РЕШЕНИЕ
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Именем Российской Федерации
Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики
в составе председательствующего судьи Коцубина Ю.М.,
при секретаре судебного заседания Пшиазовой Е.О.,
с участием представителя истца (Асланукова Ю.М.) - ФИО4-Г.,
представителя ответчика (Главного управления Министерства Российской
Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных бедствий по Карачаево-Черкесской
Республике) - ФИО5, помощника прокурора <адрес> ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело
№ по иску Асланукова ФИО7 к Главному управлению
Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
по Карачаево-Черкесской Республике о возмещении вреда, причинённого
вследствие повреждения здоровья,
установил:
Аслануков Ю.М. обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Карачаево-Черкесской Республике о возмещении вреда, причинённого вследствие повреждения здоровья. В своём исковом заявлении истец указал, что с ДД.ММ.ГГГГ года он проходил службу в органах МВД России в должностях инспектора пожарного надзора, дознавателя, заместителя начальника пожарной части, заместителя начальника Управления ГПН МЧС, начальника Управления ГПН МЧС РФ, начальника ГОЧС УГПН. ДД.ММ.ГГГГ он получил черепно-мозговую травму. По данному факту была проведена служебная проверка, в результате чего было установлено, что травма получена при исполнении служебных обязанностей. С 25 февраля по ДД.ММ.ГГГГ он находился на стационарном лечении в нейрохирургическом отделении КЧРБ с диагнозом: «ЗЧМТ, ушиб головного мозга…». ДД.ММ.ГГГГ Военно-врачебной комиссией МСЧ МВД по КЧР было установлено, что заболевание получено в период военной службы, и он был признан ограниченно годным к военной службе. На основании свидетельства ВВК ему установили вторую группу инвалидности, где указали, что причиной инвалидности является военная травма. По заключению МСЭК он является нетрудоспособным. Приказом начальника ГУ МЧС РФ по КЧР от ДД.ММ.ГГГГ №-НС он был уволен из Государственной противопожарной службы МЧС по п.«з» ч.1 ст.58 (по ограниченному состоянию здоровья) Положения о службе в органах внутренних дел РФ, о чём сделана запись в трудовой книжке. Данное обстоятельство предоставляет ему право на получение ежемесячных выплат суммы в возмещение вреда здоровью. Бюро судебно-медицинской экспертизы заключением от ДД.ММ.ГГГГ № установило ему 90 %-ю степень утраты профессиональной трудоспособности. Согласно справке о заработной плате его среднемесячный заработок до увечья равен 28 271 руб. Следовательно, ответчик обязан производить ежемесячный выплаты в размере 25 443 руб (28271 х 90 % = 25443). Со ссылками на статьи 1084-1086 ГК РФ, Инструкцию, утвержденную приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ №, и постановление Конституционного Суда от ДД.ММ.ГГГГ №-П истец просил суд: 1) обязать ответчика производить ему ежемесячные выплаты в возмещение вреда здоровью в размере 25 440 руб, начиная с ДД.ММ.ГГГГ; 2) взыскать с ответчика долг по ежемесячным выплатам в возмещение вреда здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ в сумме 203 520 руб.
Истец в судебное заседание не явился, письменным заявлением от ДД.ММ.ГГГГ просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель истца - ФИО4-Г. в судебном заседании повторил доводы и требования, изложенные в исковом заявлении, просил эти требования удовлетворить. Объяснил, что расчёт утраченного заработка был произведён на основании справки ответчика о заработке истца за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - за 12 месяцев, предшествовавших увольнению истца. Если же для расчёта утраченного заработка взять 12 полных месяцев, предшествовавших получению истцом увечья, - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и проиндексировать её с ДД.ММ.ГГГГ, то сумма утраченного заработка будет даже больше, чем указано в исковом заявлении. Однако истец не намерен увеличивать цену иска, и просит удовлетворить иск в первоначально заявленной сумме. Просил указать в решении на необходимость последующей индексации назначенных истцу выплат в соответствии с действую-щим законодательством
Представитель ответчика - ФИО5 в судебном заседании просила истцу в иске отказать, объяснив, что на момент получения увечья истец уже достиг предельного возраста пребывания на службе и подавал рапорт об увольнении по собственному желанию, хотя и был уволен по п.«з» ч.1 ст.58 Положения о службе в органах внутренних дел - по ограниченному состоянию здоровья.
