Решение от 17 февраля 2011 г. по делу 2-125/2011



Решение

Именем Российской Федерации

17 февраля 2011 г. г. Черкесск

Черкесский городской суд, КЧР

в составе:

председательствующего судьи - Коркмазовой Л. А.

при секретаре - Элькановой Д. Б.

с участием:

истца- Синчук Е. Н.,

представителя истца- Токарева Г.А., действующего в порядке ст.53 п.6 ГПК РФ,

представителя ответчика Министерства образования и науки - Узденовой З. Ш., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда исковое заявление Синчук Е. Н. к Министерству образования и науки КЧР, Министерству имущественных и земельных отношений КЧР о внеочередном предоставлении жилого помещения,

установил:

Синчук Е.Н. обратилась в Черкесский городской суд с исковым заявлением к Министерству образования и науки КЧР о внеочередном предоставлении жилого помещения. Свои исковые требования обосновала тем, что с трехлетнего возраста является круглой сиротой. Мама, ФИО2, умерла от онкологического заболевания ДД.ММ.ГГГГ. Отец, ФИО4, накануне смерти матери оставил их. Розыск его органами МВД по КЧР не дал результата.

Решением Черкесского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, признан безвестно отсутствующим ФИО4.

Решением Исполнительного комитета Ленинского Совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ ее юридическим опекуном назначена бабушка ФИО3.

Постановлением Главы города Черкесска КЧР № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 назначена опекуном над внучкой Синчук ФИО1. Она проживая и воспитываясь у бабушки ФИО3 <данные изъяты> окончила <данные изъяты> В настоящее время обучается в аспирантуре <данные изъяты>. Состоит на очереди на получение жилого помещения.

В соответствии с ч.1 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч.2 ст. 57 ЖК РФ случаев. В силу п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях и иных учреждениях, в том числе социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы жилые помещения предоставляются по договорам социального найма вне очереди. Она окончила учебные заведения, однако до настоящего времени ей жилое помещение ответчиками не предоставлено, денежные средства на данные цели истцу также не выделялись. За ней, а также ее родителями ни зарегистрировано ни какого жилого помещения.

29 ноября 2010 года истец Синчук Е.Н. представила заявление об уточнении требований в порядке ст.39 ГПК РФ и в окончательной редакции просила:

Обязать Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики приобрести во внеочередном порядке для Синчук ФИО1 в городе <адрес> за счет бюджетных средств Карачаево-Черкесской Республики благоустроенное жилое помещение в доме капитального типа, отвечающее санитарным и техническим нормам, жилой площадью не ниже норм предоставления, установленных в муниципальном образовании г<адрес>.

Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики на приобретенное для Синчук ФИО1 и зарегистрированное в собственность Карачаево-Черкесской Республики жилое помещение заключить с Синчук ФИО1 договор социального найма без ограничения сроком и передать Синчук ФИО1 его в постоянное пользование.

В судебном заседании истец и представитель истца, исковые требования поддержали по доводам, изложенным в заявлении, в письменных объяснениях и просили их удовлетворить.

Представитель ответчика Министерства образования и науки КЧР Узденова З.Ш. в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что Министерство образования и науки КЧР не оспаривает право истца на получение жилья во внеочередном порядке. Но при этом считает, что при удовлетворении исковых требований Синчук Е.Н., о предоставлении жилья во внеочередном порядке, будут нарушены права других детей сирот, которые состоят в списке, сформированном по дате рождения и также имеют право вне очереди получить жилье. Также представитель ответчика считает, что жилье истице в соответствии с ФЗ № 59 может быть предоставлено, только после окончания обучения. Просит отказать в удовлетворении требований, в связи с тем, что истец продолжает обучаться в аспирантуре по очной форме обучения.

В судебное заседание не явились представители ответчика Министерства имущественных и земельных отношений КЧР и третьего лица Министерства Финансов КЧР, суд с учетом мнения сторон определил рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему выводу.

