Решение от 26 июля 2010 года по делу 2-2570/2010



РЕШЕНИЕ

город Черкесск 26 июля 2010 года

Именем Российской Федерации

Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики

в составе председательствующего судьи Коцубина Ю.М.,

при секретаре судебного заседания Пшиазовой Е.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское

дело № 2-2570/10 по иску Акбаевой ФИО1

к Администрации Карачаевского городского округа и Правительству

Карачаево-Черкесской Республики о признании пострадавшей

в результате стихии в виде дождей с градом и селевыми потоками,

сильного ветра, произошедшей 17-18 июня 2007 года, о включении

в дополнительный сводный список граждан, лишившихся жилья

в результате стихийного бедствия в виде дождей с градом и селевыми

потоками, сильного ветра, произошедшего 17-18 июня 2007 года,

на получение именного государственного жилищного сертификата,

об утверждении дополнительного сводного списка граждан, лишившихся

жилья в результате стихийного бедствия в виде дождей с градом и

селевыми потоками, сильного ветра, произошедшего 17-18 июня 2007

года, на получение именного государственного жилищного сертификата,

установил:

Акбаева Ф.Х. в лице своего уполномоченного представителя обратилась в Черкесский городской суд с иском к Администрации Карачаевского городского округа и Правительству Карачаево-Черкесской Республики. В своём исковом заявлении в последней (исправленной) редакции от ДД.ММ.ГГГГ истица указала, что с ДД.ММ.ГГГГ она была зарегистрирована и проживала по адресу: <адрес>. Она проживала в этом доме постоянно до стихии, произошедшей в июне 2007 года. После стихии она снялась с регистрационного учёта ДД.ММ.ГГГГ и зарегистрировалась по адресу: <адрес>. В июне 2007 года данный жилой дом пострадал в результате стихии в виде дождей с градом и селевыми потоками, сильного ветра произошедшей 17-18 июня 2007 года. Все жильцы дома лишились жилья, дом разрушен и не пригоден для проживания. Администрацией Карачаевского городского округа, Управле-нием КЧР по обеспечению мероприятий гражданской обороны, предупреж-дения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности на основании постановления Правительства КЧР от 1 августа 2008 года № 320, постановления мэра Карачаевского городского округа от 21 ноября 2007 года № 166 были составлены списки лиц, лишившихся жилья. Все проживавшие на момент стихии жильцы жилого дома были включены в списки граждан, пострадавших от стихии. Она также была включена в списки пострадавших в результате стихии. Но впоследствии она была исключена из списков пострадавших от стихии по неизвестной причине. Администрация Карачаевского городского округа на запрос о причинах её исключения из списков сообщила, что она исключена из списков на получение жилищного сертификата по причине непредставления в ФМС РФ по КЧР отделение в <адрес> документов, подтверждающих регистрацию по месту постоянного проживания до стихии. В её паспорте имеется отметка о регистрации по адресу пострадавшего от стихии дома. Всем жильцам пострадавших от стихии домов администрацией было предложено сняться с регистрационного учёта, что ею и было сделано. В настоящее время она зарегистрирована по другому адресу, о чём произведена отметка в паспорте. Необходимые документы были представлены в ГО,ЧС при администрации Карачаевского городского округа. То, что ей необходимо представить какие-либо документы ещё и в ФМС РФ по КЧР в отделение в <адрес>, ей не было известно, и ей никто не разъяснял, какие именно документы и куда представлять. В данное время ей было предложено обратиться в суд за защитой своих прав. Указанный дом был её единственным жильём и местом проживания, что подтверждается справкой администрации <адрес>. То обстоятельство, что на данный момент она не имеет в собственности жилья, подтверждается сообщением Управления Федеральной регистра-ционной службы по КЧР и справкой БТИ. Разрешить данный вопрос во внесудебном порядке не представляется возможным. В соответствии с ч.3 ст.40 Конституции Российской Федерации определённым в законе категориям граждан, нуждающимся в жилье, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов, в соответствии с установленными законом нормами. Отказом администрации Карачаевского муниципального района внести её в списки лиц, лишившихся жилья, созданы препятствия к осуществлению её прав для оформления государственного жилищного сертификата для приобретения жилья взамен утраченного во время стихии. В результате она не имеет возможности реализовать своё право на жилище. Исключение её из списков пострадавших в результате стихии, произошедшей 17-18 июня 2007 года, для получения жилья она считает незаконным. В соответствии со ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилья. В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане РФ имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Истица просила суд: 1) признать её пострадавшей в результате стихии в виде дождей с градом и селевыми потоками, сильного ветра, произошедшей 17-18 июня 2007 года; 2) обязать Администрацию Карачаевского городского округа включить её в дополнительный сводный список граждан, лишившихся жилья в результате стихийного бедствия в виде дождей с градом и селевыми потоками, сильного ветра, произо-шедшего 17-18 июня 2007 года, на получение именного государственного жилищного сертификата; 3) обязать Правительство Карачаево-Черкесской Республики утвердить дополнительный сводный список граждан, лишившихся жилья в результате стихийного бедствия в виде дождей с градом и селевыми потоками, сильного ветра, произошедшего 17-18 июня 2007 года, на получение государственного жилищного сертификата.

