РЕШЕНИЕ
город Черкесск 11 января 2011 года
Именем Российской Федерации
Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики
в составе председательствующего судьи Коцубина Ю.М.,
при секретаре судебного заседания Крымшамхаловой Л.М.,
с участием истицы Жаровой Е.Н., представителя истицы - Колотай Л.Б.,
представителя ответчика Государственного учреждения - Регионального
отделения Фонда социального страхования Российской Федерации
по Карачаево-Черкесской Республике - Жужуева А.М.,
представителя ответчика - Министерства финансов Российской Федерации -
Байкулова А.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело
по иску Жаровой ФИО1 к Государственному учреждению -
Региональному отделению Фонда социального страхования Российской
Федерации по Карачаево-Черкесской Республике и Министерству финансов
Российской Федерации о взыскании компенсации расходов на приобретение
специального медицинского средства реабилитации инвалида,
установил:
Жарова Е.Н. обратилась в Черкесский городской суд с иском к Государственному учреждению - Региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике о взыскании компенсации расходов в сумме 69 730 рублей, понесённых в связи с приобретением специального медицинского средства реабилитации инвалида - динамического параподиума. В своём исковом заявлении истица указала, что она имеет на иждивении несовершеннолетнюю дочь ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ рождения, являющуюся инвалидом детства. Она являюсь опекуном дочери. В связи с имеющимся заболеванием её дочь нуждается в использовании специальных технических средств реабилитации, в частности, ортопедического аппарата «динамический параподиум», позволяющего поддерживать тело в вертикальном положении и обеспечивать передвижение. В 2006 и 2008 годах при прохождении медицинского освидетельствования в карте индивидуальной программы реабилитации ребёнка-инвалида было указано, что её дочь нуждается в техническом средстве «ходунки», и данное техническое средство было ею приобретено. Однако использовать данное средство они не смогли ввиду особенностей заболевания дочери. При очередном врачебном осмотре ей порекомендовали приобрести динамический параподиум, который фактически является теми же ходунками, но более соответствует специфике имеющегося заболевания. Ввиду того, что в Черкесске приобрести данный аппарат не представляется возможным, она обратилась в фирму, занимающуюся реализацией подобной продукции, где и был приобретён аппарат за 69 730 руб. После приобретения аппарата она обратилась в Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по КЧР с заявлением о компенсации расходов на приобретение аппарата в соответствии с положениями ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Письмом № 06/6460 от 4 мая 2010 года ответчик отказал ей в компенсации расходов, мотивируя это тем, что право инвалида на компенсацию расходов на самостоятельно приобретённое им техническое средство реабилитации возникает только в том случае, если он приобрел его на основании уже имеющихся рекомендаций, установленных ему в индивидуальной программе реабилитации. Тем самым существенно нарушены её права на государственную поддержку по воспитанию ребёнка-инвалида. Отказ в компенсации расходов является формальным и неправомерным. Имеющееся у дочери заболевание является врождённым, и необходимость в использовании технического средства (динамического параподиума) возникла не в марте 2010 года, когда это техническое средство было указано в индивидуальной программе реабилитации ребёнка-инвалида (ИПР), а значительно раньше. В ИПР, выданных в 2006 и 2008 годах указано, что её дочь нуждается в ходунках, а по сути дела это одно и то же приспособление - для поддержания тела ребёнка в вертикальном состоянии и обеспечения передвижения. Отсутствие такого аппарата приводило к тому, что состояние ребёнка ухудшалось (появился сколиоз и т.п.). Но в то время «динамический параподиум», выпускаемый в Польше, ещё не прошёл необходимую сертификацию и регистрацию в России. Поэтому она не могла ждать, пока ответчик закажет и получит именно тот аппарат, который жизненно необходим её ребёнку, и при первой же возможности приобрела его за собственные средства. Тот факт, что именно данный аппарат необходим ребёнку, подтвердила ИПР, выданнаяв марте 2010 года. Даже непродолжительное по времени применение данного аппарата дало существенное улучшение состояния здоровья дочери. Ни Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ни Постановление Правительства РФ от 7 апреля 2008 года № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствамиреабилитации...», не содержат категорического указания о том, что выплата компенсации производится только в случае, если необходимое техническое средство приобретено на основании уже имеющихся рекомендаций, установленных в ИПР, и что такая выплата запрещена, если техническое средство приобретено ранее, чем такая рекомендация получена.
