РЕШЕНИЕ
город Черкесск 11 февраля 2011 года
Именем Российской Федерации
Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики
в составе председательствующего судьи Коцубина Ю.М.,
при секретаре судебного заседания Крымшамхаловой Л.М., с участием:
заявителя - помощника прокурора Урупского района Долгова Д.Г.,
истицы Гарбузовой Ю.А., представителя ответчика (Министерства
образования и науки Карачаево-Черкесской Республики) - Узденовой З.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело
№ 2-564/11 по иску прокурора Урупского района в интересах Гарбузовой
ФИО6 к Министерству образования и науки Карачаево-
Черкесской Республики и Министерству имущественных и земельных
отношений Карачаево-Черкесской Республики о приобретении
и предоставлении жилого помещения,
установил:
Прокурор Урупского района обратился в Черкесский городской суд с иском в интересах Гарбузовой Ю.А. к Министерству образования и науки Карачаево-Черкесской Республики (Минобразования КЧР) и Министерству по имущественным и земельным отношениям Карачаево-Черкесской Республики (Минимущество КЧР) о приобретении и предоставлении Гарбузовой Ю.А. жилого помещения. В исковом заявлении прокурор указал, что постановлением главы Урупского района от 15 августа 2000 года № 183 в связи с лишением матери родительских прав и нахождением отца в местах лишения свободы Гарбузова Ю.А. 14 ноября 1989 года была определена в школу-интернат г.Черкесска. Постановлением главы Урупского района от 22 мая 2002 года № 138 Гарбузова Ю.А. была переведена в республиканский детский дом сирот и детей, оставшихся без родительского попечения. Приказом Министра образования и науки Карачаево-Черкесской Республики от 18 ноября 2008 года № 535 Гарбузова Ю.А. поставлена на учёт для обеспечения жилым помещением в банк данных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. До настоящего времени жилое помещение Гарбузовой Ю.А. ответчиками не предоставлено, денежные средства на данные цели истице также не выделялись. За Гарбузовой Ю.А. жилое помещение не зарегистрировано. В соответствии с ч.1 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очерёдности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч.2 ст.57 ЖК РФ случаев. В силу п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях и иных учреждениях, в том числе социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, пи прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы жилые помещения предоставляются по договорам социального найма вне очереди. Согласно ч.2 ст.8 Федерального закона « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Гарбузова Ю.А. 20 августа 2008 года окончила Карачаево-Черкесский энергетический техникум. В соответствии с п.3 ст.1 Закона КЧР от 16 декабря 2008 года № 83-РЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике», обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется путем предоставления по договорам социального найма не ниже норм предоставления, установленных в муниципальном образовании. Предоставляемое по договору социального найма жилое помещение должно находиться в черте муниципального образования по месту выявления и первичного устройства, месту рождения, месту регистрации рождения либо по месту последнего проживания в случае, если место рождения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) находится за пределами Российской Федерации. Предоставляемое жилое помещение должно находиться в доме капитального типа и быть благоустроенным применительно к условиям данного муниципального образования и отвечать установленным санитарным и техническим требованиям. Согласно ст.3.1 Закона КЧР «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике» жилые помещения для предоставления по договорам социального найма лицам, имеющим право на обеспечение жилыми помещениями, приобретаются уполномоченным органом исполнительной власти в области образования на основании списка, утвержденного решением комиссии по вопросам предоставления жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. В соответствии с ч.2 п.2 ст.3.1 Закона КЧР «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике» приобретаемой жилое помещение подлежит оформлению в государственную собственность Карачаево-Черкесской Республики. Пунктом 3 ст.3.1 Закона КЧР «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике» предусмотрено, что стоимость приобретаемого жилого помещения не может превышать сумму, составляющую стоимость средней рыночной стоимости 33 квадратных метров для каждого лица, имеющего право на обеспечение жилым помещением, общей площади жилья в Карачаево-Черкесской Республике, устанавливаемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Так, уполномоченным органом исполнительной власти в области образования является Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики (ст.3 Закона КЧР «О дополнительных гарантиях прав детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике»). Жилые помещения предоставляются на основании договора социального найма, заключаемого органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника и лицом, имеющим право на обеспечение жилым помещением, в течение 30 дней с момента регистрации права собственности КЧР в УФРС по КЧР (п.7 ст.3.1 Закона КЧР «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике»). Уполномоченным органом в области приватизации и является Министерство имущественных и земельных отношений. Оно же наделено полномочиями собственника в КЧР (ст.9 Закона КЧР от 22 июля 2005 года № 71-РЗ «Об управлении государственной собственностью Карачаево-Черкесской Республики»). Прокурор согласно ст.45 ГПК РФ вправе обратиться в суд в защиту оспариваемых социальных прав, социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечение права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах. Гарбузова Ю.