Решение от 21 февраля 2011 года по делу № 2-546/2011



РЕШЕНИЕ

город Черкесск 21 февраля 2011 года

Именем Российской Федерации

Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики

в составе председательствующего судьи Коцубина Ю.М.,

при секретаре судебного заседания Пшиазовой Е.О., с участием:

представителей заявителя (Батчаевой Д.И.) - Батчаевой Х.Х.-М.

и Айбазовой Ш.З., представителя Правительства Карачаево-Черкесской

Республики - Макаровой А.В., представителя Министерства труда и

социального развития Карачаево-Черкесской Республики - Хачукова М.Ю.,

представителяМинистерства финансов России - Байкулова А.Х.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское

дело № 2-546/11 по заявлению Батчаевой ФИО12

об оспаривании решения республиканской комиссии по реализации

полномочий Российской Федерации по обеспечению жильём некоторых

категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий,

установил:

Батчаева Д.И. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения республиканской комиссии по реализации полномочий Российской Федерации по обеспечению жильём некоторых категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (далее - «республиканская комиссия»). В своём заявлении Батчаева Д.И. указала, что решением республиканской комиссии ей было отказано во внесении в проект постановления Правительства КЧР о выделении субсидии на приобретение жилого помещения в собственность. Отказ подписан Министром труда и социального развития КЧР - председателем вышеуказанной комиссии и мотивирован тем, что она проживает в доме дочери, общая площадь которого 199,7 кв.м, согласно выписке из похозяйственной книги, выданной Кумышским сельским поселением 5 октября 2010 года, в доме зарегистрировано 4 человека, кроме того, представлены справки Кумышского сельского поселения о фактическом проживании в доме ещё 8 человек, которые зарегистрированы по разным адресам, а также то, что указанный дом она продала дочери в собственность 15 декабря 2009 года, а признали её нуждающейся в улучшении жилищных условий 29 декабря 2009 года, в связи с чем комиссия пришла к выводу, что она намеренно ухудшила жилищные условия с целью постановки на учёт. Данный отказ она считает незаконным по следующим основаниям. Она является членом семьи умершего участника Великой Отечественной войны. В соответствии с п.4 ст.21 Федерального закона «О ветеранах» члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставших на учёт после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильём в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Она встала на учёт в администрации Кумышского сельского поселения Карачаевского района как нуждающаяся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 года, а именно - в 2009 году. В своём отказе комиссия рекомендует администрации Кумышского сельского поселения снять её с учёта нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставить на учёт по истечении 5 лет согласно ст.53 Жилищного кодекса. В своём отказе комиссия не ссылается ни на один нормативно-правовой акт. Видимо в данном случае комиссия имеет в виду ст.53 Жилищного кодекса РФ, согласно которой граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Ей 81 год, и никаких намеренных действий, направленных на приобретение права состоять на учёте в качестве нуждающегося в жилых помещениях, она не совершала. Более того, она физически не в состоянии совершать такие действия. Она не могла содержать дом, поэтому вынуждена была его продать своей дочери, оставаясь проживать в нём. Все зарегистрированные и проживающие в этом доме - это её сыновья, и они являются членами её семьи, другие члены семьи - это внук, жена внука и их двое детей - её правнуки, которые не зарегистрированы, но фактически постоянно проживают в этом доме. Также проживают вместе с ней внучка, двое её детей и правнук. Все эти сведения прослеживаются из представленных документов: копии домовой книги, из которой следует, что её сыновья и ранее проживали и были зарегистрированы в её доме, справок, выданных Администрацией Кумышского сельского поселения, из которых следует, что её правнуки (дети внука), жена внука, а также внучка, её дети и правнучка также проживают с ней в указанном доме. При необходимости она могла бы представить в комиссию и дополнительные документы, подтверждающие данные обстоятельства. Но комиссия, не выяснив все обстоятельства, решила лишить вдову ветерана ВОВ всех прав по улучшению своих жилищных условий, предоставленных федеральным законом. В представленных ею документах достаточно сведений о состоянии её жилья, о её нуждаемости, но это не приняли во внимание и не учли. Таким образом, комиссия, решение которой обжалуется, необоснованно пришла к выводу о необходимости снятия её с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий. Заявитель просила суд: 1) признать незаконными действия республиканской комиссии, выразившиеся в отказе во внесении её в проект постановления Правительства КЧР о выделении субсидии на приобретение жилого помещения в собственность; 2) обязать республиканскую комиссию устранить в полном объёме допущенное препятствие к осуществлению её прав, а именно - внести её в проект постановления Правительства КЧР о выделении субсидии на приобретение жилого помещения в собственность.