Представитель ответчика - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике представил в суд письменные возражения на иск, в которых просил в иске истице отказать и указал, что согласно ч.1 ст.10 и ч.15 ст.11.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счёт средств федерального бюджета. Перечень технических средств реабилитации и показаний для обеспечения ими инвалидов, а также порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации определяются Правительством Российской Федерации. Фонд социального страхования Российской Федерации наделён полномочиями по обеспечению граждан, в том числе инвалидов, санаторно-курортным лечением (ч.1 ст.6.2, ч.5 ст.6.3 Федерального закона «О государственной социальной помощи», раздел III Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утверждённого приказом Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 328), а также техническими средствами реабилитации (ст.11.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утверждённые Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года № 240). На указанные цели Фонду социального страхования Российской Федерации выделяются средства из федерального бюджета. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года № 2347-р утверждён федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. В данном Перечне указаны следующие реабилитационные меры: технические средства реабилитации, реабилитационные услуги, а также реабилитационные мероприятия (восстановительная терапия, реконструктивная хирургия, санаторно-курортное лечение, протезирование и ортезирование, предоставление слуховых аппаратов, обеспечение профессиональной ориентации инвалидов). В соответствии с ч.3 ст.6 Федерального закона «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» Фонд вправе осуществлять в 2010 году финансовое обеспечение предоставления инвалидам технических средств реабилитации и услуг и отдельным категориям граждан из числа ветеранов протезов, протезно-ортопедических изделий в пределах межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, установленных п.1 ч.1 ст.1 Федерального закона, в объёмах, предусмотренных приложением 5 к этому закону, включая административные расходы. Согласно п.1 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами, протезно-ортопедическими изделиями, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года № 240, эти Правила определяют порядок обеспечения лиц, признанных инвалидами (за исключением лиц, признанных инвалидами вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), и лиц в возрасте до 18 лет, которым установлена категория «ребёнок-инвалид», техническими средствами реабилитации, предусмотренными федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждённым распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года № 2347-р. Таким образом, исполнительные органы Фонда обеспечивают инвалидов техническими средствами реабилитации, ветеранов - протезами, протезно-ортопедическими изделиями (TCP), предусмотренными федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждённым распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года N 2347-р, за счёт средств федерального бюджета, в соответствиис индивидуальнымипрограммамиреабилитации, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы. Истицей неверно определён состав лиц, участвующих в деле, а именно - не привлечено к участию в деле Министерство финансов Российской Федерации, как орган, осуществляющий финансовое обеспечение расходов на выплату компенсаций. В соответствии с п.7 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами, протезно-ортопедическими изделиями, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года № 240, в случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) не может быть предоставлено инвалиду (ветерану) или если он самостоятельно приобрёл указанное техническое средство за счёт собственных средств, инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства (изделия), которое должно быть предоставлено инвалиду (ветерану) в соответствии с программой реабилитации (заключением). Согласно п.1 Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребёнка-инвалида), утверждённого Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 4 августа 2008 года № 379н, разработка индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребёнка-инвалида) осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма, и реабилитационного потенциала. В случаях, требующих специальных видов обследования гражданина в целях уточнения структуры и степени ограничений жизнедеятельности, реабилитационного прогноза и реабилитационного потенциала, а также получения иных дополнительных сведений, может составляться программа дополнительного обследования, которая утверждается руководителем соответствующего бюро. Индивидуальная программа реабилитации инвалида (ребёнка-инвалида) содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года № 2347-р, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Пунктами 4 и 6 названного Порядка предусмотрено, что индивидуальная программа реабилитации инвалида (ребёнка-инвалида) разрабатывается при проведении медико-социальной экспертизы гражданина исходя из комплексной оценки ограничений жизнедеятельности, реабилитационного потенциала на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных и утверждается руководителем бюро. Разработка индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребёнка-инвалида) состоит из следующих этапов: проведение реабилитационно-экспертной диагностики, оценка реабилитационного потенциала, определение реабилитационного прогноза и определение мероприятий, технических средств и услуг, позволяющих инвалиду восстановить или компенсировать утраченные способности к выполнению бытовой, общественной, профессиональной деятельности в соответствии со структурой его потребностей, круга интересов, уровня притязаний, социального статуса и реальных возможностей социально-средовой инфраструктуры. После проведения всех названных процедур Бюро МСЭ 17 марта 2010 года была