РЕШЕНИЕ
город Черкесск 13 июля 2010 года
Именем Российской Федерации
Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики
в составе председательствующего судьи Коцубина Ю.М.,
при секретаре судебного заседания Пшиазовой Е.О.,
с участием истицы Курганской Л.С., представителя ответчика
(Управления социальной защиты населения мэрии муниципального
образования города Черкеска) - Боташевой А.Х.,
старшего помощника прокурора г.Черкесска Шахановой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело
№ 2-2384/10 по иску Курганской ФИО1 к Управлению
социальной защиты населения мэрии муниципального образования города
Черкесска о взыскании единовременной и ежемесячной компенсаций
за потерю кормильца и ежемесячной компенсации на приобретение
продовольственных товаров,
установил:
Курганская Л.С. обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения мэрии муниципального образования города Черкеска (УСЗН г.Черкесска) о взыскании единовременной и ежемесячной компенсаций за потерю кормильца и ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров. В своём исковом заявлении истица указала, что 24 февраля 2010 года в Военном комиссариате г.Черкесска она получила удостоверение члена семьи, потерявшего кормильца из числа граждан из подразделения особого риска, выданное Центральной комиссией Министерства обороны Российской Федерации на основании приказа МО РФ № 321 от 9 июня 2008 года. Постановление правительства России № 818 от 21 декабря 2004 года определено, что органом, уполномоченным определять порядок и условия оформления и выдачи удостоверений гражданам из подразделений особого риска, указанным в постановлении Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска», является Министерство обороны Российской Федерации. Во исполнение постановления Правительства России № 818 от 21 декабря 2004 года Министерством обороны России выпустило приказ № 321 от 9 июня 2008 года, который определил порядок выдачи удостоверений членам семей, потерявших кормильца из числа граждан из подразделений особого риска. В соответствии с постановлением 2123-1 от 27 декабря 1991 года «О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска» членам семьи, потерявшим кормильца из числа граждан из подразделений особого риска, предъявившим удостоверение установленного образца, гарантируются меры социальной поддержки, установленные пунктами 3, 7, 8, 12-14 части 1 статьи 14, частью 4 статьи 39, а также статьями 41-42 Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», но не ниже норм, установленных Федеральным Законом от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», в случае потери кормильца вследствие военной травмы или заболеваний, полученных в период военной службы. 25 февраля 2010 года она обратилась с письменным заявлением в УСЗН г.Черкесска с просьбой начислить ей компенсационные выплаты, а именно: 1) ежемесячную компенсацию на продовольственные товары (п.13 ч.1 ст.14 Закона РСФСР № 1244-1 от 15.05.1991) в размере 520,86 руб; 2) ежемесячную компенсацию за потерю кормильца (ст.41 Закона РСФСР №1244-1 от 15.05.1991) в размере 131,77 руб; 3) единовременную компенсацию (ч.4 ст.39 Закона РСФСР №1244-1 от 15.05.1991) в размере 17362,21 руб. Данные виды выплат проиндексированы на основании постановления Правительства России от 21 декабря 2007 года № 914 «Об индексации в 2009 году размеров компенсаций иных выплат гражданам подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на чернобыльской АЭС». 9 марта 2010 года был получен отказ в предоставлении ей положенных мер социальной поддержки, мотивированный тем, что необходимо предоставить документы не относящиеся к её категории льгот. Консультируясь с адвокатами, ей пришлось нервничать и затратить своё время на сбор ненужных документов. Порядок и Правила выплат денежных компенсаций и иных выплат, предусмотренных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», установленные постановлениями Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 года и от 3 марта 2007 года № 136, не могут быть применены к гражданам из подразделений и к членам семей, потерявших кормильца из числа этих граждан, так как существует отличие в основании приобретения гражданами права на ту или иную льготу и компенсацию. У «чернобыльцев» основанием получения права на льготы является их участие в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и т.д., а для ветеранов подразделений особого риска основанием является только их непосредственное участие в действиях этих подразделений. Как на одну, так и на другую категорию граждан распространяются меры социальной поддержки, предусмотренные Законом «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Только для «чернобыльцев» этот закон является законом прямого действия, а на ветеранов подразделений особого риска и членов семей, потерявших кормильца из числа этих граждан, он распространяется отсылочным постановлением ВС РФ № 2123-1. Для граждан из подразделений особого риска (членов их семей, потерявших кормильца), в отличие от «чернобыльцев», нет необходимости подтверждать наличие лучевого заболевания по причине того, что постановление ВС РФ № 2123-1 направлено на защиту непосредственных участников действий подразделений особого риска (членов их семей), т.е. граждан, прямо соприкоснувшихся с источником радиационного излучения, где лучевые и другие поражения организма являются неоспоримым фактом и предлагаются обязательным условием при выдаче удостоверений. Со ссылками на приказ МО РФ № 321 от 9 июня 2008 года, постановление Правительства России № 818 от 21 декабря 2004 года, Закон РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся, воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» №1244-1 от 15 мая 1991 года, постановление ВС РФ № 2123-1 от 27 декабря 1991 года: 1) взыскать с ответчика ежемесячную денежную компенсацию на продовольственные товары в размере 520,86 руб и в дальнейшем обязать производить выплаты с учётом индексации в соответствии с действующим законодательством; 2) взыскать с ответчика с 25 февраля 2010 года ежемесячную компенсацию за потерю кормильца в размере 131,77 руб и в дальнейшем обязать производить выплаты с учетом индексации в соответствии с действующим законодательством; 3) взыскать с ответчика единовременную компенсацию в размере 17 362,21 руб; 4) взыскать сумму причинённого морального вреда 20 000 руб.
