Решение 2-3676/2010 от 25 ноября 2010 года .



Решение

Именем Российской Федерации

25 ноября 2010 года г. Черкесск, КЧР

Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской республики,

в составе:

председательствующего судьи - Коркмазовой Л.А.,

при секретаре - Хачировой Н.Ю.,

с участием:

представителя истца Прокурора КЧР - Мурадовой А.Ю.,

представителя ответчика Министерства образования и науки КЧР - Узденовой З.Ш., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ года,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Прокурора КЧР к Министерству образования и науки КЧР и Министерству земельных и имущественных отношений КЧР о внеочередном предоставлении жилого помещения Перегородиеву А.А,

установил:

Прокурор КЧР обратился в Черкесский городской суд с исковым заявлением к Министерству образования и науки КЧР о внеочередном предоставлении жилого помещения ФИО1. Свои исковые требования обосновал тем, что Постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № была назначена опекуном Перегородиева ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения его бабушка Жидкова ФИО2, у которой по настоящее время Перегородиев А.А. проживает по адресу: <адрес>. Перегородиев А.А. приказом Министра образования и науки КЧР от ДД.ММ.ГГГГ № поставлен на учет для обеспечения жилым помещением в банк данных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение единовременных средств бюджета для приобретения жилья. До настоящего времени Перегородиеву А.А. жилое помещение ответчиками не предоставлено, денежные средства на данные цели истцу также не выделялись. По данным картотеки КЧР ГУП «Техинвентаризация» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ за Перегородиевым А.А. не зарегистрировано жилое помещение.

25.11.2010 года Прокурор КЧР представил заявление об уточнении требований в порядке ст.39 ГПК РФ и в окончательной редакции просил:

Обязать Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики приобрести во внеочередном порядке для Перегородиева ФИО1 в городе Черкесске за счет бюджетных средств Карачаево-Черкесской Республики благоустроенное жилое помещении в доме капитального типа, отвечающее санитарным и техническим нормам, жилой площадью не ниже норм предоставления, установленных в муниципальном образовании г. Черкесска.

Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики на приобретенное для Перегородиева ФИО1 и зарегистрированное в собственность Карачаево-Черкесской Республики жилое помещение заключить с Перегородиевым ФИО1 договор социального найма без ограничения сроком и передать Перегородиеву ФИО1 его в постоянное пользование.

В судебном заседании прокурор отдела прокуратуры КЧР исковые требования поддержала по доводам, изложенным в заявлении и просила их удовлетворить. Кроме того, пояснила, что Перегородиев А.А. постановлен на учет для обеспечения жилым помещением из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать Перегородиева А.А.-Перегородиева Н.Г. умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец является инвалидом с детства, воспитанием и содержанием Перегородиева А.А. не занимался, проживает за пределами республики, точное место жительства не известно. Своего жилого помещения у Перегородиева не имеется. Жилье Перегородиеву А.А. должно быть предоставлено независимо от наличия очереди.

Истец Перегородиев А.А. в судебное заседание не явился по состоянию здоровья.

Представитель ответчика Министерства образования и науки КЧР Узденова З.Ш. в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что Министерство образования и науки КЧР не оспаривает право Перегородиева А.А. на получение жилья во внеочередном порядке. Но при этом считает, что при удовлетворении исковых требований Перегородиева А.А., о предоставлении жилья во внеочередном порядке, будут нарушены права других детей сирот таких же, как Перегородиев А.А. которые состоят в списке, сформированном по дате рождения и также имеют право вне очереди получить жилье. В настоящее время жилье приобретается для детей 1981 года рождения, а Перегородиев, ДД.ММ.ГГГГ.

В судебное заседание не явился представитель ответчика Министерства имущественных и земельных отношений КЧР Беден Р.П., согласно телефонограмме просил рассмотреть дело в его отсутствие.

С учетом мнения сторон суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика - Министерства имущественных и земельных отношений КЧР.

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля Жидкова А.П., суду пояснила, что Перегородиев А.А. является ее внуком, сыном ее дочери, которая умерла. Постановлением главы г. Черкесска от ДД.ММ.ГГГГ она была назначена его опекуном. Ей было рекомендовано обратиться в опекунский совет, для того, что бы стать в очередь для получения жилья. Она собрала все необходимые документы. Неоднократно обращалась в Мэрию мо г. Черкесска, в Правительство КЧР, чтобы узнать когда будет предоставлено жилье. Никто вразумительного ответа не смог дать. В настоящее время ФИО3 окончил профессиональное училище № в <адрес>, нигде не работает, поскольку постоянно болеет. Его отец сам является инвалидом с детства, судьбой ребенка не интересуется, проживает где-то в Ставропольском крае у своей сестры.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему выводу.

В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что родители Перегородиева А.А. инвалиды детства, не могли осуществлять полноценное воспитание ребенка.

Постановлением главы г. Черкесска от ДД.ММ.ГГГГ № была назначена опекуном Перегородиева ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения его бабушка Жидкова ФИО2, у которой по настоящее время ФИО1 проживает по адресу: <адрес>.

Мать Перегородиева А.А.- Перегородиева Н.Г. умерла ДД.ММ.ГГГГ

Отец Перегородиев А.Ф. является инвалидом детства, воспитанием и содержанием Перегородиева А.А. не занимался и не занимается, проживает за пределами республики, точное место жительства не известно.

Перегородиев А.А. приказом Министра образования и науки КЧР от 19.06.2008 года № 235 поставлен на учет для обеспечения жилым помещением в банк данных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение единовременных средств бюджета для приобретения жилья. До настоящего времени Перегородиеву А.А. жилое помещение ответчиками не предоставлено, денежные средства на данные цели истцу также не выделялись.

Согласно справки КЧР ГУП «Техинвентаризация» за Перегородиевым А.А. не значится жилое помещение.

Согласно справки № Перегородиев А.А. ДД.ММ.ГГГГ окончил профессиональный лицей № по профессии техник -механик.

В судебном заседании установлено, что само право истца на предоставление ему жилого помещения, как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, сторонами по делу не оспаривается и ответчиком фактически признаётся. Предметом возникшего между сторонами и рассматриваемого судом спора является только лишь право истца на немедленное, независящее от какой-либо очереди и иных условий, получение жилья. Между тем, такое право истца прямо предусмотрено законом.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст.40).

Конституционный Суд Российской Федерации, в своих решениях указывал, что провозглашённые в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищённости и обеспечении нормальных условий существования (постановление от 16 декабря 1997 года № 20-П, определение от 15 февраля 2005 года № 17-0, определение от 5 марта 2009 года № 376-О-П). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества. Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (ст.25 Всеобщей декларации прав человека, ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).

К числу граждан, находящимся в тяжёлой жизненной ситуации, и не имеющим возможности преодолеть эту ситуацию самостоятельно, федеральными законами отнесены дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства) вне очереди предоставляются жилые помещения по договорам социального найма. При этом согласно ч.5 ст.57 ЖК РФ жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населённого пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В соответствии с абз.2 п.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

На территории Карачаево-Черкесской Республики с 1 января 2009 года вступил в силу Закон Карачаево-Черкесской Республики от 16 декабря 2008 года № 83-РЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике».

В соответствии со ст.1 указанного республиканского закона (в редакции Закона от 2 ноября 2009 года № 60-РЗ) на территории Карачаево-Черкесской Республики детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), гарантируется право на жилое помещение. Органы исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики принимают необходимые меры по обеспечению реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), на жилое помещение. Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), осуществляется: 1) путём закрепления и сохранения имевшегося у них жилья; 2) путём предоставления освободившихся жилых помещений; 3) путём предоставления жилых помещений по договорам социального найма не ниже норм предоставления, установленных в соответствующем муниципальном образовании. Предоставляемое жилое помещение должно находиться в доме капитального типа, быть благоустроенным применительно к условиям данного муниципального образования и отвечать установленным санитарным и техническим требованиям.

Согласно ст.2 Закона Карачаево-Черкесской Республики «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике» право на обеспечение жилыми помещениями предоставляется по окончании пребывания детей-сирот в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах, при прекращении опеки и попечительства, а также по окончании пребывания в учреждениях профессионального образования всех типов, при условии, что за ними не были закреплены в установленном порядке жилые помещения и они являются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК РФ, и если имеется хоть одно из следующих условий: местом выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или местом регистрации рождения является Карачаево-Черкесская Республика, либо местом его последнего проживания является Карачаево-Черкесская Республика, в случае если место его рождения находится за пределами Российской Федерации: учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых указанные лица находились на воспитании и полном государственном обеспечении, расположены на территории Карачаево-Черкесской Республики; Карачаево-Черкесская Республика является местом жительства лиц, у которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находились на воспитании под опекой или попечительством на основании решения органов опеки и попечительства Карачаево-Черкесской Республики.

Как указано в ст.3 Закона Карачаево-Черкесской Республики «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике», принятие на учёт детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) (далее - лица, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями), осуществляется органом исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики, осуществляющим полномочия в области образования (далее - уполномоченный орган исполнительной власти в области образования), на основании письменного заявления лица, имеющего право на обеспечение жилым помещением, или его законного представителя и документов, необходимых для постановки на учёт. На основании банка данных учета лиц, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями, комиссия по вопросам предоставления жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилых помещений, утверждает список лиц, которым предоставляются жилые помещения. Формирование списка осуществляется по дате рождения лица, имеющего право на обеспечение жилым помещением.

В соответствии со ст.3.1 Закона Карачаево-Черкесской Республики «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике» жилые помещения для предоставления по договорам социального найма лицам, имеющим право на обеспечение жилыми помещениями, приобретаются уполномоченным органом исполнительной власти в области образования на основании списка, утверждённого решением комиссии по вопросам предоставления жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. Жилые помещения приобретаются уполномоченным органом исполнительной власти в области образования по результатам торгов, проводимых в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Приобретаемое жилое помещение подлежит оформлению в государственную собственность Карачаево-Черкесской Республики. По результатам торгов уполномоченный орган исполнительной власти в области образования заключает государственный контракт о купле-продаже жилого помещения с лицом, признанным победителем торгов. Жилые помещения предоставляются лицам, имеющим право на обеспечение жилыми помещениями, на основании договора социального найма, заключаемого органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера в сфере управления государственной собственностью Карачаево-Черкесской Республики, и лицом, имеющим право на обеспечение жилым помещением, в течение 30 дней с момента регистрации права собственности Карачаево-Черкесской Республики в Управлении Федеральной регистрационной службы по Карачаево-Черкесской Республике.

Согласно ст.4 Закона Карачаево-Черкесской Республики «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике» финансирование расходов, связанных с оформлением приобретаемых жилых помещений в государственную собственность Карачаево-Черкесской Республики и передачей указанных помещений по договорам социального найма, осуществляется за счёт средств республиканского бюджета.

Реализуя предоставленное ст. 126 Конституции Российской Федерации и п.5 ст. 19 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года№ 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» право давать разъяснения по вопросам судебной практики, Президиум Верховного Суда Российской Федерации в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2006 года, утверждённом постановлением от 27 сентября 2006 года, указал, что социальная поддержка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения («Бюллетень Верховного Суда РФ», 2007, № 1).

Содержащееся в п. 11 ст.3 Закона Карачаево-Черкесской Республики «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике» указание на то, что формирование списка лиц, которым должны быть предоставлены жилые помещения, осуществляется по дате рождения лица, имеющего право на обеспечение жилым помещением, относится лишь к порядку (процедуре) формирования самого списка, но не никак не затрагивает вопрос об очерёдности предоставления жилых помещений лицам, находящимся в этом списке.

По общему правилу, установленному ч.1 ст.57 ЖК РФ, жильё предоставляется гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очерёдности исходя из времени принятия таких граждан на учёт. Однако из этого общего правила есть исключение, закреплённое в ч.2 ст.57 ЖК РФ, в соответствии с которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании пребывания в образовательных и иных учреждениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

Часть 2 ст.57 ЖК РФ, равно как и иные нормы федерального законодательства, не ставят реализацию права граждан на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильём других очередников, от времени постановки на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и от времени включения в список.

Как следует из ст. 13 и ст. 14 ЖК РФ, к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления не относится определение порядка предоставления гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают лишь порядок ведения учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях. Согласно п.4 ч.1 ст. 12 ЖК РФ определение порядка предоставления гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относится к полномочиям органов государственной власти РФ.

Внеочередное предоставление жилья подразумевает, что оно должно предоставляться без какой-либо очереди. Любое установление законодательным органом субъекта РФ очереди для лиц, имеющих право на внеочередное получение жилья, нарушает права таких лиц и противоречит требованиям федерального законодательства.(Определение Верховного Суда России от 26 декабря 2007 года № 46-Г07-33).

Как указано в Обзоре практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, или от каких-либо иных условий («Бюллетень Верховного Суда РФ», 2008 год, № 10).

Перегородиев А.А. в несовершеннолетнем возрасте остался без родительского попечения, не имеет собственного жилья и вследствие этого находится в тяжёлом социальном положении, он родился и зарегистрирован на территории г.Черкесска КЧР. Разрешение данного спора в судебном порядке, будет способствовать реализации тех жилищных прав, которые ему предоставлены федеральным и республиканским законодательством.

Разрешая вопрос об обязанности каждого из ответчиков по отношению к Перегородиеву А.А., суд руководствуется положениями ст.3.1 Закона Карачаево- Черкесской Республики «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике», согласно которой жилые помещения для детей-сирот приобретаются в республиканскую собственность органом исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики, осуществляющим полномочия в области образования, т.е. Минобразования КЧР, оформляются в государственную собственность Карачаево-Черкесской Республики и предоставляются лицам, имеющим право на обеспечение жилыми помещениями, на основании договора социального найма, заключаемого органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и имеющим полномочия собственника в сфере управления государственной собственностью КЧР, т.е. Министерством имущественных и земельных отношений КЧР и лицом, имеющим право на обеспечение жилым помещением.

При таких обстоятельствах исковые требования Прокурора КЧР в интересах Перегородиева А.А. подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ суд,

решил:

Исковые требования Прокурора Карачаево-Черкесской Республики в интересах Перегородиева ФИО1 к Министерству образования и науки, Министерству имущественных и земельных отношений КЧР - удовлетворить.

Обязать Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики приобрести во внеочередном порядке для Перегородиева ФИО1 в городе Черкесске за счет бюджетных средств Карачаево-Черкесской Республики благоустроенное жилое помещении в доме капитального типа, отвечающее санитарным и техническим нормам, жилой площадью не ниже норм предоставления, установленных в муниципальном образовании г. Черкесска.

Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики на приобретенное для Перегородиева ФИО1 и зарегистрированное в собственность Карачаево-Черкесской Республики жилое помещение заключить с Перегородиевым ФИО1 договор социального найма без ограничения сроком и передать Перегородиеву ФИО1 его в постоянное пользование.

Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный суд КЧР через Черкесский городской суд в течение 10 суток со дня его изготовления в окончательной форме.