определена нуждаемость ребёнка-инвалида в вышеназванном TCP. Таким образом, компенсация стоимости приобретенного TCP производится исполнительным органом ФСС только в случаях, если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) не может быть предоставлено инвалиду, либо если инвалид, после выдачи заключения уполномоченного органа (бюро МСЭ), основанного на комплексной оценки ограничений жизнедеятельности и реабилитационного потенциала, самостоятельно приобретает необходимое техническое средство реабилитации. Кроме того, согласно примечанию к форме индивидуальной программы реабилитации ребёнка-инвалида, выдаваемой федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (приложение № 2 к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 4 августа 2008 года № 379н) во всех таблицах в графах, где указывается срок проведения реабилитационных мероприятий, по соответствующим позициям указываются даты начала и окончания проведения реабилитационного мероприятия либо делается запись «до достижения возраста 18 лет». Срок проведения реабилитационных мероприятий в разделе TCP индивидуальной программы реабилитации ФИО2 определён с ДД.ММ.ГГГГ до достижения ребёнком возраста 18 лет. Динамический параподиум приобретён истицей ДД.ММ.ГГГГ, то есть ранее предусмотренного ИПР срока проведения реабилитационных мероприятий, в связи с чем, компенсация не может быть выдана без законных на то оснований. Жарова Е.Н. обратилась ДД.ММ.ГГГГ в отделение Фонда с заявлением о выделении ребёнку-инвалиду предусмотренных ИПР от ДД.ММ.ГГГГ средств реабилитации. Ответчик имеет возможность приобрести динамический параподиум, причём по цене значительно ниже запрашиваемой истицей, так как его закупка будет производится в рамках размещения заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 94-ФЗ. Следовательно, одновременное требование о компенсации стоимости приобретённого изделия и подача заявления о выделении динамического параподиума, является незаконным. В связи с тем, что TCP было приобретено ранее даты определения в его нуждаемости, а именно - ДД.ММ.ГГГГ, причём не на основе заключения уполномоченного органа, а по собственной инициативе, что не соответствует требованиям Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребёнка-инвалида), утверждённого Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 4 августа 2008 года № 379н, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
По ходатайству представителя Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике, с согласия истицы и её представителя определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве второго ответчика (соответчика) было привлечено Министерство финансов Российской Федерации. Однако никаких требований к данному министерству истица не предъявила, в связи с чем дело рассмотрено по первоначальному требованию истицы к Региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике.
В судебном заседании истица поддержала своё требование, просила иск удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Объяснила, что динамический параподиум входит в список средств, предоставляемых инвалидам. Это средство нужно было её дочери и ранее, до составления ИПР. Время не позволяло ждать, так как отсутствие этого средства с течением времени усугубляло положение ребёнка.
Представитель истицы - Колотай Л.Б. в судебном заседании поддержала требование истицы и объяснила, что параподиум - это и есть ходунки, только более усовершенствованные. Это средство ребёнку истицы было показано задолго до выдачи ей последней ИПР. Истица приобрела для своего ребёнка то, что ему было жизненно необходимо.
Представитель ответчика - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике Жужуев А.М. в судебном заседании иск не признал, просил в иске отказать по основаниям, указанным в письменных возражениях. Объяснил, что само право дочери истицы на параподиум не оспаривается. Оспаривается право на компенсацию стоимости приобретённого истицей средства, так как оно было приобретено до того, как была составлена ИПР, в которой было указано на нуждаемость дочери истицы в данном средстве. ИПР была составлена ДД.ММ.ГГГГ, тогда как параподиум истица приобрела в январе 2010 года. По закону инвалиды вправе и сами себя обеспечивать необходимыми средствами, за счёт своих денег. Компенсация за счёт Фонда выплачивается только в случае, если Фонд сам не может приобрести необходимое средство реабилитации инвалида. В данном случае Фонд такую возможность имел, но истица с заявлением о приобретении параподиума не обратилась.
Представитель второго ответчика - Министерства финансов Российской Федерации Байкулов А.Х. в судебном заседании заявил о том, что в соответствии с п.6 ст.5 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» средства реабилитации инвалидов должны приобретаться за счёт средств субъектов Российской Федерации, а не за счёт средств федерального бюджета.
Выслушав объяснения истицы и представителей сторон, исследовав имеющиеся в деле документы, суд пришёл к выводу о правомерности заявленных требований и необходимости их удовлетворения.
В соответствии со ст.2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Как указано в ст.7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. В соответствии со ст.18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Согласно ч.1 ст.38 Конституции Российской Федерации детство находится под защитой государства. В ст.39 Конституции Российской Федерации указано, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Конституция Российской Федерации в ч.1 ст.45 и ч.1 ст.46 гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод. Как указано в ст.3 и ст.4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ), граждане и организации вправе обращаться в суд за защитой своих нарушенных или оспоренных прав, свобод и охраняемых законом интересов. Основной задачей гражданского судопроизводства в силу ст.2 ГПК РФ является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, прав и интересов других лиц, являющихся участниками гражданских или иных правоотношений.
