РЕШЕНИЕ
город Черкесск 28 января 2011 года
Именем Российской Федерации
Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики
в составе председательствующего судьи Коцубина Ю.М.,
при секретаре судебного заседания Крымшамхаловой Л.М.,
при секретаре судебного заседания Крымшамхаловой Л.М., с участием
заявителя Шакаева Ш.И., представителя заявителя - Нестратова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское
дело № 2-352/11 по заявлению Шакаева ФИО1
об оспаривании отказа Министерства финансов Карачаево-Черкесской
Республики в продлении срока действия государственного жилищного
сертификата и о продлении срока действия государственного жилищного
сертификата,
установил:
Шакаев Ш.И. обратился в суд с заявлением об оспаривании отказа Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики (далее - Минфин КЧР) в продлении срока действия государственного жилищного сертификата и о продлении срока действия государственного жилищного сертификата. В своём заявлении Шакаев указал, что до 17 июня 2007 года он и члены его семьи проживали в <адрес>. Этот дом 17 июня 2007 года пострадал в результате сильных дождей с градом, подтоплением и селевыми потоками, сильного ветра. Постановлением Мэра Карачаевского городского округа от 21 ноября 2007 года № 166 «Об утверждении реестра жилых домов на территории Карачаевского городского округа, пострадавших в результате стихийного бедствия, произошедшего 17.06.2007 - 18.06.2007» он был включён в сводный список семей граждан Карачаевского городского округа КЧР, лишившихся жилья в результате сильных дождей с градом, подтоплением и селевыми потоками, сильного ветра с 17 по 19 июня 2007 года, на получение государственных жилищных сертификатов. Размер предоставляемой жилой площади - 144 кв.м (на него и семерых членов семьи - по 18 кв.м на каждого). При этом в указанном доме до 17 июня, т.е. до стихийного бедствия, постоянно проживали ещё шесть человек (ФИО3, ФИО4, ФИО5-Б., ФИО4 и ФИО2). Администрация Карачаевского округа отказалась внести их в списки лиц, лишившихся жилья в результате стихийного бедствия, на получение государственных жилищных сертификатов. Решением Карачаевского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ признан установленным факт проживания вышеуказанных граждан в доме по <адрес> до 17 июня 2007 года. Данное решение явилось основанием для внесения данных граждан в список лиц, лишившихся жилья в результате стихийного бедствия, на получение государственных жилищных сертификатов. Постановлением Мэра Карачаевского городского округа от 9 ноября 2009 года «О внесении изменений в постановление Мэра Карачаевского городского округа от 21 ноября 2007 года № 166 «Об утверждении реестра жилых домов на территории Карачаевского городского округа, пострадавших в результате стихийного бедствия, произошедшего 17.06.2007-18.06.2007» площадь предоставляемого ему жилья была увеличена на 108 кв.м (252 кв.м вместо 144 кв.м). Однако Министерством финансов КЧР 6 ноября 2009 года на его имя уже был выписан именной жилищный сертификат, в котором был указан размер предоставляемой жилой площади 144 кв.м. В связи с этим выписывался новый сертификат с площадью предоставления жилья 252 кв.м. В феврале 2010 года изменились его паспортные данные. В связи с этим постановлением Мэра Карачаевского городского округа от 30 августа 2010 года были внесены изменения в постановление Мэра Карачаевского городского округа от 21 ноября 2007 года № 166 «Об утверждении реестра жилых домов на территории Карачаевского городского округа, пострадавших в результате стихийного бедствия, произошедшего 17.06.2007-18.06.2007». В это время именной жилищный сертификат с указанием его старых паспортных данных находился в Москве. Пока постановление Мэра Карачаевского городского округа от 30 августа 2010 года было передано в Министерство финансов КЧР, а оно, в свою очередь, отправило новые данные в Москву, действие жилищного сертификата, выписанного на его имя 6 ноября 2009 года, закончилось. Это явилось основанием 9 ноября 2010 года обратиться в Министерство финансов КЧР с заявлением о продлении срока действия жилищного сертификата, на что 10 ноября 2010 года за подписью зам. министра он получил отказ. Считает, что сертификат не реализован по независящим от него обстоятельствам. В связи с этим отказ Минфина КЧР в продлении действия сертификата не основан на законе и нарушает его право на жилище, гарантированное Конституцией Российской Федерации. Заявитель просил суд: 1) признать действия Минфина КЧР, выразившиеся в отказе продления срока действия жилищного сертификата, незаконными; 2) обязать Минфин КЧР продлить срок действия жилищного сертификата путём выдачи нового жилищного сертификата.
