РЕШЕНИЕ
город Черкесск 22 июля 2010 года
Именем Российской Федерации
Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики
в составе председательствующего судьи Коцубина Ю.М.,
при секретаре судебного заседания Каракотовой М.И., с участием:
истицы Тоцкой Н.И., представителя Тоцкой Н.И. - Мамаевой Л.Ю.,
представителя истцов (Тоцкой Н.И., Катан А.И., Катан Н.И., Катан И.В.,
Куликова А.В.) - Назаренко Е.М., представителя ответчика (Правительства
Карачаево-Черкесской Республики) - Расуловой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское
дело № 2-2569/10 по иску Катана ФИО5, Катан ФИО6
ФИО6, Катан ФИО7, Тоцкой ФИО6 и
Куликова ФИО8 к Правительству Карачаево-
Черкесской Республики и Администрации Карачаевского городского
округа о признании пострадавшими в результате стихийного бедствия,
и о включении в дополнительный список граждан, лишившихся жилья
в результате стихийного бедствия, и об утверждении дополнительного
списка,
установил:
Истцы - Катан И.В., Катан Н.И., Катан А.И., Тоцкая Н.И. и Куликов А.В. обратились в Черкесский городской суд с иском к Правительству Карачаево-Черкесской Республики и Администрации Карачаевского городского округа о признании пострадавшими в результате стихийного бедствия, о включении в дополнительный список граждан, лишившихся жилья в результате стихийного бедствия, и об утверждении дополнительного списка. В своём исковом заявлении в последней редакции от ДД.ММ.ГГГГ истцы указали, что все они зарегистрированы и проживали в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>. В июне 2007 года данный жилой дом пострадал в результате стихии в виде дождей с градом и селевыми потоками и сильного ветра. Дом разрушен и не пригоден для проживания. Администрацией Карачаевского городского округа, Управлением Карачаево-Черкесской Республики по обеспечению мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности на основании постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 1 августа 2008 года № 320, Постановления мэра Карачаевского городского округа от 21 ноября 2007 года № 166 «Об утверждении реестра жилых домов, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации в виде сильных дождей с градом и селевыми потоками, сильного ветра, произошедшего с 17 по 19 июня 2007 года для оформления государственных жилищных сертификатов» были составлены списки пострадавших в результате стихии. Владелец указанного жилого дома - Назаренко Е.М. включена в списки пострадавших от стихии. Они являются членами семьи владельца дома. Тоцкая Н.И. является дочерью владельца дома, Катан Н.И. - родной племянницей, Катан И.В. - зятем, Катан А.И. - внучатой племянницей. Для Куликова А.В. владелец дома является крёстной матерью. Они, как и владелец дома - Назаренко Е.М., постоянно проживали в указанном жилом доме с момента регистрации. Первоначально они были включены в списки пострадавших, но потом их исключили из списков. На запрос о том, по какой причине они не включены в списки пострадавших от стихии, администрация сообщила, что они не включены в списки по причине непредставления в ТП ОФМС РФ по Карачаево-Черкесской Республике отделения в <адрес> документов, подтверждающих регистрацию в данном жилом доме. О том, что они должны представить документы в ТП ОФМС РФ по Карачаево-Черкесской Республике в <адрес>, они не знали. В настоящее время им также непонятно, какие именно документы они должны были представить в ТП ОФМС РФ по Карачаево-Черкесской Республике. Разъяснение по данному вопросу им никто не дает. Наоборот, подтверждение о регистрации граждан выдаёт ТП ОФМС РФ по Карачаево-Черкесской Республике. В администрацию Карачаевского городского округа и в ГО ЧС они своевременно сдали все необходимые документы. Указанный дом был их единственным жильём. То, что они не имеют другого жилья, подтверждается уведомлением Управления Федеральной регистрационной службы по Карачаево-Черкесской Республике. Куликов А.В. приобрел жильё после стихии ДД.ММ.ГГГГ в рассрочку, рассчитывая на получение жилищного сертификата. Разрешить данный вопрос во внесудебном порядке не представляется возможным. Отказом Администрации Карачаевского муниципального района внести их в списки лиц, лишившихся жилья, созданы препятствия к осуществлению их прав для оформления государственных жилищных сертификатов для приобретения жилья взамен утраченного во время стихии. В результате они не имеют возможности реализовать свои права на жильё. Истцы просили суд: 1) признать их пострадавшими в результате стихийного бедствия в виде сильных дождей с градом и селевыми потоками, сильного ветра, произошедшего 17-18 июня 2007 года; 2) обязать администрацию Карачаевского городского округа включить их в дополнительный список граждан, лишившихся жилья в результате стихийного бедствия, произошедшего 17-18 июня 2007 года, на получение именного государственного жилищного сертификата; 3) обязать Правительство Карачаево-Черкесской Республики утвердить дополнительный список граждан, лишившихся жилья в результате стихийного бедствия, произошедшего в 17-18 июня 2007 года, на получение именного государственного жилищного сертификата.
