РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>, КЧР
Черкесский городской суд в составе:
председательствующего судьи - Коркмазовой Л.А.
при секретаре - Семеновой С.Б.,
с участием истца - ФИО3,
представителя ответчика ФИО4 - ФИО6, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Старцевой ФИО3 к Локтионовой ФИО4 о возмещении материального ущерба и компенсации морального вреда,
установил:
Старцева В.П. обратилась в суд с иском к Локтионовой Т.Ю. о возмещении материального ущерба и компенсации морального вреда, указав в обосновании своих требований, что ДД.ММ.ГГГГ ее дочь ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <данные изъяты> в результате преступления, совершенного ответчиком Локтионовой ФИО4, действия которой, согласно приговора вынесенного Черкесским городским судом ДД.ММ.ГГГГ, были квалифицированы № УК РФ, т.е. убийство, совершенное в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения (аффекта), вызванного тяжким оскорблением со стороны потерпевшей ФИО1, аморальными действиями потерпевшей, а равно длительной психотравмирующей ситуацией возникшей в связи с систематическим аморальным поведением потерпевшей. В связи с совершением ответчиком указанного преступления, она потеряла родного ей человека - свою дочь, в результате которого дети погибшей ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ, остались без матери. Данным преступлением ей был причинен материальный вред, связанный с понесеными расходами на организацию похорон дочери: на погребение,расходы на работу представителя по определению причин смерти (судебно-медицинская экспертиза) - 950 рублей; расходы на автоуслуги, в связи с похоронами - 1318,28 рублей; расходы на ритуальные услуги - 19 000 рублей (в том числе: отпевание, поминальный обед и приобретение продуктов для организации обеда). Таким образом, общая сумма материального ущерба составила - 21 268,28 рублей. В том числе, при определении размера компенсации материального вреда, просит учесть расходы связанные с приобретением ею продуктов для организации поминального обеда на сумму в 1835 рублей,которые она не может подтвердить товарными чеками, так как находясь в трауре она об этом не подумала. Кроме того, до настоящего времени она испытывает нервное расстройство, её мучают ужасные головные боли, то есть преступными действиями ответчика ей были причинены нравственные страдания, связанные с утратой близкого ей человека, а также с невозможностью продолжать семейную жизнь с близким человеком. В связи с чем, причиненный ей моральный вред она оценивает в сумме 500 000 рублей. На основании изложенного, просит суд взыскать с Локтионовой ФИО4 в свою пользу сумму причиненного ей материального ущерба в размере 21 268,28 рублей (двадцать одна тысяча двести шестьдесят восемь рублей 28 копеек), а так же взыскать в ее пользу сумму причиненного ей морального вреда в размере 500 000 (пятьсот тысяч) рублей.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержала, и просила их удовлетворить, по изложенным в нем основаниям.
Представитель ответчика Локтионовой Т. Ю. - ФИО6 в судебном заседании, действуя в рамках предоставленных ей полномочий, представила суду письменное заявление от ДД.ММ.ГГГГ о признании в полном объеме исковых требований Старцевой В.П. в части взыскания с ответчика материального ущерба в размере 21 268,28 рублей. Кроме того, представитель ответчика не возражала против удовлетворения исковых требований Старцевой В.П. о взыскании с ответчика морального вреда, однако считала сумму в размере 500 000 рублей, заявленную истцом не соразмерной, причиненным ей нравственным страданиям, так как последней не представлено документов, подтверждающих причинение ей морального вреда. В связи с чем, при удовлетворении исковых требований в части взыскания морального вреда просила суд учесть, что Локтионова Т.Ю. не работает, является пенсионеркой, в связи с чем взыскать сумму в пределах разумного, соразмерно представленным документам.
Допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей ФИО2 и ФИО7 показали, что они являются дочерьми убитой ФИО1, внучками истца Старцевой В.П. По обстоятельствам дела показали, что организацией похорон они занимались совместно с бабушкой Старцевой В.П. Когда они пошли в столовую давать заявку на организацию поминального обеда, им дали список продуктов, которые надо было приобрести на поминальный обед. Они дополнительно купили трех свежих домашних кур по 180 рублей за штуку, 2 палки полукопченной говяжьей колбасы 1 кг., российского сыра, цену которого не помнят, 2 кг. разных конфет по разным ценам (по 30, 60, 90 рублей), упаковку минеральной воды «Джалан Кол» и коробку печенья, весом, примерно, 1,5 - 2 кг., прослойку варенья. Всего ими были приобретены продукты на общую сумму около 2000 рублей, точную сумму не помнят, так как товарные чеки они взяли.
Выслушав участвующих в деле лиц, свидетелей, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований Старцевой В.П.
Относительно исковых требований Старцевой В.П. о взыскании материального ущерба, суд пришел к следующему выводу:
Как установлено в судебном заседании, на основании приговора Черкесского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, ответчик Локтионова Т.Ю. была признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ст.73 УК РФ назначенное наказание считать условным с испытательным сроком в 1 год и 6 месяцев. Приговор суд вступил в законную силу и никем не обжалован.
В соответствии с ч. 4 ст. 61 ГПК РФ вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
Согласно вышеуказанного приговора суда, потерпевшей по делу была признана мать убитой Старцева В.П., которая обратилась в суд в порядке гражданского судопроизводства с настоящим исковым заявлением о возмещении с ответчика материального ущерба и компенсации морального вреда, причиненного вышеуказанным преступлением.