Согласно свидетельства о рождении истец Синчук ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, родители: ФИО4 и ФИО2.

Согласно свидетельства о смерти от ДД.ММ.ГГГГ мать ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ

Согласно решения Черкесского горсуда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 признан безвестно отсутствующим.

Согласно постановления Главы Администрации г.Черкесска от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО3 назначена опекуном над несовершеннолетней Синчук ФИО1

Согласно приказа Министра образования и науки КЧР № 391 от 21.08.08г истица поставлена на учет для обеспечения жилым помещением.

Однако до настоящего времени жилое помещение ответчиками не предоставлено, денежные средства на данные цели истице также не выделялись.

Согласно сведений КЧР ГУП «Техническая инвентаризация» № от ДД.ММ.ГГГГ и Управления Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР от ДД.ММ.ГГГГ за истицей Синчук Е.Н. и ее родителями ФИО4 и ФИО2 не значится жилое помещение.

Согласно дипломов № и № Синчук Е.Н. окончила <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ

Согласно справки от ДД.ММ.ГГГГ истица Синчук Е.Н. обучается по очной форме на <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ

В судебном заседании установлено, что само право истицы на предоставление ей жилого помещения, как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, сторонами по делу не оспаривается и ответчиком фактически признаётся. Предметом возникшего между сторонами и рассматриваемого судом спора является только лишь право истца на немедленное, независящее от какой-либо очереди и иных условий, получение жилья, а также право на получение жилья в период продолжения обучения по очной форме в аспирантуре. Между тем, такое право истца прямо предусмотрено законом.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст.40).

Конституционный Суд Российской Федерации, в своих решениях указывал, что провозглашённые в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищённости и обеспечении нормальных условий существования (постановление от 16 декабря 1997 года № 20-П, определение от 15 февраля 2005 года № 17-0, определение от 5 марта 2009 года № 376-О-П). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества. Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (ст.25 Всеобщей декларации прав человека, ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).

К числу граждан, находящимся в тяжёлой жизненной ситуации, и не имеющим возможности преодолеть эту ситуацию самостоятельно, федеральными законами отнесены дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации вне очереди предоставляются жилые помещения по договорам социального найма.

При этом согласно ч.5 ст.57 ЖК РФ жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населённого пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В соответствии с абз.2 п.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

На территории Карачаево-Черкесской Республики с 1 января 2009 года вступил в силу Закон Карачаево-Черкесской Республики от 16 декабря 2008 года № 83-РЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике».

В соответствии со ст.1 указанного республиканского закона (в редакции Закона от 2 ноября 2009 года № 60-РЗ) на территории Карачаево-Черкесской Республики детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), гарантируется право на жилое помещение. Органы исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики принимают необходимые меры по обеспечению реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), на жилое помещение. Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), осуществляется: 1) путём закрепления и сохранения имевшегося у них жилья; 2) путём предоставления освободившихся жилых помещений; 3) путём предоставления жилых помещений по договорам социального найма не ниже норм предоставления, установленных в соответствующем муниципальном образовании.

Предоставляемое жилое помещение должно находиться в доме капитального типа, быть благоустроенным применительно к условиям данного муниципального образования и отвечать установленным санитарным и техническим требованиям.

Согласно ст.2 Закона Карачаево-Черкесской Республики «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике» право на обеспечение жилыми помещениями предоставляется по окончании пребывания детей-сирот в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах, при прекращении опеки и попечительства, а также по окончании пребывания в учреждениях профессионального образования всех типов, при условии, что за ними не были закреплены в установленном порядке жилые помещения, и они являются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК РФ, и если имеется хоть одно из следующих условий: местом выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или местом регистрации рождения является Карачаево-Черкесская Республика, либо местом его последнего проживания является Карачаево-Черкесская Республика, в случае если место его рождения находится за пределами Российской Федерации: учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых указанные лица находились на воспитании и полном государственном обеспечении, расположены на территории Карачаево-Черкесской Республики; Карачаево-Черкесская Республика является местом жительства лиц, у которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находились на воспитании под опекой или попечительством на основании решения органов опеки и попечительства Карачаево-Черкесской Республики.