Ответчик - Администрации карачаевского городского округа представил в суд письменные объяснения, в которых указал, что для правильного рассмотрения спора юридически значимым обстоятельством, подлежащим установлению в суде, является факт постоянного проживания истцов в утраченном жилом помещении на момент стихийного бедствия и наличие регистрации по нему. Поскольку одним из условий включения гражданина в список лишившихся жилья является факт его регистрации в утраченном жилом помещении, Управление КЧР по обеспечению мероприятий гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности при формировании сводного списка согласовывает его с ОФМС России по КЧР. То есть, при формировании сводного списка на основании списков, представленных органами местного самоуправления, осуществляется проверка информации о регистрации граждан, включённых в списки, в адресном бюро ОФМС России по КЧР. В адресное же бюро такая информация предоставляется отделениями (территориальными пунктами) ОФМС России по КЧР в соответствующих муниципальном районе (городском округе). ОФМС России по КЧР не согласовало включение истцов в список по результатам проверки информации об их регистрации по адресу утраченного жилого помещения в адресном бюро, что и явилось поводом для обращения истцов в суд. Учитывая изложенное, Администрация карачаевского городского округа не возражает в удовлетворении исковых требований при условии, если будет установлено, что на момент стихийного бедствия истцы были зарегистрированы по адресу утраченного жилого помещения.
Ответчик - Правительство Карачаево-Черкесской Республики представил в суд письменные возражения, в которых указал, что, как утверждают истцы, все проживающие на момент стихии жильцы жилого дома по адресу <адрес> были включены в списки граждан, пострадавших от стихии. Истцы также были включены в списки пострадавших в результате стихии, но в последствии были исключены из списков по причине непредставления в ТП ФМС РФ по КЧР отделение в <адрес> документов, подтверждающих регистрацию в данном жилом доме. Следовательно, постановление главы Администрации Карачаевского городского округа подтверждающее факт того, что истцы лишились жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, для рассмотрения в Правительство Карачаево-Черкесской Республики не направлялось, и, соответственно, Правительству Карачаево-Черкесской Республики о вышеизложенных обстоятельствах ничего не было известно. Таким образом, Правительство Карачаево-Черкесской Республики не нарушило никаких прав истцов, так как на момент утверждения документов на получение средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации в списках граждан, лишившихся жилого помещения в результате стихийного бедствия, предоставленных Администрацией Карачаевского городского округа, истцы не числились. Правительство КЧР не может являться надлежащим ответчиком по данному делу. Истцами также нарушено правило подсудности в части требований к Администрация Карачаевского городского округа. Данное дело подсудно Карачаевскому городскому суду, так как предъявляется по месту нахождения юридического лица, которое определяется местом его государственной регистрации. Возникший спор, необходимо рассматривать не в порядке искового производства, а в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, так как предметом рассмотрения по данному делу является не спор о праве (о праве на получение государственного жилищного сертификата).Решения Правительства Карачаево-Черкесской Республики не могут быть основанием для возникновения данного права у граждан, так как оно не наделено полномочиями принимать решения о выдаче сертификатов. Оно лишь утверждает своим постановлением списки граждан, лишившихся жилого помещения. Таким образом, в возникших правоотношениях речь может идти только о действии (бездействии) органа государственной власти, выражающееся, по мнению истцов, в создании препятствий к осуществлению их прав и свобод. Соответственно данные правоотношения должны рассматриваться как возникающие из публичных в порядке главы 25 ГПК РФ.