Правительство Карачаево-Черкесской Республики, привлечённое к участию в деле в качестве органа, чьё решение оспорено, представило в суд письменные возражения на заявление, в которых указало, что постановлением Правительства КЧР от 29 сентября 2006 года № 362 была создана республиканская комиссии по реализации полномочий РФ по обеспечению жильём некоторых категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утверждён её состав и положение. В соответствии с п.3 указанного постановления комиссия имеет право осуществлять проверку правомерности постановки на учёт для обеспечения жильём граждан, внесённых в республиканский реестр получателей субсидии. В случае выявления комиссией нарушений Жилищного кодекса РФ по вопросам постановки на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, комиссия вносит в орган местного самоуправления по месту жительства ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, мотивированное предложение о снятии с учёта. В соответствии с п.4 постановления Правительства КЧР от ДД.ММ.ГГГГ № «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильём ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов», уполномоченным органом исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильём ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, является Министерство труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики. Решением республиканской комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО2 отказано во внесении в проект постановления Правительства КЧР о выделении субсидии на приобретение жилого помещения в собственность. Основанием для указанного решения стало то, что заявитель имела в собственности домовладение по адресу: КЧР, <адрес>, а.Кумыш, <адрес>, общей площадью 199,7 кв.м. Однако ДД.ММ.ГГГГ указанное домовладение она продала своей дочери (на сегодняшний день ФИО2 проживает в указанном выше домовладении). Как видно из договора купли-продажи домовладения, на момент регистрации договора в доме были зарегистрированы ФИО2, ФИО5-М., ФИО6-М., ФИО7-М. В связи с тем, что в доме помимо официально зарегистрированных 4 человек проживает ещё 8 человек, а заявительница является вдовой участника Великой Отечественной войны, постановлением Главы Кумышского сельского поселения от 29 декабря 2009 года № 60 она была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Рассматривая документы заявителя, комиссия при отказе руководствовалась ст.53 ЖК РФ, согласно которой граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. При таких обстоятельствах комиссия обоснованно отказала заявителю, установив, что она, продав своё домовладение 15 декабря 2009 года дочери и встав сразу после продажи на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий 29 декабря 2009 года намерено ухудшила свои жилищные условия с целью приобретения права состоять на учёте.

В судебном заседании представитель заявителя - Батчаева Х.Х.-М., являющаяся дочерью заявителя, поддержала доводы и требования, изложенные в заявлении, просила эти требования удовлетворить. Объяснила, что её отец являлся офицером запаса. В 1945 году его направили продолжать службу на границу, и он уволился из армии только в апреле 1947 года, после чего 30 лет преподавал в школе военное дело. Отец умер в 1985 году, не успев воспользоваться никакими льготами. По воле отца её мать передала дом ей. Эти два события - постановка на учёт и продажа дома - никак между собой не связаны. Её мать признали нуждающейся в улучшении жилищных условий из-за жилищных условий. В доме даже нет туалета, он находится во дворе. В настоящее время её мать находится в преклонном возрасте, часто болеет, и поэтому хочет приобрести жильё в <адрес>, поближе к поликлинике. Объяснила, что в доме кроме заявителя проживали и проживают ещё 11 человек, а именно: сыновья Али-Мурат, Ханапи и Магометали, внучка Мира, правнучки Лина и Диана, племянник Роберт с женой Мадиной и двумя детьми Амиром и Асланом, внук Аслан.

