Решение от 14 марта 2011 года по делу № 2-388/2011



Решение

Именем Российской Федерации

14 марта 2011 года <адрес>, КЧР

Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской республики,

в составе:

председательствующего судьи - Яичниковой А.В.,

при секретаре - Каламойцевой Л.А.,

с участием:

представителя истца Адыге-Хабльского межрайонного прокурора - ФИО3,

Яковлевой Н.А.,

представителя ответчика Министерства образования и науки КЧР - ФИО5, действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Адыге-Хабльского межрайонного прокурора к Министерству образования и науки КЧР в интересах Яковлевой Н.А. и Министерству земельных и имущественных отношений КЧР о внеочередном предоставлении жилого помещения Яковлевой Н.А.,

установил:

Адыге-Хабльский межрайонный прокурор обратился в Черкесский городской суд с исковым заявлением к Министерству образования и науки КЧР о внеочередном предоставлении жилого помещения Яковлевой Н.А. Свои исковые требования обосновал тем, что договором о передаче детей на воспитание в приёмную семью № от ДД.ММ.ГГГГ Яковлева Н.А. передана на воспитание в приёмную семью ФИО4 и в настоящее время проживает по адресу: КЧР, <адрес>, х. Дубянск, <адрес>. Яковлева Н.А. обучалась в лицее с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и окончила полный курс обучения. Яковлева Н.А. приказом Министра образования и науки КЧР поставлена на учет для обеспечения жилым помещением в банк данных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение единовременных средств бюджета для приобретения жилья. До настоящего времени Яковлевой Н.А. жилое помещение ответчиками не предоставлено, денежные средства на данные цели истцу также не выделялись. По данным картотеки КЧ РГУП «Техинвентаризация» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ за Яковлевой Н.А. не зарегистрировано жилое помещение.

ДД.ММ.ГГГГ Адыге-Хабльский межрайонный прокурор представил заявление об уточнении требований в порядке ст.39 ГПК РФ, и в окончательной редакции просил:

Обязать Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики приобрести во внеочередном порядке для Яковлевой ФИО8 в Адыге-Хабльском муниципальном районе за счет бюджетных средств Карачаево-Черкесской Республики благоустроенное жилое помещении в доме капитального типа, отвечающее санитарным и техническим нормам, жилой площадью не ниже установленных норм предоставления, установленных в Адыге-Хабльском муниципальном районе.

Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики на приобретенное для Яковлевой ФИО8 и зарегистрированное в собственность Карачаево-Черкесской Республики жилое помещение заключить с Яковлевой ФИО8 договор социального найма без ограничения сроком и передать Яковлевой ФИО8 его в постоянное пользование.

В судебном заседании Адыге-Хабльский межрайонный прокурор исковые требования поддержала по доводам, изложенным в заявлении и просила их удовлетворить. Кроме того, пояснила, что Яковлева Н.А. постановлена на учет для обеспечения жилым помещением из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Своего жилого помещения у Яковлевой Н.А. не имеется. Жилье Яковлевой Н.А. должно быть предоставлено независимо от наличия очереди.

Истец Яковлева Н.А. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие.

Представитель ответчика Министерства образования и науки КЧР ФИО5 в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что Министерство образования и науки КЧР не оспаривает право Яковлевой Н.А. на получение жилья во внеочередном порядке. Но при этом считает, что при удовлетворении исковых требований Яковлевой Н.А. о предоставлении жилья во внеочередном порядке, будут нарушены права других детей сирот таких же, как Яковлева Н.А., которые состоят в списке, сформированном по дате рождения, и также имеют право вне очереди получить жилье. В настоящее время жилье приобретается для детей ДД.ММ.ГГГГ, а Яковлева Н.А., ДД.ММ.ГГГГ.

В судебное заседание не явился представитель ответчика Министерства имущественных и земельных отношений КЧР ФИО6, согласно телефонограмме просил рассмотреть дело в его отсутствие.

В судебное заседание не явился представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства финансов КЧР, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не просивший рассмотреть дело в его отсутствие и не просивший отложить судебное заседание.

С учетом мнения сторон суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика - Министерства имущественных и земельных отношений КЧР и представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерства финансов КЧР.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему выводу.

В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что договором о передаче детей на воспитание в приёмную семью № от ДД.ММ.ГГГГ Яковлева Н.А. передана на воспитание в приёмную семью ФИО4 и в настоящее время проживает по адресу: КЧР, <адрес>, х. Дубянск, <адрес>.

Яковлева Н.А. обучалась в лицее с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и окончила полный курс обучения.

Яковлева Н.А. приказом Министра образования и науки КЧР поставлена на учет для обеспечения жилым помещением в банк данных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение единовременных средств бюджета для приобретения жилья.

До настоящего времени Яковлевой Н.А. жилое помещение ответчиками не предоставлено, денежные средства на данные цели истцу также не выделялись.

