Решение от 9 июля 2010 года по делу 2-1746/2010



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

9 июля 2010 года.г. Черкесск КЧР.

Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в составе :

Председательствующего судьи Хачирова М.Х.,

При секретарях Чагаровой Ф.Р., Семеновой З.М. и Семеновой С.Б.,

С участием истца Кубанова М.С.,

Его представителя Кубановой З.Б., действующей на основании ст. 53 ч.6 ГПК РФ,

Представителей ответчика – Министерства имущественных и земельных отношений КЧР – Беден Р.П., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, Узденовой Р.С., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

Представителей ответчика – Правительства КЧР – Расуловой А.Н., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

Прокуроров Гетманского Д.В., Аслануковой Р.Р., Дзыба Р.Э. и Шахановой К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Кубанова М.С. к Министерству имущественных и земельных отношений КЧР и Правительству КЧР о восстановлении его нарушенных трудовых прав,

У С Т А Н О В И Л :

Кубанов ФИО1 обратился в Черкесский городской суд КЧР с иском к Министерству имущественных и земельных отношений КЧР о признании незаконными приказа Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики от 14.04.2009 № 19-л «Об организационно-штатных мероприятиях в Министерстве имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики» в части, приказа Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики от 21.07.2009 № 45-л «О прекращении действия трудового договора (контракта) с работником», восстановлении на работе в должности начальника отдела управления и приватизации земельных участков Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики и компенсации морального вреда.

В своем исковом заявлении Кубанов М.С. указал, что в соответствии с приказом Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики от 14.04.2009 № 19-л «Об организационно-штатных мероприятиях в Министерстве имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики» 19.05.2009 он был уведомлен о возможном предстоящем сокращении под роспись. 21.07.2009 Кубанов М.С. был ознакомлен под роспись с отметкой «не согласен» с приказом Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики от 21.07.2009 № 45-л «О прекращении действия трудового договора (контракта) с работником», в соответствии с которым 21.07.2009 он освобожден от должности начальника отдела разграничения государственной собственности и распоряжения земельными участками Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики и уволен с государственной гражданской службы Карачаево-Черкесской Республики.

Вышеуказанные приказы истец считает незаконными по следующим основаниям:

В соответствии с пунктом 5 статьи 31 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации (далее по тексту- ФЗ о госслужбе), пунктом 5 статьи 30 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 05.07.2005 № 49-РЗ «О государственной гражданской службе Карачаево-Черкесской Республики (далее по тексту - РЗ о госслужбе) при сокращении в государственном органе должностей гражданской службы представитель нанимателя за два месяца до сокращения сообщает об этом в письменной форме гражданским служащим.

Указ Президента Карачаево-Черкесской Республики от 08.04.2009 № 65 «Об утверждении предельной численности лиц, замещающих государственные должности Карачаево-Черкесской Республики, и государственных гражданских служащих в исполнительных органах государственной власти Карачаево-Черкесской Республики» содержит только сведения о предельной численности государственных гражданских служащих, то есть из его содержания невозможно установить, что именно занимаемая Кубановым М.С. должность будет сокращена. Штатное расписание Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики (далее по тексту - Министерство) было утверждено гораздо позднее - 22.06.2009 постановлением Президиума Правительства Карачаево-Черкесской Республики № 69 «Об утверждении структуры и штатного расписания Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики», соответственно о предстоящем увольнении в связи с сокращением численности государственных гражданских служащих Министерства ему должны были сообщить после 22.06.2009. Более того, действующее законодательство о труде и государственной гражданской службе не предполагает возможное предстоящее сокращение, а четко устанавливает, что служебный контракт с государственным служащим может быть расторгнут по инициативе работодателя в связи с сокращением численности работников, то есть работодателем должно быть принято решение о сокращении определенной(ых) должности(ей) на основании утвержденного штатного расписания с учетом сокращенных должностей, о чем истцу в письменном виде должно было быть сообщено. Таким образом, ознакомление его под роспись с возможным предстоящим сокращением 19.05.2009 (до утверждения штатного расписания) было произведено с грубейшим нарушением вышеуказанных норм ФЗ о госслужбе и РЗ о госслужбе. Представитель нанимателя посчитал нужным ознакомить Кубанова М.С. с постановлением Президиума Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 22.06.2009 № 69 «Об утверждении структуры и штатного расписания Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики» (дата ознакомления 29.06.2009), что действующим законодательством при принятии работодателем решения о сокращении не предусмотрено и, соответственно, не имеет никаких правовых последствий. Увольнение работников в связи с сокращением численности или штата возможно как при фактическом сокращении объема работ и уменьшении в связи с этимколичестваработников, так иприперераспределении обязанностей работников при сохранении общего объема работ, в результате которого количество необходимых работников уменьшается. При сокращении численности или штата работников организации преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам, имеющим более высокие квалификацию, уровень профессионального образования, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности (пункт 7 статьи 31 ФЗ о госслужбе и пункт 7 статьи 30 РЗ о госслужбе). Увольнение по сокращению численности или штата допускается только при условии, если увольняемый работник не имеет преимущественного права быть оставленным на работе по сравнению с другими работниками равной с ними производительности труда и квалификации, а также если работодатель не имеет возможности предоставить ему работу, на которую он согласится. Главным критерием при принятии решения о преимущественном праве на оставление на работе при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников является более высокая производительность труда и квалификация. Истец считает, что в отношении него были допущены грубейшие нарушения, а именно следующие :