Второй представитель заявителя - Айбазова Ш.З. в судебном заседании также просила заявление удовлетворить. Объяснила, что в доме как жили, так и продолжают проживать 12 человек, что подтверждается имеющимися об этом документами. За коммунальные услуги заявитель платит также за 12 человек. Договор купли-продажи дома хотя и был подписан 15 декабря 2009 года, однако его регистрация была произведена лишь 13 января 2010 года. Именно с этого времени право собственности по договору перешло от заявителя к её дочери. Администрация Кумышского сельского поселения и в настоящее время считает заявителя нуждающейся в улучшении жилищных условий. Из постановления Администрации Кумышского сельского поселения не следует, что заявитель была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий из-за отсутствия жилья. Основанием для признания её нуждающейся в улучшении жилищных условий послужила неблагоустро-енность дома, в котором она проживает. Наличие или отсутствие у заявителя дома не могло повлиять на признание её нуждающейся в улучшении жилищных условий. В Федеральном законе «О ветеранах» и в Указе Президента РФ говорится о предоставлении ветеранам субсидии, независимо от их материального положения. Согласно ст.51 Жилищного кодекса РФ в числе условий, необходимых для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, помимо наличия у них помещения площадью менее учётной нормы говорится о проживании в помещении, не отвечающем установленным требованиям. В доме у заявителя из всех удобств имеются только электроснабжение и газоснабжение.

Представитель Правительства Карачаево-Черкесской Республики - Макарова А.В. в судебном заседании просила в удовлетворении заявления отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Объяснила, что у заявителя был дом, который она продала. В этом доме помимо заявителя было зарегистрировано ещё 4 человека. После продажи дома заявитель стала в очередь и была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Республиканская комиссия проверила представленные документы и на основании ст.53 Жилищного кодекса РФ приняла решение отказать заявителю во внесении её в проект постановления о выделении субсидий.

Представитель Министерства труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики, привлечённого к участию в деле в качестве заинтересованного лица, - ФИО9 в судебном заседании просил в удовлетворении заявления отказать.

Представитель Министерства финансов Российской Федерации, привлечённого к участию в деле в качестве заинтересованного лица, - ФИО10 в судебном заседании просил в удовлетворении заявления отказать.

Выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, исследовав имеющиеся в деле документы, суд пришёл к выводу об обоснованности заявленных требований и необходимости их удовлетворения.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст.2). Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст.7). Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст.18). Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется (ст.45). Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ст.46).

Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст.40).

В соответствии с ч.1 ст.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, также на необходимости беспрепятственного осуществления прав, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты.

Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, провозглашённые в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищённости и обеспечении нормальных условий существования (постановление от 16 декабря 1997 года № 20-П, определение от 15 февраля 2005 года № 17-О, определение от 5 марта 2009 года № 376-О-П). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества. Эти конституцион-ные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (ст.25 Всеобщей декларации прав человека, ст.11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, предусматривая при этом, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст.40). Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула; ст.2; ч.1 ст.21 Конституции) и с учётом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, не имеющим возможности самостоятельно обеспечить себя жилыми помещениями. К числу таких граждан федеральным законодательством отнесены ветераны и инвалиды войны и вдовы погибших (умерших) ветеранов и инвалидов войны.

В соответствии со ст.21 Федерального закона «О ветеранах» от 12 января 1995 года № 5-ФЗ

меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляет-ся, в частности, такая мера социальной поддержки, как

обеспечение за счёт средств федерального бюджета жильём членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учёт до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями ст.23.2 данного федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильём один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильём в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильём независимо от их имущественного положения.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1991-1945 годов» в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, было постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильём нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». Этим указом высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации было предложено принять дополнительные меры по обеспечению жильём названных лиц.

В соответствии со ст.51 ЖК РФ

гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учётной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Согласно ч.3 ст.52 ЖК РФ (см. текст в предыдущей редакции)

принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учёт).

Действительно, согласно ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Однако в данном случае оснований для применения указанного положения к заявителю не имеется, поскольку ни Правительством КЧР, ни республиканской комиссией, чьё решение заявителем оспорено, не представлены доказательства того, что заявитель продала принадлежащий ей дом своей дочери намеренно, с целью добиться постановки на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Сама Батчаева Д.И. в своём заявлении и её представители в судебном заседании заявили о том, что признание заявителя нуждающейся в улучшении жилищных условий и совершённая ею сделка по продаже дома никак между собой не связаны, и что эта сделка не была совершена с целью добиться такого признания. Данные объяснения, которые в силу ст.55 и ст.68 ГПК РФ сами по себе являются допустимыми доказательствами по гражданскому делу, подтверждаются документально.