В судебном заседании истица Тоцкая Н.И. поддержала заявленные требования, просила иск удовлетворить. Объяснила, что она проживала в разрушенном доме по <адрес> самого детства. Лишь на короткое время с 2005 года она была зарегистрирована в <адрес> - в квартире своего сожителя - ФИО4 Она зарегистрировалась у него с целью создания семьи и прожила в этой квартире полтора года. С ДД.ММ.ГГГГ она перестала жить с ФИО4 и ушла жить к своим родителям в дом по <адрес>, так как ФИО4 не хотел её больше видеть в своей квартире. Катан И.В. - это муж её сестры, он никогда на <адрес> не жил. С января 2006 года, после смерти её отца, умершего в ДД.ММ.ГГГГ, Катан И.В. со своей женой - Катан Н.И. и ребёнком ФИО7 проживали в доме по <адрес>. Лишь короткое время семья Катан жила по <адрес>, где они снимали квартиру. С начала 2006 года все они стали постоянно проживать в доме по <адрес>. Куликов А.В. жил в этом доме ещё при жизни её отца, за полгода до его смерти, он нашёл с её отцом общий язык. На <адрес> живёт дядя Куликова А.В., не так давно освободившийся из мест лишения свободы. Куликов А.В. приобрёл себе в рассрочку квартиру в многоквартирном доме по <адрес> в рассрочку, рассчитывая за неё расплатиться с помощью сертификата. То, что она и другие истцы зарегистрировались в доме незадолго до стихии, является всего лишь совпадением. Для регистрации нужно было заполнить документы, приехать в паспортный стол, и они сделали это вместе. Никаких корыстных целей они при этом не имели.
Представитель Тоцкой Н.И. - Мамаева Л.Ю. в судебном заседании поддержала иск и объяснила, что дети Назаренко Е.М. изначально прожи-вали в доме по <адрес>. В 2005 году Тоцкая Н.И. пыталась устроить свою личную жизнь, сошлась с мужчиной, но у неё не сложилась, и она вернулась в родительский дом. В этом доме всегда проживали дети Тоцкой Н.И., которые были включены в сертификат. Место жительства детей определяется местом жительства их родителей.
Представитель истцов (Тоцкой Н.И., Катан А.И., Катан Н.И., Катан И.В., Куликова А.В.) - Назаренко Е.М. в судебном заседании поддержала иск, слёзно просила заявленные истцами требования удовлетворить. Объяснила, что дом по <адрес> был оформлен на неё. Сейчас в этом доме после стихии никто не живёт. Все снимают квартиры, так как своего жилья никто из истцов, кроме Куликова А.В., не имеет. Сама она и её внуки - дети Тоцкой Н.И. - прошли по спискам и включены в список на получение сертификатов, а её дочь - Тоцкая Н.И. почему-то не была включена, хотя она и все другие истцы проживали в этом доме и были в нём зарегистрированы. Семья Катан сейчас снимает жильё по <адрес> в их друга в общежитии семейного типа на четвёртом этаже. Она, её дочь - Тоцкая Н.И. и двое внуков снимают квартиру в <адрес>. Просила включить истцов в списки, так как все они действительно лишились жилья и сейчас нуждаются в жилье.
Представитель ответчика (Правительства Карачаево-Черкесской Республики) - Расулова А.Н. в судебном заседании просила в иске к Правительству отказать, заявив, что Правительство прав истцов не нарушало, и об истцах ничего не знало. Администрация <адрес> не включила истцов в списки и не направила списки в Правительство.
Представитель ответчика - Администрации карачаевского городского округа в судебное заседание не явился, письменным ходатайством от ДД.ММ.ГГГГ просил рассмотреть дело в его отсутствие, с учётом письменных объяснений, выражающих позицию Администрации карачаевского городского округа, и направить копию судебного решения.
Свидетель ФИО1 в судебном заседании показал, что Катан ФИО5 с женой и дочерь, а также Тоцкая и Куликов на момент стихии в 2007 года жили в доме Назаренко Е.М. по <адрес> в <адрес>. Какое-то время Тоцкая Н.И. жила со своим сожителем в гражданском браке, но потом вернулась и стала снова жить с родителями. Тоцкая Н.И. всегда жила со своей матерью, её дети тоже постоянно жили в этом доме.