Возглавляемый Кубановым М.С. отдел выполнял функции по разграничению государственной собственности на земельные участки, подлежащие разграничению в государственную собственность Карачаево-Черкесской Республики, и распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена на территории муниципального образования - города Черкесска. К моменту введения штатного расписания, о котором указано выше, в Положение о Министерстве имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики, утвержденное постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 22.10.2008 № 381 «Об утверждении Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики» (на которое опять-таки имеется ссылка в постановлении Президиума Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 22.06.2009 № 69 «Об утверждении структуры и штатного расписания Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики») не было внесено каких-либоизменений,связанныхсвозложениемнаМинистерство вышеуказанных функций, которые реально реализовывал возглавляемый Кубановым отдел, то есть сокращение объема работ не произошло, соответственно не возникло необходимости в уменьшении в связи с этим количества работников, что впоследствии имеет реальное тому подтверждение - все работники, находившиеся в его непосредственном подчинении перемещены на соответствующие же должности в отдел управления и приватизации земельных участков. Данному отделу, соответственно были переданы функции, ранее выполнявшиеся возглавляемым Кубановым отделом. Отдел управления и приватизации земельных участков выполнял реально только одну функцию - распоряжение земельными участками республиканской формы собственности.

Таким образом, не смотря на сохранение названия отдела управления и приватизации земельных участков в этом же виде, фактически произошло объединение двух отделов. Однако сохранение «вывески» в данном случае совершенно ничего не обозначает, поскольку фактически произошло объединение двух, причем двух «земельных отделов», выполняющих однородные функции, с передачей «новому отделу» функций двух отделов, существовавших ранее. В данном случае в связи с введением штатного расписания Министерства в соответствии с постановлением Президиума Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 22.06.2009 № 69 «Об утверждении структуры и штатного расписания Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики» все другие объединенные отделы получили наименования с учетом наименований ранее существовавших отделов (юридический отдел с отделом по работе с кадрами с учетом дополнения функций по делопроизводству получил название «отдел по кадровой работе, правовому и документационному обеспечению», отдел бухгалтерского учета и отчетности с отделом ценных бумаг и приватизации и отделом финансового оздоровления и несостоятельности получил название «отдел бухгалтерского учета, финансового оздоровления, ценных бумаг и приватизации»). Кубанов М.С. считает, что представитель нанимателя целенаправленно внес в Правительство Карачаево-Черкесской Республики проект штатного расписания именно в таком виде, имея явное желание уволить истца с работы, а Правительство Карачаево-Черкесской Республики, не проанализировав ситуацию, связанную с объединением двух «земельных отделов», какие именно функции и их объем выполняли ранее существовавшие отделы, его утвердило, сохранив наименование отдела управления и приватизации земельных участков. Производительность труда отдела, возглавляемого Кубановым М.С., соответственно его труда, вообще никаким образом нельзя сравнить с производительностью труда отдела управления и приватизации земельных участков и начальника этого отдела ФИО2 За период существования Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики (с 14.11.2008 по настоящее время) отдел разграничения государственной собственности и распоряжения земельными участками подготовил и лично Кубанов М.С. провел экспертизу около 1830 распоряжений, договоров аренды - 383, договоров купли-продажи земельных участков - 570), в то время как отдел управления и приватизации земельных участков подготовил только лишь порядка 20 распоряжений и договоров аренды земельных участков. То есть производительность труда возглавляемого Кубановым отдела по сравнению с отделом управления и приватизации земельных участков явно несоразмерна. Кубанов М.С. имеет два высших профессиональных образования по специальностям инженер-электрик и юрист-правовед, общий стаж работы 32 года, стаж работы на государственной службе 17 лет, на руководящих должностях - 15 лет, опыт работы по земельным отношениям - 5 лет и не сравним с опытом работы ФИО2 в должности начальника отдела управления и приватизации земельных участков. Она была назначена на данную должность буквально за неделю до рождения ребенка, затем ей был предоставлен отпуск по уходу за ребенком (примерно с конца августа 2004 года по конец августа 2007 года), то ее фактический опыт работы по земельным вопросам примерно два года.