Прокурор в своём заключении заявила о необходимости удовлетворения иска, отметив, что заявленные истцом требования основаны на соответствующих положениях федерального законодательства и приказа МВД России от ДД.ММ.ГГГГ №.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав имеющиеся в деле документы, заслушав заключение прокурора, суд пришёл к выводу об обоснованности заявленных истцом требований и необходимости их удовлетворения по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании, с ДД.ММ.ГГГГ года истец - Аслануков Ю.М. проходил службу в органах Министерства внутренних дел Российской Федерации (МВД России), а затем в органах Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) в различных должностях Государственной противопожарной службы. Последняя занимаемая истцом должность - начальник Отдела государственного надзора в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Управления государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по Карачаево-Черкесской Республике.
В период своей службы - ДД.ММ.ГГГГ истец получил черепно-мозговую травму. По данному факту была проведена служебная проверка, по результатам которой был сделан вывод о том, что травма получена истцом при исполнении им своих служебных обязанностей. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истице находился на стационарном лечении в нейрохирургическом отделении Карачаево-Черкесской республиканской клинической больнице с диагнозом: «ЗЧМТ, ушиб головного мозга». По результата медицинского освидетельствования истца заключением Военно-врачебной комиссии Медико-санитарной части МВД по Карачаево-Черкесской Республике последствия полученной истцом ДД.ММ.ГГГГ черепно-мозговой травмы были признаны полученными при исполнении служебных обязанностей, то есть «военной травмой», в подтверждение чего истцу было выдано свидетельство о болезни от ДД.ММ.ГГГГ №. При этом Военно-врачебная комиссия признала истца ограниченно годным к военной службе. Заключением Филиала № Главного бюро Медико-социальной экспертизы по Карачаево-Черкесской Республике в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ истец признан инвалидом 2 группы с причиной инвалидности «военная травма», с установлением второй степени ограничения к трудовой деятельности.
Приказом начальника Главного управления МЧС России по Карачаево-Черкесской Республике от ДД.ММ.ГГГГ №-НС истец был уволен из Государственной противопожарной службы МЧС России по пункту «з» ч.1 ст.58 Положения о службе в органах внутренних дел (по ограниченному состоянию здоровья). Этим же приказом истцу было выплачено единовременное пособие при увольнении в размере 20 месячных окладов денежного содержания. Заключением Бюро судебно-медицинской экспертизы Министерства здравоохраненияикурортов Карачаево-Черкесской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что в результате последствий черепно-мозговой травмы с ушибом головного мозга и кровоизлиянием под мягкую мозговую оболочку истец утратил 90 % профессиональной трудоспособности. Получив на руки вышеперечисленные документы истец обратился за назначением ему выплат в возмещение вреда здоровью и взыскании долга по этим выплатам. Данные требования истца являются правомерными, поскольку для назначения ему выплат в возмещение вреда имеется совокупность всех предусмотренных законом условий.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст.2). Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государ-ственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст.7). Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст.39). Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст.41). Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется (ст.45). Каждому гарантиру-ется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, обществен-ных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ст.46).
В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от ДД.ММ.ГГГГ № гражданам Российской Федерации гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с Конститу-цией Российской Федерации, общепризнанными принципами и международными нормами и международными договорами Российской Федерации, Конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации (ст.1). В числе основных принципов охраны здоровья граждан указаны социальная защищённость граждан в случае утраты здоровья и ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья (ст.2). Граждане Российской Федерации обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья. Это право обеспечивается охраной окружающей среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи. Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья, независимо от каких бы то ни было обстоятельств (ст.17).
В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 197-ФЗ (далее - «ТК РФ») при повреждении здоровья или в случае смерти работника вследствие несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания работнику (его семье) возмещаются его утраченный заработок (доход), а также связанные с повреждением здоровья дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию. Виды, объёмы и условия предоставления работникам гарантий и компенсаций определяются федеральными законами (ст.184). В случае причинения вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей возмещение указанного вреда осуществляется в соответствии с федеральным законом (ст.220). По смыслу ст.11 ТК РФ и ст.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» вышеназванные нормы трудового законодательства распространяются и на сотрудников Государственной противопожарной службы, что подтвердил и Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» (в редакции постановления от ДД.ММ.ГГГГ №).
