Решение
Именем Российской Федерации
17 февраля 2011 г. г. Черкесск
Черкесский городской суд, КЧР
в составе:
председательствующего судьи - Коркмазовой Л. А.
при секретаре - Элькановой Д. Б.
с участием:
истца- Азаматова А.А.,
представителя истца- старшего помощника Усть-Джегутинского межрайонного прокурора КЧР- ФИО10,
представителя ответчика Министерства образования и науки КЧР - ФИО11, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда исковое заявление Усть -Джегутинского межрайонного прокурора в интересах Азаматова А.А. к Министерству образования и науки КЧР, Министерству имущественных и земельных отношений КЧР о внеочередном предоставлении жилого помещения,
установил :
Усть-Джегутинский межрайонный прокурор обратился с иском в интересах Азаматова А.А. к Министерству образования и науки КЧР, Министерству имущественных и земельных отношений КЧР о внеочередном предоставлении жилого помещения.
ДД.ММ.ГГГГ Усть-Джегутинский межрайонный прокурор представил заявление об уточнении требований в порядке ст.39 ГПК РФ и в окончательной редакции просил:
Обязать Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики приобрести во внеочередном порядке для Азаматова ФИО13 в <адрес> за счет бюджетных средств Карачаево-Черкесской Республики благоустроенное жилое помещение в доме капитального типа, отвечающее санитарным и техническим нормам, жилой площадью не ниже норм предоставления, установленных в Усть-Джегутинском муниципальном районе
Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики на приобретенное для Азаматова ФИО13 и зарегистрированное в собственность Карачаево-Черкесской Республики жилое помещение заключить с Азаматовым ФИО13 договор социального найма без ограничения сроком и передать Азаматову ФИО13 его в постоянное пользование.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержала по доводам, изложенным в заявлении и просила их удовлетворить. При этом пояснила, что Азаматов ФИО13 приказом Министра образования и науки Карачаево-Черкесской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ поставлен на учет обеспечения жилым помещением в банк данных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. До настоящего времени Азаматову А. А. жилое помещение не предоставлено. По данным картотеки КЧР ФГУП «Ростехинвентаризация» по состоянию на декабрь 2010 года за Азаматовым А. А. жилое помещение не зарегистрировано. После окончания школы Азаматов А.А. был призван в ряды Российской Армии, отслужил и 26.06.2010 года демобилизовался. В настоящее время проживает у бабушки (бывшего опекуна) по адресу <адрес>, находится на её иждивении и своего заработка не имеет.
Истец Азаматов А.А. заявленные требования поддержал и просил их удовлетворить.
Представитель ответчика Министерства образования и науки КЧР- ФИО11 в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что Министерство образования и науки КЧР не оспаривает право истца на получение жилья во внеочередном порядке. Но при этом считает, что при удовлетворении настоящих исковых требований прокурора, о предоставлении жилья во внеочередном порядке, будут нарушены права других детей- сирот таких же, как Азаматов А.А.. которые состоят в списке, сформированном по дате рождения, и также имеют право вне очереди получить жилье. В настоящее время жилье приобретается для детей 1981 года рождения.
В судебное заседание не явились представители ответчика Министерства имущественных и земельных отношений КЧР и третьего лица Министерства Финансов КЧР, суд с учетом мнения сторон определил рассмотреть дело в их отсутствие
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО8, суду пояснила, что истец является ее внуком, сыном ее дочери, которая неоднократно находилась в местах лишения свободы и в настоящее время также находится под следствием, содержится в СИЗО, о месте нахождения отца истца ей ничего не известно. Внук с рождения проживал с ней, после окончания школы был призван в ряды Российской Армии, отслужил и ДД.ММ.ГГГГ демобилизовался. В настоящее время проживает также с ней по адресу <адрес>, находится на её иждивении и своего заработка не имеет.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему выводу.
Согласно свидетельства о рождении истец Азаматов ФИО13, ДД.ММ.ГГГГгода рождения, родители: Азаматов ФИО19 и Азаматова ФИО20.
Согласно решения Усть-Джегутинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ Азаматов ФИО19 лишен родительских прав в отношении несовершеннолетних детей - Азаматова ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Азаматова ФИО23, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Согласно решения Усть-Джегутинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ Абдуллаева ФИО20 лишена родительских прав в отношении несовершеннолетних детей - Азаматова ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и Азаматова ФИО23, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Согласно постановления Главы Государственной Администрации <адрес> КЧР от ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 была назначена опекуном над несовершеннолетними Азаматовым ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ и Азаматовым ФИО23, ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно приказа Министра образования и науки КЧР от 25 мая 2009г № 323 истец поставлен на учет для обеспечения жилым помещением.
Однако до настоящего времени жилое помещение ответчиками не предоставлено, денежные средства на данные цели истцу также не выделялись.
Согласно справки КЧР ГУП «Техинвентаризация» от 13.10.10г и сведений Управления Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР от 16.02.11г за истцом не значится жилое помещение.
Согласно воинского билета и мобилизационного предписания истец Азаматов А.А. по окончанию срока службы демобилизован с 26 октября 2010г из рядов Российской Армии.
Согласно справки Усть-Джегутинского ГМУП «Городская справка» от 30.11.2010г истец действительно проживает в <адрес>- по адресу опекуна ФИО8
Согласно справки за №/п от ДД.ММ.ГГГГ истец родился в родильном отделении МЛПУ «Усть-Джегутинская ЦРБ».
В судебном заседании установлено, что само право истца на предоставление ему жилого помещения, как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, сторонами по делу не оспаривается и ответчиком фактически признаётся. Предметом возникшего между сторонами и рассматриваемого судом спора является только лишь право истца на немедленное, независящее от какой-либо очереди и иных условий, получение жилья. Между тем, такое право истца прямо предусмотрено законом.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст.40).
Конституционный Суд Российской Федерации, в своих решениях указывал, что провозглашённые в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищённости и обеспечении нормальных условий существования (постановление от 16 декабря 1997 года № 20-П, определение от 15 февраля 2005 года № 17-0, определение от 5 марта 2009 года № 376-О-П). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества. Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (ст.25 Всеобщей декларации прав человека, ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).
К числу граждан, находящимся в тяжёлой жизненной ситуации, и не имеющим возможности преодолеть эту ситуацию самостоятельно, федеральными законами отнесены дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации вне очереди предоставляются жилые помещения по договорам социального найма.
При этом согласно ч.5 ст.57 ЖК РФ жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населённого пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В соответствии с абз.2 п.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
На территории Карачаево-Черкесской Республики с 1 января 2009 года вступил в силу Закон Карачаево-Черкесской Республики от 16 декабря 2008 года № 83-РЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике».
В соответствии со ст.1 указанного республиканского закона (в редакции Закона от 2 ноября 2009 года № 60-РЗ) на территории Карачаево-Черкесской Республики детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), гарантируется право на жилое помещение. Органы исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики принимают необходимые меры по обеспечению реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), на жилое помещение. Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), осуществляется: 1) путём закрепления и сохранения имевшегося у них жилья; 2) путём предоставления освободившихся жилых помещений; 3) путём предоставления жилых помещений по договорам социального найма не ниже норм предоставления, установленных в соответствующем муниципальном образовании.
Предоставляемое жилое помещение должно находиться в доме капитального типа, быть благоустроенным применительно к условиям данного муниципального образования и отвечать установленным санитарным и техническим требованиям.
Согласно ст.2 Закона Карачаево-Черкесской Республики «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике» право на обеспечение жилыми помещениями предоставляется по окончании пребывания детей-сирот в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах, при прекращении опеки и попечительства, а также по окончании пребывания в учреждениях профессионального образования всех типов, при условии, что за ними не были закреплены в установленном порядке жилые помещения, и они являются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК РФ, и если имеется хоть одно из следующих условий: местом выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или местом регистрации рождения является Карачаево-Черкесская Республика, либо местом его последнего проживания является Карачаево-Черкесская Республика, в случае если место его рождения находится за пределами Российской Федерации: учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых указанные лица находились на воспитании и полном государственном обеспечении, расположены на территории Карачаево-Черкесской Республики; Карачаево-Черкесская Республика является местом жительства лиц, у которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находились на воспитании под опекой или попечительством на основании решения органов опеки и попечительства Карачаево-Черкесской Республики.
Как указано в ст.3 Закона Карачаево-Черкесской Республики «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике», принятие на учёт детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) (далее - лица, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями), осуществляется органом исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики, осуществляющим полномочия в области образования (далее - уполномоченный орган исполнительной власти в области образования), на основании письменного заявления лица, имеющего право на обеспечение жилым помещением, или его законного представителя и документов, необходимых для постановки на учёт.
На основании банка данных учета лиц, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями, комиссия по вопросам предоставления жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилых помещений, утверждает список лиц, которым предоставляются жилые помещения. Формирование списка осуществляется по дате рождения лица, имеющего право на обеспечение жилым помещением.
В соответствии со ст.3.1 Закона Карачаево-Черкесской Республики «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике» жилые помещения для предоставления по договорам социального найма лицам, имеющим право на обеспечение жилыми помещениями, приобретаются уполномоченным органом исполнительной власти в области образования на основании списка, утверждённого решением комиссии по вопросам предоставления жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения.
Жилые помещения приобретаются уполномоченным органом исполнительной власти в области образования по результатам торгов, проводимых в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Приобретаемое жилое помещение подлежит оформлению в государственную собственность Карачаево-Черкесской Республики. По результатам торгов уполномоченный орган исполнительной власти в области образования заключает государственный контракт о купле-продаже жилого помещения с лицом, признанным победителем торгов.
Жилые помещения предоставляются лицам, имеющим право на обеспечение жилыми помещениями, на основании договора социального найма, заключаемого органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера в сфере управления государственной собственностью Карачаево-Черкесской Республики, и лицом, имеющим право на обеспечение жилым помещением, в течение 30 дней с момента регистрации права собственности Карачаево-Черкесской Республики в Управлении Федеральной регистрационной службы по Карачаево-Черкесской Республике.