Как указано в ст.3 Закона Карачаево-Черкесской Республики «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике», принятие на учёт детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) (далее - лица, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями), осуществляется органом исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики, осуществляющим полномочия в области образования (далее - уполномоченный орган исполнительной власти в области образования), на основании письменного заявления лица, имеющего право на обеспечение жилым помещением, или его законного представителя и документов, необходимых для постановки на учёт.

На основании банка данных учета лиц, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями, комиссия по вопросам предоставления жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилых помещений, утверждает список лиц, которым предоставляются жилые помещения. Формирование списка осуществляется по дате рождения лица, имеющего право на обеспечение жилым помещением.

В соответствии со ст.3.1 Закона Карачаево-Черкесской Республики «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике» жилые помещения для предоставления по договорам социального найма лицам, имеющим право на обеспечение жилыми помещениями, приобретаются уполномоченным органом исполнительной власти в области образования на основании списка, утверждённого решением комиссии по вопросам предоставления жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения.

Жилые помещения приобретаются уполномоченным органом исполнительной власти в области образования по результатам торгов, проводимых в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Приобретаемое жилое помещение подлежит оформлению в государственную собственность Карачаево-Черкесской Республики. По результатам торгов уполномоченный орган исполнительной власти в области образования заключает государственный контракт о купле-продаже жилого помещения с лицом, признанным победителем торгов.

Жилые помещения предоставляются лицам, имеющим право на обеспечение жилыми помещениями, на основании договора социального найма, заключаемого органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера в сфере управления государственной собственностью Карачаево-Черкесской Республики, и лицом, имеющим право на обеспечение жилым помещением, в течение 30 дней с момента регистрации права собственности Карачаево-Черкесской Республики в Управлении Федеральной регистрационной службы по Карачаево-Черкесской Республике.

Согласно ст.4 Закона Карачаево-Черкесской Республики «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике» финансирование расходов, связанных с оформлением приобретаемых жилых помещений в государственную собственность Карачаево-Черкесской Республики и передачей указанных помещений по договорам социального найма, осуществляется за счёт средств республиканского бюджета.

Реализуя предоставленное ст. 126 Конституции Российской Федерации и п.5 ст. 19 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года№ 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» право давать разъяснения по вопросам судебной практики, Президиум Верховного Суда Российской Федерации в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2006 года, утверждённом постановлением от 27 сентября 2006 года, указал, что социальная поддержка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения («Бюллетень Верховного Суда РФ», 2007, № 1).

Содержащееся в п. 11 ст.3 Закона Карачаево-Черкесской Республики «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике» указание на то, что формирование списка лиц, которым должны быть предоставлены жилые помещения, осуществляется по дате рождения лица, имеющего право на обеспечение жилым помещением, относится лишь к порядку (процедуре) формирования самого списка, но не никак не затрагивает вопрос об очерёдности предоставления жилых помещений лицам, находящимся в этом списке.

По общему правилу, установленному ч.1 ст.57 ЖК РФ, жильё предоставляется гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очерёдности исходя из времени принятия таких граждан на учёт. Однако из этого общего правила есть исключение, закреплённое в ч.2 ст.57 ЖК РФ, в соответствии с которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании пребывания в образовательных и иных учреждениях, по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

Часть 2 ст.57 ЖК РФ, равно как и иные нормы федерального законодательства, не ставят реализацию права граждан на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильём других очередников, от времени постановки на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и от времени включения в список.

Как следует из ст. 13 и ст. 14 ЖК РФ, к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления не относится определение порядка предоставления гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают лишь порядок ведения учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно п.4 ч.1 ст. 12 ЖК РФ определение порядка предоставления гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относится к полномочиям органов государственной власти РФ.