В силу ст.1084 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - «ГК РФ») вред, причинённый жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных обязательств, а также при исполнении обязанностей военной службы, службы в милиции и других соответствующих обязанностей возмещается по правилам, предусмотренным гл.59 ГК РФ, если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности. Согласно ст.1086 ГК РФ размер подлежащего возмещению утраченного потерпевшим заработка (дохода) определяется в процентах к его среднему месячному заработку (доходу) до увечья или иного повреждения здоровья либо до утраты им трудоспособности, соответствующих степени утраты потерпевшим профессиональной трудоспособности.
В соответствии с абз.4 ст.29 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О милиции» в случае причинения увечья или иного повреждения здоровья сотруднику милиции в связи с осуществлением им служебной деятельности ему выплачивается денежная компенсация в размере, превышающем сумму назначенной пенсии. Статьёй 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности» действие ст.29 Закона Российской Федерации «О милиции» распространено на лиц рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Приказом Министерства внутренних дел (МВД) России ДД.ММ.ГГГГ № утверждена Инструкция о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причинённого имуществу сотрудника органов внутренних дел или его близких, разработанная в соответствии со ст.29 Закона Российской Федерации «О милиции», Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утверждённым Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, и главой 59 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая определила порядок оформления документов, выплаты единовременных пособий и сумм в возмещение ущерба сотрудникам органов внутренних дел или их близких (зарегистрирована в Министерстве юстиции России ДД.ММ.ГГГГ под № 1937).
Согласно этой Инструкции при назначении пенсии по инвалидности, связанной с телесными повреждениями, иным повреждением здоровья, полученными в связи с осуществлением служебной деятельности (при исполнении служебных обязанностей) и ведущими к досрочному увольнению со службы в органах внутренних дел по болезни или ограниченному состоянию здоровья (пункты «ж» и «з» ст.58 Положения), сотруднику ежемесячно выплачивается сумма в возмещение вреда, причинённого его здоровью (пункт 21). Для решения вопроса о возмещении вреда в специальную комиссию подаётся заявление сотрудника, к которому прилагаются: а) заверенные копии выписки из акта освидетельствования в государственной медико-социальной экспертной комиссии и справки МСЭК об установлении группы инвалидности и её причине; б) копия приказа об увольнении по болезни или по ограниченному состоянию здоровья; в) копия свидетельства о болезни с заключением ВВК о причинной связи телесного повреждения, иного повреждения здоровья в редакции «военная травма». Размер вреда, подлежащего возмещению, определяется в соответствии со ст.1086 ГК РФ (пункт 22). Выплата сумм в возмещение вреда производится финансовым подразделением (бухгалтерией) соответствующего органа внутренних дел в течение всего срока, на который соответствующей МСЭК установлена инвалидность (пункт 23).
Проверяя соответствие закону утверждённой приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ № Инструкции, Верховный Суд России в своём решении от ДД.ММ.ГГГГ № ГКПИ 00-784 указал, что пункт 21 Инструкции лишь разъясняет право на получение сотрудником ежемесячных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью, и при назначении ему пенсии по инвалидности, связанной с телесными повреждениями, что полностью соответствует требова-ниям законодательства, в том числе и гражданского, о возмещении причиненного вреда. Отсутствие в пункте 21 Инструкции указания о других видах пенсии, не подлежащих зачёту при возмещении вреда, не дает оснований для признания его незаконным. Кассационным определением Верховного Суда России от ДД.ММ.ГГГГ данное решение оставлено без изменения. По аналогичному делу - об оспаривании положений Инструкции о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику уголовно-исполнительной системы, а также ущерба, причинённого имуществу сотрудника уголовно-исполнительной системы или его близких, утверждённой приказом Министерства юстиции России от ДД.ММ.ГГГГ №, Верховный Суд России в решении от ДД.ММ.ГГГГ № ГКПИ09-505 также указал, что пункт 21 этой Инструкции лишь разъясняет право сотрудника, которому назначена пенсия по инвалидности, связанная с телесными повреждениями, на получение ежемесячных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью, что согласуется с ч.2 ст.1085 ГК РФ, в соответствии с которой при определении утраченного заработка (дохода) пенсия по инвалидности, назначенная потерпевшему в связи с увечьем или иным повреждением здоровья, а равно другие пенсии, пособия и иные подобные выплаты, назначенные как до, так и после причинения вреда здоровью, не принимаются во внимание и не влекут уменьшения размера возмещения вреда, то есть не засчитываются в счёт возмещения.