Ответчик представил в суд оформленные в виде отзыва письменные возражения на иск, в которых просил в иске отказать и указал, что в соответствии с постановлением ВС РФ от 27 декабря 1991 года № 2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска» семьям, потерявшим кормильца из числа лиц, из подразделений особого риска, гарантируются меры социальной поддержки, установленные пунктами 3, 7, 8, 12-14 части 1 статьи 14, частью 4 статьи 39, а также статьями 41 и 42 Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», но не ниже норм, установленных Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» в случае потери кормильца вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период военной службы. В целях реализации Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 года № 907 «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» утверждены Правила выплаты гражданам компенсаций за вред, нанесенный здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, компенсации на оздоровление, на приобретение продовольственных товаров, а также компенсаций семьям за потерю кормильца. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 года № 907 для получения компенсации члены семьи, потерявшей кормильца должны представить следующие документы: а) заверенная копия удостоверения умершего; б) заверенная копия свидетельства о смерти кормильца; в) заверенная копия заключения межведомственного экспертного совета (военно-врачебной комиссии) об установлении причинной связи смерти кормильца с последствиями чернобыльской катастрофы для выплаты единовременной компенсации, предусмотренной частью 4 статьи 39 базового Закона; г) заверенная копия свидетельства о браке; д) документы, содержащие сведения, подтверждающие факт нахождения нетрудоспособных членов семьи на иждивении умершего кормильца для выплаты компенсации, предусмотренной статьи 41 базового Закона. Истцом по настоящее время не представлено заключение межведомственного экспертного совета (военно-врачебной комиссии) об установлении причинной связи смерти кормильца с непосредственным участием в действиях в подразделениях особого риска, а также документы, которые бы содержали сведения, подтверждающие факт нахождения нетрудоспособных членов семьи на иждивении умершего кормильца. Утверждение истца о необходимости назначения ей ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров необоснованно, так как п.13 ст.14 предусматривает назначение компенсации только детям до 14 лет.
В судебном заседании истица поддержала заявленные требования и объяснила, что хотя на момент смерти мужа она пенсионеркой или инвалидом не была и работала экономистом на Заводе РТИ, но находилась у мужа на иждивении. Пенсия у мужа была около 1500 руб. Просила взыскать с ответчика компенсации в тех, размерах, которые установлены на сегодняшний день.
Представитель ответчика - Боташева А.Х. в судебном заседании просила истице в иске отказать, поскольку для выплаты единовременной и ежемесячной компенсаций за утрату кормильца необходимо доказать, что смерть её мужа наступила от заболевания, полученного вследствие участия в подразделениях особого риска. Кроме того нужно доказать, что на момент смерти мужа истица была нетрудоспособной и находилась у него на иждивении. Таких доказательств истица не представила. Что касается компенсации на приобретение продовольственных товаров, то распространение права на получение такой компенсации на вдов умерших участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и вдов лиц из подразделений особого риска законом вообще не предусмотрено.
Прокурор в судебном заседании в своём заключении заявила о том, что для получения компенсаций по потере кормильца истица должна представить доказательства причинной связи смерти своего мужа с радиационным воздействием.