Свидетель ФИО1 в судебном заседании показал, что в доме по <адрес> в <адрес> на момент стихии проживали тётя ФИО9 (Назаренко Е.М.), её дочь - Тоцкая Н.И., а также Катан ФИО5, его жена ФИО6 и их ребёнок. Тоцкая и её сыновья - ФИО2 и ФИО3 - жили в доме с самого рождения, а Куликов пришёл жить в 2005-2006 годах. Сейчас Тоцкой жить негде, у неё своего жилья нет.
Выслушав объяснения истицы Тоцкой Н.И., представителя Тоцкой Н.И. - Мамаевой Л.Ю., представителя истцов - Назаренко Е.М., представителя ответчика (Правительства Карачаево-Черкесской Республики) - Расуловой А.Н., допросив свидетелей, исследовав имеющиеся в деле документы, суд пришёл к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований в части.
Как установлено в судебном заседании, в июне 2007 года домовладение, расположенное по <адрес>, подверглось стихийному бедствию, в результате которого принадлежавший Назаренко Е.М. на праве собственности жилой дом был признан негодным для проживания. Постановлением Мэра Карачаевского городского округа от 21 июля 2008 года № 810 был утверждён сводный список семей граждан, лишившихся жилья в результате стихийного бедствия, произошедшего с 17 по 18 июня 2007 года, на получение государственных жилищных сертификатов. В этот список были включены Назаренко Е.М. ДД.ММ.ГГГГ рождения и её внуки - ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ рождения и ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ рождения. Кроме названных лиц никто из проживавших в этом доме граждан в указанный список включён не был. Между тем, как установлено в судебном заседании, в доме по <адрес> в <адрес> помимо Назаренко Е.М. и двух её внуков на момент стихии 17-18 июня 2007 года постоянно проживали и были зарегистрированы по месту жительства Тоцкая Н.И., Катан А.И., Катан Н.И., Катан И.В. и Куликов А.В., являющиеся истцами поданному делу.
На основании постановлений Мэра Карачаевского городского округа Управлением Карачаево-Черкесской Республики по обеспечению мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности был сформирован, а Правительством Карачаево-Черкесской Республики утверждён сводный список семей граждан, лишившихся жилья на территории Карачаево-Черкесской Республики, пострадавших в результате сильных дождей с градом, селями и сильным ветром, на получение государственных жилищных сертификатов. В этот список в числе прочих граждан вошли Назаренко Е.М. и её внуки - ФИО3 и ФИО2 Истцы в сводный список пострадавших от стихии лиц включёны не были, и по этой причине право на включение в государственный жилищный сертификат формально не приобрели. Заявленные истцами требования в части признания их пострадавшими в результате стихийного бедствия в виде сильных дождей с градом и селевыми потоками, сильного ветра, произошедшего 17-18 июня 2007 года, и в части возложения на Администрацию Карачаевского городского округа включить их в дополнительный список граждан, лишившихся жилья в результате стихийного бедствия, произошедшего 17-18 июня 2007 года, на получение именного государственного жилищного сертификата подлежат удовлетворению по следующим причинам.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст.2). Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч.1 ст.7). В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией (ч.1 ст.17). Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст.18). Каждый гражданин России имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст.40).
В соответствии с Федеральным законом 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, а также на получение на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причинённый в условиях чрезвычайных ситуаций (п.1 ст.18). Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской, устанавливаются законодатель-ством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п.2 ст.18). При этом названный федеральный закон уполномочил Правительство Российской Федерации на издание постановлений и распоряжений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обязал обеспечить создание федеральных резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального характера, а также определить порядок использования указанных резервов.