В соответствии со ст.40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности» действие Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утверждённого Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, распространено на лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, переходящих на службу в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также на лиц, вновь поступающих на службу в Государственную противопожарную службу, до принятия федерального закона, регулирующего прохождение службы в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожар-ной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции» жизнь и здоровье военнослужащих и приравненных к ним в обязательном государствен-ном страховании лиц подлежат обязательному государственному страхованию со дня начала военной службы, службы в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (далее - служба), военных сборов. При наступлении страховых случаев, военнослужащие и приравненные к ним в обязательном государственном страховании лица имеют право на получение страховых сумм в установленных этим законом размерах. Однако право указанной категории граждан на получение денежных выплат в рамках обязательного государственного страхования в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ не может и не должно трактоваться правоприменителями как исключающее возможность получения ими ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью в размере утраченного заработка по правилам, установленным в ст.1084, ст.1085 и ст.1084 ГК РФ.
Право указанных лиц на возмещение вреда и корреспондирующая этому праву обязанность работодателей возместить вред, причинённый их здоровью, подтверждены правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П и определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О.
Так, в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что обязанности, возлагаемые на лиц, несущих военную и аналогичную ей службу, предполагают необходимость выполнения ими поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья, что влечёт обязанность государства гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда жизни или здоровью при прохождении службы. Реализуя данную конституционную обязанность государства, федеральный законодатель установил для военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции (далее - военнослужащие и приравненные к ним лица) обязательное государственное страхование жизни и здоровья, определив условия и порядок его осуществления. Как указал Конституционный Суд, обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц, установленное в целях защиты их социальных интересов и интересов государства, является всего лишь одной из форм исполнения государством обязанности возместить ущерб, который может быть причинён жизни или здоровью этих лиц при прохождении ими службы. Следовательно, в конституционно-правовом смысле страховое обеспечение, полагающееся военнослужащим и приравненным к ним лицам в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции», - наряду с иными выплатами, которые в целях возмещения вреда, причинённого жизни или здоровью, могут быть установлены им на основании других законов (ст.1084 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 29 Закона Российской Федерации «О милиции» и др.), - входит в гарантированный государством объём возмещения вреда, призванного компенсировать последствия изменения их материального и (или) социального статуса вследствие наступления страховых случаев, включая причинённый материальный и моральный вред. Между тем регулирование, установленное абз.2 п.4 ст.11 в системной связи с абз.1 п.4 ст.11 и с положениями статей 2, 3, 6, 7 и 9 рассматриваемого Федерального закона, отдавая предпочтение защите имущественных прав и интересов страховщика и страхователя и ставя военнослужащих и приравненных к ним лиц в худшее положение по сравнению с гражданами, подлежащими обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, не отвечает вытекающим из положений Конституции Российской Федерации требованиям надлежащей государственной защиты прав и законных интересов застрахованных лиц - военнослужащих и приравненных к ним лиц, которая в Российской Федерации как правовом и социальном государстве должна осуществляться на началах справедливости и юридического равенства.
В определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что по смыслу статей 37 (ч.1) и 59 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с её статьями 32 (ч.4), 71 (п."м"), 72 (п."б" ч.1) и 114 (п."д" и п."е" ч.1), военная и аналогичная ей служба, посредством прохождения которой граждане реализуют свое право на труд, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. Лица, несущие эту службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается правовой статус этих лиц, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним; обязанности, возлагаемые на лиц, несущих такого рода службу, предполагают необходимость выполнения ими поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья, что - в силу статей 1 (ч.1), 2, 7, 37 (ч.1 и ч.3), 39 (ч.1 и ч.2), 41 (ч.1), 45 (ч.1), 59 и 71 (п."в" и п."м") Конституции Российской Федерации - влечёт обязанность государства гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда жизни или здоровью при прохождении службы. Как указал далее Конституционный Суд, Гражданский кодекс Российской Федерации, а именно его часть вторая, введённая в действие с ДД.ММ.ГГГГ, предусматривая, что возмещение вреда, причинённого гражданину в период исполнения им обязанностей военной службы, наряду со страховыми выплатами, специальным пенсионным обеспечением и мерами социальной защиты и поддержки может осуществляться и по правилам гражданского законодательства, тем самым расширяет объём и характер исполнения государством обязанности в области правовой и социальной защиты военнослужащих в случае причинения вреда их жизни или здоровью при исполнении ими обязанностей военной службы. Положение ст.1084 ГК Российской Федерации во взаимосвязи с иными нормами его главы 59 направлено на обеспечение возмещения вреда, причинённого здоровью гражданина при исполнении обязанностей военной службы, службы в милиции и других соответствующих обязанностей, по общим правилам гражданского законодательства, регулирующим обязательства вследствие причинения вреда, если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности.
