О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
о прекращении производства по делу
25 февраля 2011 года г. Черкесск, КЧР
Черкесский городской суд, в составе:
председательствующего судьи Яичниковой А.В.,
при секретаре - Каламойцевой Л.А.,
с участием заявителя - Калмыкова В.Е.
представителя ответчика Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике - ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по заявлению Калмыкова ФИО5 к Государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике на неправомерные действия ГУ-РО ФСС РФ по КЧР,
у с т а н о в и л:
Калмыков В.Е. обратился в суд с жалобой на неправомерные действия ГУ-РО ФСС РФ по КЧР. В своем заявлении указал, что 14 февраля 2011 года Государственным учреждением - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике (далее - ГУ-РО ФСС РФ по КЧР) в отношении Калмыкова В.Е. были совершены неправомерные действия, заключающиеся в очередном отказе сообщить конкретную дату предоставления санаторно-курортной путевки. Это нарушает его право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, а именно санаторно-курортного лечения. В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Закон) Калмыков В.Е. является получателем государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, как инвалид 2 группы по зрению. Пункт 2 ст. 6.3 Закона устанавливает, что периодом предоставления гражданам социальных услуг, в том числе санаторно-курортного лечения, является календарный год. То есть путевка на санаторно-курортное лечение должна предоставляться ежегодно. 28 января 2011 года Калмыков В.Е. обратился в ГУ-РО ФСС РФ по КЧР с заявлением на получение путевки, к нему приложил медицинскую справку для получения путевки (форма №070/у-04). Согласно пункту 3.8 «Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан», утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2004 № 328 (далее - Порядок), исполнительные органы Фонда не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину о возможности предоставления санаторно-курортной путевки, соответствующей заявленному профилю лечения, с указанием даты заезда. В установленный срок Калмыкову В.Е. об этом не сообщили. 8 февраля 2011 года Калмыков В.Е. обратился с заявлением в ГУ-РО ФСС РФ по КЧР, в котором, в числе прочего, просил сообщить ему в соответствии с пунктом 3.8 Порядка о дате предоставления мне в 2011 году путевки, соответствующей заявленному профилю лечения. Однако в письме №-л от 14.02.2011 этого опять сделано не было. Ссылаясь на ст. 1 - 4 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», просил суд обязать ГУ-РО ФСС РФ по КЧР сообщить ему в соответствии с пунктом 3.8 «Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан» дату предоставления Калмыкову В.Е. в 2011 году путевки, соответствующей заявленному профилю лечения, с указанием даты заезда.
В настоящем судебном заседании представитель ГУ-РО ФСС РФ по КЧР ФИО3 заявил ходатайство о прекращении производства по делу, поскольку данная жалоба не подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, со ссылкой на Закон РФ от 27.04.1993 № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Устанавливая процессуальные механизмы реализации права на судебную защиту, статья 254 Гражданского процессуального кодекса РФ предусматривает, что гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. Согласно пункту 2 Положения о Фонде социального страхования РФ, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.94 № 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" Фонд является специализированным финансово - кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации, а исполнительный орган на территории КЧР является государственным учреждением. Фонд не входит в структуру органов государственной власти и поэтому не относится к тем субъектам, чьи решения, действия (бездействие) гражданин вправе оспорить в суде в порядке, установленном главой 25 Гражданскогопроцессуального кодекса РФ ("Производство по делам об оспаривании решений,действий (бездействия) органов государственной власти, органов местногосамоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих»). Вэтой связи дела по спорам между гражданами и Фондом социального страхования РФне могут рассматриваться в порядке производства по делам, возникающим изпубличных правоотношений, по правилам, предусмотренным главой 25 Гражданскогопроцессуального кодекса РФ, а подлежат рассмотрению в порядке исковогопроизводства (определение Верховного Суда РФ от 18.02.2010 г. № 16-В10-4). Таким образом, при подаче заявления об обжаловании действий должностных лиц, Калмыковым В.Е. были нарушены требования гражданско-процессуального законодательства, т.к. данное заявление подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства. На основании изложенного, руководствуясь абзацем 2 статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации просил суд производство по делу прекратить.