Выслушав объяснения истицы и представителя ответчика, исследовав имеющиеся в деле документы, заслушав заключение прокурора, суд пришёл к следующему выводу.
В соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР от 27 декабря 1991 года N 2123-I «О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска» на граждан из подразделений особого риска распространено действие Закона РСФСР от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Согласно п.2 этого постановления семьям, потерявшим кормильца из числа граждан из подразделений особого риска, гарантируются меры социальной поддержки, установленные пунктами 3, 7, 8, 12-14 части 1 статьи 14, частью 4 статьи 39, а также статьями 41 и 42 Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», но не ниже норм, установленных Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» - в случае потери кормильца вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период военной службы. Меры социальной поддержки предоставляются лицам, имеющим удостоверения, порядок и условия оформления и выдачи которых определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.
Как установлено в судебном заседании, истица является вдовой умершего ДД.ММ.ГГГГ гражданина Малышева Ю.Н., являвшегося участником действий подразделений особого риска. В декабре 2009 года Центральной комиссией Министерства обороны России по подтверждению непосредственного участия граждан в действиях подразделений особого риска в соответствии с постановлением Правительства России от 21 декабря 2004 года № 818 истице было выдано соответствующее удостоверение о праве на льготы. Заявлением от 25 февраля 2010 года истца просила ответчика назначить ей единовременную и ежемесячную компенсации за потерю кормильца, а также ежемесячную компенсацию на приобретение продовольственных товаров. Письмом от 9 марта 2010 года № 447 в назначении истице указанных компенсаций ответчиком было отказано. Не согласившись с данным ответом, истица обратилась в суд с требованием о выплатах указанных компенсаций.
Требования истицы в части назначения и выплаты ей единовременной и ежемесячной компенсаций за потерю кормильца являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.
По смыслу ст.39 и ст.41 Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» единовременная и ежемесячные компенсации за потерю кормильца, умершего вследствие радиационного воздействия, имеют нетрудоспособные члены семьи умершего лица, бывшие на его иждивении. В соответствии с п.3 Правил выплаты гражданам компенсаций за вред, нанесённый здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, компенсации на оздоровление, а также компенсаций семьям за потерю кормильца, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года № 907, члены семьи, потерявшей кормильца вследствие чернобыльской катастрофы, или кормильца, участвовавшего в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, для получения указанных в статьях 39 и 41 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» компенсаций должны приложить к заявлению следующие документы, дающие право на меры социальной поддержки: а) заверенную копию удостоверения умершего участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС; б) заверенную копию свидетельства о смерти кормильца; в) заверенную копию заключения межведомственного экспертного совета (военно-врачебной комиссии) об установлении причинной связи смерти кормильца с последствиями чернобыльской катастрофы; г) заверенную копию свидетельства о браке; д) документы, содержащие сведения, подтверждающие факт нахождения нетрудоспособных членов семьи на иждивении умершего кормильца.
Таким образом, для получения компенсаций за потерю кормильца вдовы умерших должны доказать три обстоятельства: 1) факт смерти мужа вследствие радиационного воздействия; 2) свою нетрудоспособность на момент смерти мужа; 3) нахождение у мужа на иждивении на момент его смерти.
В данном случае вопреки требованию ст.56 ГПК РФ ни одно из указанных обстоятельств истицей не доказано. Как следует из объяснений самой истицы и имеющихся в деле документов, на момент смерти мужа она не являлась нетрудоспособной, работала экономистом на заводе, получала заработную плату в размере, превышающем размер выплат, получаемых мужем. Заключения межведомственного экспертного совета об установлении причинной связи смерти мужа истицы с воздействием радиации не имеется. При таких обстоятельствах требования истицы о назначении ей единовременной и ежемесячной компенсаций за потерю кормильца не могут быть удовлетворены.
Требования истицы о назначении ей ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров являются обоснованными и должны быть удовлетворены.
В соответствии с п.22 ч.1 ст.14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15 мая 1991 года № 1244-I умерший муж истицы, являвшийся инвалидом из подразделений особого риска, при жизни имели право на ежемесячную выплату денежной компенсации на приобретение продовольст-венных товаров и фактически получал указанную компенсацию.