Как видно из вышеназванных решений, Конституционный Суд Российской Федерации, рассматривая вопрос об объёме прав военнослужащих и приравненных к ним лиц на возмещение вреда здоровью, пришёл к однозначному выводу о том, что этот объём не должен быть ниже, чем для других лиц, получивших увечья при исполнении своих трудовых (должностных, служебных) обязанностей. При этом Конституционный Суд Российской Федерации фактически подтвердил правомерность применения к указанным правоотношениям положений гл.59 Гражданского кодекса Российской Федерации, в том числе, статей 1084-1086 ГК РФ, определивших основания и объём возмещения вреда.
В настоящее время, не смотря на содержащееся в ст.29 Закона Российской Федерации «О милиции» ограничение размера возмещения вреда разницей между утраченным заработком и назначенной пенсией, полная ежемесячная выплата утраченного заработка сотрудникам милиции прямо предусмотрена п.22 Инструкции о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника органов внутренних дел или его близких, утверждённой приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому размер вреда, подлежащего возмещению, определяется в соответствии со ст.1086 ГК РФ.
Очевидно, что в силу положения ст.19 Конституции Российской Федерации сотрудники Государственной противопожарной службы не должны находиться в неравных с сотрудниками милиции условиях в вопросе возмещения вреда здоровью, тем более что правовую основу деятельности и органов внутренних дел (милиции), и органов Государственной противопожарной службы составляют, в том числе, Конституция России и федеральные законы. Как следует из преамбулы Инструкции о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника органов внутренних дел или его близких, эта Инструкция разработана в соответствии со ст.29 Закона «О милиции», Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и гл.59 Гражданского кодекса РФ, и в числе прочего определяет порядок выплаты сумм в возмещение ущерба сотрудникам органов внутренних дел.
В соответствии со ст.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» на сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются положения, регламентирующие прохождение службы соответственно в органах внутренних дел и в Вооруженных Силах Российской Федерации. Следовательно, положения о выплате ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью, содержащиеся в пунктах 21-23 Инструкции о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причинённого имуществу сотрудника органов внутренних дел или его близких, утверждённой приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ №, в полной мере распространяются и на сотрудников государственной противопожарной службы, к каковым на момент получения военной травмы относился и истец.
При таких обстоятельствах заявленные истцом требования о возмещении ему вреда здоровью путём осуществления ежемесячных денежных платежей являются правомерными.
Согласно расчётам истца размер ежемесячной компенсации вреда здоровью составляет 25 440 руб, а сумма долга за период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ - 203 520 руб. Однако данные расчёты ответчиком выполнены не совсем верно, поскольку для исчисления утраченного заработка истец применил средний заработок за 12-месяный период, предшествовавший его увольнению, - то есть, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Между тем, в соответствии с п.3 ст.1086 ГК РФ для определения размера возмещения вреда при повреждении здоровья среднемесячный заработок потерпевшего подсчитывается путём деления общей суммы его заработка за двенадцать месяцев работы, предшествовавших повреждению здоровья, на двенадцать.