Таким образом, представителем нанимателя была грубо нарушены статья 31 ФЗ о госслужбе и статья 30 РЗ о госслужбе, не применены критерии при принятии решения о преимущественном праве на оставление на работе при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников -более высокие квалификация, уровень профессионального образования, большая продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 31 ФЗ о госслужбе и пунктом 1 статьи 30 РЗ о госслужбе при сокращении должностей гражданской службы государственно-служебные отношения с гражданским служащим, замещающим сокращаемую должность гражданской службы, продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности возможности замещения иной должности гражданской службы в том же государственном органе либо в другом государственном органе.

Как следует из уведомления от 01.07.2009 Кубанову М.С. были предложены две должности:

- ведущего специалиста-эксперта отдела по кадровой работе, правовому и документационномуобеспечению,временно,напериоднахождения ФИО3 в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трех лет;

- старшего специалиста 2 разряда отдела управления и приватизации земельных участков, временно, на период нахождения ФИО4 в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трех лет.

Данные две должности, во-первых, не являются вакантными, а являются лишь временно свободными, о чем сам же представитель нанимателя и указывает в своем уведомлении, предлагая временную работу, во-вторых, не соответствуют уровню квалификации Кубанова М.С., уровню профессионального образования, стажу государственной службы. То есть фактически представитель нанимателя не предложил иную должность гражданской службы в Министерстве. Более того, представитель нанимателя не предпринял мер по трудоустройству Кубанова М.С. в других государственных органах, им не были направлены запросы во все государственные органы, существующие на территории Карачаево-Черкесской Республики, о предоставлении информации об имеющихся вакансиях с целью трудоустройства истца с учетом его уровня квалификации, уровня профессионального образования, стажа государственной службы, стажа работы по специальности.

Таким образом, основание увольнения, указанное в приказе Министерства от 21.07.2009 № 45-л «О прекращении действия трудового договора (контракта) с работником» пункт 6 части 1 статьи 32 РЗ о госслужбе - отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы, является незаконным. Незаконным приказом, в соответствии с которым Кубанов М.С. был незаконно сокращен и лишен права на труд, нанесен ничем непоправимым вред его деловой репутации и здоровью.

Истец просил суд - признать незаконными:

- приказ Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики от 14.04.2009 № 19-л «Об организационно-штатных мероприятиях в Министерстве имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики» в части уведомления его о возможном предстоящем сокращении;

- приказ Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики от 21.07.2009 № 45-л «О прекращении действия трудового договора (контракта) с работником»;

- восстановить истца в должности начальника отдела управления и приватизации земельных участков Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики с 22.07.2009 года;

- взыскать с Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики денежные средства в размере 100000 рублей в качестве компенсации морального вреда и вынести частное определение в отношении Министра имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики ФИО5

Впоследствии, в процессе рассмотрения гражданского дела, истец неоднократно увеличивал, уменьшал и изменял исковые требования, просил взыскать денежные средства за вынужденный прогул в расчете среднемесячной заработной платы в размере 25.604 рубля, привлечь в качестве соответчика Правительство КЧР, признать реорганизацию Министерства имущественных и земельных отношений КЧР, выразившуюся в слиянии двух отделов – незаконной, обязать Правительство КЧР внести изменения в Постановление Президиума Правительства КЧР № 69 от 22.06.2009 года в части утверждения структуры Министерства имущественных и земельных отношений КЧР, а именно утвердить структуру, включающую в себя отдел разграничения государственной собственности и распоряжения земельными участками на территории г. Черкесска, восстановить истца в должности начальника отдела разграничения государственной собственности и распоряжения земельными участками Министерства имущественных и земельных отношений КЧР.