Во-первых, как установлено в судебном заседании, в доме по <адрес> помимо истицы зарегистрированы ещё 4 человека, а фактически проживают ещё 11 человек. Во-вторых, как следует из отзыва Главы администрации Кумышского сельского поселения от 21 февраля 2001 года № 3, решение о признании заявителя нуждающейся в улучшении жилищных условий было принято после обследования жилищно-бытовых условий, в результате которого было установлено, что в доме нет условий для престарелой женщины (нет горячей воды, туалет во дворе). Кроме того, было учтено и то обстоятельство, что помимо самого заявителя в доме проживают ещё 11 человек. Как следует из данного отзыва, Администрации Кумышского сельского поселения и в настоящее время (то есть, на 21 февраля 2011 года - на момент вынесения настоящего решения) считает Батчаеву Д.И. нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Судом учитывается и то обстоятельство, что договор купли-продажи дома между заявителем и её дочерью был заключён не до признания заявителя нуждающейся в улучшении жилищных условий, а спустя 15 дней после этого. В соответствии со 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) и ст.4 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ любые сделки с недвижимым имуществом, а также права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации. Согласно п.2 ст.558 ГК РФ договор продажи жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры подлежит государственной регистрации и считается заключённым только с момента такой регистрации. С этого же времени переходит и право собственности на жилое помещение от продавца к покупателю.

В данном случае договор купли-продажи от 15 декабря 2009 года, по которому Батчаева Д.И. продала свой дом своей дочери, был зарегистрирован 13 января 2010 года, тогда как заявитель была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий постановлением Администрации Кумышского сельского поселения от 29 декабря 2009 года. По состоянию на 29 декабря 2009 года заявитель являлась единоличным собственником дома по <адрес>, и не скрывала данное обстоятельство ни от Администрации Кумышского сельского поселения, ни от республиканской комиссии. Таким образом, поскольку сделка по отчуждению принадлежащего заявителю дома была ею совершена после постановки её на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, сам по себе факт продажи заявителем своего дома не мог повлиять и, как следует из отзыва Администрации Кумышского сельского поселения, не повлиял на решение вопроса о признании заявителя нуждающейся в улучшении жилищных условий. Заявление о предоставлении субсидии на приобретение жилья Батчаева Д.И. подала председателю республиканской комиссии ещё 6 октября 2010 года, то есть задолго до продажи своего дома. Кроме того, сама по себе продажа принадлежащего заявителю дома, вне зависимости от даты совершения данной сделки, не могла повлиять на решение вопроса о её нуждаемости в улучшении жилищных условий, поскольку и после совершения данной сделки Батчаева Д.И. осталась проживать и является зарегистриро-ванной в этом же доме, и её жилищно-бытовые условия остались прежними.

В соответствии с п.1 ст.8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают в том числе из актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей. Аналогичные положения содержатся в ст.10 ЖК РФ, согласно которой жилищные права и обязанности возникают из актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей.

В данном случае жилищные права заявителя, а именно - право считаться нуждающейся в улучшении жилищных условий, возникло из акта органа местного самоуправления - постановления Администрации Кумышского сельского поселении от 29 декабря 2009 года № 60. Данное постановление было принято в пределах полномочий, предоставленных этому органу местного самоуправления. Это постановление не было отменено и не признано недействительным или незаконным судебным решением. Поэтому данное постановление с момента его издания и до настоящего времени имело и имеет юридическую силу и создаёт для заявителя, других указанных в нём лиц и иных участников соответствующих правоотношений вытекающие из этого постановления правовые последствия (порождает жилищные права).

В соответствии с ч.1 ст.14 ЖК РФ ведение в установленном порядке учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях отнесено к полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений. Как видно из ст.51 ЖК РФ, вопросы, связанные с признанием граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий и постановкой на учёт в качестве таковых, отнесены законом к полномочиям органов местного самоуправления. Согласно ч.2 ст.56 ЖК РФ решения о снятии с учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются тем же органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учёт, то есть, органами местного самоуправления.