Минфин КЧР представил в суд письменные возражения на заявление, в которых указал, что согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 9 октября 1995 года № 982 «Об утверждении Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями», выдача бланков сертификатов высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется Министерством финансов Российской Федерации на основании решения Правительства Российской Федерации. То есть, основанием для выдачи Министерством финансов РФ нового бланка сертификата является решение Правительства РФ. Финансовый орган осуществляет лишь заполнение и выдачу бланков сертификатов, гражданам, включённым в список гражданам. То есть, Министерство финансов Карачаево-Черкесской Республики, являясь финансовым органом субъекта РФ, осуществляет полномочия, определённые в Порядке. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2000 года № 810 «О порядке выделения средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», Правительство Карачаево-Черкесской Республики утвердило сводный список жителей Карачаево-Черкесской Республики, лишившихся жилья в результате воздействия стихийных природных явлений, произошедших из-за продолжительных ливневых дождей, на получение государственных жилищных сертификатов. Согласно п.22 Постановления Правительства России от 9 октября 1995 года № 982 «Об утверждении Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями», погашение сертификатов осуществляется за счёт бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете на текущий финансовый год в рамках бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий. Так как в течение срока действия сертификата владельцем Шакаевым Ш.И. не исполнена обязанность по приобретению жилья, установленная перечисленными выше нормативными правовыми актами, погашение по сертификату в рамках действия федерального бюджета на 2011 год должно быть исполнено в соответствии с п.22 постановления Правительства РФ от 9 октября 1995 года № 982 за счёт средств, предусматриваемых на эти цели в федеральном бюджете в составе резервного фонда Правительства РФ на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций. От имени казны Российской Федерации, выступает Минфин РФ, так как его права и интересы затрагиваются в данном деле (п.24 Порядка). Министерство финансов КЧР не обладает полномочиями как по продлению срока действия жилищного сертификата, так и по замене просроченного жилищного сертификата на новый. Замена выданных ГСЖ осуществляется в соответствии с пунктом 13 Постановления Правительства РФ от 9 октября 1995 года № 982. При этом срок действия нового сертификата соответствует сроку действия ранее выданного (письмо МФ РФ от 1 ноября 2010 года № 09-07-06/293). Просил отказать в удовлетворении требований Шакаева Ш.И. к Министерству финансов КЧР в полном объёме.
В судебном заседании заявитель поддержал свои требования, просил заявление удовлетворить по указанным в нём основаниям.
Представитель заявителя - Нестратов А.А. поддержал заявление, объяснив, что действующий порядок оформления и выдачи сертификатов вообще инее предусматривает процедуру продления срока действия сертификатов или внесения в них изменений, однако и не содержит запрета на продление срока их действия.
Представитель Минфина КЧР в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил, доказательств уважительности причин неявки не представил, об отложении судебного разбирательства не просил.
Выслушав объяснения заявителя и его представителя, исследовав имеющиеся в деле документы, суд пришёл к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления.