В конечной редакции Кубанов М.С. свои исковые требования изложил в следующем виде :

Просил признать незаконными приказ Министерства имущественных и земельным отношений Карачаево-Черкесской Республики от 14.04.2009 года № 19-л «Об организационно-штатных мероприятиях в Министерстве имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республике» в части уведомления Кубанова М.С. возможном предстоящем сокращении, признать незаконным приказ Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики от 21.07.2009 года № 45-л «О прекращении действия трудового договора (контракта) с работником», взыскать с Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики в его пользу денежные средства за время вынужденного прогула за период с 22.07.2009 года в сумме 231.000 рублей, взыскать с Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики в его пользу компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.

В судебном заседании представитель ответчика – Министерства имущественных и земельных отношений КЧР исковые требования не признала и пояснила, что никакой реорганизации в Министерстве не было, было реальное сокращение штата. Обжалуемые приказы Министерства были вынесены на основании решений Правительства КЧР и Указа Президента КЧР. Никаких нарушений при увольнении истца допущено не было, ему предлагались имевшиеся на момент сокращения две вакантные должности, иных не было. Кроме того, каких либо вакантных должностей государственной гражданской службы, замещаемых без проведения конкурса – не имелось.

Суд заслушав истца, его представителя, представителя ответчика, прокурора, считающей, требования истца законными, исследовав материалы гражданского дела, находит, что исковые требования Кубанова М.С. не обоснованны и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям :

Как установлено, Кубанов М.С. был уволен с занимаемой им должности государственной гражданской службы начальника отдела разграничения государственной собственности и распоряжения земельными участками Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики в связи с сокращением замещаемой им должности гражданской службы по пункту 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 27.07.2005 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» приказом по Министерству № 45-л от 21.07.2009 г.

При увольнении истца, Министерство руководствовалось положениями статей 31, 33 и 38 Федерального закона от 27.07.004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и нормами Трудового кодекса РФ, исходя из положений ст. 73 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», определяющей, что Трудовой кодекс РФ, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, могут применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

В соответствии с положениями ч. 2 ст. 31 во взаимосвязи со статьями 33 и 38 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» прекращение государственно-служебных отношений, вследствие освобождения гражданского служащего от замещаемой должности и увольнения его с гражданской службы в случае сокращения должностей в государственном органе в связи с его реорганизацией либо без реорганизации, но при изменении его структуры, является правомерным при соблюдении следующих условий: еслисокращениедолжностейгражданскойслужбы в государственном органе действительно (реально) имело место; если гражданский служащий заранее, за два месяца до сокращения был предупрежден о предстоящем сокращении в государственном органе, если отсутствовалавозможность предоставления гражданскому служащему иной должности гражданской службы; еслигражданскийслужащийне имел преимущественного правана замещение иной должности гражданской службы ;

ВышеперечисленныеусловиябылисоблюденыМинистерством при увольнении истцас занимаемой должности государственной службы.

Реальность сокращениядолжностейгражданской службывМинистерстве имущественных и земельных отношений КЧР, в том числе занимаемой истцом должности начальника отдела разграничения государственной собственности и распоряжения земельными участками подтверждается следующими обстоятельствами : В соответствии со ст.7 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 06.01.1998 №371-ХХП «О Правительстве Карачаево-Черкесского Республики», структура исполнительных органов государственной власти Карачаево-Черкесской Республики определяется Президентом КЧР.

Указом Президента КЧР от 08.04.2009 г. № 65 «Об утверждении предельнойчисленности лиц, замещающих государственные должности КЧР и государственных гражданских служащих в исполнительных органах государственной власти Карачаево-Черкесской Республики» была изменена (уменьшена с 42 единиц до 35 единиц) численность государственных гражданских служащих в Министерстве имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики. Постановлением Президиума Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 22.06.2009 г. № 69 была утверждена новая структура и штатное расписание Министерства. В новой структуре Министерства отдел разграничения государственной собственности и распоряжения земельными участками был упразднен, что свидетельствует о состоявшейся реорганизации и изменении структуры Министерства. Решение о сокращении Министерства было принято не Министерством, как работодателем истца, а Президентом и Правительством Карачаево-Черкесской Республики.