Поскольку повреждение здоровья истца имело место ДД.ММ.ГГГГ, для расчёта утраченного истцом заработка необходимо установить его среднемесячный заработок за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть за 12 полных месяцев, предшествовавших получению увечья. Согласно представленной ответчиком справке от ДД.ММ.ГГГГ № за указанный 12-месячный период истец получил в общей сложности 328 250 руб 40 коп. Следовательно, его средний заработок за этот период составляет 27 354 руб 20 коп (328250,40 : 12 = 27354,20). Исходя из 90 %-ой степени утраты истцом профессиональной трудоспособности утраченный истцом заработок при таком исчислении составляет 24 618 руб 78 коп (27354,20 х 90 % = 24618,78). Именно в этой сумме истцу следовало назначить выплаты в возмещение вреда здоровью, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку ответчик такие выплаты истцу не назначил и не производил, перед истцом образовался долг. Размер этого долга за период с 1 октября по ДД.ММ.ГГГГ составил 73 856 руб 34 коп (24618,78 х 3 = 73856,34).
В соответствии со ст.318 ГК РФ), установленного в федеральном законе о федеральном бюджете Российской Федерации на соответствующий год.
В соответствии с п.1 ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на ДД.ММ.ГГГГ год и на плановый период ДД.ММ.ГГГГ годов» запланированный на ДД.ММ.ГГГГ год (ДД.ММ.ГГГГ года) максимальный уровень инфляции составляет 10 %. Следовательно, с ДД.ММ.ГГГГ причитающаяся к выплате истцу ежемесячная сумма возмещения вреда в размере 24 618 руб 78 коп должна быть увеличена на 10 % (то есть, в 1,1 раз).
Аналогичный размер индексации предусмотрен и для ежемесячных страховых выплат в возмещение вреда работникам, получившим трудовые увечья. Так, согласно п.11 ст.12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» размер ежемесячной страховой выплаты индексируется с учётом уровня инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на соответствующий финансовый год. Коэффициент индексации и её периодичность определяются Правительством Российской Федерации. В соответствии с п.1 Постановления Правительством России от ДД.ММ.ГГГГ № с ДД.ММ.ГГГГ коэффициент индексации размера ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, назначенной до ДД.ММ.ГГГГ, состав-ляет 1,1. На такой же коэффициент проиндексированы выплаты, производимые в пользу других граждан, утративших заработок вследствие повреждения здоровья (инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы и др.).
Таким образом, начиная с ДД.ММ.ГГГГ истец имеет право на получение от ответчика ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью в размере 27 080 руб 65 коп (24618,78 х 1,1 = 27080,65). Соответственно, исходя из данного размера ежемесячной выплаты, сумма долга ответчика за период с 1 января по ДД.ММ.ГГГГ составила 135 403 руб 25 коп. Общая сумма долга по ежемесячным выплатам в возмещение вреда здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ (с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором истец был уволен со службы) по ДД.ММ.ГГГГ составляет 209 259 руб 59 коп (73856,34 + 135403,25).
Однако поскольку истец просил взыскать с ответчика за период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ долг по ежемесячным платежам в сумме 203 520 руб, и назначить ему с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячные денежные выплаты в размере 25 440 руб, а представитель истца в судебном заседании заявил об отсутствии у истца намерения увеличивать размер исковых требований, суд на основании ч.3 ст.196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федера-ции (ГПК РФ) удовлетворяет денежные исковые требования Асланукова Ю.М. в указанных самим истцом размерах. Начиная с ДД.ММ.ГГГГ к выплате истцу следует назначить требуемую им сумму в размере 25 440 руб ежемесячно, одновременно взыскав в его пользу задолженность по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в сумме 203 520 руб.
Согласно ст.2 ГПКРФ одной из основных целей гражданского судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. В данном случае нарушенные права истца на возмещение вреда здоровью подлежат восстановлению путём удовлетворения заявленных им исковых требований в размерах, указанных самим истцом.
Руководствуясь статьями 2, 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Асланукова ФИО7 к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Карачаево-Черкесской Республике о возмещении вреда, причинённого вследствие повреждения здоровья удовлетворить.
Обязать Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Карачаево-Черкесской Республике назначить Асланукову ФИО7 ежемесячные выплаты в возмещение вреда, причинённого здоровью, в размере 25 440 рублей, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, с последующей индексацией указанных выплат в соответствии с действующим законодатель-ством.
Взыскать с Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Карачаево-Черкесской Республике в пользу Асланукова ФИО7 203 520 рублей, составляющие сумму долга по ежемесячным платежам в возмещение вреда здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики с подачей кассационной жалобы через Черкесский городской суд в течение десяти дней со дня его вынесения.
Судья Черкесского городского суда Ю.М.Коцубин