А. обратилась с заявлением в прокуратуру в защиту своих прав на предоставление во внеочередном порядке жилого помещения или денежных средств для приобретения жилья. Прокурор просил суд: 1) обязать Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики приобрести во внеочередном порядке для Гарбузовой Ю.А. в Урупском районе за счёт бюджетных средств Карачаево-Черкесской Республики благоустроенное жилое помещении в доме капитального типа, отвечающее санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее 9 кв.м; 2) обязать Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики на приобретенное для Гарбузовой Ю.А. и зарегистрированное в собственность Карачаево-Черкесской Республики жилое помещение заключить с Гарбузовой Ю.А. договор социального найма без ограничения сроком и передать его ей в постоянное пользование.
Заявлением от 11 февраля 2011 года прокурор уточнил исковые требования и просил суд обязать Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики приобрести во внеочередном порядке для Гарбузовой Ю.А. не в Урупском районе, а в населённом пункте по месту жительства, то есть, в <адрес> Урупского муниципального района. Просил также обязать Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики приобрести для Гарбузовой Ю.А. во внеочередном порядке за счёт бюджетных средств Карачаево-Черкесской Республики благоустроенное жилое помещении в доме капитального типа, отвечающее санитарным и техническим нормам, не общей площадью не менее 9 кв.м, а жилой площадью не менее 9 кв.м.
В судебном заседании прокурор Долгов Д.Г. поддержала доводы и требования, изложенные в исковом заявлении, с учётом их уточнений, вновь уточнил заявленные требования и просила указать в решении о приобретении и предоставлении истицы жилого помещения по нормам, установленным в ст.Преградной.
Истица Гарбузова Ю.А. в судебном заседании просила иск удовлетворить, объяснив, что у неё нет своего жилья, и нет возможности для его приобретения.
Представитель ответчика (Минобразования КЧР) - ФИО4 в судебном заседании иск не признала, просила в иске отказать. Объяснила, что истица состоит на учёте для получения жилья, но очередь по году рождения до истицы ещё не дошла. Жильё приобретается и предоставляется сиротам по мере выделения на эти цели средств из республиканского бюджета. На сегодняшний день в специальном банке находятся более 350 сирот. Предоставить им всем жильё сразу не представляется возможным, так как для этого необходимо соответствующее финансирование.
Представители второго ответчика (Минимущество КЧР) и третьего лица (Минфин КЧР) в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не уведомили, доказательств уважительности причин неявки не представили, об отложении судебного разбирательства не просили.
Выслушав объяснения прокурора, истицы и представителя ответчика (Минобразования КЧР), исследовав имеющиеся в деле документы, суд пришёл к выводу об обоснованности заявленных требований и необходимости их удовлетворения.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст.2). Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст.7). Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст.18). Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется (ст.45). Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ст.46).
В соответствии со ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства) жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Согласно ч.5 ст.57 ЖК РФ жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В соответствии с абз.2 п.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В определении от 5 февраля 2009 года № 250-О-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и её субъектов, что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (п.3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (п.4). Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подп.24 п.2 ст.26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счёт средств субъектов Российской Федерации. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст.2). В частности, данный Федеральный закон предусматривает обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, органами исполнительной власти по месту жительства (абз.2 п.1 ст.8), при этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (ст.4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (ст.5).
Названные положения Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» конкретизируются в жилищном законодательстве. Так, согласно ч.3 ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан, определённым федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации. Из абз.2 п.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» во взаимосвязи с другими приведёнными законоположениями следует, таким образом, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, одним из принципов деятельности которых в силу подп.«ж» п.1 ст.1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» является самостоятельное осуществление принадлежащих им полномочий.
На территории Карачаево-Черкесской Республики с 1 января 2009 года вступил в силу Закон Карачаево-Черкесской Республики от 16 декабря 2008 года № 83-РЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике».
В соответствии со ст.1 Закона Карачаево-Черкесской Республики «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике» на территории Карачаево-Черкесской Республики детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), гарантируется право на жилое помещение. Органы исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики принимают необходимые меры по обеспечению реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), на жилое помещение. Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), осуществляется: 1) путём закрепления и сохранения имевшегося у них жилья; 2) путём предоставления освободившихся жилых помещений; 3) путём предоставления жилых помещений по договорам социального найма не ниже норм предоставления, установленных в соответствующем муниципальном образовании. Предоставляемое жилое помещение должно находиться в доме капитального типа, быть благоустроенным применительно к условиям данного муниципального образования и отвечать установленным санитарным и техническим требованиям.
Согласно ст.2 Закона Карачаево-Черкесской Республики «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике» право на обеспечение жилыми помещениями предоставляется по окончании пребывания детей-сирот в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах, при прекращении опеки и попечительства, а также по окончании пребывания в учреждениях профессионального образования всех типов, при условии, что за ними не были закреплены в установленном порядке жилые помещения и они являются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст.51 ЖК РФ, и если имеется хоть одно из следующих условий: местом выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или местом регистрации рождения является Карачаево-Черкесская Республика, либо местом его последнего проживания является Карачаево-Черкесская Республика, в случае если место его рождения находится за пределами Российской Федерации; учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых указанные лица находились на воспитании и полном государственном обеспечении, расположены на территории Карачаево-Черкесской Республики; Карачаево-Черкесская Республика является местом жительства лиц, у которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находились на воспитании под опекой или попечительством на основании решения органов опеки и попечительства Карачаево-Черкесской Республики.
Как указано в ст.3 Закона Карачаево-Черкесской Республики «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике», принятие на учет детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) (далее - лица, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями), осуществляется органом исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики, осуществляющим полномочия в области образования (далее - уполномоченный орган исполнительной власти в области образования), на основании письменного заявления лица, имеющего право на обеспечение жилым помещением, или его законного представителя и документов, необходимых для постановки на учёт. На основании банка данных учета лиц, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями, комиссия по вопросам предоставления жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилых помещений, утверждает список лиц, которым предоставляются жилые помещения. Формирование списка осуществляется по дате рождения лица, имеющего право на обеспечение жилым помещением.
В соответствии со ст.3.1 Закона Карачаево-Черкесской Республики «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике» жилые помещения для предоставления по договорам социального найма лицам, имеющим право на обеспечение жилыми помещениями, приобретаются уполномоченным органом исполнительной власти в области образования на основании списка, утверждённого решением комиссии по вопросам предоставления жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. Жилые помещения приобретаются уполномоченным органом исполнительной власти в области образования по результатам торгов, проводимых в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Приобретаемое жилое помещение подлежит оформлению в государственную собственность Карачаево-Черкесской Республики. По результатам торгов уполномоченный орган исполнительной власти в области образования заключает государственный контракт о купле-продаже жилого помещения с лицом, признанным победителем торгов. Жилые помещения предоставляются лицам, имеющим право на обеспечение жилыми помещениями, на основании договора социального найма, заключаемого органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера в сфере управления государственной собственностью Карачаево-Черкесской Республики, и лицом, имеющим право на обеспечение жилым помещением, в течение 30 дней с момента регистрации права собственности Карачаево-Черкесской Республики в Управлении Федеральной регистрационной службы по Карачаево-Черкесской Республике.
Согласно ст.4 Закона Карачаево-Черкесской Республики «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике» финансирование расходов, связанных с оформлением приобретаемых жилых помещений в государственную собственность Карачаево-Черкесской Республики и передачей указанных помещений по договорам социального найма, осуществляется за счёт средств республиканского бюджета (статья 4).
Как установлено в судебном заседании, истица - Гарбузова Ю.А. 14 ноября 1989 года рождения является сиротой. Постановлением главы Урупского района от 15 августа 2000 года № 183 в связи с лишением её матери родительских прав и нахождением отца в местах лишения свободы Гарбузова Ю.А. была определена в школу-интернат г.Черкесска. Постановлением главы Урупского района от 22 мая 2002 года № 138 Гарбузова Ю.А. была переведена в республиканский детский дом сирот и детей, оставшихся без родительского попечения. После того, как 20 августа 2008 года Гарбузова Ю.А. окончила Карачаево-Черкесский энергетический техникум, приказом Министра образования и науки Карачаево-Черкесской Республики от 18 ноября 2008 года № 535 она была поставлена на учёт для обеспечения жилым помещением в банк данных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако до настоящего времени жилое помещение Гарбузовой Ю.А. ответчиками не предоставлено. В настоящее время истица проживает и зарегистрирована в <адрес>, однако собственного жилья у неё не имеется.
Таким образом, само право истицы на предоставление ей жилого помещения как лицу из числа детей-сирот никем не оспаривается и ответчиком (Минобразования КЧР) признаётся. Предметом возникшего между сторонами и рассматриваемого судом спора является право истицы на незамедлительное, независящее от какой-либо очереди и иных условий, получение жилья. Между тем, такое право истицы предусмотрено законом.
Реализуя предоставленное ст.126 Конституции Российской Федерации и п.5 ст.19 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» право давать разъяснения по вопросам судебной практики, Президиум Верховного Суда Российской Федерации в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2006 года, утверждённом постановлением от 27 сентября 2006 года, указал, что социальная поддержка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения («Бюллетень Верховного Суда РФ», 2007, № 1).
В соответствии с ч.1 ст.1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается в числе прочего на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, недопустимости произвольного лишения жилища, необходимости беспрепятственного осуществления жилищные прав, необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты. В соответствии со ст.12 ГК РФ и ст.11 ЖК РФ защита нарушенных гражданских и жилищных прав осуществляется судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством. В числе способов защиты гражданских и жилищных прав ГК РФ и ЖК РФ предусматривают признание жилищного права и присуждение к исполнению обязанности в натуре.
В данном случае восстановить нарушенные жилищные права истицы необходимо путём возложения на ответчиков обязанности предоставления ей жилого помещения (то есть, путём присуждения к исполнению обязанности в натуре).
Содержащееся в п.11 ст.3 Закона Карачаево-Черкесской Республики «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике» указание на то, что формирование списка лиц, которым должны быть предоставлены жилые помещения, осуществляется по дате рождения лица, имеющего право на обеспечение жилым помещением, относится лишь к порядку (процедуре) формирования самого списка, но не никак затрагивает вопрос об очерёдности предоставления жилых помещений лицам, находящимся в этом списке.
По общему правилу, установленному ч.1 ст.57 ЖК РФ, жильё предоставляется гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очерёдности исходя из времени принятия таких граждан на учёт. Однако из этого общего правила есть исключение, закреплённое в ч.2 ст.57 ЖК РФ, в соответствии с которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании пребывания в образовательных и иных учреждениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Отсутствие в ЖК РФ и в иных законах указания на срок, в течение которого таким лицам должно быть предоставлено жилое помещение, означает, что жильё должно предоставляться этим лицам незамедлительно после соответствующего их обращения в уполномоченный орган, а не в порядке какой-либо очерёди по «списку внеочередников». Принятыми федеральными законами государство обязалось предоставить сиротам жильё вне очереди, не упоминая о сроках исполнения принятой на себя обязанности, поскольку обеспечение жильём этой категории граждан не терпит отлагательства. Часть 2 ст.57 ЖК РФ, равно как и иные нормы федерального законодательства, не ставят реализацию права граждан на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильём других очередников, от времени постановки на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и от времени включения в «список внеочередников». Тот факт, что уполномоченными органами (в данном случае - Минобразования КЧР) в соответствии с законодательством республики формируется и ведется «список внеочередников», не означает, что жильё гражданам, имеющим право на его получение вне очереди, должно предоставляться в порядке очереди по названному списку. Как следует из ст.13 и ст.14 ЖК РФ, к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления не относится определение порядка предоставления гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают лишь порядок ведения учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях. Согласно п.4 ч.1 ст.12 ЖК РФ определение порядка предоставления гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относится к полномочиям органов государственной власти РФ. Названный порядок закреплён в ст.57 ЖК РФ, которая наряду с общим правилом о предоставлении жилья в порядке очередности (ч.1) содержит специальное правило о предоставлении отдельным категориям граждан жилья вне очереди (ч.2). Внеочередное предоставление жилья подразумевает, что оно должно предоставляться без какой-либо очереди. Любое установление законодательным органом субъекта РФ очереди для лиц, имеющих право на внеочередное получение жилья, нарушает права таких лиц и противоречит требованиям федерального законодательства (аналогичные выводы содержатся в определении Верховного Суда России от 26 декабря 2007 года № 46-Г07-33).