Как установлено в судебном заседании, постановлением Мэра Карачаевского городского округа от 21 ноября 2007 года № 166 «Об утверждении реестра жилых домов на территории Карачаевского городского округа, пострадавших в результате стихийного бедствия, произошедшего 17.06.2007 - 18.06.2007» Шакаев Ш.И. был включён в сводный список семей граждан Карачаевского городского округа КЧР, лишившихся жилья в результате сильных дождей с градом, подтоплением и селевыми потоками, сильного ветра с 17 по 19 июня 2007 года, на получение государственных жилищных сертификатов с размером предоставляемой жилой площади 144 кв.м (по 18 кв.м на каждого из восьми человек). На основании решения Карачаевского городского суда от 23 октября 2009 года постановлением Мэра Карачаевского городского округа от 9 ноября 2009 года «О внесении изменений в постановление Мэра Карачаевского городского округа от 21 ноября 2007 года № 166 «Об утверждении реестра жилых домов на территории Карачаевского городского округа, пострадавших в результате стихийного бедствия, произошедшего 17.06.2007-18.06.2007» площадь предоставляемого Шакаеву Ш.И. жилья была увеличена на 108 кв.м (до 252 кв.м вместо ранее указанных 144 кв.м). Однако 6 ноября 2009 года Минфином КЧР на имя Шакаева Ш.И. уже был выписан именной жилищный сертификат, в котором был указан размер предоставляемой жилой площади - 144 кв.м. В феврале 2010 года изменились паспортные данные заявителя, в связи с чем постановлением Мэра Карачаевского городского округа от 30 августа 2010 года были внесены изменения в постановление от 21 ноября 2007 года № 166 «Об утверждении реестра жилых домов на территории Карачаевского городского округа, пострадавших в результате стихийного бедствия, произошедшего 17.06.2007-18.06.2007». В это время именной жилищный сертификат с указанием старых паспортных данных Шакаева Ш.И. уже находился в <адрес>. Пока постановление Мэра Карачаевского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ было передано в Министерство финансов КЧР, а оно, в свою очередь, отправило новые данные в <адрес>, действие жилищного сертификата, выписанного на имя Шакаева Ш.И. 6 ноября 2009 года, закончилось 6 ноября 2010 года. Сразу после этого Шакаев Ш.И. обратился в Министерство финансов КЧР с заявлением от 9 ноября 2010 года о продлении срока действия жилищного сертификата, на что 10 ноября 2010 года был получен ответ об отказе. Заявитель просил суд признать незаконным отказ Минфина КЧР в продления срока действия жилищного сертификата и обязать Минфин КЧР продлить срок действия жилищного сертификата путём выдачи ему нового жилищного сертификата. Однако данные требования не подлежат удовлетворению по следующим причинам.
В соответствии с Федеральным законом 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, а также на получение на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причинённый в условиях чрезвычайных ситуаций (п.1 ст.18). В целях оказания помощи в приобретении жилого помещения гражданами Российском Федерации, пострадавшими в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, Правительством Российской Федерации было принято постановление от 7 июня 1995 года № 561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий». Однако данное постановление не определило ни порядок выдачи сертификатов, ни порядок продления срока их действия, ни порядок замены (выдачи новых взамен ранее выданных). Не нашли своего разрешения данные вопросы и Порядке и условиях выдачи государственных жилищных сертификатов, утверждённом МЧС РФ, Минстроем РФ и Минфином РФ 10 июля 1995 года (зарегистрирован в Минюсте РФ 27 июля 1995 года под № 916).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 октября 1995 года № 982 был утверждён Порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий. Согласно данному Порядку срок действия сертификата составляет один год с даты его выдачи. По истечении указанного срока сертификат является недействительным (пункт 4). Выдача бланков сертификатов высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется Министерством финансов Российской Федерации на основании решения Правительства Российской Федерации, подготовленного Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти на основании списка граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия на получение государственного жилищного сертификата (пункт 6). Министерство финансов Российской Федерации в месячный срок с даты получения решения Правительства Российской Федерации о выдаче бланков сертификатов направляет через Государственную фельдъегерскую службу Российской Федерации высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации соответствующее количество бланков сертификатов с целью последующей их передачи финансовому органу субъекта Российской Федерации (далее - финансовый орган) (пункт 9). Финансовый орган осуществляет их заполнение и выдачу сертификатов гражданам Российской Федерации, включённым в список. Не использованные в течение этого периода бланки сертификатов подлежат возврату в Министерство финансов Российской Федерации в месячный срок (пункт 10). Министерство финансов Российской Федерации осуществляет замену выданных бланков сертификатов в случае утери (порчи), установления несоответствия в оформлении сертификата или внесения изменений в список на основании документов, подтверждающих эти факты. Замена выданных сертификатов осуществляется в соответствии с п.10 Порядка. Срок действия такого сертификата соответствует сроку действия ранее выданного сертификата, а в случае смерти владельца сертификата или члена семьи владельца сертификата, включенного в список, срок действия нового сертификата составляет один год с даты его выдачи. Срок действия сертификата, выданного взамен ранее выданного сертификата, предусматривавшего предоставление общей площади жилого помещения по иной социальной норме, составляет один год с даты выдачи нового сертификата (пункт 13).