Как установлено в судебном заседании, дочь истицы- ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения страдает тяжёлым заболеванием и является инвалидом детства. Специфика заболевания дочери истицы обусловливает её нуждаемость в использовании специальных технических средств реабилитации. Одним из таких средств реабилитации является специальный ортопедический аппарат - динамический параподиум, который позволяет поддерживать тело в вертикальном положении и обеспечивать передвижение инвалида.
В 2006 и 2008 годах при прохождении медицинского освидетельствования Бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ) в карте индивидуальной программы реабилитации (ИПР) ребёнка-инвалида ФИО2 было указано, что помимо инвалидной коляски и кресла с санитарным оснащением она нуждается в техническом средстве ходунки. Как указала в исковом заявлении истица, данное средство она для дочери приобрела, но ввиду особенностей заболевания дочери использовать ходунки по назначению они не смогли. Как указала истица, при очередном врачебном осмотре ей порекомендовали приобрести для дочери динамический параподиум, который фактически является теми же ходунками, но в большей степени соответствует специфике имеющегося у дочери заболевания.
Истица ДД.ММ.ГГГГ приобрела для своей дочери динамический параподиум производства <адрес>, за который уплатила фирме-продавцу собственные денежные средства в сумме 69 730 руб. В очередной индивидуальной программе реабилитации ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ динамический параподиум уже был указан в качестве технического средства медицинской реабилитации. После приобретения динамического параподиума и получения новой ИПР от ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась к ответчику с заявлении о компенсации расходов на приобретение динамического параподиума. Однако письмом от ДД.ММ.ГГГГ № в удовлетворении заявления о компенсации расходов истице было отказано. Как следует из указанного письма, основанием для отказа в компенсации расходов послужило то обстоятельство, что динамический параподиум был приобретён истицей раньше, чем была разработана ИПР, содержащая рекомендации к его приобретению. Суд считает отказ ответчика компенсировать понесённые истицей расходы на приобретение динамического параподиума неправомерным по следующим основаниям.
Преамбула Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определила целью социальной защиты инвалидов в Российской Федерации обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Как указано в ст.2 этого закона, под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии со ст.9 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» реабилитация инвалидов представляет собой систему и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество. Одними из основных направлений реабилитации инвалидов являются восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивная хирургия, протезирование. Согласно ст.10 этого же закона государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счёт средств федерального бюджета. Здесь же указано, что федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно ст.11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации инвалида - это комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объёмы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Объём реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или видом реабилитации, включая кресла-коляски, и протезно-ортопедические изделия. Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрёл соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счёт, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации, услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду.
Как указано в ст.11.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Техническими средствами реабилитации инвалидов являются: специальные средства для самообслуживания; специальные средства для ухода; специальные средства для ориентирования, общения и обмена информацией; специальные средства для обучения, образования и занятий трудовой деятельностью; протезные изделия; специальное тренажерное и спортивное оборудование, спортивный инвентарь. Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний. Медицинские показания и противопоказания устанавливаются на основе оценки стойких расстройств функций организма, обусловленных заболева-ниями, последствиями травм и дефектами. По медицинским показаниям устанавливается необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации, которые обеспечивают компенсацию или устранение стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счёт средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации. Согласно этим Правилам обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (п.2). Обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется либо путём предоставления соответствующего технического средства, либо путём выплаты компенсации произведённых расходов (п.3). В случае если предусмотренное программой реабилитации техническое средство не может быть предоставлено инвалиду или если он самостоятельно приобрёл указанное техническое средство за счёт собственных средств, инвалиду выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства, которое должно быть предоставлено инвалиду в соответствии с программой реабилитации. Решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом на основании поданного инвалидом либо лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства, а также программы реабилитации и документов, подтверждающих эти расходы (п.7). Финансирование предусмотренных Правилами расходов осуществляется за счёт бюджетных ассигнований бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, полученные из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств (п.16).
В соответствии со ст.10 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года № 2347-р утверждён федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. В пункте 6 этого перечня в числе технических средств реабилитации указаны трости опорные и тактильные, костыли, опоры и поручни. В письме от 7 апреля 2006 года № 02-18/10-3327 Фонд социального страхования России, отвечая на вопросы, касающиеся порядка обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, указал, что в соответствии с Номенклатурой технических и иных средств реабилитации инвалидов отечественного и зарубежного производства, подлежащих государственной регистрации, утверждённой Приказом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 14 марта 2005 года № 505-Пр/05, и Перечнем технических средств, используемых исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов, реализация которых не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2000 года № 998, к тростям, костылям и опорам относятся в том числе ходунки, манежи и палки-опоры.