В данном случае заявитель была поставлена на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий Администрацией Кумышского сельского поселения. Поэтому, исходя из установленного в ст.12 и ч.1 ст.132 Конституции Российской Федерации, а также в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ принципа самостоятельности местного самоуправления, и в соответствии с ч.2 ст.56 ЖК РФ решение о снятии заявителя с учёта в качестве нуждающейся в жилом помещении могло быть принято только Администрацией Кумышского сельского поселения. Несогласие республиканской комиссии, Правительства КЧР или иного органа либо должностного лица с постановлением Администрации Кумышского сельского поселения само по себе не влечёт признание этого постановления недействительным или утратившим силу и не прекращает жилищные права, основанные на этом постановлении. При таких обстоятельствах республиканская комиссия не имела права игнорировать действующее до настоящего времени постановление Администрации Кумышского сельского поселения от 29 декабря 2009 года № 60, а обязана была исходить из того, что в соответствии с этим постановлением Батчаева Д.И. является лицом, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Правомерность данного вывода подтверждается и тем обстоятельством, что письмом от 23 ноября 2010 года № 3159 республиканская комиссия всего лишь рекомендовала Администрации Кумышского сельского поселения снять заявителя с учёта в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Между тем, данная рекомендация не является обязательным к исполнению указанием, тем более, что согласно отзыву от 21 февраля 2011 года Администрация Кумышского сельского поселения до настоящего времени считает Батчаеву Д.И. нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Ссылки представителя Правительства КЧР на то, что в соответствии с Постановлением Правительства КЧР от 29 сентября 2006 года № 362 республиканская комиссия имеет право проверять достоверность сведений, содержащихся в представленных документах, судом признаются несостоятельными, поскольку право на проверку представленных сведений не означает право республиканской комиссии ревизировать, давать правовую оценку и ставить под сомнение выраженные в официальных документах решения, принимаемые иными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах своей компетенции.

В соответствии со ст.12 Гражданского кодекса РФ и ст.11 Жилищного кодекса РФ защита нарушенных гражданских и жилищных прав осуществляется судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством. В числе способов защиты гражданских и жилищных прав ГК РФ и ЖК РФ предусматривают восстановление положения, существовавшего до нарушения права; пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; прекращение или изменения правоотношения.

Как указал Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п.1 постановления от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», в соответствии со ст.46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Исходя из данной конституционной нормы ч.1 ст.11 ЖК РФ устанавливает приоритет судебной защиты нарушенных жилищных прав, то есть прав, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством. Статьёй 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в ст.11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в ст.8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

В соответствии с ч.1 ст.57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Более того, в данном случае обязанность по доказыванию правомерности оспоренного заявителем решения прямо возложена на орган, принявший оспоренное решение.

Статьёй 249 ГПК установлены особенности распределения обязанностей доказывания по делам, возникающим из публичных правоотношений, к которым в силу ч.1 ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

При рассмотрении настоящего дела требование ч.1 ст.249 ГПК РФ Правительством КЧР выполнено не было. Суду не были представлены доказательства правомерности оспоренного заявителем решения, а доводы представителя Правительства КЧР, приведённые в обоснование своей позиции по делу, судом признаются несостоятельными по указанным выше основаниям, приведённым в мотивировочной части настоящего решения.

При таких обстоятельствах суд, оценив в соответствии с ч.1 ст.67 ГПК РФ имеющиеся в деле доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на исследовании этих доказательств, пришёл к выводу о правомерности заявленных Батчаевой Д.И. требований и необходимости их удовлетворения.

Как указано в ст.258 ГПК РФ, признав заявление обоснованным, суд принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объёме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Руководствуясь статьями 2, 194-199, 245-250, 254-258 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление Батчаевой ФИО12 удовлетворить.

Признать незаконным решение республиканской комиссии по реализации полномочий Российской Федерации по обеспечению жильём некоторых категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, об отказе во внесении Батчаевой ФИО12 в проект постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики о выделении субсидий на приобретение жилого помещения.

Обязать республиканскую комиссию по реализации полномочий Российской Федерации по обеспечению жильём некоторых категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, внести Батчаеву ФИО12 в проект постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики о выделении субсидии на приобретение жилого помещения в собственность в целях реализации мер социальной защиты в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах».

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики с подачей кассационной жалобы через Черкесский городской суд в течение десяти дней со дня его вынесения в окончательной форме. В окончательной форме мотивированное решение изготовлено 5 марта 2011 года.

Судья Черкесского городского суда Ю.М.Коцубин