Согласно справок КЧР ГУП «Техинвентаризация» и уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республике за Яковлевой Н.А. не значится жилое помещение.

В судебном заседании установлено, что само право истца на предоставление ему жилого помещения, как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, сторонами по делу не оспаривается и ответчиком фактически признаётся. Предметом возникшего между сторонами и рассматриваемого судом спора является только лишь право истца на немедленное, независящее от какой-либо очереди и иных условий, получение жилья. Между тем, такое право истца прямо предусмотрено законом.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст.40).

Конституционный Суд Российской Федерации, в своих решениях указывал, что провозглашённые в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищённости и обеспечении нормальных условий существования (постановление от ДД.ММ.ГГГГ №-П, определение от ДД.ММ.ГГГГ №, определение от ДД.ММ.ГГГГ №-О-П). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества. Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (ст.25 Всеобщей декларации прав человека, ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).

К числу граждан, находящимся в тяжёлой жизненной ситуации, и не имеющим возможности преодолеть эту ситуацию самостоятельно, федеральными законами отнесены дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства) вне очереди предоставляются жилые помещения по договорам социального найма. При этом согласно ч. 5 ст. 57 ЖК РФ жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населённого пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

На территории Карачаево-Черкесской Республики с ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Закон Карачаево-Черкесской Республики от ДД.ММ.ГГГГ №-РЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике».

В соответствии со ст.1 указанного республиканского закона (в редакции Закона от ДД.ММ.ГГГГ №-РЗ) на территории Карачаево-Черкесской Республики детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), гарантируется право на жилое помещение. Органы исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики принимают необходимые меры по обеспечению реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), на жилое помещение. Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), осуществляется: 1) путём закрепления и сохранения имевшегося у них жилья; 2) путём предоставления освободившихся жилых помещений; 3) путём предоставления жилых помещений по договорам социального найма не ниже норм предоставления, установленных в соответствующем муниципальном образовании. Предоставляемое жилое помещение должно находиться в доме капитального типа, быть благоустроенным применительно к условиям данного муниципального образования и отвечать установленным санитарным и техническим требованиям.

Согласно ст. 2 Закона Карачаево-Черкесской Республики «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике» право на обеспечение жилыми помещениями предоставляется по окончании пребывания детей-сирот в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах, при прекращении опеки и попечительства, а также по окончании пребывания в учреждениях профессионального образования всех типов, при условии, что за ними не были закреплены в установленном порядке жилые помещения и они являются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК РФ, и если имеется хоть одно из следующих условий: местом выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или местом регистрации рождения является Карачаево-Черкесская Республика, либо местом его последнего проживания является Карачаево-Черкесская Республика, в случае если место его рождения находится за пределами Российской Федерации: учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых указанные лица находились на воспитании и полном государственном обеспечении, расположены на территории Карачаево-Черкесской Республики; Карачаево-Черкесская Республика является местом жительства лиц, у которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находились на воспитании под опекой или попечительством на основании решения органов опеки и попечительства Карачаево-Черкесской Республики.

Как указано в ст. 3 Закона Карачаево-Черкесской Республики «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике», принятие на учёт детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) (далее - лица, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями), осуществляется органом исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики, осуществляющим полномочия в области образования (далее - уполномоченный орган исполнительной власти в области образования), на основании письменного заявления лица, имеющего право на обеспечение жилым помещением, или его законного представителя и документов, необходимых для постановки на учёт. На основании банка данных учета лиц, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями, комиссия по вопросам предоставления жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилых помещений, утверждает список лиц, которым предоставляются жилые помещения. Формирование списка осуществляется по дате рождения лица, имеющего право на обеспечение жилым помещением.

В соответствии со ст. 3.1 Закона Карачаево-Черкесской Республики «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике» жилые помещения для предоставления по договорам социального найма лицам, имеющим право на обеспечение жилыми помещениями, приобретаются уполномоченным органом исполнительной власти в области образования на основании списка, утверждённого решением комиссии по вопросам предоставления жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. Жилые помещения приобретаются уполномоченным органом исполнительной власти в области образования по результатам торгов, проводимых в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Приобретаемое жилое помещение подлежит оформлению в государственную собственность Карачаево-Черкесской Республики. По результатам торгов уполномоченный орган исполнительной власти в области образования заключает государственный контракт о купле-продаже жилого помещения с лицом, признанным победителем торгов. Жилые помещения предоставляются лицам, имеющим право на обеспечение жилыми помещениями, на основании договора социального найма, заключаемого органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера в сфере управления государственной собственностью Карачаево-Черкесской Республики, и лицом, имеющим право на обеспечение жилым помещением, в течение 30 дней с момента регистрации права собственности Карачаево-Черкесской Республики в Управлении Федеральной регистрационной службы по Карачаево-Черкесской Республике.

Согласно ст. 4 Закона Карачаево-Черкесской Республики «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике» финансирование расходов, связанных с оформлением приобретаемых жилых помещений в государственную собственность Карачаево-Черкесской Республики и передачей указанных помещений по договорам социального найма, осуществляется за счёт средств республиканского бюджета.

Реализуя предоставленное ст. 126 Конституции Российской Федерации и п.5 ст. 19 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» право давать разъяснения по вопросам судебной практики, Президиум Верховного Суда Российской Федерации в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2006 года, утверждённом постановлением от ДД.ММ.ГГГГ, указал, что социальная поддержка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения («Бюллетень Верховного Суда РФ», 2007, №).

Содержащееся в п. 11 ст. 3 Закона Карачаево-Черкесской Республики «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике» указание на то, что формирование списка лиц, которым должны быть предоставлены жилые помещения, осуществляется по дате рождения лица, имеющего право на обеспечение жилым помещением, относится лишь к порядку (процедуре) формирования самого списка, но не никак не затрагивает вопрос об очерёдности предоставления жилых помещений лицам, находящимся в этом списке.

По общему правилу, установленному ч. 1 ст. 57 ЖК РФ, жильё предоставляется гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очерёдности исходя из времени принятия таких граждан на учёт. Однако из этого общего правила есть исключение, закреплённое в ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, в соответствии с которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании пребывания в образовательных и иных учреждениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

Часть 2 ст. 57 ЖК РФ, равно как и иные нормы федерального законодательства, не ставят реализацию права граждан на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильём других очередников, от времени постановки на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и от времени включения в список.

Как следует из ст. 13 и ст. 14 ЖК РФ, к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления не относится определение порядка предоставления гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают лишь порядок ведения учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях. Согласно п. 4 ч. 1 ст. 12 ЖК РФ определение порядка предоставления гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относится к полномочиям органов государственной власти РФ.

Внеочередное предоставление жилья подразумевает, что оно должно предоставляться без какой-либо очереди. Любое установление законодательным органом субъекта РФ очереди для лиц, имеющих право на внеочередное получение жилья, нарушает права таких лиц и противоречит требованиям федерального законодательства (Определение Верховного Суда России от ДД.ММ.ГГГГ №-Г07-33).

Как указано в Обзоре практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, или от каких-либо иных условий («Бюллетень Верховного Суда РФ», 2008 год, №).

Яковлева Н.А. в несовершеннолетнем возрасте остался без родительского попечения, не имеет собственного жилья и вследствие этого находится в тяжёлом социальном положении, она родилась в <адрес>, передана на воспитание в приёмную семью в <адрес>, в настоящее время проживает в <адрес>, в настоящее время желает проживать на территории Адыге-Хабльского муниципального района. Разрешение данного спора в судебном порядке, будет способствовать реализации тех жилищных прав, которые ему предоставлены федеральным и республиканским законодательством.

Разрешая вопрос об обязанности каждого из ответчиков по отношению к Яковлевой Н.А., суд руководствуется положениями ст.3.1 Закона Карачаево- Черкесской Республики «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике», согласно которой жилые помещения для детей-сирот приобретаются в республиканскую собственность органом исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики, осуществляющим полномочия в области образования, т.е. Минобразования КЧР, оформляются в государственную собственность Карачаево-Черкесской Республики и предоставляются лицам, имеющим право на обеспечение жилыми помещениями, на основании договора социального найма, заключаемого органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и имеющим полномочия собственника в сфере управления государственной собственностью КЧР, т.е. Министерством имущественных и земельных отношений КЧР и лицом, имеющим право на обеспечение жилым помещением.

При таких обстоятельствах исковые требования Прокурора КЧР в интересах Яковлевой Н.А. подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ суд,

решил:

Исковые требования Адыге-Хабльского межрайонного прокурора в интересах Яковлевой ФИО8 к Министерству образования и науки, Министерству имущественных и земельных отношений КЧР о внеочередном предоставлении жилого помещения Яковлевой Н.А. - удовлетворить.

Обязать Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики приобрести во внеочередном порядке для Яковлевой ФИО8 в Адыге-Хабльском муниципальном районе за счет бюджетных средств Карачаево-Черкесской Республики благоустроенное жилое помещении в доме капитального типа, отвечающее санитарным и техническим нормам, жилой площадью не ниже установленных норм предоставления, установленных в Адыге-Хабльском муниципальном районе.

Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики на приобретенное для Яковлевой ФИО8 и зарегистрированное в собственность Карачаево-Черкесской Республики жилое помещение заключить с Яковлевой ФИО8 договор социального найма без ограничения сроком и передать Яковлевой ФИО8 его в постоянное пользование.

Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный суд КЧР через Черкесский городской суд в течение 10 суток со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья Черкесского городского суда А.В. Яичникова

Решение в окончательной форме

изготовлено ДД.ММ.ГГГГ в 17 часов 00 минут