Как указано в Порядке погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, выбравшим местом жительства Карачаево-Черкесскую Республику, утверждённом постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 29 декабря 2009 года № 504, бланки государственных жилищных сертификатов, поступившие в Карачаево-Черкесскую Республику в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 9 октября 1995 года № 982 «Об утверждении Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий», передаются для заполнения и выдачи гражданам в Министерство финансов Карачаево-Черкесской Республики (пункт 10). Выдачу и заполнение сертификатов осуществляет Министерство финансов Карачаево-Черкесской Республики (пункт 11). При этом Министерство финансов Карачаево-Черкесской Республики осуществляет заполнение бланков сертификатов и выдачу их гражданам, ведёт реестр выданных государственных жилищных сертификатов, направляет в Министерство финансов Российской Федерации заполненные корешки государственных жилищных сертификатов и копию реестра выданных сертификатов по установленной форме (пункт 12).
Никаких других нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы, связанные с оформлением и выдачей, а также с заменой или продлением срока действия государственных жилищных сертификатов, на сегодняшний не существует. Поскольку действующими нормативно-правовыми актами, касающимися порядка выпуска, оформления и погашения государственных жилищных сертификатов, не предусмотрено ни внесение в сертификаты каких-либо изменений, ни продление срока их действия после истечения срока, указанного в самих сертификатах, единственным способом восстановления нарушенных прав граждан, которые по объективным, не зависящим от них (или уважительным) причинам не смогли реализовать предоставленные им сертификаты в указанный в них срок, является выдача им новых сертификатов взамен ранее выданных. Между тем, в силу вышеназванных правовых актов Минфин КЧР может выдать гражданину новый сертификат вместо сертификата, срок действия которого истёк, только в случае получения из Минфина России нового бланка сертификата. Самостоятельно принять решение о продлении срока действия сертификата, о выдаче вместо него нового сертификата и/или о внесении каких-либо исправлений (изменений) в ранее выданный сертификат Минфин КЧР не имеет ни права, ни фактической возможности.
При таких обстоятельствах отказ Минфина КЧР в продлении срока действия выданного Шакаеву Ш.И. жилищного сертификата от ДД.ММ.ГГГГ нельзя признать незаконным. Не может быть удовлетворено и требование заявителя о возложении на Минфин КЧР обязанности продлить срок действия этого сертификата путём выдачи заявителю нового сертификата.
Для разрешения возникшей ситуации заявителю следует обратиться либо в Министерство финансов России с заявлением о выдаче Минифину КЧР нового бланка сертификата для его заполнения и выдачи взамен сертификата с истекшим сроком действия либо в Минфин КЧР с требованием направить сертификат от ДД.ММ.ГГГГ в Минфин России для его замены на новый бланк, предварительно получив решение Правительства Карачаево-Черкесской Республики об утверждении изменений в данные о размере предоставляемого ему жилого помещения. В случае удовлетворения такого заявления заявитель должен будет сдать ранее полученный сертификат в Минифн КЧР, а Минфин КЧР должен будет направить его для замены в Минфин России. В противном случае (в случае отказа в удовлетворении данного заявления) Шакаев Ш.И. будет вправе оспорить такое решение в судебном порядке путём предъявления соответствующего иска (подачи заявления об оспаривании отказа). Избранный заявителем способ защиты нарушенных прав является неправильным.
Согласно ч.4 ст.258 ГПК РФ, если суд установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципаль-ного служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены, он отказывает в удовлетворении заявления.
Руководствуясь статьями 194-199, 245-250, 254-258 ГПК РФ, суд
решил:
Отказать Шакаеву ФИО1 в удовлетворении заявления об оспаривании отказа Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики в продлении срока действия государственного жилищного сертификата от ДД.ММ.ГГГГ № и о продлении срока действия этого сертификата.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики в течение десяти дней с подачей кассационной жалобы через Черкесский городской суд со дня его изготовления в окончательной форме. В окончательной форме мотивированное решение изготовлено 19 февраля 2011 года.
Судья Черкесского городского суда Ю.М.Коцубин