Эта форма состоит из индивидуальных сведений, которые ежегодно работодатель представлял в пенсионный фонд с копиями штатных расписаний и иных документов, подтверждающих факт льготной работы. На протяжении десяти лет пенсионный фонд признавал её работу в указанный период времени льготной, дающей право на досрочное назначении назначение трудовой пенсии по старости, а сейчас считает период с тех пор, как ввели понятие персонифицированного учёта, который именно пенсионный фонд систематически (каждый отчётный год за отработанный год) оценивает при сдаче работодателями на своих работников сведения, и считает, что она не имеет права на досрочное назначение пенсии. Форма СЗВ-К (конвертации пенсионных прав) подтверждает, что её деятельность была оценена как льготная самим пенсионным фондом и работодателем. На протяжении всей своей жизни она посвятила себя педагогической деятельности. Получала очень маленький заработок (так как данная деятельность низкооплачиваемая), однако законодатель в качестве компенсации низкой оплаты и сложности данного вида деятельности гарантировал досрочное (льготное) пенсионное обеспечение независимо от возраста при осуществлении не менее 25 лет педагогической деятельности в учреждениях с детьми. Данными правами она не может воспользоваться из-за того, что пенсионный фонд при каждом её обращении толкует нормы законодательства по новому и по своему, при этом отказывая под разным предлогом в назначении пенсии. Она имеет право на досрочное назначение пенсии по старости, так как с 1988 года, как начала работать в преподавательской должности, так до сих пор работает на ней. Она не имеет иной специальности, кроме преподавателя. В соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Закона от 17 декабря 2001 года лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста назначается трудовая пения по старости. Как видно из её трудовой книжки, она работала преподавателем детской музыкальной школы, исполняла обязанности и работала в должности завуча детской музыкальной школы. 1 сентября 1995 года она была назначена завучем Дербентской детской музыкальной школы № 2, где проработала до 1 сентября 2002 года (уволилась в связи с выездом в КЧР), и из этого периода на одной и той же должности ответчик засчитывает в льготный стаж период до 31 октября 1999 года, а с 1 ноября 1999 года по 1 сентября 2002 года считает обычным стажем, хотя ничего в её работе не изменилось. Период с 1 ноября 1999 года по 25 ноября 2009 года ответчик исключает из льготного стажа, так как считает, что она в этот период работала в должности заведующей учебной части. Однако, как видно из записи № 10 трудовой книжки, она была принята на работу по приказу № 215 от 1 сентября 1995 года преподавателем, что подтверждается актом № 63 от 13 мая 2009 года. При первичном обращении ответчик включал этот период в льготный, а должность завуча была в нагрузку. Тем не менее, она отрабатывала свои педчасы. Этот факт отражен в трудовой книжке и акте № 63 от 13 мая 2009 года, где также видно, что из декретного отпуска она вышла на работу с сохранением педчасов. Более того, даже должность завуча согласно пенсионному законодательству тоже считается льготной, дающей право на досрочное назначение пенсии. Факт её преподавательской деятельности ответчиком не опровергается и подтверждается трудовой книжкой и формами СЗИ-5 и СЗВ-К. Весь указанный период она работала с детьми, занималась преподавательской деятельностью. Требуемые подпунктом 19 п.1 ст.27 Закона от 17 декабря 2001 года 25 лет педагогического стажа она отработала, заявление о назначении трудовой пенсии по старости подала 25 ноября 2009 года и имеет полное право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с 25 ноября 2009 года. Истица просила: 1) признать её право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с 25 ноября 2009 года в связи с осуществлением не менее 25 лет педагогической деятельности в учреждениях для детей; 2) обязать ГУ - ОПФР по КЧР в лице Управления в г.Черкесске зачесть в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности периоды её трудовой деятельности с 1 ноября 1999 года по 25 ноября 2009 года и досрочно назначить ей трудовую пенсию по старости с 25 ноября 2009 года.

В судебном заседании истица повторила доводы и требования, изложенные в исковом заявлении, просила иск удовлетворить.

Представитель ответчика - Тлисова Р.Р. в судебном заседании иск не признала, просила в иске отказать по основаниям, указанным в протоколе об отказе в назначении истице пенсии.

Выслушав объяснения истицы и представителя ответчика, исследовав имеющиеся в деле документы, суд пришёл к выводу об обоснованности исковых требований и необходимости их удовлетворения.

В соответствии с подп.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста. Согласно п.2 ст.27 этого же федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, а также правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 (в редакции постановления от 26 мая 2009 года № 449) утверждён Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В этот список в числе прочих включены должности преподавателя, старшего преподавателя, заведующего учебной частью (завуча) и директора детской музыкальной школы и детской школы искусств.

В судебном заседании установлено, что истица - Алиева Т.А., родившаяся ДД.ММ.ГГГГ, имеет необходимый специальный стаж работы в должности, указанной в вышеназванном Списке, поскольку она в общей сложности более 25 лет (с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время) проработала в детских музыкальных школах и в детских школах искусств в должностях преподавателя и завуча. Никакой другой деятельностью, кроме музыкально-педагогической истица не занималась, иной профессии не имеет.

Реализуя предоставленное ст.126 Конституции России и п.5 ст.19 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» право давать разъяснения по вопросам судебной практики, Президиум Верховного Суда России в п.3 Обзора судебной практики, утвержденного постановлением от 9 февраля 2005 года, разъяснил, что поскольку действующее пенсионное законодательство не содержит каких-либо ограничений в способах доказывания характера выполняемой работы, подтверждение которого необходимо для целей назначения пенсии на льготных условиях, суд вправе принять во внимание любые средства доказывания, предусмотренные ГПК РФ, если подтверждение стажа документами невозможно по причинам, не зависящим от работника.

В данном случае факт работы истицы на должностях преподавателя и заведующего учебной частью (завуча) детских музыкальных школ и детских школ искусств подтверждается как объяснениями самой истицы, так и записями в её трудовой книжке. Между тем, в соответствии со ст.66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Истица просила признать за ней право на назначение пенсии и обязать ответчика назначить пенсию, начиная с момента подачи заявления - с 25 ноября 2009 года. Данное требование является обоснованным, так как в соответствии с п.1 ст.19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости). Согласно п.2 и п.3 ст.19 этого же закона днём обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приёма органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. В случае, если к заявлению приложены не все необходимые документы, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, даёт лицу, обратившемуся за трудовой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днём обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приёма заявления о назначении трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости).

В данном случае истица обратилась впервые с заявлением к ответчику о назначении ей пенсии 25 ноября 2009 года. Следовательно, она имеет право на получение пенсии, начиная с указанной даты.

Руководствуясь статьями 2, 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Алиевой ФИО1 к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда России по Карачаево-Черкесской Республике о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности удовлетворить.

Признать за Алиевой ФИО1 право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением ею педагогической деятельности в учреждениях для детей, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда России по Карачаево-Черкесской Республике в лице Управления по городу Черкесску засчитать в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности период трудовой деятельности Алиевой ФИО1 с 1 ноября 1999 года по 25 ноября 2009 года.

Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда России по Карачаево-Черкесской Республике в лице Управления по городу назначить Алиевой ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью, предусмотренную подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ, начиная с 25 ноября 2009 года.

Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики с подачей кассационной жалобы через Черкесский городской суд в течение десяти дней со дня его вынесения.

Судья Черкесского городского суда Ю.М.Коцубин