В целях оказания помощи в приобретении жилого помещения гражданами Российском Федерации, пострадавшими в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, Правительство Российской Федерации приняло постановление от 7 июня 1995 года № 561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий». Согласно п.1 и п.2 этого постановления государственные жилищные сертификаты для граждан Российской Федерации, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий выдаются из расчёта предоставления гражданам общей площади по социальной норме в размере 33 кв.м для одиноких граждан, 42 кв.м на семью из двух человек и по 18 кв.м на каждого члена семьи при составе семьи три и более человек. Как указано в абз.2 п.2 названного постановления, государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам, постоянно проживавшим и зарегистрированным в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия.
Таким образом, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 года № 561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий» для приобретения гражданами, пострадавшими от стихийного бедствия и утратившим жильё, права на получение государственных жилищных сертификатов необходимо одновременное наличие двух обяза-тельных условий: 1) гражданин должен постоянно проживать в утраченном жилом помещении на момент стихийного бедствия; 2) гражданин должен быть зарегистрирован в утраченном жилом помещении на момент стихийного бедствия. Никаких иных, дополнительных условий для признания за гражданами права на получение государственных жилищных сертификатов указанное постановление или иной нормативно-правовой акт не предусматривают.
В данном случае истцы имели и имеют право на получение государственного жилищного сертификата, поскольку на момент стихийного бедствия, произошедшего в июне 2007 года, они постоянно проживали в утраченном жилом доме по <адрес> в <адрес> и были в этом доме зарегистрированы по месту жительства.
Никакие иные условия для признания истца имеющим право на включение в сводный список семей граждан, лишившихся жилья на территории Карачаево-Черкесской Республики, пострадавших в результате сильных дождей с градом, селями и сильным ветром, и для получения государственного жилищного сертификата законодательно не установлены. Ни один закон или подзаконный нормативно-правовой акт не устанавливает наличие родственных, семейных или иных связей между пострадавшими от стихии лицами либо определенный минимальный стаж проживания и/или регистрации в утраченном жилом помещении в качестве обязательного условия для включения их в список на получение жилищных сертификатов. Не имеет юридического значения и принадлежность утраченного истцами жилого помещения им или иным лицам, поскольку право на получение сертификата не зависит от того, на каком основании и по какому праву истцы проживал в утраченном в результате стихии жилом помещении.
Равным образом не имеет правового значения и наличие либо отсутствие у истцов какого-либо другого жилого помещения, поскольку постановление Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 года № 561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий» не ставит возникновение права на получение государственного жилищного сертификата в зависимость от наличия или отсутствия у гражданина иного жилого помещения, в котором он мог бы проживать. Правом на получение государственного жилищного сертификата наделены граждане, лишившиеся того жилья, в котором они фактически проживали и в котором они были зарегистрированы по месту жительства на момент стихийного бедствия. Этим критериям истцы соответствуют.
То обстоятельство, что в различные периоды, предшествовавшие стихийному бедствию, истцы были зарегистрирован по другому адресу, не является основанием для того, чтобы считать их не имеющим права на получение жилищного сертификата.
В соответствии с ч.1 ст.27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Данная конституционная норма воспроизводится в Законе Российской Федерации 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», согласно которому в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Согласно ст.2 названного закона под местом жительства человека понимается жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома, а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законода-тельством Российской Федерации. Как указано в п.1 ст.20 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), местом жительства признаётся место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В данном случае до стихийного бедствия, случившегося в июне 2007 года, все истцы постоянно проживали и были зарегистрирован по месту жительства в жилом доме по <адрес> в <адрес>. На тот момент указанный дом являлся для истцов их местом жительства. Вследствие стихии этот дом стал непригодным для проживания. Следовательно, истцы являются лицами, лишившимися жилья вследствие стихийного бедствия, а потому они должны быть признаны пострадавшими в результате стихийного бедствия в виде сильных дождей с градом и селевыми потоками, сильного ветра, произошедшего 17-18 июня 2007 года, и имеют право на получение государственного жилищного сертификата.
В соответствии с п.3 Порядка и условий выдачи государственных жилищных сертификатов, утверждённых МЧС России, Минстроем России и Минфином России 10 июля 1995 года (зарегистрированы в Минюсте России 27 июля 1995 года под № 916), для включения в списки пострадавших граждан Российской Федерации эти граждане должны представить в органы исполнительной власти всего лишь три документа: заявление о выдаче государственного жилищного сертификата; паспорт или иной документ, удостоверяющий личность и имеющий юридическую силу; справку органов местного самоуправления, подтверждающую факт, что граждане лишились жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. Никакие другие документы граждане предъявлять не обязаны. В данном случае указанные документы истцы представили, и оснований для отказа в выдаче им государственного жилищного сертификата не имеется.