Заявитель Калмыков В.Е.оставил вопрос об удовлетворении данного ходатайства на усмотрение суда.
Обсудив заявленное ходатайство, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
В силу статьи 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, которые могут быть оспорены в порядке гражданского судопроизводства, относятся те решения, действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года № 2, к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.
К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль. Ни одного из указанных в статье 255 ГПК РФ оснований по нарушению прав Калмыкова В.Е., допущено не было.
Согласно преамбуле Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи" данный закон устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным законом. Предметом регулирования закона не являются отношения, связанные с предоставлением гражданам льгот и мер социальной поддержки, установленных законодательством Российской Федерации.
Законом № 178-ФЗ предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе инвалиды. Пунктом 1 части 1 статьи 6.2 закона в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включено предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.
Следовательно, в случае подачи жалобы на неправомерные действия должностных лиц, в части касающейся предоставления набора социальных услуг, граждане должны руководствоваться именно этим законом и указывать, какие именно их права нарушены уполномоченными органами, при осуществлении действий по предоставлению услуг.
Какие-либо права, затрагивающие права и законные интересы Калмыкова В.Е. по вопросу предоставления санаторно-курортного лечения, затронуты не были, так как отказа в предоставлении путевки со стороны отделения Фонда не было. От заявителя по установленной форме принято и зарегистрировано заявление о выделении санаторно-курортной путевки, которое будет удовлетворено по мере поступления путевок, приобретаемых за счет федерального бюджета, передаваемых Фонду в пределах выделенных бюджетных ассигнований.
Жалоба подана заявителем в порядке, предусмотренным главой 25 ГПК РФ, со ссылкой на Закон РФ от 27.04.1993 № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право на судебную защиту и устанавливает, что решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (статья 46).
Устанавливая процессуальные механизмы реализации данного права, статья 254 Гражданского процессуального кодекса РФ предусматривает, что гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Согласно пункту 2 Положения о Фонде социального страхования РФ, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.94 № 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" Фонд является специализированным финансово - кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации, а исполнительный орган на территории КЧР является государственным учреждением. Фонд не входит в структуру органов государственной власти и поэтому не относится к тем субъектам, чьи решения, действия (бездействие) гражданин вправе оспорить в суде в порядке, установленном главой 25 Гражданского процессуального кодекса РФ («Производство по делам об оспаривании решений,действий (бездействия) органов государственной власти, органов местногосамоуправления, должностных лиц, государственных имуниципальных служащих»).Вэтой связи дела по спорам между гражданами и Фондом социального страхования РФне могут рассматриваться в порядке производства по делам, возникающим изпубличных правоотношений, по правилам, предусмотренным главой 25 Гражданскогопроцессуального кодекса РФ, а подлежат рассмотрению в порядке исковогопроизводства.
В соответствии с абзацем 2 статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части первой статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. В силу пункта 1 части 1 статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке.
Принимая во внимание вышеизложенное суд находит заявленное ходатайство обоснованным и считает необходимым применить положения ст. 220 ГПК РФ (основания прекращении производства по делу), т.к. настоящее гражданское дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным п.1 ч.1. чт.134 ГПК РФ.
Исходя из вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 220, 221 и 224-225 ГПК РФ, суд
о п р е д е л и л:
Производство по гражданскому делу по заявлению Калмыкова ФИО5 к Государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике на неправомерные действия Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике - прекратить.
Разъяснить заявителю последствия прекращения производства по делу, а именно, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Разъяснить Калмыкову ФИО5 право на обращении в суд за разрешением спора в порядке искового производства.
На определение может быть подана частная жалоба в Верховный суд КЧР через Черкесский городской суд в течение 10 суток.
Судья Черкесского городского суда А.В. Яичникова