Внеочередное предоставление жилья подразумевает, что оно должно предоставляться без какой-либо очереди. Любое установление законодательным органом субъекта РФ очереди для лиц, имеющих право на внеочередное получение жилья, нарушает права таких лиц и противоречит требованиям федерального законодательства.(Определение Верховного Суда России от 26 декабря 2007 года № 46-Г07-33).

Как указано в Обзоре практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, или от каких-либо иных условий («Бюллетень Верховного Суда РФ», 2008 год, № 10).

Судом установлено, что Истец в несовершеннолетнем возрасте осталась без родительского попечения, не имеет собственного жилья, окончила <данные изъяты> и продолжает обучаться по очной форме на <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ Представитель ответчика считает, что факт продолжения истцом обучения по очной форме обучения в аспирантуре является основанием для отказе в иске о предоставлении жилья во внеочередном порядке. Суд считает указанные возражения ответчика не мотивированными, не состоятельными и не соответствующими действующему законодательству.

Так действующим законодательством о защите прав детей- сирот предусмотрено, что «детям -сиротам жилое помещение предоставляется после окончания обучения в государственных и муниципальных учебных заведениях начального, среднего и высшего профессионального образования». Законодателем в нем об аспирантуре вовсе не упоминается. И это обоснованно, поскольку аспирантура- это особая, инициативная, индивидуально поощряемая форма послевузовского образования, зависящая от индивидуальных талантов и способностей, поощрение персонально достигнутых успехов в предшествующей учебе и работе. Она не может быть доступна всем желающим, не отвечающим определенным требованиям и условиям. Поэтому, как массовая, обязательная абсолютно для всех юридическая норма, законодателем не предусмотрена ни в одном законе о социальной помощи и защите прав детей-сирот.

При таких обстоятельствах, суд считает состоятельными доводы истца и ее представителя о том, что обучение Синчук Е.Н. в аспирантуре не может являться препятствием для реализации ее право на получение жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Разрешая вопрос об обязанности каждого из ответчиков по отношению к истцу, суд руководствуется положениями ст.3.1 Закона Карачаево- Черкесской Республики «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике», согласно которой жилые помещения для детей-сирот приобретаются в республиканскую собственность органом исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики, осуществляющим полномочия в области образования, т.е. Министерством образования КЧР, оформляются в государственную собственность Карачаево-Черкесской Республики и предоставляются лицам, имеющим право на обеспечение жилыми помещениями, на основании договора социального найма, заключаемого органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и имеющим полномочия собственника в сфере управления государственной собственностью КЧР, т.е.Министерством имущественных и земельных отношений КЧР и лицом, имеющим право на обеспечение жилым помещением.

Судом, с учетом мнения истца и ее представителя было отказано в удовлетворении ходатайства представителя ответчика о привлечении к участию в деле в качестве соответчика Министерство Финансов КЧР и последние были привлечены к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

При таких обстоятельствах, суд считает исковые требования Синчук Е.Н. Министерству образования и науки, Министерству имущественных и земельных отношений КЧР подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ суд,

решил:

Исковые требования Синчук Е.Н. Министерству образования и науки, Министерству имущественных и земельных отношений КЧР- удовлетворить.

Обязать Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики приобрести во внеочередном порядке для Синчук ФИО1 в городе <адрес> за счет бюджетных средств Карачаево-Черкесской Республики благоустроенное жилое помещение в доме капитального типа, отвечающее санитарным и техническим нормам, жилой площадью не ниже норм предоставления, установленных в муниципальном образовании <адрес>.

Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики на приобретенное для Синчук ФИО1 и зарегистрированное в собственность Карачаево-Черкесской Республики жилое помещение заключить с Синчук ФИО1 договор социального найма без ограничения сроком и передать Синчук ФИО1 его в постоянное пользование.

Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный суд КЧР, через Черкесский городской суд, в течение 10 суток со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий судья- Л.А.Коркмазова.