Председатель правительства Карачаево-Черкесской Республики представил в суд письменные возражения на иск, в которых указал, что, рассматривая исковые требования, необходимо руководствоваться положениями постановления Правительства РФ от 9 октября 1995 года № 982 «Об утверждении Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий», постановления Правительства РФ от 7 июня 1995 года № 561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий», постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 29 декабря 2009 года № 504 «Об утверждении Порядка погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, выбравшим местом жительства Карачаево-Черкесскую Республику». В соответствии с постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 29 декабря 2009 года № 504 органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, на территории которых произошла чрезвычайная ситуация или стихийное бедствие, обеспечивают оформление необходимых документов, подтверждающих факт того, что граждане лишились жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий и утверждают списки граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций или стихийных бедствий. Списки в бумажном (три экземпляра) и электронном виде направляются в Управление по ГО И ЧС. Все изменения в сводный список утверждаются постановлением Правительства КЧР на основании постановлений глав администраций муниципальных районов и городских округов Карачаево-Черкесской Республики. Как утверждает истица, все проживающие на момент стихии жильцы жилого дома по адресу: <адрес> были включены в списки граждан, пострадавших от стихии. Истица также была включена в списки пострадавших в результате стихии, но в последствии была исключена из списков по причине непредставления в ФМС РФ по КЧР отделение в <адрес> документов, подтверждающих регистрацию по месту постоянного проживания до стихии. Следовательно, постановление главы Администрации Карачаевского городского округа, подтверждающее факт того, что гражданка Акбаева Ф.Х. лишилась жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, для рассмотрения в Правительство Карачаево-Черкесской Республики не направлялось, и соответственно, Правительству о вышеизложенных обстоятельствах ничего не было известно. Таким образом, Правительство Карачаево-Черкесской Республики не нарушило никаких прав истицы, так как на момент утверждения документов на получение средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации в списках граждан, лишившихся жилого помещения в результате стихийного бедствия, предоставленных Администрацией Карачаевского городского округа, Акбаева Ф.Х. не числились. На основании вышеизложенного Правительство КЧР не может являться надлежащим ответчиком по данному делу. Истицей нарушено правило подсудности в части требований к Администрация Карачаевского городского округа. Исходя из смысла ст.54 и ст.28 ГПК РФ данное дело подсудно Карачаевскому городскому суду, так как предъявляется по месту нахождения юридического лица, которое определяется местом его государственной регистрации. Возникший спор необходимо рассматривать не в порядке искового производства, а в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений (глава 25 ГПК РФ), так как предметом рассмотрения по данному делу является не спор о праве на получение государственного жилищного сертификата. Согласно постанов-лению Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 года № 561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий» государственные жилищные сертификаты выдаются на основании решения Правительства Российской Федерации, следовательно, именно решение Правительства РФ является основанием для возникновения права на получение государственного жилищного сертификата. Решения Правительства Карачаево-Черкесской Республики не могут быть основанием для возникновения данного права у граждан, так как оно не наделено полномочиями принимать решения о выдаче сертификатов. Оно лишь утверждает своим постановлением списки граждан, лишившихся жилого помещения. Таким образом, в возникших правоотношениях речь может идти только о действии (бездействии) органа государственной власти, выражающемся, по мнению истицы, в создании препятствий к осущест-влению прав и свобод. Данные правоотношения должны рассматриваться как возникающие из публичных в порядке главы 25 ГПК РФ. Просил в удовлетворении исковых требований Акбаевой Ф.Х. об обязании Правительства КЧР утвердить дополнительный сводный список граждан на получение именного государственного жилищного сертификата отказать.

Письменным заявлением от 4 июля 2010 года истица просила рассмотреть дело в её отсутствие в связи с выездом за пределы КЧР.

Представители сторон в судебное заседание не явились, о причинах своей неявки суд не уведомили, доказательств уважительности причин неявки не представили, об отложении судебного разбирательства не проси-ли. По определению суда дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Рассмотрев исковое заявление, исследовав имеющиеся в деле документы, суд пришёл к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для удовлетворения иска.

Как установлено в судебном заседании, в июне 2007 года принадлежавшее ФИО3 домовладение, расположенное по <адрес>, подверглось стихийному бедствию виде дождей с градом и селевыми потоками и сильного ветра. В результате этого стихийного бедствия расположенный по указанному адресу жилой дом ФИО3 был признан непригодным для проживания. На основании списков пострадавших граждан, утверждённых постановлениями Мэра Карачаевского городского округа, Управлением Карачаево-Черкесской Республики по обеспечению мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности был сформирован, а постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики утверждён сводный список семей граждан, лишившихся жилья на территории Карачаево-Черкесской Республики в результате сильных дождей с градом, подтоплением и селевыми потоками, сильного ветра, на получение государственных жилищных сертификатов. В этот список вошла и семья ФИО3 Как объяснила в предыдущем судебном заседании представитель истицы - ФИО3, всего по домовладению № по <адрес> в <адрес> пострадавшими от стихии и лишившимися жилья было признано 9 человек, а именно: сама ФИО3, её муж - ФИО4, племянники ФИО4 - ФИО5, ФИО5, ФИО6, ФИО7, а также ФИО8, ФИО9 и ФИО2 Все перечисленные лица были включены в государственный жилищный сертификат на приобретение жилья. Однако ФИО3 этот сертификат отказалась получать, так как в него не была включена истица - Акбаева Ф.Х., которая является сестрой мужа ФИО3 Невключение истицы в списки по Карачаевскому городскому округу, в сводный республиканский список пострадавших от стихии лиц и в сертификат явилось причиной обращения истицы в суд с исковым заявлением.