Согласно п.13 ч.1 ст.14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в п.1 и п.2 ч.1 ст.13 этого закона, гарантируется ежемесячная денежная компенсация им, а также проживающим с ними детям, не достигшим 14-летнего возраста, на приобретение продовольст-венных товаров. Меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2, 3, 7, 8, 12-15 ч.1 ст.14 названного закона, распространяются на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Черно-быльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись указанные меры социальной поддержки.
Таким образом, в соответствии с названными положениями Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и Постановления Верховного Совета РСФСР от 27 декабря 1991 года N 2123-I «О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска» денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров входит в перечень компенсаций и льгот, предоставляемых членам семей умерших инвалидов-чернобыльцев, а также членам семей умерших лиц из подразделений особого риска, в связи с чем требования истицы о взыскании с ответчика ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров являются правомерными.
Суд отклоняет ссылки представителя ответчика на то, что указанная правовая норма не предоставляет вдовам инвалидов-чернобыльцев и вдовам лиц из подразделений особого риска право на получение компенсации на приобретение продовольственных товаров после смерти мужей. Исходя из буквального толкования ч.4 ст.1 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», право на получение денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров имеют члены семьи умершего инвалида-чернобыльца, на которого распространялась указанная мера социаль-ной поддержки. В соответствии со ст.2 Семейного кодекса Российской Федерации к членам семьи относятся не только дети и родители, но и супруги (жены, мужья).
В соответствии с п.8 Правил выплаты гражданам компенсаций за вред, нанесённый здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, компенсации на оздоровление, а также компенсаций семьям за потерю кормильца, выплата компенсации производится начиная с месяца, следующего за месяцем подачи заявления, через организации федеральной почтовой связи либо через кредитные организации.
В данном случае, поскольку истица обратилась к ответчику с заявлением о назначении компенсаций 27 февраля 2010 года, суд считает необходимым обязать ответчика назначить истице к выплате ежемесячные денежные компенсации на приобретение продовольственных товаров, начиная с 1 марта 2010 года.
В соответствии со ст.5 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» размер ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных с 1 января 2010 года по настоящее время в соответствии с постановлением Правительства России от 16 декабря 2009 года № 1024 составляет 592 руб 27 коп. Именно в этом размере ответчик должен выплачивать истице ежемесячную компенсацию на приобретение продовольственных товаров.
В соответствии со ст.5 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотренные этим законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Финансирование этого закона производится за счёт средств федерального бюджета. Поэтому при взыскании в пользу истицы компенсации суд считает необходимым указать, что она взыскивается за счёт средств федерального бюджета, то есть, за счёт казны Российской Федерации.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п.3 Постановления от 14 декабря 2000 года № 35 (в редакции Постановлений от 5 апреля 2005 № 7 и от 11 мая 2007 года № 23) надлежащим ответчиком по делам о возмещении вреда, причиненного здоровью инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, является Российская Федерация, представителем которой в соответствии с абз.3 п.15 ч.1 ст.14 базового закона выступают органы социальной защиты населения или иные государственные органы, производящие выплату ежемесячной денежной компенсации. В данном случае органом социальной защиты населения, который должен производить выплату компенсации, является УСЗН г.Черкесска.
В части взыскания с ответчика компенсации морального вреда в иске истице необходимо отказать, так как по смыслу ст.151 и ст.1099 ГК РФ. В данном случае ответчиком были нарушены имущественные права и материальные блага истицы, а именно - право на получение от ответчика денежных средств. Указание в каком-либо законе на возможность компенсации морального вреда в этом случае отсутствует; такой моральный вред компенсации не подлежит.
Руководствуясь статьями 2, 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Курганской ФИО1 к Управлению социальной защиты населения мэрии муниципального образования города Черкесска удовлетворить в части взыскания компенсации на приобретение продовольственных товаров.
Взыскать с Управления социальной защиты населения мэрии муниципального образования города Черкесска за счёт средств федерального бюджета в пользу Курганской ФИО1 ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере 592 рубля 27 копеек, начиная с 1 марта 2010 года, последующей индексацией указанной суммы в соответствии с действующим законодательством.
В остальной части (в части взыскания единовременной и ежемесячной компенсаций за потерю кормильца и в части компенсации морального вреда) Курганской Людмиле Семёновне в иске к Управлению социальной защиты населения мэрии муниципального образования города Черкесска отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики через Черкесский городской суд в течение десяти дней со дня его вынесения в окончательной форме. В окончательной форме мотивированное решение изготовлено 18 июля 2010 года.
Судья Черкесского городского суда Ю.М.Коцубин