Письмом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 30 июня 2009 года № 01-12783/09 «О предоставлении информации» было сообщено, что в Российской Федерации прошло все необходимые испытания и зарегистрировано изделие медицинского назначения: «Опоры нижних конечностей и туловища для обеспечения вертикализации и передвижения инвалидов - аппарат ортопедический «Динамический параподиум», регистрационное удостоверение № ФСЗ 2009/04194 от 17 апреля 2009 года, производства "mdh" Sp.zo.o, Польша. Данное изделие может быть использовано в лечебно-профилактических учреждениях для активной реабилитации и передвижения (самостоятельного хождения) без дополнительной помощи других вспомогательных средств больных с травмами спинного мозга (в том числе шейного отдела), ДЦП и с различными неврологическими нарушениями, вызывающими полный или частичный паралич верхних и нижних конечностей. На указанное изделие распространяется действие Приказа Минздравсоцразвития России от 7 мая 2007 года № 321 «Об утверждении сроков пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены» и действие распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года № 2347-р «О федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду».
Как следует из кассового и товарного чеков от ДД.ММ.ГГГГ, истица приобрела для своей дочери за 69 730 руб товар медицинского назначения - техническое средство под названием «ходунки РD150 подростковые - динамический параподиум». Согласно регистрационному удостоверению Росздравнадзора от ДД.ММ.ГГГГ, сертификату соответствия продукции от ДД.ММ.ГГГГ и приложению к нему приобретённый истицей для дочери ортопедический аппарат - динамический параподиум - представляет собой опоры нижних конечностей и туловища для обеспечения вертикализации и передвижения инвалидов производства "mdh" Sp.zo.o, Польша.
Таким образом, приобретённый истицей аппарат входит в перечень технических средств реабилитации, предоставляемых инвалидам в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Данное обстоятельство ответчиком не оспорено и признано. Следовательно, в силу ст.11 этого федерального закона истица, являющаяся законным представителем своей дочери, имела право самостоятельно решить вопрос об обеспечении ребёнка техническим средством реабилитации с последующим получением компенсации в размере стоимости приобретённого технического средства.
Ссылки ответчика на то, что динамический параподиум был приобретён истицей до того, как он был рекомендован её дочери индивидуальной программой реабилитации (ИПР), судом признаются несостоятельными. Во-первых, между приобретением параподиума (ДД.ММ.ГГГГ) и выдачей дочери истицы ИПР с рекомендацией приобрести динамический параподиум (ДД.ММ.ГГГГ) прошёл незначительный срок - всего два с половиной месяца. При этом ответчик не оспаривает тот факт, что и до ДД.ММ.ГГГГ дочь истицы нуждалась в опорах. Во-вторых, законодательство в сфере социальной защиты инвалидов не запрещает приобретать средства оеабилитации ранее, чем они будут ему рекомендованы соответствующей ИПР. В-третьих, ИПР дочери истицы в предыдущие годы, а именно в 2006 и 2008 годы предусматривали необходимость приобретения для дочери истицы ходунков. Между тем, разница между ходунками и динамическим параподиумом заключается лишь в том, что динамический параподиум, который приобрела истица, является более совершенным видом изделия под названием ходунки. Даже в товарном чеке, по которому истица приобрела это изделие, указано, что динамический параподиум представляет собой ходунки. В-четвёртых, суд считает обоснованными утверждения истицы о том, что время не позволяло ей ждать очередной ИПР, так как её малолетняя дочь нуждалась и нуждается в параподиуме ежедневно, и промедление в его приобретении неблагоприятно сказывалось как на состоянии ребёнка, так и на прогнозе результатов лечебных и реабилитационно-восстановительных мероприятий. Суд считает отказ ответчика в удовлетворении требований истицы формальным, противоречащим вышеназванным положениям законодательства о социальной защите инвалидов.
Руководствуясь статьями 2, 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Жаровой ФИО1 о взыскании компенсации расходов на приобретение специального медицинского средства реабилитации инвалида удовлетворить.
Взыскать с Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике в пользу Жаровой ФИО1 69 730 рублей в качестве компенсации расходов на приобретение специального медицинского средства реабилитации инвалида - динамического параподиума.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики с подачей кассационной жалобы через Черкесский городской суд в течение десяти дней со дня его вынесения в окончательной форме. В окончательной форме мотивированное решение изготовлено 26 января 2011 года.
Судья Черкесского городского суда Ю.М.Коцубин