Одним из своих требований, истец просит о возмещение ей материального ущерба, связанного с расходами, понесенными на организацию похорон дочери: на погребение,расходы на работу представителя по определению причин смерти (судебно-медицинская экспертиза); расходы на автоуслуги, в связи с похоронами; расходы на ритуальные услуги (отпевание, поминальный обед и приобретение продуктов для организации обеда). Всего на общую сумму 21 268,28 рублей. В подтверждение своих доводов истцом предоставлены суду соответствующие квитанции и накладные, свидетельствующие о понесенных ею затратах, связанных с организацией похорон дочери, которые в судебном заседании никем не оспорены.
В силу ст.52 Конституции Российской Федерации, права потерпевших от преступлений охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.
В соответствии со ст.150 ГК РФ определен перечень принадлежащих гражданину от рождения нематериальных благ, к числу которых отнесены: жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом. Согласно п.2 указанной статьи, нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12 ГК РФ) вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения.
Доводы истца о понесенных ею материальных затратах, помимо письменных доказательств, были подтверждены в судебном заседании показаниями свидетелей ФИО2 и ФИО7, сомневаться в достоверности которых у суда не имеется оснований.
Кроме того, наличие у ответчика Локтионовой Т.Ю. перед истцом обязательств по возмещению материального ущерба, таких, как расходы на погребение погибшей ФИО1, основано на положениях ст.№ ГК РФ, согласно которой лица, ответственные за вред, вызванный смертью потерпевшего, обязаны возместить необходимые расходы на погребение лицу, понесшему эти расходы. В судебном заседании представитель ответчика исковые требования Старцевой В.П. в части возмещения ей материального вреда в сумме 21 268,28 рублей признала в полном объеме и не возражала против их удовлетворения. Судом принято признание иска.
Таким образом, суд считает исковые требования Старцевой В.П. по возмещению ей материального вреда связанного с расходами в сумме 21 268,28 рублей, понесенными ею на организацию похорон дочери, законными обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Относительно исковых требований Старцевой В.П. о взыскании компенсации за причиненный моральный вред, суд пришел к следующему выводу:
В обоснование своих требований о взыскании с ответчика компенсации за причиненный ей моральный вред в сумме 500 000 рублей, истец ссылается на то, что преступными действиями Локтионовой Т.Ю. ей были причинены нравственные страдания, связанные с утратой близкого ей человека.
В соответствии со статьей 12 ГК РФ компенсация морального вреда является самостоятельным способом защиты гражданских прав. Основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяется статьей 151 ГК РФ и соответствующими статьями главы 59 ГК РФ.
В соответствии со статьей 151 ГК РФ моральный вред состоит в нравственных и физических страданиях, которые испытывает пострадавший. Это, прежде всего физическая боль, страх за свое здоровье, тревога за здоровье близких, неуверенность в завтрашнем дне, неудобства, возникшие в связи с потерей здоровья, а также обострение уже имеющихся заболеваний. Согласно указанной статье, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии со ст.№ ГК РФ - вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии с п.3 ст.1099 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.
В соответствии со ст.1101 ГК РФ, размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственныхстраданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Согласно статье 195 ГПК РФ размер компенсации морального вреда в денежной форме должен быть законным и обоснованным.
Пункт 8 постановления Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ года № «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» также указывает, что при определении размера компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Поскольку истцом в судебном заседании не было представлено доказательств, в частности медицинских документов, подтверждающих причинно - следственную связь между смертью ее дочери и ухудшением состояния ее здоровья, а так же с учетом вышеназванных требований законодательства, суд находит требование Старцевой В.П.о взыскании компенсации морального вреда в сумме 500 000 рублей не разумными и не соответствующими степени, причиненного ей морального вреда. Но при этом, суд учитывает те обстоятельства, при которых погибла дочь истца, и не исключает, что в связи со смертью близкого ей человека она могла испытывать нравственные и моральные страдания, в результате преступных действий ответчика, которые подлежат соразмерной компенсации.
При рассмотрении требований истца о компенсации ей морального вреда, суд учитывает то обстоятельство, что ответчик Локтионова Т.Ю. в настоящее время нигде не работает, является пенсионером, что подтверждается справкой, выданной ДД.ММ.ГГГГ УОПФР по КЧР в <адрес>, согласно которой она получает пенсию по старости в размере 6718,39 рублей. При таких обстоятельствах, оценивая в совокупности все доказательства, полученные в ходе судебного разбирательства по настоящему гражданскому делу, суд приходит к выводу об уменьшении размера компенсации за причиненный истцу моральный вред с заявленных 500 000 рублей до 100 000 рублей, что по мнению суда будет соответствовать критериям справедливости и разумности.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Старцевой ФИО3 к Локтионовой ФИО4 о возмещении материального ущерба и компенсации морального вреда - удовлетворить частично.
Взыскать с Локтионовой ФИО4 в пользу Старцевой ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, материальный ущерб в размере 21 268 (двадцать одна тысяча двести шестьдесят восемь) рублей 28 копеек.
Взыскать с Локтионовой ФИО4 в пользу Старцевой ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> компенсацию за причиненный моральный вред в сумме 100 000 (сто тысяч) рублей.
В удовлетворении исковых требований Старцевой ФИО3 о компенсации морального вреда в сумме 500 000 рублей - отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда КЧР в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме через Черкесский городской суд. В окончательной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья подпись Л.А. Коркмазова
Копия верна: