Решение
Именем Российской Федерации
17 февраля 2011 г г. Черкесск
Черкесский городской суд, КЧР
в составе:
председательствующего судьи - Коркмазовой Л. А.
при секретаре - Элькановой Д. Б.
с участием:
истца- Мальцевой Н.В.,
представителя истца- старшего помощника Усть-Джегутинского межрайонного прокурора КЧР- Псху А. Р.,
представителя ответчика Министерства образования и науки КЧР - ФИО12, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда исковое заявление Усть-Джегутинского межрайонного прокурора в интересах Мальцевой Н.В.( Призовой Н.В.) к Министерству образования и науки КЧР, Министерству имущественных и земельных отношений КЧР о внеочередном предоставлении жилого помещения,
установил :
Усть-Джегутинский межрайонный прокурор обратился с иском в интересах Мальцевой Н.В.( Призовой Н.В.) к Министерству образования и науки КЧР, Министерству имущественных и земельных отношений КЧР о внеочередном предоставлении жилого помещения.
18.01.11 года Усть-Джегутинский межрайонный прокурор представил заявление об уточнении требований в порядке ст.39 ГПК РФ и в окончательной редакции просил:
Обязать Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики приобрести во внеочередном порядке для Мальцевой (ФИО2 в <адрес> за счет бюджетных средств Карачаево-Черкесской Республики благоустроенное жилое помещение в доме капитального типа, отвечающее санитарным и техническим нормам, жилой площадью не ниже норм предоставления, установленных в Усть-Джегутинском муниципальном районе
Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики на приобретенное для Мальцевой (ФИО2 и зарегистрированное в собственность Карачаево-Черкесской Республики жилое помещение заключить с Мальцевой (ФИО2 договор социального найма без ограничения сроком и передать Мальцевой (ФИО2 его в постоянное пользование.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержала по доводам, изложенным в заявлении и просила их удовлетворить. При этом пояснила, что Мальцева (ФИО2 приказом Министра образования и науки Карачаево-Черкесской Республики поставлена на учет для обеспечения жилым помещением в банк данных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. До настоящего времени Мальцевой Н.В. жилое помещение не предоставлено. По данным картотеки КЧР ФГУП «Ростехинвентаризация» по состоянию на 2 декабря 2010 года за Мальцевой Н.В.. жилое помещение не зарегистрировано. После окончания школы Мальцева Н.В. окончила профессиональный лицей № в г.Черкесске и в настоящее время проживет со своей семьей у дедушки в <адрес>, находится на его иждивении и своего заработка не имеет.
Истец Мальцева Н.В. заявленные требования поддержала и просила их удовлетворить. При этом пояснила, что она с рождения проживает с дедушкой. ДД.ММ.ГГГГ истец вышла замуж за Мальцева М.В., от брака имеет сына Мальцева Н.М.,ДД.ММ.ГГГГ но поскольку у мужа нет также жилья, то они все вместе проживают у деда в <адрес>, где и зарегистрированы.
Представитель ответчика Министерства образования и науки КЧР- ФИО12 в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что Министерство образования и науки КЧР не оспаривает право истца на получение жилья во внеочередном порядке. Но при этом считает, что при удовлетворении настоящих исковых требований прокурора, о предоставлении жилья во внеочередном порядке, будут нарушены права других детей- сирот таких же, как и Мальцева Н.В.. которые состоят в списке, сформированном по дате рождения, и также имеют право вне очереди получить жилье. В настоящее время жилье приобретается для детей 1981 года рождения.
В судебное заседание не явились представители ответчика Министерства имущественных и земельных отношений КЧР и третьего лица Министерства Финансов КЧР, суд с учетом мнения сторон определил рассмотреть дело в их отсутствие
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО13 суду пояснил, что истец является его внучкой, проживала с ним с рождения, находится на его иждивении и своего заработка не имеет.
В настоящее время внучка вышла замуж и со своей семьей из трех человек также проживает с ним на 32 кв.м. жилой площади.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему выводу.
Согласно свидетельства о рождении истец Призова ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, родители: ФИО3 и ФИО4.
Согласно свидетельства о смерти- отец ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения- умер ДД.ММ.ГГГГ
Согласно решения Усть-Джегутинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 лишена родительских прав в отношении несовершеннолетних детей- ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГгода рождения.
Согласно постановления Главы Государственной Администрации <адрес> КЧР от ДД.ММ.ГГГГ ФИО13 был назначен опекуном над несовершеннолетними детьми- ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГгода рождения.
Согласно свидетельства о регистрации права за ФИО13 зарегистрировано в ЕГРП право собственности на жилой дом с надворными постройками по адресу: <адрес>, площадь дома полезная 34, 2 кв.м, жилая -34, 2 кв.м.
Согласно приказа Министра образования и науки КЧР истец поставлен на учет для обеспечения жилым помещением.
Однако до настоящего времени жилое помещение ответчиками не предоставлено, денежные средства на данные цели истцу также не выделялись.
Согласно справки КЧР ГУП «Техинвентаризация» от ДД.ММ.ГГГГ и сведений Управления Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР от ДД.ММ.ГГГГ за истцом не значится жилое помещение.
Согласно диплома № <адрес>4 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 окончила ФГОУ НПО Профессиональный лицей № <адрес>.
Согласно справки Администрации Важненского сельского поселения о ДД.ММ.ГГГГ истец с ФИО10 (мужем) и ФИО11В.,2009 г.р. (сыном) действительно проживает по адресу: КЧР, <адрес>.
Согласно свидетельства о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 вступила в брак с ФИО10 и после заключения брака присвоена ей фамилия «Мальцева».
В судебном заседании установлено, что само право истца на предоставление ему жилого помещения, как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, сторонами по делу не оспаривается и ответчиком фактически признаётся. Предметом возникшего между сторонами и рассматриваемого судом спора является только лишь право истца на немедленное, независящее от какой-либо очереди и иных условий, получение жилья. Между тем, такое право истца прямо предусмотрено законом.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст.40).
Конституционный Суд Российской Федерации, в своих решениях указывал, что провозглашённые в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищённости и обеспечении нормальных условий существования (постановление от 16 декабря 1997 года № 20-П, определение от 15 февраля 2005 года № 17-0, определение от 5 марта 2009 года № 376-О-П). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества. Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (ст.25 Всеобщей декларации прав человека, ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).
К числу граждан, находящимся в тяжёлой жизненной ситуации, и не имеющим возможности преодолеть эту ситуацию самостоятельно, федеральными законами отнесены дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации вне очереди предоставляются жилые помещения по договорам социального найма.
При этом согласно ч.5 ст.57 ЖК РФ жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населённого пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В соответствии с абз.2 п.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
На территории Карачаево-Черкесской Республики с 1 января 2009 года вступил в силу Закон Карачаево-Черкесской Республики от 16 декабря 2008 года № 83-РЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике».
В соответствии со ст.1 указанного республиканского закона (в редакции Закона от 2 ноября 2009 года № 60-РЗ) на территории Карачаево-Черкесской Республики детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), гарантируется право на жилое помещение. Органы исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики принимают необходимые меры по обеспечению реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), на жилое помещение. Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), осуществляется: 1) путём закрепления и сохранения имевшегося у них жилья; 2) путём предоставления освободившихся жилых помещений; 3) путём предоставления жилых помещений по договорам социального найма не ниже норм предоставления, установленных в соответствующем муниципальном образовании.
Предоставляемое жилое помещение должно находиться в доме капитального типа, быть благоустроенным применительно к условиям данного муниципального образования и отвечать установленным санитарным и техническим требованиям.
Согласно ст.2 Закона Карачаево-Черкесской Республики «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике» право на обеспечение жилыми помещениями предоставляется по окончании пребывания детей-сирот в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах, при прекращении опеки и попечительства, а также по окончании пребывания в учреждениях профессионального образования всех типов, при условии, что за ними не были закреплены в установленном порядке жилые помещения, и они являются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК РФ, и если имеется хоть одно из следующих условий: местом выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или местом регистрации рождения является Карачаево-Черкесская Республика, либо местом его последнего проживания является Карачаево-Черкесская Республика, в случае если место его рождения находится за пределами Российской Федерации: учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых указанные лица находились на воспитании и полном государственном обеспечении, расположены на территории Карачаево-Черкесской Республики; Карачаево-Черкесская Республика является местом жительства лиц, у которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находились на воспитании под опекой или попечительством на основании решения органов опеки и попечительства Карачаево-Черкесской Республики.
Как указано в ст.3 Закона Карачаево-Черкесской Республики «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике», принятие на учёт детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) (далее - лица, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями), осуществляется органом исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики, осуществляющим полномочия в области образования (далее - уполномоченный орган исполнительной власти в области образования), на основании письменного заявления лица, имеющего право на обеспечение жилым помещением, или его законного представителя и документов, необходимых для постановки на учёт.
На основании банка данных учета лиц, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями, комиссия по вопросам предоставления жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилых помещений, утверждает список лиц, которым предоставляются жилые помещения. Формирование списка осуществляется по дате рождения лица, имеющего право на обеспечение жилым помещением.
В соответствии со ст.3.1 Закона Карачаево-Черкесской Республики «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике» жилые помещения для предоставления по договорам социального найма лицам, имеющим право на обеспечение жилыми помещениями, приобретаются уполномоченным органом исполнительной власти в области образования на основании списка, утверждённого решением комиссии по вопросам предоставления жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения.
Жилые помещения приобретаются уполномоченным органом исполнительной власти в области образования по результатам торгов, проводимых в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Приобретаемое жилое помещение подлежит оформлению в государственную собственность Карачаево-Черкесской Республики. По результатам торгов уполномоченный орган исполнительной власти в области образования заключает государственный контракт о купле-продаже жилого помещения с лицом, признанным победителем торгов.
Жилые помещения предоставляются лицам, имеющим право на обеспечение жилыми помещениями, на основании договора социального найма, заключаемого органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера в сфере управления государственной собственностью Карачаево-Черкесской Республики, и лицом, имеющим право на обеспечение жилым помещением, в течение 30 дней с момента регистрации права собственности Карачаево-Черкесской Республики в Управлении Федеральной регистрационной службы по Карачаево-Черкесской Республике.