Согласно ст.4 Закона Карачаево-Черкесской Республики «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике» финансирование расходов, связанных с оформлением приобретаемых жилых помещений в государственную собственность Карачаево-Черкесской Республики и передачей указанных помещений по договорам социального найма, осуществляется за счёт средств республиканского бюджета.
Реализуя предоставленное ст. 126 Конституции Российской Федерации и п.5 ст. 19 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года№ 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» право давать разъяснения по вопросам судебной практики, Президиум Верховного Суда Российской Федерации в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2006 года, утверждённом постановлением от 27 сентября 2006 года, указал, что социальная поддержка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения («Бюллетень Верховного Суда РФ», 2007, № 1).
Содержащееся в п. 11 ст.3 Закона Карачаево-Черкесской Республики «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике» указание на то, что формирование списка лиц, которым должны быть предоставлены жилые помещения, осуществляется по дате рождения лица, имеющего право на обеспечение жилым помещением, относится лишь к порядку (процедуре) формирования самого списка, но не никак не затрагивает вопрос об очерёдности предоставления жилых помещений лицам, находящимся в этом списке.
По общему правилу, установленному ч.1 ст.57 ЖК РФ, жильё предоставляется гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очерёдности исходя из времени принятия таких граждан на учёт. Однако из этого общего правила есть исключение, закреплённое в ч.2 ст.57 ЖК РФ, в соответствии с которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании пребывания в образовательных и иных учреждениях, по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
Часть 2 ст.57 ЖК РФ, равно как и иные нормы федерального законодательства, не ставят реализацию права граждан на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильём других очередников, от времени постановки на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и от времени включения в список.
Как следует из ст. 13 и ст. 14 ЖК РФ, к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления не относится определение порядка предоставления гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают лишь порядок ведения учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно п.4 ч.1 ст. 12 ЖК РФ определение порядка предоставления гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относится к полномочиям органов государственной власти РФ.
Внеочередное предоставление жилья подразумевает, что оно должно предоставляться без какой-либо очереди. Любое установление законодательным органом субъекта РФ очереди для лиц, имеющих право на внеочередное получение жилья, нарушает права таких лиц и противоречит требованиям федерального законодательства.(Определение Верховного Суда России от 26 декабря 2007 года № 46-Г07-33).
Как указано в Обзоре практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, или от каких-либо иных условий («Бюллетень Верховного Суда РФ», 2008 год, № 10).
Судом установлено, что Истец в несовершеннолетнем возрасте остался без родительского попечения, не имеет собственного жилья и вследствие этого находится в тяжёлом социальном положении, он родился и зарегистрирован на территории г.Черкесска КЧР.
Разрешение данного спора в судебном порядке, будет способствовать реализации тех жилищных прав, которые ему предоставлены федеральным и республиканским законодательством.
Разрешая вопрос об обязанности каждого из ответчиков по отношению к истцу суд руководствуется положениями ст.3.1 Закона Карачаево- Черкесской Республики «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике», согласно которой жилые помещения для детей-сирот приобретаются в республиканскую собственность органом исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики, осуществляющим полномочия в области образования, т.е. Минобразования КЧР, оформляются в государственную собственность Карачаево-Черкесской Республики и предоставляются лицам, имеющим право на обеспечение жилыми помещениями, на основании договора социального найма, заключаемого органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и имеющим полномочия собственника в сфере управления государственной собственностью КЧР, т.е. Министерством имущественных и земельных отношений КЧР и лицом, имеющим право на обеспечение жилым помещением. Судом, с учетом мнения истца и его представителя было отказано в удовлетворении ходатайства представителя ответчика о привлечении к участию в деле в качестве соответчика Министерство Финансов КЧР и последние были привлечены в качестве третьего лица, нет заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
При таких обстоятельствах, суд считает исковые требования Усть-Джегутинского межрайонного прокурора в интересах Азаматова А.А., подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ суд,
решил:
Исковые требования Усть-Джегутинского межрайонного прокурора Карачаево-Черкесской Республики в интересах Азаматова ФИО13 к Министерству образования и науки КЧР, Министерству имущественных и земельных отношений КЧР - удовлетворить.
Обязать Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики приобрести во внеочередном порядке для Азаматова ФИО13 в Усть-Джегутинском районе за счет бюджетных средств Карачаево-Черкесской Республики благоустроенное жилое помещении в доме капитального типа, отвечающее санитарным и техническим нормам, жилой площадью не ниже норм предоставления, установленных в Усть-Джегутинском муниципальном районе
Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики на приобретенное для Азаматова ФИО13 и зарегистрированное в собственность Карачаево-Черкесской Республики жилое помещение заключить с Азаматовым ФИО13 договор социального найма без ограничения сроком и передать Азаматову ФИО13 его в постоянное пользование.
Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный суд КЧР, через Черкесский городской суд, в течение 10 суток со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий судья- Л.А.Коркмазова.