В соответствии с Федеральным законом 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, а также на получение на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причинённый в условиях чрезвычайных ситуаций (п.1 ст.18). Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской, устанавливаются законодатель-ством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п.2 ст.18). При этом названный федеральный закон уполномочил Правительство Российской Федерации на издание постановлений и распоряжений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обязал обеспечить создание федеральных резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального характера, а также определить порядок использования указанных резервов.

В целях реализации указанного федерального закона Правительство Российской Федерации приняло постановление от 7 июня 1995 года № 561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий». Как указано в п.2 названного постановления, государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам, лишившимся жилья, постоянно проживавшим и зарегистрированным в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия.

Таким образом, по смыслу постановления Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 года № 561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий» для приобретения гражданами, пострадавшими от стихийного бедствия и утратившими жильё, права на получение государственных жилищных сертификатов необходимо одновременное наличие следующих обязательных условий: 1) гражданин должен утратить жильё; 2) утративший жильё гражданин должен постоянно проживать в утраченном жилом помещении на момент стихийного бедствия; 3) утративший жильё гражданин должен быть зарегистрирован в утраченном жилом помещении на момент стихийного бедствия.

В данном случае совокупность перечисленных выше обязательных условий для включения истицы в список лиц, имеющих право на получение государственных жилищных сертификатов, отсутствует.

Собственником жилого дома по <адрес> являлась ФИО3 Истица права собственности на этот дом не имела. Согласно выданному ФИО3 свидетельству от ДД.ММ.ГГГГ о государственной регистрации права собственности жилой дом по <адрес> имел общую площадь 25,5 кв.м, в том числе жилую - 15,1 кв.м. Очевидно, что проживание на жилплощади такого размера десяти человек разного возраста и пола, не являющихся членами одной семьи, является весьма сомнительным. Из технического паспорта на жилой дом, составленного на ДД.ММ.ГГГГ, домовладение по <адрес> состояло из жилого дома литер «А» с пристройкой литер «а» общей площадью 25,5 кв.м, в том числе жилой - 15,1 кв.м, и двух сараев - литер «Б» и литер «В», один из которых с пристройкой литер «в». Никаких других жилых помещений, кроме жилого дома литер «А» в техническом паспорте по указанному адресу не обозначено.

До своей регистрации в доме по <адрес> истца была зарегистрирована по другому месту жительства. Из паспорта истицы следует, что она была зарегистрирована в доме по <адрес> только в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ она также зарегистрирована по месту жительства по иному адресу - <адрес>, в доме своих родителей. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что даже если истица и проживала в доме ФИО3 на момент стихийного бедствия, то её проживание в нём носило не постоянный, а временный характер.

По смыслу ст.2 Семейного кодекса Российской Федерации к членам семьи относятся только дети, супруги и родители. Другие лица, находящиеся в кровном родстве, подпадают под категорию «иные родственники». Такие лица могут быть признаны членами семьи нанимателя или собственника жилого помещения только в исключительных случаях и только на основании решения суда, о чём прямо указано в ч.1 ст.69 и ч.1 ст.31 Жилищного кодекса Российской Федерации. В данном случае истица является всего лишь сестрой мужа ФИО3 Истица не является членом семьи ФИО3, поскольку она не подпадает под перечни членов семьи собственника жилого помещения и не была признана в качестве таковой судом.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что истица не утратила жилое помещение, а потому не имеет права на получение государственных жилищных сертификатов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 года № 561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий». Следовательно, истица не имеет права на включение в соответствующий список лиц, пострадавших от стихийного бедствия, на получение сертификатов.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Отказать в удовлетворении иска Акбаевой ФИО1 к Администрации Карачаевского городского округа и Правительству Карачаево-Черкесской Республики о признании пострадавшей в результате стихии в виде дождей с градом и селевыми потоками, сильного ветра, произошедшей 17-18 июня 2007 года, о включении в дополнительный сводный список граждан, лишившихся жилья в результате стихийного бедствия в виде дождей с градом и селевыми потоками, сильного ветра, произошедшего 17-18 июня 2007 года, на получение именного государст-венного жилищного сертификата, об утверждении дополнительного сводного списка граждан, лишившихся жилья в результате стихийного бедствия в виде дождей с градом и селевыми потоками, сильного ветра, произошедшего 17-18 июня 2007 года, на получение именного государственного жилищного сертификата.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики в течение десяти дней с подачей кассационной жалобы через Черкесский городской суд со дня его вынесения.

Судья Черкесского городского суда Ю.М.Коцубин