Согласно ст.4 Закона Карачаево-Черкесской Республики «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике» финансирование расходов, связанных с оформлением приобретаемых жилых помещений в государственную собственность Карачаево-Черкесской Республики и передачей указанных помещений по договорам социального найма, осуществляется за счёт средств республиканского бюджета.
Реализуя предоставленное ст. 126 Конституции Российской Федерации и п.5 ст. 19 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года№ 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» право давать разъяснения по вопросам судебной практики, Президиум Верховного Суда Российской Федерации в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2006 года, утверждённом постановлением от 27 сентября 2006 года, указал, что социальная поддержка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения («Бюллетень Верховного Суда РФ», 2007, № 1).
Содержащееся в п. 11 ст.3 Закона Карачаево-Черкесской Республики «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике» указание на то, что формирование списка лиц, которым должны быть предоставлены жилые помещения, осуществляется по дате рождения лица, имеющего право на обеспечение жилым помещением, относится лишь к порядку (процедуре) формирования самого списка, но не никак не затрагивает вопрос об очерёдности предоставления жилых помещений лицам, находящимся в этом списке.
По общему правилу, установленному ч.1 ст.57 ЖК РФ, жильё предоставляется гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очерёдности исходя из времени принятия таких граждан на учёт. Однако из этого общего правила есть исключение, закреплённое в ч.2 ст.57 ЖК РФ, в соответствии с которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании пребывания в образовательных и иных учреждениях, по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
Часть 2 ст.57 ЖК РФ, равно как и иные нормы федерального законодательства, не ставят реализацию права граждан на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильём других очередников, от времени постановки на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и от времени включения в список.
Как следует из ст. 13 и ст. 14 ЖК РФ, к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления не относится определение порядка предоставления гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают лишь порядок ведения учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно п.4 ч.1 ст. 12 ЖК РФ определение порядка предоставления гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относится к полномочиям органов государственной власти РФ.
Внеочередное предоставление жилья подразумевает, что оно должно предоставляться без какой-либо очереди. Любое установление законодательным органом субъекта РФ очереди для лиц, имеющих право на внеочередное получение жилья, нарушает права таких лиц и противоречит требованиям федерального законодательства.(Определение Верховного Суда России от 26 декабря 2007 года № 46-Г07-33).
Как указано в Обзоре практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, или от каких-либо иных условий («Бюллетень Верховного Суда РФ», 2008 год, № 10).
Судом установлено, что Истец в несовершеннолетнем возрасте осталась без родительского попечения, не имеет собственного жилья, родилась и зарегистрирована на территории г.Черкесска КЧР, окончила в 2009г Профессиональный Лицей № 4, имеет на иждивении ребенка 2009 года рождения. Разрешение данного спора в судебном порядке, будет способствовать реализации тех жилищных прав, которые ей предоставлены федеральным и республиканским законодательством.
Разрешая вопрос об обязанности каждого из ответчиков по отношению к истцу суд руководствуется положениями ст.3.1 Закона Карачаево- Черкесской Республики «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике», согласно которой жилые помещения для детей-сирот приобретаются в республиканскую собственность органом исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики, осуществляющим полномочия в области образования, т.е. Минобразования КЧР, оформляются в государственную собственность Карачаево-Черкесской Республики и предоставляются лицам, имеющим право на обеспечение жилыми помещениями, на основании договора социального найма, заключаемого органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и имеющим полномочия собственника в сфере управления государственной собственностью КЧР, т.е. Министерством имущественных и земельных отношений КЧР и лицом, имеющим право на обеспечение жилым помещением. Судом, с учетом мнения истца и ее представителя было отказано в удовлетворении ходатайства представителя ответчика о привлечении к участию в деле в качестве соответчика Министерство Финансов КЧР и последние были привлечены в качестве третьего лица, нет заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
При таких обстоятельствах, суд считает исковые требования Усть-Джегутинского межрайонного прокурора в интересах Мальцевой (ФИО2 подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ суд,
решил:
Исковые требования Усть-Джегутинского межрайонного прокурора Карачаево-Черкесской Республики в интересах Мальцевой ФИО2 к Министерству образования и науки КЧР, Министерству имущественных и земельных отношений КЧР- удовлетворить.
Обязать Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики приобрести во внеочередном порядке для Мальцевой (ФИО2 в Усть-Джегутинском районе за счет бюджетных средств Карачаево-Черкесской Республики благоустроенное жилое помещение в доме капитального типа, отвечающее санитарным и техническим нормам, жилой площадью не ниже норм предоставления, установленных в Усть-Джегутинском муниципальном районе
Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики на приобретенное для Мальцевой (ФИО2 и зарегистрированное в собственность Карачаево-Черкесской Республики жилое помещение заключить с Мальцевой ФИО2 договор социального найма без ограничения сроком и передать Мальцевой (ФИО2 его в постоянное пользование.
Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный суд КЧР, через Черкесский городской суд, в течение 10 суток со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий судья- Л.А.Коркмазова.
Решение в окончательной форме
изготовлено 11 марта 2011г