Как указано в Обзоре практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, или от каких-либо иных условий («Бюллетень Верховного Суда РФ», 2008 год, № 10).
В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за III квартал 2007 года, утверждённом постановлением Президиума Верховного Суда России от 7 ноября 2007 года указано, что предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включение гражданина в какую-либо очередь. Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учёт («Бюллетень Верховного Суда РФ». 2008 год. № 2).
Истица является сиротой, не имеет собственного жилья и вследствие этого находится в тяжёлом семейном и социальном положении. Заявляя свои исковые требования, истица с помощью прокурора всего лишь добивается в судебном порядке реализации тех жилищных прав, которые ей предоставлены федеральным и республиканским законодательством. Поэтому в действиях истицы суд не усматривает признаков злоупотребления правами.
В соответствии с ч.1-ч.3 ст.50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма отдельным категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления. Норма предоставления жилья лицам из числа детей-сирот специальным законодательством не установлена. Следовательно, подлежит применению общая норма, о которой говорится в ч.1 ст.50 ЖК РФ. Исходя из этой нормы и должен определяться размер общей площади предоставляемого истице жилья.
Разрешая вопрос об обязанности каждого из ответчиков по отношению к истице, суд руководствуется положениями ст.3.1 Закона Карачаево-Черкесской Республики «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике», согласно которой жилые помещения для детей-сирот приобретаются в республиканскую собственность органом исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики, осуществляющим полномочия в области образования (то есть, Минобразования КЧР), оформляются в государственную собственность Карачаево-Черкесской Республики и предоставляются лицам, имеющим право на обеспечение жилыми помеще-ниями, на основании договора социального найма, заключаемого органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера в сфере управления государственной собственностью Карачаево-Черкесской Республики (то есть, Минимуществом КЧР), и лицом, имеющим право на обеспечение жилым помещением.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым: 1) обязать Минобразования КЧР в установленном законом порядке за счёт бюджета Карачаево-Черкесской Республики приобрести в государственную собственность Карачаево-Черкесской Республики благоустроенное жилое помещение в ст.Преградной, отвечающее санитарным и техническим нормам, площадью не ниже существующей в в ст.Преградной нормы предоставления жилого помещения для последующего предоставления этого жилого помещения истице; 2) обязать Минимущество КЧР предоставить истице по договору социального найма приобретённое для неё благоустроенное жилое помещение в ст.Преградной и передать это помещение истице в бессрочное пользование.
Руководствуясь статьями 2, 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск прокурора Урупского района в интересах Гарбузовой ФИО7 к Министерству образования и науки Карачаево-Черкесской Республики и Министерству имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики о приобретении и предоставлении жилого помещения удовлетворить.
Обязать Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики в установленном законом порядке приобрести за счёт средств бюджета Карачаево-Черкесской Республики и совместно с Министерством имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики оформить в государственную собственность Карачаево-Черкесской Республики благоустроенное жилое помещение в <адрес> Урупского района Карачаево-Черкесской Республики, отвечающее санитарным и техническим нормам, площадью не ниже существующей в ст.Преградной нормы предоставления жилого помещения для последующего предоставления этого жилого помещения Гарбузовой ФИО8; 2) обязать Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики предоставить Гарбузовой ФИО9 по договору социального найма приобретённое для неё благоустроенное жилое помещение в <адрес> по договору социального найма и передать ей это помещение в бессрочное пользование.
Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики с подачей кассационной жалобы через Черкесский городской суд в течение десяти дней со дня его вынесения в окончательной форме. В окончательной форме мотивированное решение изготовлено 26 февраля 2011 года.
Судья Черкесского городского суда /подпись/ Ю.М.КоцубинКопия верна: Решение вступило в законную силу 10.03.2011 г.
Судья: