РЕШЕНИЕ
город Черкесск 9 июля 2010 года
Именем Российской ФедерацииЧеркесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики
в составе председательствующего судьи Коцубина Ю.М.,
при секретаре судебного заседания Пшиазовой Е.О.,
с участием заявителя Мельникова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело
№ 2-2644/10 по заявлению Мельникова ФИО1
о регистрации транспортного средства,
установил:
Мельников А.А. обратилась в Черкесский городской суд с заявлением о регистрации транспортного средства - автомобиля ВАЗ-21099. В своём заявлении Мельников указал, что в феврале 2010 года он приобрёл автомобиль № у ФИО2, который владел им по нотариальной доверенности. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в МРЭО ГИБДД при МВД по КЧР для постановки автомобиля на регистрационный учёт. Однако при осмотре автотранспорта сотрудниками МРЭО было выявлено, что правая опора пружины передней подвески установлена кустарным способом. В связи с этим ему было отказано в регистрации автомобиля. Он является добросовестным приобретате-лем. О том, что машина подвергалась ремонту с демонтажем правой опоры пружины передней подвески, он не знал. В последствии ему стало известно, что данный автомобиль был значительно повреждён в результате ДТП, имевшего место ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. после чего был отремонтирован и продан ему. Дублирующий идентификационный номер, находящийся в багажном отсеке автомобиля, изменению и демонтажу не подвергался, что свидетельствует о подлинности кузова. Таким образом, действия сотрудников МРЭО, отказавших ему в государственной регистрации его автомобиля, создают препятствия к осуществлению им моих законных прав на владение и эксплуатацию купленного автомобиля. Со ссылкой на статьи 254-258 ГПК РФ заявитель просил обязать МРЭО ГИБДД при МВД по КЧР зарегистрировать за ним автомобиль ВАЗ-21099 1999 года выпуска и выдать необходимые документы и регистрационные знаки.
В судебном заседании заявитель поддержал изложенные в заявлении доводы и требования, просил удовлетворить заявление. Объяснил, что после аварии в автомобиле был заменён передний лонжерон со стаканом, и вместо него был установлен новый, который был приобретён в магазине. На этот лонжерон был установлен прежний стакан с номером. Под капотом на кузове, на моторном щите стоит бирка с номером. Её также сняли, а после ремонта поставили назад. Снимали эту бирку для того, чтобы заменить моторный щит, так как при ДТП он был деформирован. Моторный щит также был приобретён в магазине, а на запасных частях, продаваемых в магазинах, номеров нет. Идентификационный номер автомобиля, находящийся в багажнике, и номер двигателя при ремонте не трогали.
Представитель Управления ГИБДД МВД по КЧР в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил, доказательств уважительности причин неявки не представил, об отложении судебного разбирательства не просил. В соответствии с ч.2 ст.257 ГПК РФ неявка представителя Управления ГИБДД МВД по КЧР в судебное заседание не является препятствием к рассмотрению дела.
Выслушав объяснения заявителя, исследовав имеющиеся в деле документы, суд пришёл к следующим выводам.
Как установлено в судебном заседании, в соответствии с договором купли-продажи автомобиля от ДД.ММ.ГГГГ заявитель - Мельников А.А. является собственником автомобиля ВАЗ-21099 ярко-белого цвета 1999 года выпуска, (идентификационный номер №). После приобретения указанного автомобиля заявитель обратился в МРЭО ГИБДД МВД по КЧР для оформления сделки и постановки машины на регистрационный учёт. Однако во время осмотра автомобиля был выявлен факт демонтажа и повторной установки на штатное место расположения передней опоры с номерным обозначением кузова автомобиля, а также демонтаж и повторная установка на штатное место крепления при помощи заклёпок, в связи с чем заявителю в регистрации автомобиля было отказано. Данный отказ заявитель обжаловал в суд.
Рассмотрев дело, суд пришёл к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления в части возложения на Управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения (Межрайонный регистрационно-экзаменационный отдел) Министерства внутренних дел по Карачаево-Черкесской Республике обязанности поставить принадлежащий заявителю автомобиль на регистрационный учёт.
Как установлено в судебном заседании, принадлежащая заявителю автомашина, номерные обозначения её кузова и двигателя по базе розыска не значатся. Согласно справке об исследовании эксперта ЭКЦ МВД по КЧР от 16 сентября 2008 года № 3409 идентификационная маркировка кузова автомобиля ВАЗ-21099 (№ нанесена в соответствии с технологией, используемой предприятием-изготовителем при маркировании кузовов легковых автомобилей данной серии, изменению не подвергалась. Данная опора демонтировалась и подвергалась ремонтно-восстановительным Работам с повторной установкой на штатное место её расположения. Заводская табличка с дублирующим идентификационным номером кузова (№ изготовлена в соответствии с технологией изготовления заводских табличек, используемой предприятием-изготовителем. Сводная заводская табличка подвергалась демонтажу и повторной установке на штатное место крепления при помощи заклёпок, не применяемых на предприятии-изготовителе. Дублирующий идентификационный номер кузова автомобиля №*) нанесён в соответствии с технологией, используемой предприятием изготовителем при маркировании кузовов легковых автомобилей данной серии, и демонтажу не подвергалась. Первичная маркировка (№*), нанесённая по технологии маркирования двигателей, используемой предприятием-изготовителем, на блоке цилиндров представленного автомобиля ВАЗ-21099 изменению не подвергалась.
В соответствии с п.9 ст.10 Закона Российской Федерации «О милиции» от 18 апреля 1991 года № 1026-1 к обязанностям милиции в числе прочего отнесено осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения. Согласно ст.15 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путём регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается. После внесения изменения в конструкцию зарегистрированных транспортных средств, в том числе в конструкцию их составных частей, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения, необходимо проведение повторной сертификации. В силу ст.18 этого же федерального закона техническое обслуживание и ремонт транспортных средств в целях содержания их в исправном состоянии должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Нормы, правила и процедуры технического обслуживания и ремонта транспортных средств устанавливаются заводами-изготовителями транспортных средств с учетом условий их эксплуатации. Транспортные средства, прошедшие техническое обслуживание и ремонт, должны отвечать требованиям, регламентирующим техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, что подтверждается соответствующим документом, выдаваемым исполнителем названных работ и услуг. В соответствии со ст.18 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» запрещается эксплуатация транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения.
Перечень неисправностей транспортных средств, а также условия, при которых запрещается их эксплуатация, определяются Правительством Российской Федерации. Запрещение эксплуатации транспортного средства осуществляется уполномоченными на то должностными лицами. Перечень таких неисправностей, а также условия, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, определены Правительством Российской Федерации. Согласно п.11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090, запрещается эксплуатация транспортных средств, имеющих скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или регистрационные знаки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» Министерству внутренних дел Российской Федерации было поручено разработать и ввести в действие правила регистрации и учета транспортных средств. Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24 ноября 2008 года № 1001 утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - «Правила»), установившие единый на всей территории России порядок регистрации в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД Российской Федерации автомототранспортных средств, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования. В соответствии с п.3 этих Правил при обнаружении признаков скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесённой на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, регистрационных знаков, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных), транспортные средства не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий. Данное ограничение призвано исключить возможность регистрации угнанных транспортных средств с измененными («перебитыми») номерами узлов и агрегатов и без них. Согласно п.35.6 Правил при обнаружении признаков скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесённой на транспортных средствах организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, регистрационных знаков, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных) регистрационные действия не производятся. Инспектором по розыску или уполномоченным должностным лицом такие документы, регистрационные знаки задерживаются. С документов снимаются копии, а их оригиналы, а также регистрационные знаки вместе с сообщением об обнаружении признаков преступления незамедлительно передаются в орган внутренних дел по месту их обнаружения для проведения необходимых действий и принятия решения в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации. Регистрационные действия с транспортными средствами, имеющими признаки изменения нанесенной на них маркировки вследствие естественного износа, коррозии, совершаются на основании постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела и справок (заключений) экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел об исследовании маркировочных обозначений, подтверждающих данное изменение.
В соответствии с подпунктом «з» п.12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 года № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения», госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов автомототранспортные средства и прицепы к ним, имеющие скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки. Указанное положение оспаривалось в Верховный Суд Российской Федерации, который своим решением от 26 сентября 2003 года по делу № ГКПИ 03-1012 подтвердил его законность. Как указал в своём решении Верховный Суд Российской Федерации, Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», определяя правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации, установил регистрацию транспортных средств. В силу п.3 ст.15 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путём регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается. Из содержания данной нормы Федерального закона «О безопасности дорожного движения» следует, что регистрация транспортного средства является не только механизмом допуска транспортного средства к участию в дорожном движении, но и способом контроля за эксплуатацией транспортного средства, являющегося источником повышенной опасности.
Указ Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 года № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» издан в целях реализации единой государственной политики в области безопасности дорожного движения и определяет правовое положение Государственной инспекции безопасности дорожного движения как органа, осуществляющего специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения, проведения мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства. Госавтоинспекция входит в систему Министерства внутренних дел России и в соответствии с Законом Российской Федерации «О милиции» производит регистрацию автомототранспортных средств и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования.
Верховный Суд Российской Федерации в решении от 26 сентября 2003 года по делу № ГКПИ 03-1012 счёл несостоятельными доводы заявителя о незаконном ограничении его гражданских прав оспариваемыми положениями Указа Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 года № 711 и указал, что допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Издание Президентом Российской Федерации указов предусмотрено ст.90 Конституции Российской Федерации и в силу ст.4 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», ст.4 Закона Российской Федерации «О милиции» этот Указ как нормативный правовой акт является составной частью законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения.
Уголовным кодексом Российской Федерации (ст.326) установлена ответственность за подделку или уничтожение идентификационного номера, номера кузова, шасси, двигателя, а также подделку государственного регистрационного знака транспортного средства в целях эксплуатации или сбыта транспортного средства, а равно сбыт транспортного средства с заведомо поддельным идентификационным номером, номером кузова, шасси, двигателя или с заведомо поддельным государственным регистрационным знаком либо сбыт кузова, шасси, двигателя с заведомо поддельным номером. При регистрации транспортных средств подразделениями Госавтоинспекции производится их осмотр. При обнаружении признаков скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортных средствах организациями-изготовителями, регистрационные действия не производятся, информация об обнаружении признаков преступления передаётся в орган внутренних дел по месту их обнаружения для проведения необходимых действий и принятия решения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 5.1 и 5.3. Инструкции по розыску автомототранспортных средств, утвержденной приказом МВД Российской Федерации от 17 февраля 1994 года № 58 «О мерах по усилению борьбы с преступными посягательствами на автомототранспортные средства», при обнаружении признаков подделки представленных документов, государственных регистрационных знаков, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортных средствах организациями-изготовителями, несоответствия номеров агрегатов представленным документам или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных) такие документы, регистрационные знаки задерживаются, в орган внутренних дел направляется соответствующая информация для принятия решения в порядке, установленном законодательством. Наложенные ограничения на совершение регистрационных действий снимаются только после вынесения мотивированного постановления органа внутренних дел об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела и проверке законности принятого органом внутренних дел решения надзирающим прокурором. В случае вынесения постановления о возбуждении уголовного дела совершение регистрационных действий откладывается до окончания производства по делу в порядке, установленном законодательством.
Как видно из вышеприведенных положений федерального законодательства, ведомственных нормативных актов МВД России и позиции Верховного Суда России, закон запрещает производить регистрацию транспортных средств, вносить изменения в их конструкцию и регистрировать изменение номеров агрегатов и узлов в двух целях: 1) в целях обеспечения безопасности дорожного движения; 2) в целях исключения возможности эксплуатации похищенного транспорта. Другими словами, ограничение на проведение регистрационных действий с транс-портными средствами, агрегаты которых имеют измененные номера, направлено на обеспечение безопасности дорожного движения и на пресечение оборота похищенных транспортных средств и агрегатов. В то же время, Международная конвенция о дорожном движении, заключённая в Вене 8 ноября 1968 года, не содержит запрета на регистрацию в установленном порядке транспортных средств с изменёнными номерами или с узлами и агрегатами без номеров.
В данном случае согласно справке эксперта имели место демонтаж, ремонт и повторная установка на штатное место отдельных частей с номерным обозначением кузова автомобиля. При этом ничьи права ущемлены не были, угроза безопасности дорожному движению не создана. Напротив, ремонтом повреждённого конструктивного элемента автомобиля этот автомобиль был приведён в техническое состояние, позволяющее эксплуатировать этот автомобиль безопасно для окружающих. Никакой «криминальной» составляющей в действиях лиц, производивших ремонт автомобиля, не имеется. При таких обстоятельствах МРЭО ГИБДД МВД по КЧР мог, не нарушая закон, зарегистрировать автомобиль. Отказ в регистрации автомобиля, хотя и соответствует «букве закона» и с формальной точки зрения не является незаконным, он противоречит «духу закона», а также нарушает права заявителя, поскольку не позволяет реализовать правомочия собственника транспортного средства, предоставленные заявителю и уполномоченным им лицам ст.35 Конституции Российской Федерации и ст.209 Гражданского кодекса Российской Федерации. При таких обстоятельствах требование заявителя должно быть удовлетворено.
Руководствуясь статьями 194-199, 245-250, 254-258 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление Мельникова ФИО1 о регистрации транспортного средства о регистрации транспортного средства удовлетворить.
Обязать Управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения (Межрайонный регистрационно-экзаменационный отдел) Министерства внутренних дел по Карачаево-Черкесской Республике поставить на регистрации-онный учёт принадлежащий Мельникову ФИО1 автомобиль ВАЗ-21099 ярко-белого цвета 1999 года выпуска (идентификационный номер №).
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики с подачей кассационной жалобы через Черкесский городской суд в течение 10 дней со дня его вынесения.
Судья Черкесского городского суда подпись Ю.М.Коцубин