Упразднение отдела разграничения государственной собственности и распоряжения земельными участками Министерства было вызвано объективными экономическими и организационными факторами. Существование в Министерстве 2-х земельных отделов: отдела разграничения государственной собственности и распоряжения земельными участками и отдела управления и приватизации земельных участков не оправдало свою эффективность. До 2007 года в структуре Министерства также существовал один отдел : управления и приватизации земельных участков. И при сокращении Указом Президента Карачаево-Черкесской Республики, количества должностей гражданских служащих Министерства, целесообразным, организационно и экономически обоснованным было возвратиться к прежней структуре, оставив в структуре Министерства один, ранее существовавший отдел: управления и приватизации земельных участков, что и было сделано Правительством Карачаево-Черкесской Республики. При этом истец заранее, за два месяца до сокращении должностей в Министерстве был предупрежден о предстоящем сокращении.

Указом Президента Карачаево-Черкесской Республики от 08.04.2009 г. № 65 была изменена в сторону уменьшения численность лиц, замещающих должности государственных гражданских служащих в Министерстве земельных и имущественных отношений Карачаево-Черкесской Республики, из чего с очевидностью следует сокращение численности штата государственных гражданских служащих Министерства на количество сокращенных единиц. Указ вступил в силу со дня его подписания.

14.04.2009 г. во исполнение Указа Президента Карачаево-Черкесской Республики, издан приказ № 19-л «Об организационно-штатных мероприятиях в Министерстве земельных и имущественных отношений Карачаево-Черкесской Республики», в котором Отделу кадров было дано указание ознакомить работников Министерства о предстоящем сокращении под роспись, что было исполнено, и истец был ознакомлен о предстоящем сокращении численности штата под роспись 19.05.2009 года.

Согласно пункту 5 ст. 31 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» при сокращении в государственном органе должностей гражданской службы представитель нанимателя за два месяца до сокращения сообщает об этом в письменной форме гражданским служащим. Данная норма закона обязывает представителя нанимателя за 2 месяца до сокращения сообщить об этом гражданским служащим, что и было исполнено в отношении истца.

В Министерстве отсутствовалавозможностьпредоставления истцу другой должности гражданской службы и 02.07.2009 г. истец был письменноуведомлен о существующих в Министерстве вакантных должностях государственнойгражданской службы, от замещения которых он письменно под роспись отказался. Иных вакансий в Министерстве не имелось.

Поскольку Указом Президента КЧР от 08.04.2009 г. № 65 были сокращены(всторонууменьшения)штатныедолжностигосударственной гражданский службы во всех исполнительных органон государственной власти КЧР, в других министерствах также не имелось вакансий для истца, т.к. в них также попадали под сокращение свои работники, которым требовалось трудоустройство. Это обстоятельство подтверждено тем, что в материалах дела имеются ответы руководителей министерств и ведомств, к которым обращался работодатель истца. При этом тот факт, что запросы ответчиком направлялись уже после увольнения истца, не имеет важного значения, поскольку из ответов видно, что на момент увольнения вакантных должностей не было. Истец в судебном заседании, утверждая, что ему не предложили имеющиеся вакантные должности, не смог назвать ни одной вакантной должности, имеющейся на момент его увольнения.

Согласно части 4 статьи 10, части 2 статьи 12 Федерального законаот 27.05.2003№ 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» правовое положение (статус) федерального государственного служащего игосударственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, в томчислеограничения,обязательства,правиласлужебногоповедения,ответственность, порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров,условия контрактов, порядок их заключения, а также основания и порядокпрекращения их действия устанавливается соответствующим федеральнымзаконом о виде государственной службы.

Статьей 11 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяются с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.

Таким образом, в соответствии со статьей 73 Федерального закона 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» федеральные законы, иные нормативные правовые акты РоссийскойФедерации, законы и иные нормативные правовые акты субъекта РоссийскойФедерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям,связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящимФедеральным законом.

Статья 9 Конвенции 1978 года о трудовых отношениях на государственной службе, принятая Генеральной конференцией Международной организации труда 27 июня 1978 года, предусматривает, что государственные служащие пользуются как и другие трудящиеся, гражданскими и политическими правами, но при единственном условии: соблюдении обязательств, вытекающих из их статуса и характера выполняемых функций.

В силу этого объем регулирования государственно - служебной деятельности нормами трудового законодательства не является полным. Как было указано выше, статья 73 Федерального закона 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливает приоритет специального законодательства о государственной службе перед нормами трудового законодательства, определяя, что последние могут применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, лишь в части не урегулированной вышеназванными нормами материального права.

В соответствии с п.1 ст.30 Закона КЧР от 05.07.2005 49-РЗ «О государственной гражданской службе Карачаево-Черкесской Республики» при сокращении должностей гражданской службы государственно-служебные отношения с гражданским служащим, замещающим сокращаемую должность гражданской службы, продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности возможности замещения иной должности гражданской службы в том же государственном органе либо в другом государственном органе.

Министерством истцу были предложены две должности: ведущего специалиста-эксперта отдела по кадровой работе, правовому и документационному обеспечению и старшего специалиста 2 разряда отдела управления и приватизации земельных участков, от замещения которых истец отказался.

В силу п.6 ст.32 Закона КЧР от 05.07.2005 49-РЗ «О государственной гражданской службе Карачаево-Черкесской Республики» основанием прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы является отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при не предоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы.

Также доводы о том, что работодатель имел явное желание уволить истца нельзя признать состоятельными, так как в соответствии с Указом Президента КЧР от 08.04.2009 №65 «Об утверждении предельной численности лиц, замещающие государственные должности Карачаево-Черкесской Республики, и государственных гражданских служащих в исполнительных органах государственной власти Карачаево-Черкесской Республики» и постановлением Президиума Правительства КЧР от 22.06.09 №69 «Об утверждении структуры и штатного расписания Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики»,сокращение штатов в Министерстве действительно имело место, и истец уволен именно в связи с сокращением штатов.

Кроме того, истец неоднократно утверждал, что у работодателя имелась возможность трудоустроить его, однако этого сделано не было. Суд, констатируя отсутствие вакантных мест, которые могли быть предложены Кубанову М.С. (помимо тех которые предлагались), также обращает внимание на то обстоятельство, что вакантные должности государственного гражданского служащего подлежат замещению по конкурсу, порядок и условия проведения которого также определены законодательством. Право на участие в конкурсе имеют все совершеннолетние граждане РФ, соответствующие установленным требованиям. Кубанов М.С. каких либо заявлений на участие в конкурсах на замещение вакантных должностей государственных гражданских служащих не направлял и потому претендовать на них не вправе, поскольку исходя из анализа действующего законодательства, при сокращении штата государственного органа, представитель работодателя не может предложить сотруднику для замещения без конкурса вакантную должность, которая должна замещаться только по конкурсу. Вместе с тем, государственный служащий имеет право на участие в конкурсе на вакантную должность на общих основаниях независимо от того, будет ли ему предложено такое участие.

На данное обстоятельство обратил внимание Верховный Суд РФ в «Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2005 года». (в.54)

Поскольку судом не установлено нарушений процедуры увольнения со стороны работодателя, не подлежат удовлетворению и требования истца о взыскании денежных средств за время вынужденного прогула, а также требования его о компенсации морального вреда, который действиями работодателя – ответчика, истцу причинен не был. Доказательств, причиненных ответчиком истцу нравственных или физических страданий, в обоснование компенсации суммы морального вреда, суду не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Кубанова ФИО1 о признании незаконным приказа Министерства имущественных и земельным отношений Карачаево-Черкесской Республики от 14.04.2009 года № 19-л «Об организационно-штатных мероприятиях в Министерстве имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республике» в части уведомления Кубанова М.С. возможном предстоящем сокращении,

о признании незаконным приказа Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики от 21.07.2009 года № 45-л «О прекращении действия трудового договора (контракта) с работником»,

о взыскании с Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики в его пользу денежных средств за время вынужденного прогула за период с 22.07.2009 года в сумме 231.000 рублей,

о взыскании с Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики в его пользу компенсации морального вреда в размере 50 000 рублей – отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд КЧР через Черкесский городской суд в течении 10 дней со дня изготовления мотивированного решения суда.

Судья Черкесского

городского суда КЧРподписьХачиров М.Х.

мотивированное решение изготовлено 30 августа 2010 года.