То обстоятельство, что список семей граждан, лишившихся жилья, на получение государственных жилищных сертификатов уже сформирован и утверждён, не должно являться препятствием для реализации гарантированного законом права истцов на меры социальной поддержки в виде обеспечения их жилым помещением в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 года № 561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий».
Суд считает надлежащим ответчиком по заявленным истцами требованиям о признании пострадавшими в результате стихийного бедствия и о включении в дополнительный список граждан, лишившихся жилья в результате стихийного бедствия, Администрацию Карачаевского городского округа, поскольку истцы на момент стихии проживали в <адрес>, и данный орган местного самоуправления уполномочен на формирование таких списков в отношении жителей <адрес>.
Суд считает необходимым отказать истцам в иске к Правительству Карачаево-Черкесской Республики, поскольку в его обязанность входит только лишь утверждение списков, сформированных на основании постановления органов местного самоуправления. Поскольку в данном случае Администрация Карачаевского городского округа в утверждённые своими постановлениями списки пострадавших граждан истцов не включили, и никакими сведениями об истцах Правительство Карачаево-Черкесской Республики не располагало, никаких прав и охраняемых законом интересов истцов Правительство Карачаево-Черкесской Республики не нарушало. При таких обстоятельствах Правительство Карачаево-Черкесской Республики является ненадлежащим ответчиком (не тем лицом, которое должно отвечать по предъявленному иску).
В соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ в решении суда, обязывающем ответчика совершить определённые действия, должен быть указан срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Разрешая вопрос о таком сроке, суд учитывает, что для включения истцов в список семей граждан, лишившихся жилья, на получение государственных жилищных сертификатов, не требуется значительного времени. В этой связи суд считает необходимым установить для исполнения настоящего решения 10-дневный срок со дня его вступления в законную силу.
При вынесении настоящего решения и установлении срока для его исполнения судом учитывается и позиция Администрации Карачаевского городского округа, изложенная в письменных объяснениях по делу от 21 июля 2010 года № 710.
Руководствуясь статьями 2, 194-199, 206 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Катана ФИО5, Катан ФИО6, Катан ФИО7, Тоцкой ФИО6 и Куликова ФИО8 к Администрации Карачаевского городского округа о признании пострадавшими в результате стихийного бедствия и о включении в дополнительный список граждан, лишившихся жилья в результате стихийного бедствия, удовлетворить.
Признать Катана ФИО5, Катан ФИО6, Катан ФИО7, Тоцкую ФИО6 и Куликова ФИО8 пострадавшими в результате стихийного бедствия в виде сильных дождей с градом и селевыми потоками, сильного ветра, произошедшего 17-18 июня 2007 года.
Обязать Администрацию Карачаевского городского округа в течение десяти дней со дня вступления настоящего решения в законную силу включить Катана ФИО5, Катан ФИО6, Катан ФИО7, Тоцкую ФИО6 и Куликова ФИО8 в дополнительный список граждан, лишившихся жилья в результате стихийного бедствия, произошедшего 17-18 июня 2007 года, на получение именного государственного жилищного сертификата, либо внести необходимые изменения и дополнения в ранее утверждённые списки.
В остальной части (в части возложения на Правительство Карачаево-Черкесской Республики обязанности утвердить дополнительный список граждан, лишившихся жилья в результате стихийного бедствия, произошедшего 17-18 июня 2007 года, на получение именного государственного жилищного сертификата) в удовлетворении иска Катана ФИО5, Катан ФИО6, Катан ФИО7, Тоцкой ФИО6 и Куликова ФИО8 к Правительству Карачаево-Черкесской Республики отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики в течение десяти дней с подачей кассационной жалобы через Черкесский городской суд со дня его изготовления в окончательной форме. В окончательной форме мотивированное решение изготовлено 29 июля 2010 года в 19 часов 30 минут.
Судья Черкесского городского суда Ю.М.Коцубин